Доклад: "Дуальное обучение-перспективная система обучения"
статья на тему

       Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.

   Данная система обучения специалистов направлена на совершенствование модели подготовки профессиональных кадров с учётом экономических нужд в специалистах для увеличения инвестиционной заинтересованности регионов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад20.88 КБ

Предварительный просмотр:

  Российская Федерация

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение    Московской области

«Чеховский техникум» СП-4

   

ДОКЛАД

«Дуальное обучение – перспективная система обучения»

Подготовил:

Мастер производственного обучения

Усков А.В.

2018год

       Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.

   Данная система обучения специалистов направлена на совершенствование модели подготовки профессиональных кадров с учётом экономических нужд в специалистах для увеличения инвестиционной заинтересованности регионов. 

К основным задачам дуальной системы обучения относятся:

  • создание моделей, обращённых на финансовое участие предприятий в выполнении программ обучения кадров, разработка форматов и моделей сетевого взаимодействия ОО и предприятий в подготовке кадров;
  • создание, утверждение на основе проверок, внедрение и популяризация моделей дуального образования в пилотных регионах. 

Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия. В знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) Адам Смит подчеркивал, что системы ученичества и наставничества в дуальном обучении необходимо считать традиционными методами профессионального обучения на рабочем месте, так как, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали азы профессии .

         Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в     процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации. Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух организациях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой — на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые специалисты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии. Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза.

         Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в системе профессионального образования. При приеме на работу представителей бизнеса интересует не столько  формат «знаний» выпускников учебных заведений, сколько их готовность к  осуществлению профессиональной деятельности.

         Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь,  требовало  выучки  и у других мастеров.

Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе.

Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции  подготовки  отдельным мастером  ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе  социального партнерства предприятий и профессиональных школ. 
        Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования  особенно актуальным является практика подготовки  кадров в Германии. Ее истоки  - в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих  в довоенной Германии
, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве.

 При дуальной целевой подготовке студент приобретает на ранних стадиях обучения определенные профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки  оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии. Помимо всего, будущий специалист при добросовестном труде может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в современных условиях.

         Анализ подготовки трудовых ресурсов  в разных  странах показывает, что подготовка  учащихся  к социальным ролям  работника или предпринимателя, компетентного в вопросах  производственных технологий  и взаимодействия с  профессиональной  средой, имеющего навыки предпринимательского и внутрифирменного менеджмента, позволяет формировать креативную личность, способную реализовать новые идеи в рамках избранной профессии.

Необходимо отметить преимущества дуальной системы обучения:

  •  дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;
  • в механизме дуальной системы подготовки  заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
  • дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе;
  •  заинтересованностью руководителей предприятий в принятии на работу подготовленного специалиста как теоретически, так и практически;
  • образовательные профессиональные организации, работая в партнерстве с предприятием, будут учитывать требования работодателей, предъявляемые в будущем у специалистов во время обучения.
  • работодатель с первых курсов обучения студента будет иметь возможность дать заявку на будущего своего специалиста, как это делается во многих станах мира.

Широкое применение дуальной системы обучения даст возможность трудоустроиться выпускникам вузов по избранной специальности с одной стороны, а с другой стороны - будет решена проблема того, какие специальности и в каком количестве востребованы на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ (ЗАОЧНОЙ) ШКОЛЫ

Специфика работы в классах вечернего (заочного) отделения требует от учителя умения использовать такие формы работы, которые целесообразны для разно уровневой дифференциации. Одним из способов решения...

Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по историина на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Лекционно – практическая система обучения в курсе физики Саратовского областного педагогического колледжа

Статья, обобщающая личный опыт автора по использованию лекционно-практической системы обучения на уроках физики....

Доклад: Дуальное обучение по профессии Сварщик.

Перед техникумом поставлена задача по модернизации содержания и структуры основных профессиональных образовательных программ на основе требований ФГОС СПО, мировых стандартов WorldSkills, профе...