ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ (ЗАОЧНОЙ) ШКОЛЫ
статья по теме

Специфика работы в классах вечернего (заочного) отделения требует от учителя умения использовать такие формы работы, которые целесообразны для разно уровневой дифференциации. Одним из способов решения этой проблемы можно считать зачетную систему и технологию УДЕ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnaya_sistema_po_algebre.docx537.56 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ (ЗАОЧНОЙ) ШКОЛЫ

Школа закладывает необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Выпускники школы должны уметь самостоятельно применять теоретические знания, овладевать навыками и умениями самообразования, стремиться к продолжению своего образования. Для решения этой задачи используются многие пути. Задачи обучения должны решаться комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.

Проблема  воспитания творческой и познавательной активности школьников до сих пор не теряет своей актуальности. Ее решение связано с преодолением присущего процессу обучения противоречия: между разным уровнем усвоения, обучаемости, учебно- познавательного интереса и мотивации. Поэтому перед учителем встала проблема создания системы обучения, позволяющей решить это противоречие.

Наиболее актуальными в преподавании математики являются следующие проблемы:

  1. Знания учащимися осваиваются недостаточно осознано и прочно;
  2. Отсутствует  интерес к изучению предмета, пассивность на уроках.
  3. Недостаточное знание  основных понятий и формул;
  4. Не совсем совершенная система контроля и оценки знаний обучающихся.

Поэтому возникает вопрос «Способна ли зачетная система решить эти проблемы как система обучения?»

Учебную деятельность учащихся условно можно разделить на два основных вида: учебно-познавательную, включающую постановку общих целей обучения, выдвижение и обоснование частных целей, формирование мотивации учебной деятельности, восприятие новой информации, ее переработку, овладение умениями и навыками; контрольно-оценочную, подразумевающую контроль учебной работы учащихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса, оценку результатов работы учащихся, их учет, корректировку учебной деятельности отдельных учащихся.

Чтобы оценочная деятельность более полно выполнила свою функцию организация содержания и процесс обучения должен претерпеть изменения. К таким изменениям можно отнести: а) объединение учебного материала в более крупные блоки, что создает содержательные условия для сознательного его усвоения; б) разработка методики составления зачетов; в) создание условий для постановки вопросов учеников и подлинного учебного диалога во время консультаций.

Соблюдение этих условий может позволить реализовать гуманно контрольно-оценочную деятельность учителя и учащихся.

Введение зачетной системы обучения в классах вечерней (заочной) обеспечивает контроль на уровне обязательных результатов обучения и на уровне возможностей школьников. В этой схеме обучающиеся не могут  быть пассивным объектом деятельности. Использование зачетной системы предполагает проведение системы уроков различного типа: лекция, практикум, повторительно-обобщающие уроки, текущие и тематические зачеты. Во внеурочное время проводятся консультации для учащихся, где используется индивидуальная форма обучения. Обязательным условием  обучения, по зачетной системе,  является систематическое отслеживание результатов. Ведется журнал учета сдачи зачетов и индивидуальных заданий.

Создавая зачетную систему, необходимо разработать учебно-методическое обеспечение. В каждом классе, в соответствии темами программного материала, разрабатываются зачеты. Заводятся папки,  в которых собраны теоретические вопросы каждого зачета и практическая часть к ним. Каждая карточка практической части зачета (их несколько вариантов)  имеет задания обязательного и повышенного уровня. Кроме этого для уроков практикумов разрабатываются  карточки  с уровневыми заданиями.                            ВЫБОР УРОВНЯ УСВОЕНИЯ:

Возможность выбрать уровень усвоения, в частности ограничиться уровнем обязательных требований при изучении нелюбимых или трудных предметов, поможет избежать перегрузки школьника. С другой стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки, мы сможем направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию и полному раскрытию способностей.

Эти уровни и, прежде всего уровень обязательной подготовки, должны быть открытыми, т. е. известными учащимся и понятными им. Только в этом случае можно рассчитывать на их познавательную активность, на заинтересованность в результатах своего труда. Поэтому открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе, позволяет опереться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития. Необходимо признать, что каждый имеет право сам, добровольно выбирать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Именно такой подход способствует психологическому комфорту обучающихся в школе, формирует чувство уважения к себе и к окружающим, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений. 

ПРЕИМУЩЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

Зачётная система в школе – это одна из форм организации учебного процесса в условиях вечерней школы. Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. В соответствии с общими целями обучения и развития учащихся, требованиями стандарта образования по математике  к уровню подготовки выпускников основной и средней школы проверяется не только овладение ЗУН, но и различными видами компетентности.

ЗАДАЧИ ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ:

  1. обеспечить качественное усвоение государственных стандартов.
  2. содействовать ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и достижение 100% успеваемости.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ:  Она начинается с выяснения конечной цели: какие понятия, величины и термины надо изучить, какие типовые задачи научить решать, какими учебными пособиями научить пользоваться и т.д. Исходя из этого,  выбираются формы учебных занятий, составляются вопросы к зачету, подбираются творческие и  домашние задания.  Независимо от формы зачёта, учащимся предлагаются дифференцированные задания. При организации контроля результатов учебной деятельности обучающихся необходимо определить уровень достижений каждого учащегося в соответствии с требованиями учебной программы и его успехи в развитии умственных способностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЧЕТА: Содержание зачета определяется списком вопросов, которые объявляются обучающимся заранее, определяются типы задач, которые будут входить в контрольную работу.

Наряду, с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем.

В результате использования зачетной системы можно сделать следующие выводы:

1. Контроль учебной деятельности в такой системе направлен на конкретного ученика с его физическими, психическими, возрастными особенностями. Система зачетов позволяет реализовать основные цели контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся:                      • активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;                                                               • развитие самооценки  учащимися уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности.                                                                                                                                                  2. Предоставление учащимся информации в более крупном блочном виде позволяет ученикам самостоятельно планировать продвижение в усвоении учебного материала, ставить вопросы и находить на них ответы. Важно выбрать соответствующие формы и средства контрольно-оценочной деятельности учащихся. Эти формы должны усилить ее диагностическую, обучающую, развивающую и управляющую функции.

Применение зачетной системы  обучения  позволяет выделить ряд положительных моментов для эффективного достижения положительных результатов обучения, а именно:

  1. позволяет проверить знания при завершении изучения темы;
  2.  имеет возможность продемонстрировать результаты усвоения темы в целом, показать, насколько осмысленно и систематично овладели обучающиеся изученным материалом;
  3.  позволяет разносторонне проверить математическую подготовку учащихся;
  4.   помогает вести строгий учет знаний и умений каждого ученика, выявляя пробелы в его подготовке.

Таким образом, конечной целью зачетной системы обучения является достижение всеми учащимися уровня программных требований по математической подготовке и обеспечение дальнейшего их развития, активизация учащихся на протяжении всех уроков и осуществление контроля и учета знаний, умений и навыков.

Проведен сравнительный анализ результатов  входных контрольных работ и итоговой аттестации по алгебре в 9-10 кл.

Класс

Успеваемость(%)

Качество (%)

На начало года

Итоговая

аттестация

На начало года

Итоговая

аттестация

 9-2

75

100

17

33

10-1

80

100

20

33

10-2

75

100

10

20

10-3

     70

100

19

25

                                                                                                                                                                    Результаты итоговой аттестации подтвердили рост уровня обучаемости  по алгебре, это подтверждает положительное влияние зачетной системы на качество обучения.

                                               

Приложение 1.              «МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»

                 Это своеобразная система методического обеспечения обратной связи "ученик-учитель", залог усвоения учащимися программного материала.


Приложение 2.

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ В КЛАССАХ ВЕЧЕРНЕЙ (ЗАОЧНОЙ) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 (алгебра и начала анализа 10 класс, учебник А. АБЫЛКАСЫМОВА)

ЗАЧЁТ № 1

по теме: «Функция. Способы её задания»

Перечень требований к ЗУН по теме:

Иметь представление: 

  1. О функции, области определения и множестве значений функции;
  2. О способах задания функции;
  3. Об элементарных функциях и их графиках;
  4. О построении графиков и определения по ним свойств этих функций;
  5. О простейших преобразованиях графиков функций;
  6. О чётности и периодичности функций;
  7. Об обратных функциях и их графиках;
  8. О простой схеме исследования функции.

Знать:           

  1. Алгоритм исследования функции;
  2. процесс построения графиков;

Уметь:   

  1.  Уметь находить значения функции, область определения функции.

  1. Грамотно оформлять изучаемый материал в виде справочника и уметь им пользоваться;
  2. определять промежутки знакопостоянства;
  3. определять промежутки возрастания и убывания, функции;
  4. определять точки экстремумов;
  5. использовать алгоритм исследования функции при построении графиков.

 Приложение 3. 

ЗАЧЁТЫ №2-3

по теме: «Тригонометрические функции и тождества.

                     Простейшие тригонометрические уравнения»

По зачётному разделу: «Тригонометрические функции и тождества.

                                             Простейшие тригонометрические уравнения»

Срок сдачи зачета: декабрь

Иметь представление:

  1. О применении тригонометрических функций в смежных общеобразовательных курсах, различных отраслях народного хозяйства и развитии научно – технического прогресса;
  2. О единичной окружности и начальном радиусе;
  3. Об образе произвольного угла на единичной окружности;
  4. Об определении тригонометрических функций на прямоугольном треугольнике;
  5. О применении свойств тригонометрических функций;
  6. О доказательстве основных тригонометрических тождеств и их применении при преобразовании выражений;
  7. О построении графиков тригонометрических функций с помощью единичной окружности и определения по ним свойств этих функций;
  8. О чётности и периодичности тригонометрических функций;
  9. Об обратных тригонометрических функциях и их графиках;
  10. О графической интерпретации решений простейших тригонометрических уравнений;
  11. О простейших тригонометрических неравенствах.

Знать:   

  1. Формулы перевода углов из градусной меры в радианную, и наоборот;
  2. Обозначения основных радианных и градусных угловых величин на единичной окружности;
  3. Периоды тригонометрических функций и процесс построения их графиков;
  4. Формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.

Уметь:   

  1. Грамотно оформлять изучаемый материал в виде справочника и уметь им пользоваться;
  2. Показывать образ угла произвольной величины на единичной окружности;
  3. Определять значения тригонометрических функций по таблице;
  4. Решать задачу по нахождению значений тригонометрических функций одного и то же аргумента;
  5. Применять изученные формулы и свойства тригонометрических функций при вычислениях и преобразованиях тригонометрических выражений;
  6. Строить графики тригонометрических функций и по ним описывать свойства;
  7. Выполнять несложные преобразования графиков;
  8. Находить с помощью таблицы значения обратных тригонометрических функций и выполнять с ними несложные преобразования;
  9. Решать простейшие тригонометрические уравнения.

1.

2. Значение тригонометрических функций некоторых углов

0

sin 

0

1

0

–1

cos 

1

0

–1

0

tg 

0

1

0

ctg 

1

0

0

                                                                                       

3. Тригонометрический набор координат

у = sin x        синусоида

у = cos x        косинусоида

у = tg x        у = ctg x

тангенсоида        котангенсоида

 4.. Решение тригонометрических уравнений

Уравнения

Формула решений

Примечания

sinα = a

x =arcsin a + πn, n  Z

sinα = - a  x =arcsin a +πn, n  Z 

≤1

cosα = a

x = ± arccos a + 2πn, n  Z

cosα = - a  x = ± (π- arccos a) + 2πn,n Z

tgα = a

x =  arctg a + πn, n  Z

tgα = - a  x = - arctg a + πn, n  Z, a  R

ctgα = a

x =  arcctg a + πn, n  Z

ctgα = - a  arcctg(- a)=π – arcctg a+πn, nZ, aR

Частные случаи: при а = 1; 0; –1 решение уравнения записывается в виде (n  Z):

Приложение 5. Способ решения тригонометрических неравенств

 Чтобы решить простейшее тригонометрическое неравенство нужно:

1.        Провести прямую к линии соответствующей функции.

2.        Выделить дугу, на которой лежат решения неравенства.

3.        Найти концы этой дуги, помня, что обход совершается против часовой стрелки от меньшего числа к большему.

4.        Прибавить к концам интервала числа, кратные периоду функции.

Пример:

Решить неравенство .

Решение.

Все решения, удовлетворяющие заданному неравенству, лежат на дуге l. Найдем ее концы:

С учетом периода синуса, запишем ответ:

.

Ответ: 

ЛИТЕРАТУРА

1. Чакликова С.Е., Адильбаева Т.А., Рустемова Н.И.  Учебная программа Алгебра и начала анализа для 10-11 классов ОГ  

2. Государственные стандарты Образования Республики Казахстан

3. Берсенева Т.А. Зачетные формы организации контроля знаний старшеклассников. //Матем. в шк., 1988. -№6. -с.21-24.

4. Беспалько В.П. Критерии для оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения. В кн.: Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. (Доклады научной конференции) М.: МГУ, 1967. - с.3-23.

5 . Гингулис Э Ж. Развитие математических способностей учащихся. //Матем. в шк., 1990. №1. - с.14-17.

6. Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе. // Матем. в шк., 1990. №4. - с.27

7. Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении математике. //Матем. в шк., 1990. №4. - с.14-21.

8. Захарова А.В., Шакенова Л.Х. Учебное сотрудничество как фактор формирования самооценки школьника. // Новые исследования в психологии. 1990.-№2.-с.37-41

9. Капиносов А.Н. Уровневая дифференциация при обучении математике в 5-9 классах. // Матем. в шк., 1990. №5. - с. 16-19.

11. Колобова Е.В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся. // Матем. в шк., 1991. №3. - с.25-27.

12.  Чередов И.М. Формы учебной работы в школе. М.: Просвещение, 1988. - 160с.

13. Глейзер Г.Д., Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для 10-12 классов вечерней (сменной) школы и самообразования. // Москва «Просвещение» 1989

 Бегешева Гульнара Кусмановна

Учитель математики КГУ «Школа-лицей № 31»

классов вечернего (заочного) обучения

г. Усть-Каменогорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение лексики для детей начальной школы (первый год обучения)

Данная методика разработана для быстрого и эффективного внедрения новых иностранных слов для детей начальной школы (2 класс), без изучения правил чтения иностранного языка. Ни для кого не секрет, что ...

Преподавание курса «Физическая культура» в системе СПО в условиях реализации требований ФГОС/

Принципиально новая направленность профессиональных образовательных стандартов требует обновленного подхода к постановке целей в преподавании курса «Физическая культура» в системе ср...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования

Статья  "Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования" имеет своей целью обозначить роль инноваций в системе профессионального образования и ста...

Особенности преподавания английского языка в системе СПО в условиях цифровизации.

В данной статье рассматриваются особенности преподавания иностранного языка в системе СПО в условиях цифровизации. Выявляются возможности и риски применения различных цифровых технологий при организац...

Благоприятный психологический климат в обучении - главное, условие в развитии обучающегося специальной (коррекционной) школы.

Благоприятный психологический климат в обучении - главное, условие в развитии обучающегося специальной (коррекционной) школы....