Статья Формы организации производственного обучения
статья по теме
Статья Формы организации производственного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formy_organizatsii_proizvodstvennogo_obucheniya_word.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы организации производственного обучения
Производственное обучение – формирование у учащихся профессиональных умений и навыков; применение знаний на практике. Производственное обучение – практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности, на которое отводится 50% всего учебного времени. Оно является частью учебного процесса и включает деятельность мастера и деятельность учащихся. В деятельность мастера производственного обучения входит:
− создание у учащихся полного представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах выполнения и контроля трудовых действий;
- руководство деятельностью учащихся при выполнении ими трудовых действий;
− контроль и анализ учебных достижений учащихся, проверка и оценка их знаний, умений и навыков.
Деятельность учащихся заключается в учении: систематический сознательный и целенаправленный учебный труд по усвоению знаний и умений и навыков. С одной стороны учение проявляется в трудовой учебной деятельности при выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, наладке механизмов и др. подобные работы. С другой стороны это – восприятие и осмысление инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, поиск наиболее рациональных способов выполнения работы. Содержание деятельности мастера производственного обучения зависит от конкретного содержания профессии и темы и периода обучения, подготовленности учащихся и условий обучения.
Процесс производственного обучения характерен специфическими особенностями в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов, средств обучения. Технологию производственного обучения определяют особенности процесса производственного обучения:
1. Для процесса производственного обучения приоритетным является формирование профессиональных умений и навыков учащихся перед формированием профессиональных знаний. Это обусловливает высокие требования к мастеру производственного обучения как к специалисту-профессионалу, определяет выбор и способы применения форм, методов и методических приемов процесса обучения. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации.
2. Производительный труд учащихся — основное средство производственного обучения. Участие учащихся в производительном труде, необходимость самостоятельного принятия решений в разнообразных производственных ситуациях объективно определяют высокие требования к уровню познавательной и учебно-производственной активности учащихся.
3. Тесная взаимосвязь теории и практики. Это определяет необходимость координации изучения специальных предметов и производственного обучения таким образом, чтобы теория, опережала практику как по содержанию, так и по времени изучения.
4. Структура процесса производственного обучения — сочетание обучения учащихся в специально организованных условиях (учебных мастерских, учебных лабораториях, на учебных участках, полигонах, в учебных хозяйствах, на учебных установках и т.п.) и в условиях реального производства.
5. Специфика средств осуществления процесса производственного обучения – наряду с дидактическими средствами обучения особое значение приобретает учебно-материальное оснащение учебно-производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, оснастка, техническая и технологическая документация.
Примерная классификация и структура типов уроков производственного обучения и методы обучения
Урок изучения трудовых приемов и операций
1. Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.( Объяснение, беседа (информационный)
2. Показ выполнения приема или операции в целом. (Изложение, рассказ, применение комплексных средств обучения)
3. Демонстрация по элементам приема или операции. Объяснительно-иллюстративный
4. Текущий инструктаж. Беседа, изложение
5. Самостоятельное выполнение упражнений, заданий учащимися.
6. Проверка правильного выполнения технологических приемов и операций.
7. Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их появления, предупреждение, их устранение. Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)
8. Домашнее задание. Беседа, объяснение (репродуктивный)
9. Уборка рабочего места.
Урок изучения трудовых процессов и комплексов операций
1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.
2. Показ выполнения приема и операций.
3. Демонстрация поэтапного выполнения приемов и операций.
4. Показ выполнения приемов и операций в комплексе.
5. Текущий инструктаж.
6. Самостоятельное выполнение учащимися трудовых приемов и операций. 7. Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их появления, предупреждение, их устранение.
8. Домашнее задание.
9. Уборка рабочего места.
Урок проверки практических знаний, умений и навыков
1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.
2. Воспроизведение и показ выполнения трудовых процессов
3. Самостоятельное выполнение учащимися операций, приемов комплекса трудовых действий
Цель урока – основа качества производственного обучения
− Цель – это прогнозируемые результаты обучения учащихся.
− На практике планируют конкретные цели, вытекающие из содержания учебного материала данной темы.
− Цель должна опираться на анализ основного, главного содержания темы урока.
− К постановке целей мастер производственного обучения должен подходит комплексно, рассматривая цели образования, воспитания и развития учащихся в органическом единстве и взаимных связях. − Цели должны комплексно включать в себя все то основное, что учащимся предстоит усвоить, сделать в ходе уроков. − Общим приемом формулирования, конкретизации целей урока по определенной теме является использование глаголов, указывающих на действия учащихся, мастера и предполагаемый результат урока. − Важным требованием в определении цели является ее диагностичность, т.е. анализ мастером п/о достигнутых результатов на уроке. − Цели необходимо конкретизировать по уровням обучения учащихся (репродуктивном и продуктивном уровнях). − Комплексная цель урока производственного обучения заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них умений и навыков выполнения производственных работ по профессии.
Примерный перечень обучающих целей урока производственного обучения
− Обучить учащихся трудовым движениям …;
− Обучить трудовым действиям и приемам…;
− Сформировать (отработать) у учащихся профессиональные навыки и привычки…;
− Усовершенствовать трудовые действия и приемы…;
− Научить учащихся производить, осуществлять…;
− Закрепить (углубить, развить) ранее изученные материалы по…;
− Сформировать у учащихся прочные практические знания о… (указать конкретно);
− Обучить учащихся умению предвидеть возможные виды брака;
− Углубить ранее изученные знания… при отработке приемов…;
− Обучить распознаванию признаков нарушений нормального хода технологического процесса… на основе привлечения знаний из…;
− Показать роль знания основных положений… в предупреждении и устранении возможных ошибок (причин брака)…;
− Раскрыть сущность выполняемых трудовых действий и приемов…;
− На основе привлечения знаний из области… создать у учащихся прочную ориентировочную основу трудовых действий при…;
− Научить учащихся своевременному предупреждению дефектов и брака продукции…;
− Обобщить и систематизировать знания… при изучении приемов;
− Научить учащихся применять ранее изученные знания… при составлении инструкционно-технологической документации…;
− Проследить динамику развития знания… до алгоритма трудовой деятельности… и т.д.; − Сформировать умения…;
Подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии, принимать и сдавать рабочую смену, подбирать инструмент, научить составлять технологический процесс, разрабатывать инструкционные и инструкционно-технологические карты; читать рабочие чертежи, пользоваться технологической документацией; − Обучать само и взаимоконтролю, развивать самостоятельность при выполнении…; − Осуществлять контроль за качеством знаний…, умений, навыков при выполнении операций, комплексных, пробных, проверочных работ и т.д
Примерный перечень развивающих целей урока производственного обучения
− Формировать и развивать умения анализировать;
− Научить учащихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части; − Научить учащихся умениям: рационально организовывать и планировать свой труд, распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков;
− Зрительно контролировать правильность и точность своих движений, развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию, формировать умения; − Осуществлять планирование своих действий, своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса;
− Предвидеть возможные виды брака;
− Научить применять теоретические знания на практике; − Формировать поисковый стиль мышления и работы…
Примерный перечень формулировок воспитательных целей урока производственного обучения
− Формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности учащегося; ответственного отношения к порученному делу; критического мышления; чувства долга и ответственности; чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности, деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению, культуры труда, нетерпимости к недостаткам, умения работать в бригаде, звене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).
Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...
ЦЕЛИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
материалы урока...
Статья: "Роль мастера производственного обучения в процессе формирования современного рабочего"
В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими...
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...
Статья "Роль мастера производственного обучения вождению в учебно-воспитательном процессе "
В этой статье говорится о тонкостях работы мастеров производственного обучения вождению...
Статья " Целеполагание в производственном обучении "
Сущность процесса производственного обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание (целеполагание в педагог...