Методические рекомендации
статья на тему

На сегодняшний день актуальна проблема обучения студентов имеющих какие либо отклонения в здоровье. В помощь педагогу созданы данные рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский технический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дистанционное образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в как доступность качественного образования

Выполнил: преподаватель

Теличкина И.П.

г. Хабаровск

2017 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

3

1.

Психолого - педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения в условиях дистанционного образования

4

1.1

Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

5

1.2

Тьютор как педагогическая специальность в системе профессионального образования

6

2.

Содержание психолого-педагогического мониторинга с целью внедрения дистанционного образования

11

2.1

Понятие, задачи и этапы психолого - педагогического мониторинга

11

2.2

Современные технологии мониторинга. Психолого - педагогические аспекты дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

13

3.

Изучение самооценки детей с ОВЗ и их отношения к дистанционному обучению

17

3.1

Основные понятия и виды самооценки

17

3.2

Основные понятия и виды анкеты. Этапы в разработке анкеты. Конструирование анкеты для студентов с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных технологий

18

Заключение

20

Список литературы

21

Приложение 1

22

Приложение 2

23

Приложение 3

24

Приложение 4

27

Приложение 5

29

Глоссарий

33


ВВЕДЕНИЕ

Вспомним положение из Всеобщей Декларации Прав Человека: «Все люди рождаются свободными и равными». В современном обществе проблема получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. Актуальна она и для всех образовательных организаций, где обучают детей из разных социальных групп (дети сироты, вместе с детьми из многодетных семей и детьми из полных семей), дети из разных возрастных групп, дети с разными возможностями здоровья, вместе учатся дети из разных религиозных конфессий. Можно еще перечислять, но главное то, что между такими разными ребятами, между детьми и взрослыми происходит общение.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится острее в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе (Приложение 1). С другой стороны, с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года появились новые возможностями для адаптации подобных детей в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. Профессор И.В. Соколова считает, что к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения [19].

Цель модернизации системы специального образования состоит в реализации конституционного права на получение доступных форм образования всеми группами обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами национальной инициативы «Наша новая школа» (Приложение 5) предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования [25].

Система дистанционного обучения обеспечивает качественное, массовое и индивидуализированное образование. Дистанционное обучение предоставляет обучающимся возможность освоения любых базовых и профильных программ независимо от места проживания и обучения, самостоятельно изучить курс, углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы, ликвидировать пробелы в своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни, а так же обучаться детям, не имеющим возможности посещать занятия.

Немаловажную роль в процессе учебной деятельности играет психолого-педагогический мониторинг. Он позволяет исследовать качественные характеристики восприятия и усвоения знаний, умений и навыков детьми. С его помощью оценивается познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая и личностная сторона обучаемого, а так же динамика их развития.

Объект – система специального образования, личностные характеристики детей с ОВЗ, значимые для использования дистанционного обучения.

Предмет – специальные образовательные программы, самооценка, отношение детей к дистанционному обучению.

Цель проекта – описать методику психолого- педагогического мониторинга в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Задачи:

1) изучить, обобщить и систематизировать теоретический материал по проблеме дистанционного обучения детей с ОВЗ;

2) описать технологию использования анкет для выявления субъективной оценки студентов в необходимости дистанционного обучения;


  1.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» отражает необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью данной категории детей является незавершенность всех этапов его психологического развития. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".

Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, так как в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Сложность и характер нарушения нормального развития детей определяют особенности формирования у них необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один студент с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность студентов. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).

Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о том, что надо дать интегральное (обобщенное) описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития, в отдельности.

В результате реализации указанных требований должно быть: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

- использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);

- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

- выявления и развития способностей детей с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

- включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы профессионального образования, проектирование и развитие внутри образовательного учреждения социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- использования в образовательном процессе современных научно-обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

- взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя, в том числе и наличие или отсутствие инвалидности определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т. п.).

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности детей в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.

Совершенно очевидно, что в каждом отдельном конкретном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» -- от общеспецифических до индивидуально-ориентированных.

Необходимость тьюторства 

Реформирование современного образования связано с введением новых рабочих профессий и педагогических специальностей. Сегодня мир отличается ростом самосознания, актуальным становится право на индивидуальную траекторию развития. Главным источником совершенствования образования становятся компьютерные инновации. Сегодня студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. Но наряду со студентом, обучающимся с большими интеллектуальными и познавательными способностями, встречается другой – нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий особой тяги к знанию. Например, у детей с ограниченными возможностями здоровья может быстро угаснуть непосредственный интерес к заданию, требующему терпения и вдумчивости, он не проявляет активности в учебной работе, не стремиться улучшить свой результат, преодолевать возникающие трудности. К допущенным ошибкам обучающийся относится более или менее безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять причину своей неудачи. Главной целью образования становится необходимость воспитать студента, которому в жизни придётся не раз поменять свои жизненные стратегии, профессиональные обязанности, что на данный момент развития общества сменяются ситуативно, как индивидуальные, а не имеющие регламентированной «формы». Образование не может не быть индивидуализированным, это меняет взгляд на педагогические отношения. Из просветительской модели происходит трансформация в сопровождающую [28]. Из вышесказанного, введение принципа индивидуального образования, является более чем актуальным вопросом. Сегодня появляются предпосылки для развития тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся индивидуальностью взаимодействия преподавателя с обучающимся.

Возникновение тьюторства 

Ещё в 12 веке в английских университетах сформировался Институт тьюторства и имел отпечаток монашеского, особого значения, т.к. тогда учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни. Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, являющиеся образцом децентрализованного высшего образования. Студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор - наставник помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам. К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником. Он выбирал для воспитанников необходимый спектр знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Знаменитый английский педагог Джон Локк отметил, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора – развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование – это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора – не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». По егго мнению тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.

Тьюторство в современном образовании

 Для России данная профессия стала новой. В 2007 году была организована «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию» для  поиска новых образовательных технологий. Известно множество вариантов определения слова «тьютор». В переводе с английского языка: tutor – наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор – лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача – быть знающим наставником своих воспитанников [1]. Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство [2]. 1. Тьюторство – поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач). 2. Тьюторство – сопровождение (помощь направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности). 3. Тьюторство – фасилитация (деятельность направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении). Специальность «Тьютор» утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216) и внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. До сих пор исследования ведутся по вопросам: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Вырастет ли эта профессия из нашей почвы или импортируется из зарубежных образовательных систем?

Виды тьюторства в образовании

В российской образовательной системе в настоящее время тьютор, в европейском понимании этого термина, отсутствует. Его функции реализуются частично – научными руководителями различных проектов, преподавателями, активами студенческого самоуправления, и самими студентами. Существует несколько направлений, где тьютор может найти своё применение, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня квалификации. Перечислим и кратко охарактеризуем виды тьюторской деятельности, встречающейся в образовательных организациях. «Тьютор-стажёр». Им может стать студент старших курсов, активист студенческого самоуправления. Они оказывают помощь абитуриентам, студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекают во внеучебную работу и помогают освоить образовательное пространство. «Тьютор-наставник» – прошедший тьюторскую подготовку выпускник колледжа, возможно, получающий в дальнейшем высшее образование. Основной задачей тьютера этого уровня будет сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего специалиста. «Тьютор-супервизор» – профессор, непосредственной задачей которого становится «усиление» рефлексии и организацию работы тьюторов, формирование, поддержку и выявления специфического стиля педагога.

3.5 Перспективы развития тьюторства в образовании России

 Из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главной целью деятельности тьютора в процессе обучения является «…профессиональная педагогическая организация реализации и формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации ИОП. Тьютор – это педагог, помогающий студенту с ОВЗ научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных задач. Он направляет своего подопечного к свободе и самостоятельности, учит понимать свои возможности, чтобы действовать эффективно и успешно. Тьюторская деятельность предполагает сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других - сопровождение дистанционного обучения, в третьих особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности. Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общие понимание целей и идей тьюторства объединяет их. Во взаимодействии студента и тьютора лежит субъективная активность учеников, основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся… - помощь в определении личного участия обучающегося в разработке индивидуальной образовательной программы и помощь в организации самостоятельной работы. Но основная задача тьютора - формирование индивидуальной образовательной программы для студентов с ОВЗ. Индивидуализация такой программы, предполагает закрепление главного выбора содержания образования за студентом. Тьютор не должен выбирать цели за студентов, он помогает увидеть обучающимся альтернативные пути их движения, оказывает помощь в развитии необходимых личных черт и компетенций [3].


4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ. СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

4.1 Понятие, задачи и этапы психолого-педагогического мониторинга

Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» – в переводе означает напоминающий или предостерегающий. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах [26].

В научной литературе 80-ых годов XX века, понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже, в более поздний период наблюдение сменяется на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе». На сегодняшний момент представляется наиболее точным и универсальным следующее определение мониторинга:

Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга – это его нацеленность на управленческие решения. Анализ теоретико-методологических основ модернизации образования, в особенности такой его важнейшей характеристики, как управление, в значительной степени базируется на современном понимании мониторинга образования, его сущности и содержании. С научно-педагогической точки зрения одной из сторон деятельности является гностическая деятельность, то есть проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности, в связи с которой в последнее время стали использовать понятие “педагогический мониторинг” [11].

Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательного учреждения и органы управления качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Частью педагогического мониторинга развития и обучения в образовательном учреждении является психологической мониторинг.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).

Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть психологическая готовность обучающихся  к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др. [22].

Психологический мониторинг – особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии обучающихся  школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

- получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в колледже;

- предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

-структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Работа психологической службы общеобразовательного учреждения в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия, психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия и т.д. Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и прежде всего качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

Педагогическая и психологическая трактовки образовательного процесса и результатов обучения при существенных различиях тесно взаимосвязаны. Нельзя изменить уровень развития ребенка, не расширяя при этом его осведомленность и круг практических умений. Невозможно формировать полноценные знания и умения, не изменяя при этом уровень психического развития. Поэтому показатели результативности образовательного процесса являются по своей сути психолого-педагогическими.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в колледже:

- познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

- мотивационная сфера и динамика ее развития;

- эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

- личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

При проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.

1 этап – подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.

2 этап  пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.

3 этап – полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.

4 этап – обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.

5 этап – составление рекомендаций [26].

Таким образом, мониторинг является неотъемлемой частью в образовании и других сферах деятельности. Мониторинг предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах. Психологический мониторинг позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику, личностные особенности обучающихся. Это позволяет наметить пути образовательного процесса, индивидуальную работу с учащимися, позволяет выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения.

4.2 Современные технологии мониторинга. Психолого-педагогические

аспекты дистанционного образования обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья

Совершенствование и распространение сетевых технологий, в первую очередь Интернета, внедрение их в культуру и систему социальных взаимодействий оказывает влияние на практику психологических исследований. Применение интернета можно рассматривать как этап в развитии методов психологических исследований. Психологические исследования, опосредствованные Интернетом, включают такие разнообразные традиционные методы, как опросы и интервью, мониторинг и включенные наблюдения, корреляционные исследования и эксперименты, обозначаемы с помощью прилагательного «сетевой»: сетевые опросы, сетевые интервью и так далее [20].

Основной методической проблемой, интересующей психологов при проведении интернет исследований, являются вопросы их внешней и внутренней валидности. Для того чтобы оценить внешнюю валидность исследования, применяют сравнение результатов исследования, проведенного посредством интернета, с результатами предыдущих исследований, которые проводились традиционным способом (Krantz, Dalal, 2000). Недостаточная внутренняя валидность интернет исследований может быть обусловлена: ненадежной работой сети; недостаточным контролем ситуации исследования; недостаточным контролем состава участников. Основные меры, предпринимаемые исследователями для повышения внутренней валидности исследований, связаны с контролем выборки испытуемых и ситуации эксперимента.

Формирование репрезентативной выборки – сложная, но решаемая задача. Для этого предлагается различными способами привлечь как можно большее число испытуемых и регистрировать их данные, контролируя и пресекая при этом многократное заполнение теста одним испытуемым. Из общей выборки стандартными методами исследователь отбирает для дальнейшего анализа репрезентативную группу испытуемых [9].

Таким образом, проведение интернет исследований является линией развития методов психологического исследования. По сравнению с традиционными видами психологических экспериментальных исследований, интернет исследования обладают и рядом недостатков (проблемы внутренней валидности), и достоинствами (повышение внешней валидности).

Мониторинговое изучение и учет мнений непосредственных участников образовательного процесса – важная составляющая процесса управления системой образования в целом и образовательными учреждениями в отдельности, объективной качественной и количественной оценки их деятельности. Развитие всемирной паутины Интернет и снижение цен на информационные услуги создают условия, когда мониторинг становится возможным в удобное для человека время, в удобном месте, не отрывая его от других видов деятельности [10].

Дистанционные технологии значительно продвинулись с момента внедрения в образовательные процессы различного уровня. Появление систем дистанционного обучения вызвано необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. С экономической и организационной точек зрения существующие формы обучения не позволяют решить эти проблемы на практике, тогда как дистанционное обучение, базирующееся на широком использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечивает их решение.

Дистанционное обучение – это новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществить обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и обучающимся [17].

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения любых базовых и профильных программ независимо от места проживания и обучения. Оно дает возможность самостоятельно изучить курс, который не преподается в той колледже, где учится ребенок, углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы, ликвидировать пробелы в своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни, а так же вести обучение обучающихся , не имеющих возможность посещать обычную школу [10].

В современном обществе отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно детям с ОВЗ, требует особого внимания, как со стороны государства, так и общества. Исходя из этого, в обществе разрабатываются и принимаются дополнительные законы, а также нормативные акты, направленные на совершенствование работы с данной группой [15]. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких обучающихся: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать обучающихся с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности для свободной социализации и адаптации этих обучающихся .

Сегодня около 10% всего населения мира (650 млн. человек) имеют ОВЗ. В России насчитывается от 10 до 15 млн. Однако наша социальная среда не приспособлена к специфическим требованиям этой группы людей. Отсюда развиваются специальные коррекционные заведения, в которых дети с ОВЗ живут и учатся отдельно от своих сверстников. В России функционируют около 2 тысяч коррекционных школ, где обучаются более 210 тысяч детей с различными недостатками в физическом и психическом развитии. В то же время ежегодно на дому обучается свыше 40 тысяч обучающихся с ОВЗ с приходящими педагогами.

Однако такое положение дел не может устраивать в первую очередь самих обучающихся, у них есть много вопросов и проблем, которые требуют решения. Поэтому необходим комплексный подход в решении данной проблемы, особенно на уровне регионов, когда разрабатываются образовательные программы, в которых отдельно предусматриваются дополнительные меры для обучения детей с ОВЗ. Как показывает практика, наиболее эффективным способом решения этих проблем является использование в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, развитие сетевых форм взаимодействия на основе глобальных сетей [9]. Решением проблемы получения школьного образования для обучающихся  с ОВЗ во многих случаях может стать применение новых информационных технологий обучения на дому [24].

Сегодня в российском обществе разработаны рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей с ОВЗ, нуждающихся в обучении на дому. Вот одни из основных рекомендаций, затрагивающих направления дистанционного обучения детей с ОВЗ на дому:

  1. правовая основа организации дистанционного обучения детей с ОВЗ, нуждающихся в обучении на дому [17];
  2. создание и организация деятельности Центра дистанционного образования детей с ОВЗ;
  3. организация образовательного процесса.

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.

Анализ состояния и перспектив получения образования лицами с ОВЗ показывает наличие определенных трудностей и проблем, заметно влияющих на реализацию конституционного права на получение ими образования. Одна из важных проблем детей с ОВЗ, обучающихся при помощи дистанционных технологий – это наличие психологических трудностей. Речь идет не только о том, что данная группа обучающихся  требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам [9]. У большинства обучающихся  работоспособность снижена из-за долгого пребывания за компьютером, из-за повышенной отвлекаемости при обучении в домашних условиях на внешние раздражители (например, отвлекаемость на посторонние разговоры, телевизор и т.п.), из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам [7]. В условиях обучения с помощью дистанционных технологий невозможным является отслеживание эмоционально-волевой сферы детей, как они реагируют на те или иные задания, выполняет ли он их легко или с большим трудом. Важным моментом является реакция детей на успех-неуспех в выполнении задания, критичны ли они к результатам своей деятельности – что с использованием дистанционных технологий не отследить. Дети, которые большую часть своего времени проводят за компьютером, подвержены стрессам, различным заболеваниям, психосоматическим расстройствам. Для каждого студента создана информационно – образовательная среда, но дети лишены самого главного – человеческого общения. Большая роль отводится самостоятельности обучающихся, так как данная форма обучения направлена на обособленность (удаленность) студента от преподавателя. Учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с преподавателем и, чаще всего, с другими учащимися [9]. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена.

Кроме отрицательных моментов в дистанционном обучении есть и положительные стороны. По уровню своего интеллектуального развития, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, дети с ОВЗ успешно усваивают знания, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников – студентов и школьников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность обучающихся с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении «знаний-умений-навыков» превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни [9].

Как и в традиционных методах обучения в дистанционном обучении используется игра. Использование электронных игр не только повысит интерес к изучаемому материалу, но и позволит подобрать индивидуальный темп и уровень работы. У детей с ОВЗ появляется возможность:

- получать информацию малыми дозами;

- вернуться к той информации, которая плохо была усвоена;

- приступить к изучению нового материала, только тогда, когда освоен пройденный материал.

Такой способ обучения позволяет детям с ОВЗ более прочно усвоить материал. Обычно в играх отсутствует официальное оценивании, его заменяет игровой момент, например, справился со всеми заданиями – получи букет роз, выполнил не все задания – одна роза. А для обучающихся , имеющих отклонения в развитии очень важна оценка его деятельности. Некоторые игры предусматривают обращение за помощью. Это дает возможность ребенку не испытывать страх перед неудачей. При таком обучении у обучающихся  появляется личная заинтересованность в выполнении задания [4].

Использование работы за компьютером не позволит детям с ОВЗ пойти привычным, для этой группы обучающихся способом – списать у соседа, теперь студенту необходимо работать самому, принимать решения самому и самому справляться с поставленными задачами [10]. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач, свои результаты, сравнивает их с правильными результатами.

Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание обучающихся . Также наглядное предъявление материала особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. у данной категории обучающихся зрительная память преобладает над слуховой. Работая с компьютером, они могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, теперь они осознают свою значимость, необходимость и дети из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.

Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории обучающихся пространственной ориентации: работу с курсором, управление мышкой. Недостатки развития пространственной ориентации отрицательно сказываются на становлении навыков письма [4].

Дистанционное обучение также способствует: активизации роли учащегося в собственном образовании (в выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях); увеличению объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических и научных достижений человечества; получению возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками, консультирование у специалистов высокого уровня, независимо от их территориальной расположенности.

Итак, можно сделать выводы, что правильная организация дистанционного обучения и применение образовательных технологий позволят:

- провести коррекцию знаний учащихся;

- правильно построить работу по развитию психических процессов;

- учитывать уровень развития психических процессов при планировании учебных заданий;

- работать над коммуникативными умениями обучающихся ;

- продолжать работу по социализации обучающихся в обществе.


3. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИХ ОТНОШЕНИЯ К

ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

3.1 Основные понятия и виды самооценки

Самооценка – это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется у человека в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому о самооценке человек судит как о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя [21.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде – глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки. Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства.

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен [8].

Изучение самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение в процессе обследования. У большинства обучающихся  с ОВЗ, как правило, бывает заниженная самооценка из-за понимания ими своего дефекта. Зачастую такие дети думают, что они непригодны для общества. Часто в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, преобладает гиперопека, то есть неправильное изнеживающее воспитание, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него. Вследствие этого ребенок становится зависимым от родителей, у него может сформироваться эгоцентризм, а так же заниженная самооценка. Все это приводит к невозможности реализовать свои способности, к чувству своей неполноценности и как следствие к дезадаптации в обществе. Поэтому нужно изучать самооценку таких обучающихся и способствовать ее адекватному формированию. Причиной же заниженной самооценки детей с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных технологий, может быть отсутствие преподавателя, так как он может сомневаться в правильности выполнения задания. Также неумение самостоятельно пользоваться компьютером, работать мышкой играет роль в формировании низкой самооценки. При изучении самооценки детей с ОВЗ, обучающихся с помощью дистанционных технологий, можно использовать следующие методики:

- методика «Тест самооценки» (см. приложение 2);

- методика самооценки Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (см. приложение 3).

5.2 Определение, виды анкеты. Этапы в разработке анкеты.

Конструирование анкеты для детей с ОВЗ, обучающихся с

использованием дистанционных технологий

Анкета – это методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, специально оформленный список вопросов, обращенных к определенной категории респондентов [14]. Анкета – это средство опроса. Она состоит из вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, и возможных вариантов ответов, из которых респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные.

Анкета, или опросный лист, «представляет собой нечто большее, чем просто сумму отдельных вопросов. Не вызывает сомнений у исследователей и то, что компоновать его необходимо, руководствуясь психологическими, а не предметно-логическими соображениями» [23].

Обычно анкета состоит из трех разделов. Первый, вводный, включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заверить испытуемого об анонимности опроса. Вступление должно быть лаконичным и вежливым. Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же приводятся предлагаемые варианты ответов. Заключительная часть анкеты содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

Анкетные опросы классифицируются, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают следующие виды анкет:

  1. С открытыми вопросами (отвечающий дает свой собственный ответ);
  2. с закрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных);
  3. с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный).

В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации [18].

Составление анкет – процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов – сложная и трудоемкая процедура, должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты – как правило, коллективная работа. Первый этап в разработке – определение содержания анкеты. Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок. Второй этап в разработке анкеты – выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме, и закрытыми, допускающими обычно лишь ответы "да" или "нет". По функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими. Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа. Что касается формулировки вопросов, то фразы должны быть возможно короткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными. Самые типичные ошибки при составлении анкет:

1) скрытая заданность ответа;

2) сверхдетализированность;

3) двусмысленность вопросов;

4) недостаточная различительная сила вопросов.

Хорошие вопросы должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности. Последний этап в составлении анкеты связан с определением количества и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов может быть различной для разных типов анкетного опроса.

При разработке анкеты предельно тщательно учитываются требования к вопроснику, поскольку в процессе анкетирования уже нет возможности внести какие-либо коррективы. Некоторые из этих требований применительно к анкетированию даже возводятся в ранг принципов построения анкеты [27]. Вот наиболее важные из них – это логика и надежность. Логика подразумевает адекватность программных вопросов задаче исследования и их грамотный «перевод» в анкетные вопросы, которые формулируются таким образом, чтобы получить адекватные ответы. Надежность обеспечивается понятностью вопросов респондентам и использованием в оптимальной комбинации разных типов вопросов.

Еще одно требование к вопроснику, приобретающее для анкеты опросов статус принципа, – это учет специфики культуры, опыта, образовательного уровня опрашиваемого контингента. Стилистика вопросов и общая структура анкеты должны соответствовать потенциальной аудитории. Поскольку психологические анкеты базируются на самонаблюдении и самоотчете, то анкетный метод не применим к обследуемым с низким культурным уровнем [13]. Частным проявлением этого принципа выступает требование учета так называемого «стиля респондента». Под стилем респондента подразумеваются «индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его ответах на анкетные вопросы и не имеющие непосредственного отношения к их содержанию» [6].

Таким образом, анкета – это средство, с помощью которого можно собрать первичную информацию на основе вербальной коммуникации. Составление анкеты – трудоемкий процесс, состоящий из определенных этапов и правил, которые нужно соблюдать при составлении вопросов анкеты. Вопросы в свою очередь должны удовлетворять критериям надежности и валидности.

Анкеты для детей с ОВЗ, обучающихся при помощи дистанционных технологий, являются необходимой частью исследования, так как важно знать, как сами дети с ОВЗ относятся к дистанционному обучению, хотят ли они продолжать такое обучение и так далее. Учет мнений обучающихся позволит отследить насколько важно для них дистанционное обучение, нужно ли предпринимать какие-либо меры для внедрения дистанционных технологий.

Целью анкеты является выявление субъективной оценки студентов в эффективности дистанционного обучения.

Задача – выявить субъективную оценку студентов в эффективности дистанционного обучения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

психологический мониторинг дистанционный обучение

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме должны обучаться вместе. Дети с особыми образовательными потребностями в этом случае будут иметь возможность обучаться в общеобразовательном учреждении путем создания в них специальных педагогических условий по системе дистанционного образования. То есть в образовательном учреждении должны быть реализованы специальные образовательные программы, методы и приемы работы с детьми, доказавшие за многолетний период их применения свою эффективность. В специальных образовательных программах представлено содержание коррекционно-педагогического процесса с учетом современных представлений о сущности психического развития, о психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики под влиянием сенсорных, интеллектуальных, моторно-двигательных и других нарушений, о ведущей роли обучения в психическом развитии человека. Специальные условия обучения - это кадры (преподаватели, владеющие педагогическими технологиями), учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу.

Нужен ли тьютор в российской образовательной системе? На данный момент сложно однозначно ответить на поставленный вопрос, принимая во внимания своеобразие отечественной системы образования. Да и сами студенты ещё не готовы нести ответственность за свои образовательные потребности. Однако и преподаватели также не готовы передать ответственность за конечные итоги образовательного процесса в руки обучающихся. Такая тенденция объясняется традиционной авторитарно-знаниевой системой приобретения знаний, доминирующей в российском образовании. Тем не менее, современное общество нуждается в специалистах самостоятельных, креативных, обладающих широким и полным набором профессиональных компетенций. И вполне вероятно, внедрение института тьюторства, поможет решить данную задачу.

Решением проблемы обучения детей с ОВЗ становится развитием дистанционных технологий. Дистанционное обучение – это часто единственный шанс получить желаемое образование для всех, кто в силу тех или иных причин не может воспользоваться традиционными формами обучения.

На основании изученной литературы были рассмотрены дистанционное обучение детей с ОВЗ, психологические аспекты детей с ОВЗ, обучающихся с помощью дистанционных технологий, а так же были подобраны методики для изучения самооценки детей и сконструирована анкета, позволяющая выявить субъективную оценку студентов в эффективности дистанционного обучения.


Список литературы

  1. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – Вып. 2. С. 38.
  2. Терминология в системе дополнительного профессионального образования : словарь. – М.: ИПК госслужбы. – 2001. – 107 с.
  3. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. – 2013. – Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115. 
  4. Баландина И.Н. Современные образовательные технологии, обеспечивающие гибкость образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями // psihologbed.ru.
  5. Архипова И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. – СПб.: Наука и техника, 2005.
  6. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами – М., 1989.
  7. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы // Российская газета. – 2003.
  8. Дубровина И.В. Психология – М., 2001.
  9. Жичкина А.Е. О возможности психологических исследований в сети Интернет. // Психологический журнал. – 2000. − №6.
  10. Жмакина С.П., Зобкало О.М. Актуальные вопросы дистанционного обучения. // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. − №3.
  11. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. Теория и практика. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  12. Лупанов Н.В. Дистанционное обучение обучающихся -инвалидов в системе открытого образования региона. // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. − №6.
  13. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. − Пермь, 1968.
  14. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии: учеб. пособие. − СПб.: Речь, 2002.
  15. О социальной защите инвалидов: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 – ФЗ.
  16. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. – №3266 – 1.
  17. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. / Под ред. Е.С. Полат. − М.: Академия, 2006.
  18. Психологическая диагностика. / Под ред. Акимовой М.К., Гуревича К.М. − СПб.: Питер, 2003.
  19. Соколова И.В. Социальная информатика: курс лекций. − М.: Издательство МГСУ, 2002.
  20. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. / Под общ. ред. Войкунского А.Е. – М., 2001.
  21. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство МГУ, 1983.
  22. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в колледже. Теория и практика. Новые технологии. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  23. Фридрих В. Экспериментальные исследования. / Процесс социального исследования. − М., 1975.
  24. Шиц М. Пандус к знаниям. // Российская газета. – 2004.
  25. Шматко Н.Д., Головчиц Л.А., Стребелева Е.А. Подходы к модернизации системы дошкольного образования обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья. // Дефектология. – 2009, №1.
  26. Шишов Е.Е. Школа: мониторинг качества образования. − М., 2000.
  27. Ядов В.А. Социологическое исследование. 2-е изд. − М., 1987.


Приложение 1

СВЕДЕНИЯ ОБ ИНВАЛИДАХ – СТУДЕНТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  

(на начало учебного года, человек)

2008/

20091)

2009/

20101)

2010/

2011

2011/

2012

2012/

2013

2013/

20142)

2014/

20152)

2015/

20162)

2016/

20172)

Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

Принято студентов-инвалидов

4524

6091

5447

4993

5185

4456

4308

5268

5882

Численность студентов

14871

15910

14400

13548

14306

12359

12369

14788

16796

Выпуск специалистов

2953

4008

3374

3265

3099

2533

2475

2895

3157

____________________

1) Данные приведены только по государственным (муниципальным) образовательным учреждениям среднего.

2) С  2013/2014 учебного года - по данным Минобрнауки России.


Приложение 2

Методика «Тест самооценки»

ИНСТРУКЦИЯ: Вам следует оценить самого себя по ряду качеств, таких как рост, сила, здоровье, красота, ум, доброта, везение, счастье, любовь окружающих, смелость, благополучие. Например, вам нужно оценить себя по росту. Представьте, что от 1 до 10 все человечество можно распределить по росту, с одного края (слева) будут находиться самые низкие люди, а с другого (справа) – самые высокие люди на земле. А теперь обведите кружочком, где с учетом твоего роста должен находиться ты сам.

Укажите Ваше имя, фамилию___________________________________

Возраст_________________ Класс____________

Бланк методики «Тест самооценка»

Низкий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Высокий

Слабый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сильный

Больной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Здоровый

Некрасивый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Красивый

Глупый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Умный

Злой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Добрый

Невезучий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Везучий

Несчастливый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Счастливый

Нелюбимый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Любимый

Несмелый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Смелый

Неблагополучный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Благополучный


Приложение 3

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера − Л. Ханина

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Шкала самооценки (реактивная тревожность при дистанционном обучении обучающегося).

ИНСТРУКЦИЯ: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Бланк суждений

Высказывание

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала самооценки (личностная тревожность при дистанционном обучении обучающегося).

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Бланк суждений.

Высказывание

Никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Я озабочен

1

2

3

4

38

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


Приложение 4

Анкета для учеников, обучающихся при помощи дистанционных технологий.

Целью анкеты является выявление субъективной оценки обучающегося в эффективности дистанционного обучения.

Вам предлагается ответить на представленные вопросы. Обведите вариант выбранного Вами ответа кружком, где вариантов ответа нет, впишите свой ответ. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам необходимо мнение каждого из Вас.

Вопросы анкеты

Укажите Ваше имя, фамилию___________________________________

Возраст______________ Группа___________

  1. Давно ли вы обучаетесь при помощи дистанционных технологий (при помощи компьютера и Интернета)?

а) да;

б) нет.

  1. Если «да», то сколько (месяц, год)?________________________
  2. Как обучались до появления дистанционного обучения?

а) посещали обычную общеобразовательную школу;

б) посещали специализированную школу;

в) обучались на дому;

г) другие варианты:_________________________________________

4. Какую форму обучения Вы предпочитаете?

а) дистанционное обучение;

б) обучение на дому;

в) обучение в обычной;

г) обучение в специализированной колледже;

д) другие варианты:_________________________________________

5. Почему?___________________________________________________

6. Легко ли Вам обучаться при помощи дистанционных технологий?

а) очень легко;

б) легко;

в) трудно;

г) очень трудно.

7. Есть ли у вас опыт взаимодействия с детьми, которые обучаются с помощью дистанционных технологий? _____________________________

8. Нравится ли Вам такая форма обучения?_____________________

9. Хотели бы Вы, чтобы все дети обучались с помощью дистанционных технологий? Почему? ____________________________________________

11. Какие, по-Вашему мнению, достоинства есть в дистанционном обучении?______________________________________________________

12. Какие недостатки есть в дистанционном обучении? ______________

13. Как Вы можете оценить свои успехи в обучении при помощи дистанционных технологий?

а) очень высоко;

б) высоко;

в) средне;

г) низко;

д) очень низко.

14. Что бы Вам хотелось видеть нового в дистанционном обучении?_________________________________________________________

15. Что бы Вы хотели изменить в дистанционном обучении? _________

16. Хотели бы Вы продолжать обучение с помощью дистанционных технологий?

а) да;

б) нет.

17. Почему?___________________________________________________

Большое спасибо за участие!


Приложение 5

Мониторинг национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Данные аналитики по результатам электронного мониторинга национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проведенной Р.В. Селюков, первым заместителем директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Приложение 5 (продолжение)

Мониторинг национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Данные аналитики по результатам электронного мониторинга национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проведенной Р.В. Селюков, первым заместителем директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Приложение 5 (продолжение)

Мониторинг национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Данные аналитики по результатам электронного мониторинга национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проведенной Р.В. Селюков, первым заместителем директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»


ГЛОССАРИЙГ ГЛОССАРИЙЛОССАРИЙ

Тьюторство — исторически сложившаяся особая деятельность, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, колледже, вузе, в системах дополнительного образования.

Инклюзивное образование — совокупность форм доступности образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся , что обеспечивает в том числе доступ к образованию для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.

Качество образования — комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, которые школа предоставляет населению в соответствии с его интересами и потребностями.

Модернизация образования — обновления в системе образования в соответствии с требованиями современности.

Дополнительные программы образования — любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школы, исключающий обязательность и дополняющий основные программы школы.

Образовательная услуга — вид деятельности организации, направленный на удовлетворение потребностей обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) в достижении значимых для них образовательных результатов и (или) создания необходимых условий успешной образовательной деятельности.

Образовательное пространство — совокупность всех взаимодействий школы, связанных с реализацией образовательных программ, все внешние факторы воздействия.

Стратегия — совокупность важнейших направлений, по которым осуществляется устойчивое развитие системы при сохранении ее целостности.

Услуга — блага, предоставляемые в форме деятельности. 

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....