Опыт работы "Роль занимательных игр для всестороннего развития дошкольников через LEGO - конструирование "
методическая разработка по теме
Опыт работы по теме:
«Роль занимательных игр во всестороннем развитии дошкольников через LEGO - конструирование»
Чернышова Оксана Ивановна
воспитатель первой квалификационной категории
Декабрь, 2018 год
Тема, над которой я работаю: «Роль занимательных игр во всестороннем развитии дошкольников через LEGO - конструирование».
Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «LEGO – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю». Использование LEGO-технологии в непрерывной образовательной деятельности формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью и, таким образом, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, этим и обусловлена актуальность моего опыта в соответствии с ФГОС ДО.
Новизна опыта - использование занимательных игр с LEGO -конструктором в непрерывной образовательной деятельности.
Цель: раскрыть эффективность занимательной игры с LEGO – конструктором для всестороннего развития дошкольников.
Исходя из цели, в процессе организованной образовательной деятельности, определила следующие задачи:
- создать благоприятные условия для овладения основами конструирования
- формировать интерес к играм с LEGO -конструктором;
- развивать познавательную и творческую активность дошкольников в конструктивной деятельности;
- содействовать воспитанию межличностного общения и коллективного творчества.
В своей деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста я использовала набор конструктора серии LEGO Education.
Работа осуществлялась поэтапно. На первоначальном этапе я изучила методическую литературу по использованию LEGO -конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС. В 2017 году стала участницей Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок» в г.Брянске, тем самым повысила свой профессиональный уровень по данному направлению.
Затем обновила и усовершенствовала развивающую предметно- пространственную образовательную среду в группе, оформив LEGO -центр: картотекой занимательных игр,LEGO раскрасками, сборником LEGO «-сказок», лэпбуком «Удивительный мир LEGO», наглядным материалом (схемами), аудиозаписями; разработала картотеку бесед, познавательных и творческих занятий с воспитанниками. Со своими воспитанниками начала работу со знакомства с LEGO -центром и LEGO -конструктором. Знакомство детей с конструктором LEGO происходило в следующей последовательности: спонтанная коллективная игра с конструктором, ознакомление с содержанием и правилами работы, знакомство с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей. В этом мне помогла интересная игра «Чудесный мешочек». В мешочке находилось несколько деталей конструктора . LEGO Показывала деталь, которую надо найти, а дети на ощупь определяли из каких деталей составлена модель.
Для закрепления цвета деталей LEGO – конструктора подобрала игру «Разложи по цвету». Дети по команде раскладывали по коробочкам кирпичики LEGO 4 цветов (синий, желтый, зеленый, красный).
Продолжила работу с детьми, изготавливая простейшие предметы, целью, которой было научить их скреплять детали на практике. Конструктор LEGO использовала практически во всех режимных моментах: во время зарядки, свободной деятельности, в индивидуальной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности. На втором этапе своей работы стала применять игровые упражнения и игры с LEGO -конструктором, способствующие реализации различных образовательных областей ФГОС.
Занимательные игры с LEGO применяла в познавательном развитии.
Проводила игру «Найди кирпичик, как у меня» для закрепления цвета, формы (квадрат, прямоугольник). Особенно ребятам нравилась играть в LEGO – мозаику «Цифры», где дети собирали цифру по образцу и по памяти . С интересом играли в игру «Лабиринт», в которой развивалось мышление, внимание, координация движений. Данные игры способствовали развитию познавательной активности детей, воображения, творческой инициативы. Занимательные игры с LEGO использовала в социально-коммуникативном развитии. Например игра «По грибы, по ягоды»
(целью которой было закрепить какие грибы съедобные, а какие – нет.)
способствовала эмоциональному вовлечению в игру, активизации познавательной деятельности, лучшему запоминанию увиденного и услышанного. Занимательные игры с LEGO активно использовала в речевом развитии. Успешно проходил эффективный прием «Ситуация письменной речи» : воспитанник диктовал свой рассказ о постройке, а я записывала..А такие игры как «Расскажи сказку», «Расскажи , что построил» помогали обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи. Занимательные игры с LEGO применяла и в физическом развитии. Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия использовала коврики из LEGO — конструктора. При помощи игры «Собери кирпичики LEGO» совершенствовала пространственную ориентировки. Формировала умения действовать по словесной установке при помощи игрового упражнения «LEGO на голове» «Художественно - эстетическое развитие» В изобразительной деятельности использовала LEGO -детали : в аппликации (получились объемные интересные работы), в лепке «Новые Lego-герои», в рисовании использовала прием ««Lego- печать».
В результате использовании LEGO –деталей в изобразительной деятельности у воспитанников повысился познавательный интерес, креативность, наблюдательность, творческий потенциал.
Плодотворно проходило взаимодействие с родителями воспитанников
( с законными представителями). Использовала разные формы работы:
беседы с родителями «Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка», консультации «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»; LEGO -конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста», разработала памятки «Играем в LEGO дома». Оформленная мною фотовыставка «Наши LEGO-постройки 2017 г.» особенно порадовала и впечатлила родителей. На МО воспитателей детского сада провела мастер – класс «Использование LEGO – конструирования в образовательной работе с дошкольниками»
(март 2018 года), семинар –практикум «LEGO- конструирования как средство развития творческой личности детей старшего дошкольного возраста» (ноябрь 2018 год), открытое занятие с воспитанниками подготовительной группы на ресурсном центре «Мой родной город Стародуб».
На основании вышеизложенного и наблюдений, я сделала следующие выводы: -созданы благоприятные условия для владения основами конструирования, благодаря развивающей предметно- пространственной среде;
-сформирован интерес и познавательная активность к конструктивной деятельности, которая проявляется в самостоятельной игровой деятельности, где дети находят оригинальные способы решения поставленных задач;
- развиты творческие способности дошкольников. Дети самостоятельно создают неповторимые конструкции, придумывают необычные названия и обыгрывают их.
-воспитаны навыки межличностного общения и коллективного творчества. Воспитанники совместно научились выполнять работу, распределять обязанности, проявлять дружескую взаимопомощь.
Я веду кружок «LEGO-мастер» дополнительно образования в рамках программы и продолжаю повышать свой профессиональный уровень.
Список используемой литературы:
- Сайт http://nsportal.ru/ Развитие ребенка через Лего.
- Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/matematika-s-ispolz...
- Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
- «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
- М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г. 4. «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- «Лего - конструирование в детском саду» Е.В. Фешина - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
- «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru /
- «Строим из Лего» Л. Г.Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л.Г. Комарова– Москва, 2001.
- «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС») 3
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
- Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2010. - 80 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.
- Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство Сфера,2012 год.
- Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.
- http://nsportal.ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_chernyshova.docx | 51.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка»
города Стародуба Брянской области
Опыт работы по теме:
«Роль занимательных игр во всестороннем развитии дошкольников через LEGO - конструирование»
Чернышова Оксана Ивановна
воспитатель первой квалификационной категории
Декабрь, 2018 год
Тема, над которой я работаю: «Роль занимательных игр во всестороннем развитии дошкольников через LEGO - конструирование».
Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «LEGO – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю». Использование LEGO-технологии в непрерывной образовательной деятельности формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью и, таким образом, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, этим и обусловлена актуальность моего опыта в соответствии с ФГОС ДО.
Новизна опыта - использование занимательных игр с LEGO -конструктором в непрерывной образовательной деятельности.
Цель: раскрыть эффективность занимательной игры с LEGO – конструктором для всестороннего развития дошкольников.
Исходя из цели, в процессе организованной образовательной деятельности, определила следующие задачи:
- создать благоприятные условия для овладения основами конструирования
- формировать интерес к играм с LEGO -конструктором;
- развивать познавательную и творческую активность дошкольников в конструктивной деятельности;
- содействовать воспитанию межличностного общения и коллективного творчества.
В своей деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста я использовала набор конструктора серии LEGO Education.
Работа осуществлялась поэтапно. На первоначальном этапе я изучила методическую литературу по использованию LEGO -конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС. В 2017 году стала участницей Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок» в г.Брянске, тем самым повысила свой профессиональный уровень по данному направлению.
Затем обновила и усовершенствовала развивающую предметно- пространственную образовательную среду в группе, оформив LEGO -центр: картотекой занимательных игр,LEGO раскрасками, сборником LEGO «-сказок», лэпбуком «Удивительный мир LEGO», наглядным материалом (схемами), аудиозаписями; разработала картотеку бесед, познавательных и творческих занятий с воспитанниками. Со своими воспитанниками начала работу со знакомства с LEGO -центром и LEGO -конструктором. Знакомство детей с конструктором LEGO происходило в следующей последовательности: спонтанная коллективная игра с конструктором, ознакомление с содержанием и правилами работы, знакомство с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей. В этом мне помогла интересная игра «Чудесный мешочек». В мешочке находилось несколько деталей конструктора . LEGO Показывала деталь, которую надо найти, а дети на ощупь определяли из каких деталей составлена модель.
Для закрепления цвета деталей LEGO – конструктора подобрала игру «Разложи по цвету». Дети по команде раскладывали по коробочкам кирпичики LEGO 4 цветов (синий, желтый, зеленый, красный).
Продолжила работу с детьми, изготавливая простейшие предметы, целью, которой было научить их скреплять детали на практике. Конструктор LEGO использовала практически во всех режимных моментах: во время зарядки, свободной деятельности, в индивидуальной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности. На втором этапе своей работы стала применять игровые упражнения и игры с LEGO -конструктором, способствующие реализации различных образовательных областей ФГОС.
Занимательные игры с LEGO применяла в познавательном развитии.
Проводила игру «Найди кирпичик, как у меня» для закрепления цвета, формы (квадрат, прямоугольник). Особенно ребятам нравилась играть в LEGO – мозаику «Цифры», где дети собирали цифру по образцу и по памяти . С интересом играли в игру «Лабиринт», в которой развивалось мышление, внимание, координация движений. Данные игры способствовали развитию познавательной активности детей, воображения, творческой инициативы. Занимательные игры с LEGO использовала в социально-коммуникативном развитии. Например игра «По грибы, по ягоды»
(целью которой было закрепить какие грибы съедобные, а какие – нет.)
способствовала эмоциональному вовлечению в игру, активизации познавательной деятельности, лучшему запоминанию увиденного и услышанного. Занимательные игры с LEGO активно использовала в речевом развитии. Успешно проходил эффективный прием «Ситуация письменной речи» : воспитанник диктовал свой рассказ о постройке, а я записывала..А такие игры как «Расскажи сказку», «Расскажи , что построил» помогали обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи. Занимательные игры с LEGO применяла и в физическом развитии. Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия использовала коврики из LEGO — конструктора. При помощи игры «Собери кирпичики LEGO» совершенствовала пространственную ориентировки. Формировала умения действовать по словесной установке при помощи игрового упражнения «LEGO на голове» «Художественно - эстетическое развитие» В изобразительной деятельности использовала LEGO -детали : в аппликации (получились объемные интересные работы), в лепке «Новые Lego-герои», в рисовании использовала прием ««Lego- печать».
В результате использовании LEGO –деталей в изобразительной деятельности у воспитанников повысился познавательный интерес, креативность, наблюдательность, творческий потенциал.
Плодотворно проходило взаимодействие с родителями воспитанников
( с законными представителями). Использовала разные формы работы:
беседы с родителями «Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка», консультации «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»; LEGO -конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста», разработала памятки «Играем в LEGO дома». Оформленная мною фотовыставка «Наши LEGO-постройки 2017 г.» особенно порадовала и впечатлила родителей. На МО воспитателей детского сада провела мастер – класс «Использование LEGO – конструирования в образовательной работе с дошкольниками»
(март 2018 года), семинар –практикум «LEGO- конструирования как средство развития творческой личности детей старшего дошкольного возраста» (ноябрь 2018 год), открытое занятие с воспитанниками подготовительной группы на ресурсном центре «Мой родной город Стародуб».
На основании вышеизложенного и наблюдений, я сделала следующие выводы: -созданы благоприятные условия для владения основами конструирования, благодаря развивающей предметно- пространственной среде;
-сформирован интерес и познавательная активность к конструктивной деятельности, которая проявляется в самостоятельной игровой деятельности, где дети находят оригинальные способы решения поставленных задач;
- развиты творческие способности дошкольников. Дети самостоятельно создают неповторимые конструкции, придумывают необычные названия и обыгрывают их.
-воспитаны навыки межличностного общения и коллективного творчества. Воспитанники совместно научились выполнять работу, распределять обязанности, проявлять дружескую взаимопомощь.
Я веду кружок «LEGO-мастер» дополнительно образования в рамках программы и продолжаю повышать свой профессиональный уровень.
Список используемой литературы:
- Сайт http://nsportal.ru/ Развитие ребенка через Лего.
- Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/matematika-s-ispolzovaniem-legokonstruirovanija.html
- Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
- «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
- М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г. 4. «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- «Лего - конструирование в детском саду» Е.В. Фешина - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
- «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru /
- «Строим из Лего» Л. Г.Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л.Г. Комарова– Москва, 2001.
- «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС») 3
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
- Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2010. - 80 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.
- Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство Сфера,2012 год.
- Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.
- http://nsportal.ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте...
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...
Консультация для родителей. Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста.
Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор ЛЕГО занимает особое место. Использовать его можн...
Мастер-класс ««Использование LEGO–конструирования в детском саду»
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах использования LEGO -конструктора в работе с дошкольниками....
Проект. Теоретические основы исследования LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей дошкольников. Филатова Екатерина, студентка 3 курса.Специальность 44.02.01.
Сегодня как никогда актуальны вопросы создания суперкомпьютеров, развития искусственного интеллекта, поэтому перед системой российского образования стоит задача: «Подготовка инженеров – тв...
Опыт работы "Совершенствование физических способностей дошкольников через движение".
Опыт раскрывает технологию совершенствования физических способностей дошкольников через движение....
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...