Развитие эмоционального интеллекта дошкольников через проект «Мои волшебные эмоции»
статья

Филиппова Айлин Сергеевна

Статья посвящена развитию у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта через организацию проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx93.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников через проект «Мои волшебные эмоции»

Автор: Филиппова Айлин Сергеевна,

 ГАПОУ РС(Я)

«Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева» дошкольное отделение, 3 курс

                                       Руководитель: Данилова Кыыдаана Егоровна, преподаватель дошкольного отделения, ГАПОУ РС (Я)

«Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева»

Аннотация

        Статья посвящена развитию у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта через организацию проектной деятельности.

        Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет нам сбалансировать свой опыт жизни, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Высокий эмоциональный интеллект считается главным навыком выживания с первобытных времен — благодаря ему человек быстро адаптируется в критической ситуации, умеет договариваться с людьми, располагать к себе.

Цель нашего исследования: Разработка и апробация проекта по развитию эмоционального интеллекта дошкольников на основе интеграции различных видов детской деятельности.

В процессе исследовательской работы нами использованы следующие методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы, анкетирование родителей, тестирование детей старшего дошкольного возраста.

         В данной статье предоставлен опыт работы автора по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта в МБДОУ ЦРР Детский сад №7 «Остров сокровищ» с пилотажным исследованием уровня развития эмоционального интеллекта по методике Урунтаевой Г. А., Афонькиной. Ю. А. Также представлены итоги анкетирования родителей воспитанников по методике Щетининой. А. М. В статье речь идет об опыте организации совместном детско - родительском проекте «Мои волшебные эмоции». Даются методические рекомендации для воспитателей детского сада по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.

 Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональное развитие, проектная деятельность, проект, дошкольный возраст.

Актуальность нашего исследования определяется ФГОС дошкольного образования, так как развитие эмоционального интеллекта у дошкольников является одной из основных задач направления «Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста» [1].

Зачастую умение распознавать эмоции и управлять ими часто недооценивают, а ведь это — одна основных составляющих успеха человека в жизни. В исследовательской работе мы раскрываем проблему развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте.

        Термин «эмоция» (от лат. emoreve - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. Это явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к себе самому.

Сегодня ученым известно многое о формировании эмоций и механизмах их возникновения, что позволяет придумывать технологии, которые развивают способности управлять ими. Если рассматривать эмоцию чисто с физиологической точки зрения, то она представляет собой реакцию организма на воздействие некоторых внутренних и внешних раздражителей. Такие реакции имеют явно субъективный характер и, как правило, охватывают все виды чувствительности. Существует множество слов, которые объясняют те или иные эмоциональные оттенки – радость, горе, сострадание, страх, гнев, ревность, жалость, безразличие, любовь и многие другие. Поэтому важно знать и понимать эмоции, правильно ими пользоваться, «считывать» эмоции других и действовать так чтобы не было конфликтов в совместной деятельности, предвосхищать поведенческие реакции других людей и тд [4].

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. 

         Преследуя основную цель работы по разработке и апробации проекта по развитию эмоционального интеллекта дошкольников на основе интеграции различных видов детской деятельности, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме развития эмоционального интеллекта дошкольников и особенностях организации проектной деятельности в детском саду;
  2. Выявить в процессе пилотажного исследования уровень развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать проект, направленный на развитие эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте и апробировать его;
  4. Составить рекомендации для воспитателей детских садов по работе развитию эмоционального интеллекта у дошкольников.

        Методологической основой нашего исследования являются труды современных исследователей Выкова. Д. В, Гиппенрейтер Ю. Б, Нгуен М. А, Новиковой. Л. М, Путиловой О.А, и др. Большой вклад в развитие идеи об эмоциональном интеллекте и его развитии внесли зарубежные исследователи: Голман. Д, Карузо. Д, Кеннон. К, Моррис. Л, Орноли. Э и др. Особенности человеческих эмоций, закономерности их развития раскрыты в работах отечественных психологов-исследователей Выготского. Л. С, Давыдова. В. В, Леонтьева. А. Н, Рубинштейн. С. Л. и другие.

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. А важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.      

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных, они формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.

В раннем возрасте эмоции кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, они действуют не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Первые более или менее сложные чувства возникают у детей 4-5 лет. На базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относит их своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других. В возрасте 5-7 лет у детей зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершает недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства не глубоки и неустойчивы [3].

        Эмоциональный интеллект — термин, который появился в современной науке совсем недавно — около 30 лет назад. Это умение управлять эмоциональными состояниями, которые возникают в разных ситуациях, в которых дети и взрослые могут их использовать. До этого времени считалось, что человеческие чувства и контроль над ними приобретаются сами собой в процессе развития и не требуют дополнительной тренировки. Однако, ученым не давал покоя вопрос, почему многие люди с высоким коэффициентом интеллекта (IQ) так и не достигают успеха в жизни. Так появилась теория эмоционального интеллекта, как совокупности навыков понимания своих и чужих эмоций, намерений, желаний и мотивов, умения управлять ими и использовать в конкретных целях.

Эмоциональный интеллект способствует развитию коммуникативных навыков, буквально научит ребенка дружбе и любви, контролю самого себя, своих эмоций, сознательно влиять на них, разбираться в людях, распознавать хорошие и плохие качества, повышению продуктивности в любой деятельности, поможет установить контакт с педагогами, укреплению лидерских качеств ребенка, уверенность в себе и своих силах, оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво.

Становление эмоционального интеллекта исследователи делят на 4 компонента, согласно которым следует строить работу по его формированию:

  • восприятие — способность определять собственные эмоции и эмоции других людей по выражению лица, голосу, жестам, мимике и т.д.;
  • понимание — установление причинно-следственной связи между эмоцией и событием, вызвавшим ее;
  • управление — умение контролировать собственные эмоции, а также использовать чужие эмоции для достижения определенных целей;
  • стимулирование мышления — способность направлять эмоции и чувства в нужное русло (творчество, спортивные достижения и др.).

        Одним из наиболее эффективных способов развития эмоционального интеллекта у дошкольников можно определить метод проектной деятельности.

        В настоящее время метод проектной деятельности является инновационным методом, применяемым в образовательном процессе. Он стимулирует детей на развитие творческих способностей, неординарность мышления, самостоятельную работу по поиску информации и получение окончательного продукта [2].

Сегодня определяют разные виды проектов, которые доступны детям дошкольного возраста и реализуются в условиях ДОО (информационные, творческие, исследовательские и игровые).

Изучив литературу по проблеме развития эмоционального интеллекта у дошкольников, с целью определения уровня его развития и дальнейшей работы по его развитию, нами было проведено пилотажное исследование в детском саду №7 «Остров Сокровищ», в подготовительной группе «АБВГДейка». В исследовании приняло участие 24 детей в возрасте 6-7 лет.

Нами подобраны методики диагностики уровня эмоционального интеллекта Урунтаевой Г. А, Афонькиной Ю. А. «Изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке».

        По результатам диагностики мы выявили, что у 83% исследованных детей наблюдается высокий уровень эмоционального интеллекта: дети понимают эмоции, знают, как они проявляются и в какие моменты, они могут различить их среди множества других эмоций. У 17% детей средний уровень эмоционального интеллекта: дети могут зрительно определить эмоции, но с затруднением объясняют, как они проявляются, в основном затрудняются в различении эмоционального выражения чувства страха и удивления среди других.

        

Также нами был проведен опросник для родителей воспитанников, разработанная Щетининой. А. М. «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей».

Всего опросник включает 14 вопросов. В нем приняли участие 9 родителей.  

Цель опросника: Изучить реакции на эмоциональные состояния окружающих, как у детей проявляется эмпатия.

        Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что:

  1. 55,6% родителей считают, что их ребенок иногда проявляет интерес к эмоциональному поведению других, а 44,4% родителей считают, что «часто».

  1. 44,4% родителей, по их мнению, ребенок никогда не изображает сочувствие, глядя при этом на взрослого. Треть родителей считаю, что их ребенок «иногда» изображает сочувствие, а оставшаяся часть «часто».

  1. 77,8% родителей ответили, что их ребенок по собственной инициативе производит успокаивающие действия. Оставшееся часть разделили свое мнение на «иногда» и «никогда».

        

        Основываясь на результаты пилотажного исследования, следующим шагом нашей работы была разработка кратковременного творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста: «Мои волшебные эмоции», который был апробирован в условиях преддипломной практики в течении 4 недель.

        Цель проекта: повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей подготовительной к школе группы через разные виды детской деятельности.

        Проблемным вопросом проекта для дошкольников стал «Можно ли понять свое настроение и настроение другого человека?».

        План проекта мы разработали согласно 4 этапам становления эмоционального интеллекта:

  • На первом этапе (Восприятие эмоций) были проведены с детьми упражнения на восприятие основных эмоций человека. Данный этап включал такие формы работы как: дидактические игры через использование эмоциональных пиктограмм (Подбери и назови, найди пару, колобки), рисование сюжетных рисунков с отражением собственных эмоций (радость, грусть, гнев)
  • На втором этапе (Понимание эмоций) был проведены беседы на понимание эмоций. Данный этап включал такие формы работы как: беседа (Что такое радость? страх, удивление и другое), рассматривание картин (Л. Новосёловой - «Радость», Ю. Васнецова – иллюстраций к сказке «Волк и 7 козлят», К. Кузнецова - «Опять двойка» и другое), чтение авторских и народных сказок (В. П. Катаева, В. Ю. Драгунского и другое), просмотр фрагментов из полнометражных анимационных фильмов («Снежная королева», «Головоломка, «Сказка о царе Салтане» и другое) и бесед после просмотра;
  • На третьем этапе (Управление эмоциями) были проведены театрализованные игры на управление эмоциями. Данный этап включал такие формы работы как: театрализованные игры по прочтенным сказкам, рисование эмоциональных переживаний человека.
  • На четвертом этапе (Стимулирование мышления) было проведено решение различных проблемных ситуаций и вопросов (про Диму, Сашу, ситуаций из прочтенных и знакомых сказок и другое).

Итоговое мероприятие проекта, развлечение «В мире эмоций» и продукт детская авторская сказка «В поисках наших эмоций»

        Помимо этих мероприятий планировалась и проводилась консультация с родителями воспитанников на тему «Как развить эмоциональный интеллект дошкольников».

        При организации работы необходимо учесть следующие условия:

  1. необходимо создать соответствующую предметно-пространственную среду в группе детского сада;
  2. создать уголок «Эмоций» и дополнить его различными материалами для самостоятельной игровой деятельности детей и индивидуально-дифференцированной работы (дидактические игры «Найди пару», «Подбери и назови»; картотека упражнений и проблемных ситуаций; пиктограммы «Колобки», «Эмоции Миши», «Часы эмоций»; книжки про эмоции «Мои эмоции в стихах»; альбом «Эмоции»; пальчиковые куклы, куклы «БИ - БА - БО»);
  3. формы работы с детьми лучше организовать по подгруппам или индивидуально в послеобеденное время;
  4. При подборе материала и организации работы необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
  5. использовать интересные, проблемный и исследовательский методы и приемы при организации различных видов деятельности.

        Благодаря проведенной работе мы пришли к выводу что дети стали более спокойными, уровень конфликтных ситуаций, наблюдаемый в течении дня в разных видах детской деятельности в группе заметно снизился. Мы считаем, что проведенная работа способствовала развитию умений у дошкольников считывать эмоции своих сверстников и действия с учётом их проявления. 

        В ходе нашего исследования были изучены основные понятия, сущность и структура эмоционального интеллекта, рассмотрены особенности развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте эмоциональный интеллект понимается как готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности и общении. Эффективно и интересно организовывать работу с дошкольниками в проектной деятельности, основным продуктом которого явилась придуманная детьми сказка «В поисках наших эмоций». За время практической работы, во время реализации проекта, мы пришли к выводу о том, что эмоциональный интеллект дошкольников можно развивать при систематической работе, сделать его интересным через реализацию разных видов детской деятельности с выходом на конкретные продукты деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 3038

2.         Веракса. Н. Е проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного училища. / Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – с.27

3.         Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян; Под ред. А. Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

4.        Как развить эмоциональный интеллект | Эмоциональный интеллект. – Режим доступа: «УМНАЗИЯ», ООО МАН «УМНАЗИЯ»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-razvit-jemocionalnyj-intellekt-u-rebenka

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей начальной школы "Эмоциональный интеллект. Профилактика алекситимии у детей" " Волшебная страна чувств"

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Особую важность и актуальность развитие эмоциона...

Определение основ коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения

Матвиец И.А.Санкт-Петербург.Определение основ коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зренияОдно из направлений перестройки дошкольного воспитания- гуманизация п...

Эмоциональный интеллект дошкольника

Эмоциональный интеллект дошкольника....

Приемы развития эмоционального интеллекта дошкольника

Приемы развития эмоционального интеллекта дошкольника...

Игры для развития эмоционального интеллекта

Игры для развития эмоционального интеллекта...

«Работа психолога-психодраматиста с группой детей 7–12 лет по развитию эмоционального интеллекта: этапы, роли, техники»

В последнее время психологи все больше говорят об эмоциональном интеллекте (EI). Что это такое, зачем нужен еще и эмоциональный интеллект?Человек так устроен, его всему важно учить, особенно в сфере э...

Развитие эмоционального интеллекта

Представлены рекомендации по развитию эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения...