В гости к пернатым друзьям
классный час на тему
Экологическая викторина, посвящённая Международному дню птиц (1 апреля).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В гости к пернатым друзьям
Экологическая викторина, посвящённая Международному дню птиц (1 апреля).
Цели:
- Экологическое воспитание;
- Прививать любовь к родной природе;
- Помощь учебному процессу.
Место и время проведения мероприятия: читальный зал, 1 апреля 2011 года.
Участники мероприятия: 3 класс, 31 школа (26 человек).
Оформление: заголовок мероприятия, фотографии и рисунки птиц, цитата:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
А. Яшин. Покормите птиц.
Оборудование: чёрный ящик, диск «Птицы средней полосы России. Приложение к энциклопедии для детей Аванта +», музыкальный центр, ветка берёзы, кедровые орехи, еловая шишка, карточки с заданиями, жетоны, 3 колокольчика.
Музыкальное сопровождение: голоса птиц.
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе «Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля (Показать журнал «Муравейник»).
Каждый день,
Когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы
И хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых,
Хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушках сидя,
Птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли –
Не пугливы,
Хоть руками их бери!
Г. Ладонщиков. Наши друзья.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц. Для проведения викторины класс делится на три команды (по 6-9 человек). Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.
Правила игры: я зачитываю вопрос, все команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.
За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
Раунд 1. «Вспомни наше имя».
Кто изображён на фотографии? (Ведущий показывает фотографии птиц, дети говорят названия этих птиц).
Портреты птиц:
- Журавль
- Дятел
- Страус
- Глухарь
- Зимородок
- Лебедь
- Гусь
- Сова
- Сокол
- Аист
- Фламинго
- Орёл
Раунд 2. «Чей нос лучше?»
У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Ребята, вы читали её? (Дети отвечают). Давайте сейчас проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. (Дети выполняют задания по карточкам).
Команда 1. Назовите, чьи это клювы.
(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).
Команда 2. Назовите, чьи это клювы.
(1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).
Команда 3. Назовите, чьи это клювы.
(1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).
Раунд 3. «Кто как летает?»
По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).
Команда 1. Назовите, кто летит.
(1 – утка; 2 – ласточка).
Команда 2. Назовите, кто летит.
(1 – сорока; 2 – цапля).
Команда 3. Назовите, кто летит.
(1 – ворона; 2 – гусь).
Раунд 4. «Кто как поёт?»
Угадайте птиц по голосу. (Звучат записи с диска «Птицы средней полосы России. Приложение к энциклопедии для детей Аванта +»).
1. Кукушка обыкновенная (35 запись);
2. Скворец (50 запись);
3. Свиристель (71 запись);
4. Соловей (76 запись);
5. Большая синица (86 запись);
6. Ворон (98 запись).
Раунд 5. «Что у нас сегодня на обед и ужин?»
1. В чёрном ящике лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)
2. В черном ящике лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).
3. В чёрном ящике лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).
4. Какая птица ест и пьёт прямо в полёте? (Стриж ловит насекомых на лету).
Раунд 6. «Из какой мы сказки?»
Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
- Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
- С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
- С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
- В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
- Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
- В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
- Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
- У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
- Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
- Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
Раунд 7. «Птицу года выбираем».
Каждый год в нашей стране Союз охраны птиц России объявляет птицу года. Это делается для знакомства и привлечения внимания людей к конкретной птице. Для этого проводятся различные мероприятия, акции, конкурсы и т. д.
Так 2007 год был годом зимородка, 2008 – снегиря, 2009 – лебедя, 2010 – чибиса. А какая птица выбрана птицей года в 2011 году вы сейчас узнаете, отгадав кроссворд.
1 | С | Т | Р | А | У | С | ||||
2 | К | О | Л | И | Б | Р | И | |||
3 | Д | Я | Т | Е | Л | |||||
4 | С | О | К | О | Л | |||||
5 | Г | О | Л | У | Б | Ь | ||||
6 | П | И | Н | Г | В | И | Н | |||
7 | П | О | П | У | Г | А | Й | |||
8 | П | О | П | О | Л | З | Е | Н | Ь | |
9 | К | И | В | И | ||||||
10 | П | А | В | Л | И | Н |
- Самая крупная птица в мире (вес до 160 кг, рост до 3 м). (Страус).
- Самая маленькая птичка (вес 2 г). (Колибри).
- Какая птица считается санитаром леса? (Дятел).
- Самая быстрая птица в мире (скорость до 1000 км/ч) и одновременно название города в Вологодской области. (Сокол).
- Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (Голубь).
- Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает только в южном полушарии: на юге Австралии, Африки, Южной Америки и в Антарктиде. (Пингвин).
- Амазон, ара, какаду, какапо, кеа, корелла, лорикет, неразлучник, розелла. Всё это… Кто? (Попугай).
- Птица, которая умеет по деревьям передвигаться как вверх, так и вниз. (Поползень).
- Название этой нелетающей птицы, живущей только в Новой Зеландии, совпадает с названием сладкой сочной ягоды. (Киви).
- Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (Павлин).
По горизонтали: 1. Страус; 2. Колибри; 3. Дятел; 4. Сокол; 5. Голубь; 6. Пингвин; 7. Попугай; 8. Поползень; 9. Киви; 10. Павлин.
По вертикали: ТРЯСОГУЗКА.
Трясогузка белая – птица 2011 года. Трясогузка – маленькая размером с воробья бело-чёрная птичка с длинным трясущимся хвостиком. Из-за этой особенности в народе про трясогузку говорят: хвостом лёд разбивает, а также её зовут птицей – ледоломкой. Трясогузку часто можно встретить на асфальтовых дорожках городов, у мусорных свалок, на складах брёвен в деревнях. Там она ловко хватаем мух, пауков, жуков, гусениц и других насекомых. Белые трясогузки – перелётные птицы, на зиму улетают в Африку и на юг Европы. Гнёзда устраивают недалеко от воды в деревянных сооружениях, в дровах, между корнями деревьев и других местах. Кладка состоит их 5-6 яиц. Насиживание яиц продолжается около 13 дней. Птенцы покидают гнёзда, ещё почти не умея летать.
Известный детский писатель Николай Сладков в книге «Азбука леса» о трясогузке написал очень интересный рассказ. Послушайте его. (Ведущий читает рассказ на стр. 75).
Раунд 8. «Пословица не даром молвится».
В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
- На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
- Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
- У каждой птицы… (своя песня).
- Цыплят по осени… (считают).
- Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
- Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
- Старого воробья… (на мякине не проведёшь).
- Всякий кулик своё… (болото хвалит).
- Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).
- Одна ласточка… (весны не делает).
- Молодой журавль высоко взлетел… (да низко сел).
- Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).
- Гусь свинье… (не товарищ).
- Как с гуся… (вода).
Ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы? (Дети отвечают).
Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случиться. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы? (Дети отвечают).
Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сетки.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я.
Г. Ладонщиков. Люблю птиц.
Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин. Покормите птиц.
Сейчас давайте подведём итоги викторины. (В конце игры подсчёт количества жетонов и награждение победителей. Всем участникам викторины вручаются закладки разного цвета за I, II и III места с загадками о птицах.)
Литература
- Кудряшёва Л. А. Турнир орнитологов [Текст] / Л. А. Кудряшёва // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 92-95.
- Михайлов К. Е. Птицы мира / ред. группа: К. Михайлов, Т. Евсеева. – М. : Мир энциклопедий, 2006. – 184 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые).
- Птицы средней полосы России [Электронный ресурс] : записи голосов птиц / Сост. А. Рубцов . – М. : ООО «Мир энциклопедий Аванта +», 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Энциклопедия для детей Аванта +).
- Сладков Н. И. Азбука леса : рассказы, сказки, миниатюры / Н. И. Сладков. – Смоленск : Русич, 2002. – 104 с. : ил.
- Терова Т. Е. «Птичьему пенью внимаем с волненьем…» [Текст] / Т. Е. Терова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 1. – С. 63-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моим друзьям посвящается..."
Мои стихи, которые были написаны в разное время и отражали моё состояние души....
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ИЗ МЯСА ПТИЦЫ, ПЕРНАТОЙ ДИЧИ И КРОЛИКА (Лабораторная работа для студентов колледжа)
Предлагаемая в настоящих методических указаниях лабораторная работа посвящена изучению технологии приготовления блюд из мяса птицы, пернатой дичи и кролика. Методические указания предназначены для изу...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшей группы на тему "Друзья и дружба" "К Лисичке в гости".
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы на тему «Дружба и друзья».«К лисичке в гости»ОО «Познавательное развитие»Демонстрационные материалы: паровоз, сундучок, ...
«Наши пернатые друзья ».
Конспект занятия...
Методическая разработка практического занятия по теме "Определение размерно-качественных характеристик фанеры по ГОСТ 3916.1-2018 и фанерных плит по ГОСТ 8673-93"
Методическая разработка включает в себя:-введение, в котором отражена актуальность выбранной темы занятия;-краткие структурные элементы занятия, технологии, методы и формы обучения, где дано методичес...
Разделение счета гостя на фолио, внесение корректировки в счет гостя
Практическая работа выполняется в АСУ "Эдельвейс""Разделение счета гостя на фолио,внесение корректировки в счет гостя"...