Самое гуманная идея в образовании
статья по теме
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самая гуманная идея в образовании»
В нашей стране около 2 000 000 детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не могут наравне со своими сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению, прогнозы врачей неутешительны – с каждым годом число ребят с ограниченными возможностями здоровья растёт на 4%.
Ещё недавно такие дети воспитывались в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводить реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг.
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Процесс обучения в школах с инклюзивными классами должен быть организован с учетом специальных методов, принципов и подходов:
- Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких детей больше двух, то число учащихся в классе уменьшается.
- Помещение школы должно быть оборудовано с учётом потребностей детей с ограниченными возможностями.
- К переходу школы или дошкольного учреждения к такой форме обучения должны быть готовы все члены коллектива школы - учителя и обслуживающий персонал.
- Обучение в школе для ребенка-инвалида не означает, что его неподготовленным помещают в новую для него среду. К каждому ребёнку в школе должен быть приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов, тьюторов, прошедших особую подготовку.
- Требуется дополнительное финансирование таких школ.
В основу образования включается:
- индивидуальный подход к обучению;
- включение в познавательный процесс всех участников: детей, родителей, педагогов;
- создание вариативной развивающей среды;
- установление доверительных отношений с родителями, сотрудничество с близкими ребенку людьми.
Программа обучения, подготовленная индивидуально для ученика с ОВЗ, должна быть построена таким образом, чтобы она была понятна всем детям, могла способствовать раскрытию его потенциала и нацелена на повышение успешности ученика.
При этом она должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения урока.
К сожалению, многие люди в нашей стране до сих пор считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми:
- По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.
- Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.
Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.
В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения:
- Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества.
- Обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, такие они не чувствуют себя чужими и изолированными. У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
- Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.
Однако есть у такого образования и его реализации в нашей стране свои недостатки:
- Отсутствие достаточного финансирования.
- Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.
- Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.
- Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.
- Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.
Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ теряется на фоне общей безрадостной картины.
Мировой опыт
На Западе применяется термин Learning disability – что означает – трудности в обучении.
Во многих зарубежных странах опыт инклюзивного образования насчитывает уже почти полвека.
Для этого с 70-х годов ХХ века было проведено полное реформирование образования, переподготовка кадров, перепланировка и реконструкция школьных помещений с целью их приспособления под нужды детей с ограниченными возможностями.
Экономические исследования, которые провели в этих странах через несколько десятилетий после применения системы инклюзии, доказали ее эффективность и жизнеспособность, тем более, что школы, принимающие на обучение детей-инвалидов, получают дополнительную финансовую поддержку от государства.
Литература:
1.Нормативные акты:
Декларация прав ребёнка, 1959 год
Декларация о правах инвалидов, 1971 год
Федеративный закон от 19.04.1991 года « О занятости населения в Российской Федерации»
2.Душина Н.В. «Проблемы работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями». Межрегиональная научно-практическая конференция «Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов», Чита, 2004 год
3.Крыжановская Л.М. «Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования» пособие ля психологов и педагогов. Центр «Владос», 2014 год
4.Медведев Д.А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива. Выступление Президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя, февраль 2010 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал на конкурс "Мой предмет самый, самый..."
Внеклассное мероприятие по истории...
Воспитание доброты и гуманности на примере проведения классных часов с изучением русских сказок, чувашских легенд и восточных притч
Воспитываем доброту, гуманность, толерантное отношение к другим народам. Чувашия - республика, где проживают в мире многие национальности....
Методическая идея: "Эксперименты на уроках биологии"
Методическая идея: "Эксперименты на уроках биологии"...
Методическая разработка урока экономика " Предпринимательская идея. Технология создания предприятия
Раздел: ПредпринимательствоТема урока: Предпринимательская идея. Технология создания предприятияТип урока: комбинированный.Вид урока : смешанныйЦели:·...
Нравственный идеал: истинные и мнимые ценности
В этой статье описан процесс воспитания нравственных ценностей...
Личностно- ориентированная технология: гуманно- личностная.
laquo;...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для мног...
Сценарий : "Самая, самая", посвященное Дню 8 Марта.
СЦЕНАРИЙпраздника для девочек 5а класса «Самая-самая» Учитель: Весна – это светлый праздник пробуждения природы. Весной на земле всё зацветает. И март – первый весенний ме...