Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа на тему
Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно-эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме организации — кружковой, по времени реализации — годичной,
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи образовательной программы:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васинская СОШ
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ Васинская СОШ Протокол № 1 от «_31_» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Васинская СОШ __________ Т.В. Козлова Приказ № 85 от «31» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Умелые ручки»
(художественно-эстетическое направление)
Разработал: учитель технологии
Охлупина Лариса Ивановна
.
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
)
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно-эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме организации — кружковой, по времени реализации — годичной,
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 14 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года., Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др., примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школ
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи образовательной программы:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Срок реализации программы – 1 год.
Непосредственно образовательная деятельность проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня), продолжительность которых составляет 45 минут.
Программа рассчитана на детей 7 – 13 лет. Объём программы - 34 часа
Методы и формы обучения.
Формы организации : групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:
наглядные;
словесные;
практические;
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).
Приемы: беседа, рассказ учителя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки.
Инструментарий для оценивания результата.
Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера. Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективности системы оценивания. Систематичность, личностно - ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога .
Содержание программы
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся ФГОС |
Вводный урок | 1 | Знакомство с техникой безопасности, вспомнить материалы и инструменты для работы | |
Работа природным материалом | 4 часа | Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану. Коммуникативные: работа в паре. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников. | |
Работа с бумагой и картоном. | 8 часов. | Познавательные: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду . | |
Работа с пластилином | 9 часов | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Регулятивные: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Личностные: честное, самокритичное отношение к своей деятельности. | |
Работа с тканью | 3 часа | Познавательные: формировать умения рассматривать, сравнивать, обобщать, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Личностные: знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей | |
Работа с бросовым материалом | 4 часа | Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | |
Работа с бумагой | 6 часов | Познавательные: Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффек-тивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Личностные: формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности. |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактическая | |
1 | Вводная беседа | 1 | |||
Работа с природным материалом | |||||
2 | Аппликация из листьев «Зайчик» | 1 | |||
3 | Аппликация из листьев «Цветок» | 1 | |||
4 | Работа с ореховой скорлупой «Рыбка» | 1 | |||
Работа с бумагой и картоном. | |||||
5 | Гафрированные изделия «Веер» | 1 | |||
6 | Выпуклая аппликация «Цветок» | 1 | |||
7 | «Одуванчик» аппликация | 1 | |||
8 | Подвесная игрушка «Утёнок» (иметь конверт) | 1 | |||
9 | Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь». | 1 | |||
10 | Работа по шаблонам. Грибная поляна. | 1 | |||
11 | Зайцы на поляне. | 1 | |||
12 | Аппликация «Русская матрешка» | 1 | |||
Работа с пластилином | |||||
13 | История лепки | 1 | |||
14 | Аппликация на картоне | 1 | |||
15 | Лепка простых овощей и фруктов. | 1 | |||
16 | Лепим чайник | 1 | |||
17 | Посуда из пластилиновых жгутов | 1 | |||
18 | Лепка сказочных персонажей «Чебурашка» | 1 | |||
19 | Карандашница (крупа) | 1 | |||
20 | Лепка по замыслу детей | 1 | |||
21 | Лепка по замыслу детей | 1 | |||
Работа с тканью | |||||
22 | Сервировочная салфетка | 1 | |||
23 | Аппликация из ткани | 1 | |||
24 | Чебурашка. Вата, ткань, картон. | 1 | |||
Работа с бросовым материалом | |||||
25 | Работа с потолочными плитами «Снеговик» | 1 | |||
26 | Новогодняя ёлка. Изделие из музыкальных дисков. | 1 | |||
27 | Аппликация из пуговиц. | 1 | |||
28 | Конструирование из спичечных коробков | 1 | |||
Работа с бумагой и картоном | |||||
29 | Поздравительная открытка | 1 | |||
30 | Поздравляем с праздником.Открытка | 1 | |||
31 | Изготовление кукол | 1 | |||
32 33 | Коллективная аппликация | 2 | |||
34 | Пальчиковые куклы. | 1 | |||
35 | Изготовление оригами | 1 | |||
36 | Сюжетная композиция аппликации «Аквариум» | 1 | |||
Предполагаемая результативность курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Литература для учителя:
- Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
- Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
- Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
- Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
- Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
- Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
- Сайт http://stranamasterov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...