лингвистическая игра «Час занимательного русского языка»
методическая разработка на тему
Лингвистическая игра «Час занимательного русского языка»
Цели: показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о нём; научить правильно пользоваться языком, совершенствовать навыки речевого высказывания; воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
2. Целевая установка.
Вступительное слово учителя
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались на « Час занимательного русского языка» Наша встреча посвящена великому русскому языку. Эпиграфом к нашему занятию будут следующие строчки стихотворения Тургенева: « Во дни сомнений . во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины. – ты один мне поддержка и опора , о великий, могучий. Правдивый и свободный русский язык». Наша цель - узнать, почему же русский язык называют великим, правдивым и свободным.
Работа со словарём. Великий русский язык. В словаре Ожегова вот так даётся его значение. Великий 1. Превосходный общий уровень. Обычную меру, значение, выдающийся.
Вопрос: почему же русский язык называют великим? (На нём писали великие русские поэты и писатели, творили знаменитые учёные. Это язык великого народа.) Роль русского языка в жизни современного человека. Правдивый русский язык! Правдивый 1. Содержащий правду. Вы уже догадались, о чём сейчас пойдёт речь? (Настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят опыт народный. Дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас.) Знать много пословиц и поговорок – значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но быть человеком мудрым.
Конкурс пословиц и поговорок о дружбе, друзьях, о знаниях и учёбе.
Девиз: « Свободный русский язык»
Какое значение даётся в словаре? Свободный - !. Пользующийся свободой. Совершающий легко, без помех.
Конкурс « Продолжи пословицу»
Взялся за гуж( не говори, что не дюж)
Делу время (потехе час).
Гром не грянет (мужик не перекрестится)
Чем дальше в лес (тем больше дров)
За всё браться (ничего не сделать)
Скучен день до вечера (коли делать нечего)
Маленькое дело (лучше большого безделья)
Волков бояться (в лес не ходить)
Человек неучёный (что топор неточёный)
На чужой стороне (и весна не красна)
Как называются люди, живущие в
Санкт- Петербурге, Одессе. Томске, Пскове, Харькове. Курске, Ярославле. Нижнем Новгороде, Новосибирске ( петербургцы, одесситы, томичи, харьковчане, псковичи, куряне, ярославцы, нижегородцы, новосибирцы)
Путешествие в грамматику.
Найдите предложения с грамматическими ошибками. прочитайте исправленный вариант.
1. Занятия проводятся согласно расписания (расписанию)
2. Этот стадион расположен в тридцати минут езды от города.
3. Никому не секрет, что Сергей пишет стихи.
4. Вопреки ожиданиям Андрей отлично выступил. ( В тридцати минутах, ни для кого не секрет, что…)
Путешествие в орфографию.
Выберите предложение, где нет орфографических ошибок.
1. Непогашенная конфорка стала причиной инцедента.
2. Непогашеная комфорка стала причиной инцидента.
3. Не погашеная конфорка стала причиной инцедента.
4. Непогашенная конфорка стала причиной инцидента.
Вопросы для любознательных.
1. С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( Предлог не может сочетаться с глаголом).
2. Какие буквы не обозначают звуков? Для чего нужны такие буквы? ( Ъ и Ь. Ъ является разделительным знаком, Ь употребляется как разделительный знак и для смягчения согласных. Он также может указывать на грамматические формы ; на род существительных ( рожь, ночь, сушь, вещь- женского рода, а нож , врач, карандаш- мужского; на 2 –е лицо глаголов ( пишешь, считаешь)
Загадки-шутки
1. Какую строчку не может прочесть никто?
2. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?
3. Всякий ли лук на огороде растёт?
Нарочно не придумаешь.
Найдите ошибки и исправьте их.
1.Около клуба стояли машины с картошкой, Харлапий с ними разговаривал, а я их не знаю.
2. Киоск в среду не работает. Он отгуливает за 30 ноября. (Харлапий разговаривал с водителями, а я их не знаю. 2. Вместо местоимения ОН следовало бы употребить такое слово, которое называло бы действительное лицо. Получившее отгул, -продавец.)
3. Определите. Чем вызвана комичность. Бессмыслица предложений.
И только перед гонгом Ю. Волков, получив пас от Иванова, стремительно пошёл по синей линии, превосходно обыграл двух защитников и неотразимым ударом вернул на площадку удалённого игрока. Граждане, имеющие проезжие документы, проходите через контрольный пункт в развёрнутом виде, не ожидая вопроса контролёра. (Удалённого игрока вернули на площадку ударом мяча. В развёрнутом виде должны проходить граждане.)
Рефлексия
Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_igra.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра «Час занимательного русского языка»
Цели: показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о нём; научить правильно пользоваться языком, совершенствовать навыки речевого высказывания; воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
2. Целевая установка.
Вступительное слово учителя
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались на « Час занимательного русского языка» Наша встреча посвящена великому русскому языку. Эпиграфом к нашему занятию будут следующие строчки стихотворения Тургенева: « Во дни сомнений . во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины. – ты один мне поддержка и опора , о великий, могучий. Правдивый и свободный русский язык». Наша цель - узнать, почему же русский язык называют великим, правдивым и свободным.
Работа со словарём. Великий русский язык. В словаре Ожегова вот так даётся его значение. Великий 1. Превосходный общий уровень. Обычную меру, значение, выдающийся.
Вопрос: почему же русский язык называют великим? (На нём писали великие русские поэты и писатели, творили знаменитые учёные. Это язык великого народа.) Роль русского языка в жизни современного человека. Правдивый русский язык! Правдивый 1. Содержащий правду. Вы уже догадались, о чём сейчас пойдёт речь? (Настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят опыт народный. Дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас.) Знать много пословиц и поговорок – значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но быть человеком мудрым.
Конкурс пословиц и поговорок о дружбе, друзьях, о знаниях и учёбе.
Девиз: « Свободный русский язык»
Какое значение даётся в словаре? Свободный - !. Пользующийся свободой. Совершающий легко, без помех.
Конкурс « Продолжи пословицу»
Взялся за гуж( не говори, что не дюж)
Делу время (потехе час).
Гром не грянет (мужик не перекрестится)
Чем дальше в лес (тем больше дров)
За всё браться (ничего не сделать)
Скучен день до вечера (коли делать нечего)
Маленькое дело (лучше большого безделья)
Волков бояться (в лес не ходить)
Человек неучёный (что топор неточёный)
На чужой стороне (и весна не красна)
Как называются люди, живущие в
Санкт- Петербурге, Одессе. Томске, Пскове, Харькове. Курске, Ярославле. Нижнем Новгороде, Новосибирске ( петербургцы, одесситы, томичи, харьковчане, псковичи, куряне, ярославцы, нижегородцы, новосибирцы)
Путешествие в грамматику.
Найдите предложения с грамматическими ошибками. прочитайте исправленный вариант.
1. Занятия проводятся согласно расписания (расписанию)
2. Этот стадион расположен в тридцати минут езды от города.
3. Никому не секрет, что Сергей пишет стихи.
4. Вопреки ожиданиям Андрей отлично выступил. ( В тридцати минутах, ни для кого не секрет, что…)
Путешествие в орфографию.
Выберите предложение, где нет орфографических ошибок.
1. Непогашенная конфорка стала причиной инцедента.
2. Непогашеная комфорка стала причиной инцидента.
3. Не погашеная конфорка стала причиной инцедента.
4. Непогашенная конфорка стала причиной инцидента.
Вопросы для любознательных.
1. С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( Предлог не может сочетаться с глаголом).
2. Какие буквы не обозначают звуков? Для чего нужны такие буквы? ( Ъ и Ь. Ъ является разделительным знаком, Ь употребляется как разделительный знак и для смягчения согласных. Он также может указывать на грамматические формы ; на род существительных ( рожь, ночь, сушь, вещь- женского рода, а нож , врач, карандаш- мужского; на 2 –е лицо глаголов ( пишешь, считаешь)
Загадки-шутки
1. Какую строчку не может прочесть никто?
2. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?
3. Всякий ли лук на огороде растёт?
Нарочно не придумаешь.
Найдите ошибки и исправьте их.
1.Около клуба стояли машины с картошкой, Харлапий с ними разговаривал, а я их не знаю.
2. Киоск в среду не работает. Он отгуливает за 30 ноября. (Харлапий разговаривал с водителями, а я их не знаю. 2. Вместо местоимения ОН следовало бы употребить такое слово, которое называло бы действительное лицо. Получившее отгул, -продавец.)
3. Определите. Чем вызвана комичность. Бессмыслица предложений.
И только перед гонгом Ю. Волков, получив пас от Иванова, стремительно пошёл по синей линии, превосходно обыграл двух защитников и неотразимым ударом вернул на площадку удалённого игрока. Граждане, имеющие проезжие документы, проходите через контрольный пункт в развёрнутом виде, не ожидая вопроса контролёра. (Удалённого игрока вернули на площадку ударом мяча. В развёрнутом виде должны проходить граждане.)
Рефлексия
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Урок - лингвистическая игра по теме: «Образные выражения французского языка» в 10 классе
В данной материале представлен урок в виде лингвистической игры по фразеологизмам французского языка....
Занимательный русский язык
Материал преспособлен для внеурочной деятельноти "Занимательный русский язык" 2 класс, Содержание: ребусы,занимательные задания...
Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .
В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...
Методика лингвистического анализа и редактирования документных текстов на занятиях по русскому языку и культуре речи
В статье рассматриваются актуальные вопросы методики анализа и редактирования документных текстов на занятиях по русскому языку и культуре речи....
рабочая программа "Занимательный русский язык"
рабочая программа к внеурочной деятельности...