Активизация познавательной деятельности студентов на уроках.
статья на тему
Активизация познавательной деятельности студентов на уроках.
Проблемы мотивации обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся наиболее актуальны в современной педагогике. Преподаватель должен побудить интерес к изучаемому предмету, стремление обучающихся к самообразованию, к умению получать знания, реализации своих способностей. Для формирования высокой мотивации образования студент должен иметь сформированный положительный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу. В создании мотивации к изучению студентом предметов и подготовке его к профессиональной деятельности помогает компетентностный подход к обучению, предполагающий не только формирование знаний, умений и навыков, но и таких качеств личности, которые обеспечивают способность и готовность применять их в профессиональной деятельности. Одной из составляющих этого подхода к обучению является использование в учебном процессе практико-ориентированного обучения. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности на занятиях являются:
-содержание учебного материала
-стиль общения педагога и обучающихся
-характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности студентов на уроках.
Проблемы мотивации обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся наиболее актуальны в современной педагогике. Преподаватель должен побудить интерес к изучаемому предмету, стремление обучающихся к самообразованию, к умению получать знания, реализации своих способностей. Для формирования высокой мотивации образования студент должен иметь сформированный положительный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу. В создании мотивации к изучению студентом предметов и подготовке его к профессиональной деятельности помогает компетентностный подход к обучению, предполагающий не только формирование знаний, умений и навыков, но и таких качеств личности, которые обеспечивают способность и готовность применять их в профессиональной деятельности. Одной из составляющих этого подхода к обучению является использование в учебном процессе практико-ориентированного обучения. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности на занятиях являются:
-содержание учебного материала
-стиль общения педагога и обучающихся
-характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
При лекционном ведении занятия применяется проблемное изложение материала, так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых выводов всегда вызывает неослабевающий интерес обучающихся.
Например, при изучении темы «Пластичность грунта, определение числа пластичности и вида грунта» исследуется действие закона диалектики «Переход количественных изменений в качественные». Студенты знают, что постепенное накопление воды в сухом грунте вызывает переход его из твердого состояния в пластичное, а затем из пластичного состояния в текучее. Студенты приводят свои примеры действия данного закона, определяют как преодолевается граница перехода из одного состояние в другое и находят, что каждой границе соответствуют количественная характеристика и качественная характеристика, дают определение, что есть качественная характеристика, а что есть количественная характеристика. Студентам легко сделать вывод, что качественные характеристики границ пластичности определяют свойства грунтового теста, а количественные – выражают каждый раз его влажность (влажность грунта на границе раскатывания, влажность грунта на границе текучести), число процентов, или число долей единицы, в котором измеряется влажность.
В итоге студентам предлагается самостоятельно создать на уроке алгоритм выполнения работы в виде структурно-логической схемы лабораторной по определению числа пластичности и вида грунта, и проанализировать его. (Организация работы, последовательность выполнения этапов работы, как складывается результат работы). Творческая работа над созданием запоминающихся ориентиров, наглядность, конструктивность будут способствовать качественному выполнению работы, формированию необходимых профессиональных компетенций.
Качественную и количественную характеристики имеет такое важное понятие как оптимальная влажность. Имея некоторый опыт работы студенты изучив и проанализировав содержание лабораторной работы создают структурно-логическую схему уже этой лабораторной работы.
Умение определять качественную и количественную характеристики параметров может быть использовано студентами при изучении других учебных дисциплин. Например, при геометрическом нивелировании для построения на местности высоты точки по заданной числовой отметке полезно использовать качественную и количественную характеристики высоты точки. Студенты должны определить, что отрезок по отвесной линии от уровенной поверхности до точки на поверхности Земли – это качественная характеристика высоты точки. Количественная характеристика высоты точки - длина этого отрезка, числовая отметка высоты точки, выраженная в метрах. Тогда легко сформулировать и запомнить, что для решения задачи необходимо от линии луча инструмента по отвесной линии отсечь отрезок, равный вычисленному отсчету по задней рейке.
Для определения отметки высоты точки на местности (точка закреплена на местности, отрезок, равный высоте точки точно известен) отметка рассчитываются по превышениям или горизонту инструмента и выражаются в м. Использование качественной и количественной характеристик параметра позволяет легко запомнить решение обратной задачи.
Использование составленного алгоритма лабораторных работ позволяет правильно организовать ее, видеть способ выполнения работы, все этапы работы, получение результатов работы. Применение алгоритмов работ можно эффективно использовать при выполнении лабораторных, практических работ, решении многоэтапных задач.
Для повышения мотивации обучения широко используется разнообразный видеоматериал (о применении проблемных грунтов, об улучшении свойств грунтов). Использование презентаций на уроках, выполнение презентаций на заданную тему самими студентами способствуют формированию устойчивого интереса к дисциплине. Использование обучающих и контролирующих тестов полезны для усвоения определений, формул. При регулярном использовании тестирования у студентов повышается активность работы на занятиях, формируются коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Оживляет занятие и использование исторического материала. 1-3 минуты, потраченные на
сообщения студентов исторических фактов вызывают интерес, формируют познавательные УУД.
Повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Важный этап урока – подведение итогов занятия, студенты должны почувствовать удовлетворение от выполненной работы и познания нового. Активизирую познавательную деятельность и организацию внеаудиторной работы студентов, привлекаю их к участию в студенческих исследовательских конференциях и других мероприятиях.
Основной задачей общества, которое хочет получить квалифицированных специалистов, является активизация познавательной деятельности обучающихся, чтобы их главной задачей стало получение прочных и стабильных знаний, умение их добывать, умение учиться всю жизнь.
Определение числа пластичности грунта.
Подготовка пластичного грунтового теста | |||||||||||||
| Качественные показатели | ||||||||||||
Доведение грунт.теста до границы раскатывания | Доведение грунт. теста до границы текучести | ||||||||||||
Количественные показатели | |||||||||||||
Определ. влажности гр. на границе раскатывания Wp=m1-m0/m0-m | Опред. влажности гр. на границе текучести Wl=m1-m0/m0-m | ||||||||||||
Расчет числа пластичности Ip=Wl - Wp | |||||||||||||
Определение вида грунта |
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ.
Батырова Н.Ш., Оглаева А.А.,
БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»
Проблемы мотивации обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся наиболее актуальны в современной педагогике. Преподаватель должен побудить интерес к изучаемому предмету, развить стремление обучающихся к самообразованию, к умению получать знания, реализации своих способностей. Для поддержания высокой мотивации образования студент должен иметь сформированный положительный образ будущей профессии, который придаст личностный смысл образовательному процессу. В создании мотивации к изучению студентом предметов и подготовке его к профессиональной деятельности помогает компетентностный подход к обучению, предполагающий не только формирование знаний, умений и навыков, но и таких качеств личности, которые обеспечивают способность и готовность применять их в профессиональной деятельности. Одной из составляющих этого подхода к познанию является использование в учебном процессе практико-ориентированного обучения. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности на занятиях, являются:
-содержание учебного материала;
-стиль общения педагога и обучающихся;
-характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
При лекционном ведении занятия применяется проблемное изложение материала, так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых выводов всегда вызывает неослабевающий интерес обучающихся.
Например, при изучении темы «Пластичность грунта, определение числа пластичности и вида грунта» исследуется действие закона диалектики «Переход количественных изменений в качественные». Студенты знают, что постепенное накопление воды в сухом грунте вызывает переход его из твердого состояния в пластичное, а затем из пластичного состояния в текучее. Студенты приводят свои примеры действия данного закона, определяют, как преодолевается граница перехода из одного состояния в другое, и находят, что каждой границе соответствуют количественная характеристика и качественная характеристика, дают определение, что есть качественная характеристика, а что есть количественная характеристика. Возвращаясь к пластичности студентам легко сделать вывод, что качественные характеристики границ пластичности определяют свойства грунтового теста, а количественные – выражают каждый раз его влажность (влажность грунта на границе раскатывания, влажность грунта на границе текучести), число процентов или число долей единицы, в котором измеряется влажность.
В итоге студентам предлагается самостоятельно создать на уроке алгоритм выполнения лабораторной работы в виде структурно-логической схемы по определению числа пластичности и вида грунта и проанализировать его (организация работы, способ выполнения этапов работы, как складывается результат работы). Творческая работа над созданием запоминающихся ориентиров, наглядность, конструктивность будут способствовать качественному выполнению работы, формированию необходимых профессиональных компетенций.
Качественная и количественная характеристики имеют такое важное понятие как оптимальная влажность. Имея некоторый опыт работы, студенты, изучив и проанализировав содержание лабораторной работы, создают структурно-логическую схему уже этой лабораторной работы.
Умение определять качественную и количественную характеристики параметров может быть использовано студентами при изучении других учебных дисциплин. Например, при геометрическом нивелировании для построения на местности высоты точки по заданной числовой отметке полезно использовать качественную и количественную характеристики высоты точки. Студенты должны определить, что отрезок по отвесной линии от уровенной поверхности до точки на поверхности Земли – это качественная характеристика высоты точки. Количественная характеристика высоты точки - длина этого отрезка, числовая отметка высоты точки, выраженная в метрах. Тогда легко сформулировать и запомнить, что для решения задачи необходимо от линии луча инструмента по отвесной линии отсечь отрезок, равный вычисленному отсчету по передней рейке.
Для определения отметки высоты точки на местности (точка закреплена на местности, отрезок, равный высоте точки, точно известен) отметка рассчитывается по превышениям или горизонту инструмента и выражаются в метрах (м.). Использование качественной и количественной характеристик параметра позволяет легко запомнить решение обратной задачи.
Использование составленного алгоритма лабораторных работ позволяет правильно организовать ее, видеть способ выполнения работы, все этапы работы, получение результатов работы. Применение алгоритмов работ можно эффективно использовать при выполнении лабораторных, практических работ, решении многоэтапных задач. Применение алгоритмов работ для решения практических задач повышает мотивацию обучения.
Для повышения мотивации обучения также широко используется разнообразный видеоматериал (о применении проблемных грунтов, об улучшении свойств грунтов). Использование презентаций на уроках, выполнение презентаций на заданную тему самими студентами способствуют формированию устойчивого интереса к дисциплине. Использование обучающих и контролирующих тестов полезно для усвоения определений, формул. При регулярном использовании тестирования у студентов повышается активность работы на занятиях, формируются коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Оживляет занятие и использование исторического материала. 1-3 минуты, потраченные на сообщения студентов исторических фактов, вызывают интерес, формируют познавательные УУД.
Повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Важный этап урока – подведение итогов занятия, студенты должны почувствовать удовлетворение от выполненной работы и познания нового.
Активизирует познавательную деятельность и организация внеаудиторной работы студентов, привлечение их к участию в студенческих исследовательских конференциях и других мероприятиях.
Основной задачей общества, которое хочет получить квалифицированных специалистов, является активизация познавательной деятельности обучающихся, чтобы их главной задачей стало получение прочных и стабильных знаний, умение их добывать, умение учиться всю жизнь. Определение числа пластичности грунта.
Подготовка пластичного грунтового теста | |
Качественные показатели | |
Доведение грунтового теста до границы раскатывания | Доведение грунтового теста до границы текучести и испытание на балансирном конусе |
Количественные показатели | |
Определение влажности грунта на границе раскатывания Wp=m1-m0/m0-m | Определение влажности грунта на границе текучести Wl=m1-m0/m0-m |
Расчет числа пластичности Ip=Wl - Wp | |
Определение вида грунта |
ЗАЯВКА
на участие в научно-практической конференции
1 | Наименование учебного заведения | Бюджетное профессиональное учебное заведение Республики Калмыкия «Элистинский педагогический колледж» |
2 | Адрес, телефон | 358000, Республика Калмыкия, город Элиста, проспект П.О.Чонкушова, 1 телефон: 8(84722)2-44-37 |
3 | Ф.И.О. | Батырова Надежда Шавхатовна, Оглаева Алла Анатольевна |
4 | Должность | преподаватели спецдисциплин |
5 | Ученая степень, звание, почетное звание (при наличии) | - Оглаева А.А., Заслуженный учитель Республики Калмыкия |
6 | Наименование статьи | «Практико-ориентированное обучение на уроках спецдисциплин. |
7 | Телефон | Батырова Н.Ш.: 89618425275 Оглаева А.А.: 89093972292 |
8 | Электронный адрес | elista_politeh@rambler.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)
Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...
Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»
Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"...
Активизация познавательнй деятельности студентов на уроках биологии
В статье рассмотриваются конктретные примеры активизации познавательной деятельности студентов на уроках биологии...
Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.
В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...
Методы активизации познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Основы философии»
Из опыта работы преподавателя дисциплины "Основы философии"...
Методические рекомендации " Активизация познавательной деятельности студентов на различных этапах занятия"
Данные методические рекомендации выполнены с цельюоказания помощи в применении приемов активизации ядеяятельности студентов на различных этапах .Активизация познавательной деятельности остается вечной...