Технологии работы с текстом художественного произведения на уроках литературного чтения.
статья на тему

Улохова Наталия Валерьевна

Три этапа работы с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1. Технологии работы с текстом художественного произведения на уроках литературного чтения.

·         Подготовка к восприятию текста: технологии работы с текстом до чтения. Разнообразие приемов и методов, направленных на создание мотивации  к чтению.

·         Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение. Обучение в диалоге.

·         Работа с текстом после чтения. Создание текстов на основе пересказа. Создание собственных текстов на основе прочитанного текста.

Содержание:

Основная цель работы с текстом на уроках литературного чтения: формирование  у детей правильного типа читательской деятельности, который представляет собой "..трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)...". Методика формирования у детей правильного типа читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н. Светловской.

Итак, этапов работы с текстом будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность "шагов". Рассмотрим технологию работы с  текстом.

Подготовка к восприятию текста: технологии работы с текстом до чтения. Разнообразие приемов и методов, направленных на создание мотивации  к чтению.

 Цель подготовки к восприятию произведения  - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

Т.е. детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а через текст, созданный, автором. Оно затруднено, потому что в тексте отсутствуют интонация и логическое ударение, которые облегчают понимание устной речи. Но в тексте есть знаки препинания, показать детям их смысловую роль необходимо. Также нужно показать и то, что сама последовательность высказываний в тексте может "накапливать смыслы", что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.

Подготовка к восприятию произведения может проходить и на основе использования следующих приемов:

1.    Знакомство с автором произведения:

- Знаком ли автор? Какие произведения знакомы? О чем он писал?

2.    Использование технологий, известных педагогу: например, технологий критического мышления для обучения чтению и письму, технологий создание текста в мастерской.

3.    Прочитайте слово, написанное на доске: «зима». Подберите слова – ассоциации к данному слову, опишите на основе данных слов, какую картину вы видите. Сравним совпадает ли картина, созданная нами с авторской.

4.    Знакомство с произведениями других искусств (живопись, музыка), сравнение  данных произведений с авторским литературным.

Данные приемы настраивают  маленького ребенка на чтение литературного текста, мотивируют на первый опыт исследовательской работы.

Также, если в классе есть дети, для которых русский язык не является родным языком на этом этапе происходит обогащение лексическим запасом слов, освоение того запаса слов, который потом будет использован на уроке.

Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение. Обучение в диалоге.

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя (или вслух, или читает учитель)  с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его.

Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в уже прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но емкими, не уводящими далеко от читаемого. Таким образом, дети видят суть процесса "вчитывания" в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как "разворачиваются" перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно "накапливаются смыслы" в тексте

3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста при повторном перечитывании.

4. Такая же работа ("шаги" 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Если текст большой по объему и за один урок до конца не прочитан ,то можно предложить детям дома прочитать про себя следующий фрагмент (главу), а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста может прочитать вслух учитель, а затем провести работу с текстом во время чтения детей вслух. Здесь возможны варианты. Главное, нужно систематически следовать данной технологии на этапе работы с текстом до чтения (антиципация) и во время чтения (чтение про себя, затем вслух, медленное движение "за автором''по строчкам, "диалог с автором''). Опыт показывает, что дети понимают смысл такой работы, принимают ее и осваивают, то есть начинают действовать так же, когда читают самостоятельно вне уроков.

5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем на совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?

Работа с текстом после чтения. Создание текстов на основе пересказа. Создание собственных текстов на основе прочитанного текста.

Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста- "чтение между строк").

1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".

2. Рассказ учителя о писателе, беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Одним из творческих заданий по переработке текста могут быть:

·                    Чтение текста по ролям, инсценирование, драматизация.

·                    Пересказ текст с разного вида заданиями: подробный, сжатый, выборочный, творческий.

·                    Создание текста по аналогии (отбор содержания текста  для создания нового текста, определение героев и включение их в новую ситуацию).

http://sdoappo.ksob.ru/course_view/002.files/image001.png

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"

ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения  младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения.

игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при закреплении ...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...