Новые формы работы в учебном процессе Музыкального отделения НГК
статья на тему

В статье показаны поиски путей повышения качества оучения на отделении Музыкальное образование  с помощью внедрения новых педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2018_aprel.doc32.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Новые формы работы в учебном процессе музыкального

отделения Нижегородского Губернского колледжа

 Крашенинникова Н.Б., к.п.н., преподаватель

 Матюшонок М.Н., преподаватель высшей категории

зав. отделением Музыкальное образование

Нижегородский Губернский колледж

 

Пути повышения качества образования волнуют всех ученых и  учителей в области педагогики. В нашей стране проблемы более высокого качества обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики  и теории управления познавательной деятельностью. Но, тем не менее, в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между традиционным и развивающим способом обучения, между единообразием  и дифференциацией содержания обучения  и т.д.

Одним из важных направлений  решения названных проблем является разработка и внедрение у в учебный процесс школы новых педагогических технологий. Для разработки, освоения и внедрения новых педагогических технологий, конечно,   требуется время.

Так, профессиональное среднее учебное заведение Нижегородский Губернский колледж, с начала 2010 года активно включился в технологизацию учебно-воспитательного процесса,  поиск новых форм, средств и методов работы,  которые позволили бы ему превратить  систему обучения колледжа в производственный  технологический процесс  с обязательным получением гарантированного  результата,  продукта деятельности.

В нашем понимании   технологический производственный процесс  - это такое построение деятельности педагога и учащегося , в котором четко представлена вся технологическая цепочка в соответствии с поставленными целями, предусматривающая взаимосвязывающую деятельность педагога и учащегося в

1

 соответствии с его индивидуальными особенностями,  а так же поэтапное  выполнение всех составляющих технологии каждым учителем и получение гарантированного результата.( 3с.7)

В течение поледних  десяти лет колледж перешел на новый этап в своем развитии. Введение новых стандартов (ФГОС), которые  поставили на первое место  формированию  общих и профессиональных компетенций, как главных показателей профессиональной готовности молодых специалистов к профессии и  потребовали обновления как содержания , так и   форм обучения. Из философии  мы знаем, что содержание и форма обучения в каждом конкретном случае должны находиться в полном единстве.  Формы опираясь на содержание  учебных планов и программ, подвергают его определенной обработке и делают доступным конкретным учащимся. Форма  через цели,  содержание, средства, методы определяет деятельность педагогов и  учащихся, концентрирует их усилия, и за более короткое время позволяет  присвоить содержание  и перевести его в личный опыт.

  Так, на  музыкальном отделении НГК   появилась новая форма  - Модульное обучение.  Четыре профессиональных модуля  - ПМ 01.- Теоретические и методические основы дошкольного образования, ПМ 02., Теоретические и методические основые школьного образования, ПМ 03. Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность, ПМ04. Методическое обеспечение процессе музыкального образования -  объединили в  себе  значительную часть музыкальных дисциплин.

Содержание отделения Музыкальное образование обновилось  новыми, отвечающими времени предметами обучения, такими как  Методическое обеспечение процесса образования,  Электронные музыкальные инструменты, Современная музыка.

Педагогическая практика   стала одной одной из ведущих дисциплин. Сохраняя основные виды практики ( учебную и производственную) она обогатилась новыми видами деятельности: психолого-педагогической, музыкально-

2

 исполнительской и  методической.

       Во всех  этих видах практики приоритетное место заняли такие формы работы, которые раньше использовались  не часто. Если говорить о   Музыкально-исполнительской  практике, то она   обогатила себя такими формами  как работа  с эстрадными ансамблями,   участие в проектах,  конкурсах, фестивалях.

 Методическая практика    сделала ключевой форму работы -  портфолио.  Более того,  в практике   применяются различные портфолио: электронные, «паспорт компетенций и квалификаций», кейсы (практические ситуации).

 В учебном процессе  отделения появились  такие  формы работы  как интернет-форумы, интернет-конференции; областные, районные, городские социально-музыкальные проекты,  международные, всероссийские, городские конкурсы, фестивали, форумы, слеты, которые  ежегодно  проводятся на базе Нижегородского  Губернского колледжа.

Особое место на Музыкальном отделении занимают Социальные музыкально-творческие проекты. Содержание и форма проведения Музыкально-творческих проектов разнообразна. Она включает в себя как концертную учебно-исполнительскую деятельность, так и творческую музыкально-театральную работу; как совместную коллективную  студентов и педагогов, так и творческую индивидуальную работу педагогов и студентов. Целенаправленная деятельность в этой форме работы музыкального отделения  позволяет говорить о заметном профессиональном росте всех участвующих .

Получили  развитие на отделении  и новые формы контроля и проверки  профессиональных и общих компетенций, а также знаний, сформированных при изучении профессиональных модулей.

 Существенным отличием профессиональных модулей от предметных дисциплин является то, что  все они   завершаются практикой.    Практика каждого профессионального модуля (ПМ01., ПМ 02., ПМ 03., ПМ 04.)   заканчивается дифференцированным зачетом и имеет свою форму контроля,  а каждый

3

модуль заканчивается  выпускным квалификационным экзаменом.  Причем,  Выпускные квалификационные  экзамены   так же притерпели существенные изменения, вызванные введением ФГОС.  

Производственная практика по  профессиональному модулю ПМ 01.  Теоретические и методические основы дошкольного образования  заканчивается  дифференцированным практико - ориентированным зачетом в виде показа  Музыкального развлечения  для дошкольного образовательного учреждения, где  работа студентов  оценивается независимыми экспертами - это    администрация и педагоги  дошкольного образовательного учреждения.

Производственная практика по  профессиональному модулю ПМ 02. Теоретические и методические основые школьного образования  заканчивается дифференцированным  зачетом, который проходит в форме Музыкального классного часа, на котором присутствуют руководители практики и учителя школы.

 Музыкально-исполнительская   практика по ПМ 03. завершается   проведением на базе Нижегородского Губернского колледжа городским  «Фестивалем  Музыки», где каждый студент   показывает свои профессиональные умения и сформированность  общих и профессиональных компетенции  в  хоровой деятельности, работе с ансамблем, солистами и  концертмейстерской деятельности.

  Методическая практика  по ПМ 04. завершается  дифференцированным зачетом,   который проходит в форме защиты портфолио.  Каждый студент   представляет свое портфолио,  в котором рассказывает о своих достижениях на педагогической практике и  в общественной жизни колледжа.

Все профессиональные модули - ПМ 01., ПМ 02., ПМ 03., ПМ 04.-   заканчиваются   Выпускными квалификационными экзаменами, которые  носят  практико - ориентированную направленность.

Выпускной квалификациолнный экзамен по  Профессиональному модулю ПМ 01. , ПМ 02.  состоит из двух частей: 1) традиционной теоретической части в виде  тестов или  контрольных вопросов и 2) практической, которая  включает  в себя все виды музыкальной деятельности:  проведение беседы с видеорядом,

4

исполнение педагогического школьного или дошкольного репертуара,   показ творческой танцевально-игровой композиции,  игру  в оркестре  и  фрагмент праздника или развлечения.  

Выпускной квалификационный экзамен по  Профессиональному модулю ПМ 04  так же состоит из двух частей:1)теоретической части в виде теста или контрольных вопросов  и 2) практической: представление конспекта урока с презентацией.

Профессиональный модуль ПМ 03 . Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность  заканчивается  Демонстрационным экзаменом. Студенты демонстрируют свои  профессиональные умения в вокальной и инструментальной деятельности.

Государственная  преддипломная практика. Цель ее - показать  многофукциональность деятельности учителя. В настоящий время ведется работа по поиску и внедрению новых форм работы  и в этот вид практики.                                                  

Литература

1.Проект Федерального государственного дошкольного образовательного стандарта, М., 2014.

2. Педагогические технологии: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Современные педагогические техногии .- СПб .: КАРО, 2014.

4. Радынова О.П., Комиссарова А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-М.: Дубна/Феникс, 2014.

5

Нижегородский Губернский колледж

г Нижний Новгород

Крашенинникова Надежда Борисовна

кандидат педагогический наук

 преподаватель

т. 8 906 -354-52-20

Матюшонок Марина Николаевна

заведующая отделением Музыкальное образование

 преподаватель высшей категории

 т.8 920-254-96-42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...

Роль концертмейстера в успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении педагогического колледжа

Данная работа рассматривает различные области концертмейстерской деятельности в образовательном процессе педпгогического колледжа....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Подбор аккомпанемента на индивидуальных уроках по гармонии как форма работы, интегрирующая различные предметы музыкального и общеобразовательного циклов

Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Орел Ю.А. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов. Декабрь 2012....

Модернизация традиционных форм работы и использование новых педагогических технологий в процессе обучения

Основные задачи, которые решаю на уроках физической культуры. Как они влияют на качество учебного процесса, как ивационные технологии влияют на формирование основздорового образа жизни...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для студентов, обучающихся по специальности: 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) очной формы обучения разр

Методические указания для проведения практического занятия  «Определение параметров движения при поступательном и  вращательном движениях» по разделу "Кинематика&q...