ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОТДЕЛЕНИИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка
"Положение об организации учебного процесса на отделении заочной формы обучения" относится к локальным нормативным актам ,
регулирующим образовательную деятельность на отделении заочной формы обучения профессиональной образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozh_ob_org.uch_.protsessa_po_zfo.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОТДЕЛЕНИИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Г.КУРСК
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение является локальным нормативным актом, которое разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1] и федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) по программам среднего профессионального образования, письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 20 июля 2015 г. № 06-846 «О направлении методических рекомендаций».
1.2 ФГОС по программам среднего профессионального образования, реализуемые общеобразовательной организацией, реализующими программы среднего профессионального образования, представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации независимо от форм получения образования.
1.3 Обучение в общеобразовательной организации реализуется в очной и заочной формах[2] с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника со студентами.
1.4 Заочная форма обучения позволяет сочетать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью обучающегося.
1.5. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием по заочной форме обучения осуществляется в техникуме по следующим специальностям:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»;
08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»;
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»;
13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»;
38.02.06 «Финансы».
1.6 Заочная форма обучения– это форма обучения, которая сочетает в себе черты самостоятельной подготовки и очного обучения, а также характеризуется этапностью.
На первом этапе студенты осваивают базовые знания, умения, компетенции путем изучения учебно-методической литературы и иных информационных ресурсов (установочная сессия), на втором – преподаватель проводит проверку освоенного обучающимся материала. Эти этапы, как правило, определяются в соответствии с графиком учебного процесса образовательной программы.
1.7. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по конкретной специальности в заочной форме обучения увеличивается на
6 месяцев по сравнению с очной формой на базе среднего общего образования.
1.8. Прием на обучение по заочной форме на образовательные программы среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36.
1.9. Лица, имеющие среднее общее образование (11 классов), начальное профессиональное образование, среднее (полное) образование, полученное до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», среднее или высшее профессиональное образование (далее СПО или ВПО) зачисляются для обучения в техникум по заочной форме на 1-й курс.
1.10. Начало учебного года устанавливается с 1 сентября, согласно графика учебного процесса. Окончание учебного года определяется рабочим учебным планом по конкретной специальности для заочной формы обучения.
1.11.Техникум имеет право использовать элементы дистанционных технологий при изучении отдельных учебных дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК), профессиональных модулей учебного плана.
2. Формирование рабочего учебного плана общеобразовательной организации, реализующего образовательные программы среднего профессионального образования при заочной форме обучения
2.1.Учебный план общеобразовательной организации регламентирует порядок реализации и является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования.
Общеобразовательная организация разрабатывает учебный план по заочной форме обучения самостоятельно на основе:
- ФГОС по программам среднего профессионального образования;
- примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (далее – ПМ);
- рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики.
2.2.Учебный план по заочной форме обучения определяет следующие характеристики образовательной программы среднего профессионального образования:
- объемы учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
- перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, ПМ и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике;
- сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
- распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям (и их составляющим);
- формы государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) (обязательные и предусмотренные образовательной организацией), объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации.
При формировании учебного плана учитываются следующие нормы:
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки;
- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы СПО в заочной форме составляет 160 часов;
- в максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при заочной форме обучения не входят учебная и производственная практика в составе ПМ.
- наименование дисциплин и их группирование по циклам должно быть идентично учебным планам для очного обучения, причем объем часов дисциплин и междисциплинарных курсов может составлять до 30 % от объема часов очной формы обучения;
- дисциплины «Иностранный язык» и «Физическая культура» реализуется в течение всего периода обучения;
- для контроля их выполнения проводятся письменные контрольные работы;
- выполнение курсового проекта рассматривается как вид учебной деятельности по учебной дисциплине (учебным дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессионального модуля (профессиональным модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение и в объеме, предусмотренном рабочим учебным планом для очной формы обучения;
- в графике учебного процесса рабочего учебного плана фиксируется производственная практика и преддипломная практика (для программ подготовки специалистов среднего звена), а в разделе «Производственная практика» рабочего учебного плана - все виды практики, предусмотренные ФГОС по конкретным программам освоения в рамках среднего профессионального образования.
2.3. При формировании учебного плана объем времени вариативной части может быть использован на увеличение объема времени, отведенного на учебные дисциплины и профессиональные модули обязательной части, в том числе, для освоения дополнительных общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), получения дополнительных умений и знаний, или на введение новых учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей в соответствии с потребностями работодателей, потребностями и возможностями обучающихся и спецификой деятельности техникума, а также для процедуры проведения входного контроля в случае формирования индивидуального учебного плана.
3. Организация учебного процесса по заочной форме обучения
в общеобразовательной организации
3.1.В общеобразовательной организации учебный процесс по заочной форме обучения организован на основе следующих документов:
- рабочего учебного плана по конкретным программам подготовки специалистов среднего звена по заочной форме обучения;
- графика учебного процесса заочной формы обучения;
- рабочих учебных программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям с указанием перечня домашних контрольных работ;
- расписания учебных занятий в период лабораторно – экзаменационной сессии;
- журнала регистрации контрольных работ.
3.2. Виды учебной деятельности, календарные сроки проведения лабораторно – экзаменационной сессии указываются в разрабатываемом общеобразовательной организацией учебном графике, который выдается обучающимся в начале каждого учебного года.
3.3. Начало учебного года по заочной форме обучения может переноситься на более поздние сроки. Окончание учебного года определяется рабочим учебным планом по конкретным программам освоения в рамках получения среднего профессионального образования заочной формы обучения (далее - рабочий учебный план), который разрабатывается образовательной организацией.
3.4.Основной формой организации образовательного процесса в общеобразовательной организации при заочной форме обучения является лабораторно-экзаменационная сессия, включающая в себя весь комплекс лабораторно-практических работ, теоретического обучения и оценочных мероприятий (промежуточная и итоговая аттестация) (далее - сессия), периодичность и сроки проведения сессии устанавливаются в графике учебного процесса рабочего учебного плана по конкретным программам освоения в рамках получения среднего профессионального образования.
3.4.1.Общая продолжительность экзаменационных (лабораторно - экзаменационных) сессий в учебном году устанавливается для заочной формы обучения на 1 и 2 курсах - не более 30 календарных дней, на последующих курсах - не более 40 календарных дней.
3.4.2. Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью обучающегося заочной формы обучения и проводится с целью определения:
- уровня освоения теоретических знаний по учебной дисциплине или ряду учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей;
- сформированности общих и профессиональных компетенций;
- умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных и практических работ;
- наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой и иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами.
Сессия, в пределах отводимой на нее общей продолжительности времени, может быть разделена на несколько частей (периодов сессии), исходя из особенностей работы техникума и контингента обучающихся студентов.
3.4.3. Отделение заочной формы обучения общеобразовательной организации может проводить установочные занятия в начале каждого курса. Продолжительность установочных занятий определяется образовательная организацией, а отводимое на них время включается в общую продолжительность сессии на данном курсе. Для обучающихся первого года обучения за счет времени, отводимого на консультации, могут проводиться установочные занятия по основам самостоятельной работы.
3.4.4. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий при заочной форме не превышает 8 часов в день.
3.5.При заочной форме обучения оценка качества освоения образовательной программы среднего профессионального образования включает промежуточную аттестацию и ГИА обучающихся.
3.5.1.Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку, проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки студентов требованиям к результатам освоения образовательной программы, наличия умений самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме: экзамена, дифференцированного зачета, зачета, экзамена квалификационного, итоговой письменной классной (аудиторной) контрольной работы, курсовой работы (проекта). Формы и порядок промежуточной аттестации при заочной форме обучения соответствует формам и порядку аттестации при очной форме обучения по соответствующим специальностям, они могут быть устными, письменными и осуществляется на основании Положения «О промежуточной аттестации студентов ОБПОУ «КМТ».
3.5.2. Количество экзаменов в учебном году должно быть не более восьми, а количество зачетов–10 (без учета зачетов по физической культуре). В день проведения экзамена не должны планироваться другие виды учебной деятельности.
3.5.3.К промежуточной аттестации по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все установленные лабораторные и практические работы, курсовые работы и имеющие положительную оценку по результатам текущего контроля успеваемости и сдавшие все домашние контрольные работы.
3.5.4.К экзамену квалификационному по профессиональному модулю допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию по междисциплинарным курсам, а также прошедшие производственную практику в рамках данного модуля.
3.5.5.Зачет, дифференцированный зачет по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, подготовка и защита курсовой работы проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса.
3.5.6. Результаты промежуточной аттестации заносятся в ведомости.
3.5.7. Форма промежуточной аттестации отражается в учебном плане.
3.6.В межсессионный период обучающимися заочной формы обучения выполняются контрольные работы, количество которых в учебном году не более десяти, а по отдельной дисциплине, МДК - не более двух.
3.6.1.Контрольные работы подлежат обязательному рецензированию. Выполнение контрольных работ и их рецензирование может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий.
3.6.2.На рецензирование(проверку) контрольных работ по дисциплинам циклов: общеобразовательного, общегуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, профессионального (общепрофессиональные) отводится 0,5 академического часа; по профессиональному циклу, включая междисциплинарные курсы - 0,75 академического часа. На проверку трех работ предусматривается один час.
3.6.3.Каждая контрольная работа проверяется преподавателем в срок не более семи дней. Результаты проверки фиксируются в журнале учета домашних контрольных работ и в личной карточке студента.
3.6.4. Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению на основе развернутой рецензии. Рецензирование повторно выполненной контрольной работы и оплата за повторное рецензирование проводятся в общем порядке.
3.6.5.Контрольные работы обучающихся, успешно сдавших экзамены, дифференцированные зачеты или зачеты по учебной дисциплине или МДК, передаются в заочное отделение. После лабораторно – экзаменационной сессии контрольные работы хранятся в заочном отделении не менее 1 месяца, а затем уничтожаются, о чем составляется акт. Перечень работ и фамилии обучающихся, выполнивших их, находятся в описях контрольных работ.
3.6.6.В рамках образовательных программ среднего профессионального образования проводятся консультации, которые могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, о чем делается соответствующее пояснение к рабочему учебному плану.
3.6.7. При заочной форме обучения консультации по всем учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, изучаемым в данном учебном году, планируются из расчета 4 часов в год на каждого студента и могут проводиться как в период сессии, так и в межсессионное время.
3.7. По специальностям среднего профессионального образования, связанным с сезонным характером работ, количество часов на консультации может быть увеличено, но не более 6 часов в год на каждого обучающегося.
3.8.При проведении практики при заочной форме обучения общеобразовательная организация руководствуется действующими нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации. Практика – вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью[3].
3.9. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена предусматриваются следующие виды практики: учебная и производственная практика (далее – практика). Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
3.10.Учебная и производственная практика (по профилю специальности) проводятся техникумом при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля. При заочной форме обучения практика реализуется в объёме, предусмотренном для очной формы обучения. Все виды практики, предусмотренные ФГОС по программам подготовки специалистов среднего звена, должны быть выполнены.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) реализуются обучающимися самостоятельно с предоставлением и последующей защитой отчёта в форме собеседования.
Обучающиеся, работающие на должностях, соответствующих получаемой квалификации, проходят учебную и производственную практику (по профилю специальности) по месту работы, на основании предоставленных с места работы справок, с последующим предоставлением отчета.
Рекомендуется заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с предприятием, на котором работает обучающийся, а также предоставление обучающимся со стороны предприятия справок, сертификатов, иных документов, подтверждающих его ОК и ПК по выбранной специальности или документа – подтверждения имеющейся у него рабочей профессии, освоенной в рамках образовательной программы при получении среднего профессионального образования или в ходе предшествующей профессиональной деятельности.
3.11.Преддипломная практика является обязательной для всех обучающихся, проводится после последней сессии и предшествует ГИА. Преддипломная практика реализуется обучающимся самостоятельно в объеме не более 4 недель.
3.12.В образовательных организациях государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[4], Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
16 августа 2013 г. № 968, а также соответствующими локальными актами ОБПОУ «КМТ». Согласно ФГОС по конкретным программам подготовки специалистов среднего звена на ГИА отводится до 6 недель. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких ПМ и решению актуальных задач в осваиваемой области профессиональной деятельности.
3.13.Факультативные дисциплины при заочной форме обучения не предусматриваются.
3.14.Курсовая работа выполняется за счет времени, отводимого на изучение учебной дисциплины, профессионального модуля в объеме, предусмотренном рабочим учебным планом.
4. Права и обязанности обучающихся по заочной форме обучения в общеобразовательной организации
4.1.Обучающимся на отделении заочной формы обучения предоставляется право на дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст.173-176 ТК РФ и выдается справка-вызов на лабораторно – экзаменационную сессию.
4.2.Обучающиеся имеют право на перезачет учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, учебных и производственных практик (по профилю специальности), изученных на предшествующем этапе среднего или высшего профессионального образования или на очной форме обучения после зачисления, перевода или восстановления на отделение заочной формы обучения, согласно положения о порядке перезачета учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, учебных и производственных практик (по профилю специальности), изученных на предшествующем этапе среднего или высшего профессионального образования для обучающихся заочной формы обучения.
4.3.Справка-вызов выдается с таким расчетом, чтобы общая продолжительность отпуска не превышала срока, установленного статьей
174 Трудового кодекса Российской Федерации. Форма действующей справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г.№ 1368.
4.4. Обучающимся, не выполнившим по уважительным причинам график учебного процесса к началу сессии, общеобразовательная организация имеет право установить другой срок ее проведения, причем за обучающимся сохраняется право на дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотренный на данную сессию.
4.5.Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признается академической задолженностью[5].
4.6. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.[6]
4.8. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.[7]
4.9.Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.[8]
4.10.Предоставление обучающимся академических отпусков производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» и «Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся», утверждёнными Приказом Министерства образования и науки РФ от 13 июня 2013 года, вступивший в силу 1 сентября 2013 года и соответствующим локальным актом общеобразовательной организации .[9]
4.11.Выпускнику, прошедшему в установленном порядке государственную итоговую аттестацию выдается документ об образовании и о квалификации. Образцы таких документов и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.[10]
4.12.Обучающимся заочной формы обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
ОБПОУ «КМТ»
Протокол № ___от «___»____________2023 г.
Заместитель директора по УМР________________________
Зав. отделением заочной формы обучения_______________
Методист отделения заочной формы обучения___________
[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[2] Часть 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[3] Часть 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[4] Статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
[6] Часть 3, статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
[7] Часть 5, статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
[8] Часть 11 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
[9] Часть 12 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
[10] Часть 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие для студентов заочной формы обучения
Учебное пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения специальности Дошкольное образование...
Организация учебного процесса с использованием технологии смешанного обучения
Организация учебного процесса с использованием технологии смешанного обучения...
Гражданский процесс Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения
Гражданский процесс Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обученияспециальность 030912 «Право и организация социального обеспечения...
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕССМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обученияспециальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»...
Организация самостоятельной работы студентов - важнейшее направление образовательного процесса при очно - заочной форме обучения
Основная задача современного образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.Решение этой задачи вряд ли ...
Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения по организации самостоятельной работы по дисциплине «Гражданский процесс»
Методические указания и контрольные задания по проведению самостоятельной работы междисциплинарного курса «Гражданский процесс», для обучающихся заочной формы о...
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Настоящее Положение определяет организацию образовательной деятельности (учебного процесса) по заочной форме и является локальным актом отделения заочной формы обучения общеобразовательной организации...