Презентация МДК "Теория и методика математического развития"
презентация к уроку на тему
Необходимое учебно-методическое сопровождения междисциплинарного курса "Теория и методика математического развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timmr.pptx | 234.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литература: Фрейлах , Н.И. Методика математического развития: учеб. пособие.- М.: Форум, 2006 + электронная версия Соловьева, Е.В. Формирование математических представлений детей 2-7 лет: метод. пособие.- М.: Просвещение, 2010 Репнина, Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления.- М.: ТЦ Сфера, 2008 Михайлова, З.А и др. Образовательная область «Познание»: учебно-метод . пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2012 + электронная версия
МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ Цель математического развития дошкольников Всестороннее развитие личности ребенка. Подготовка к успешному обучению в школе. Коррекционно-воспитательная работа. Задачи математического развития дошкольников 1. Формирование системы элементарных математических представлений. Формирование предпосылок математического мышления. Формирование сенсорных процессов и способностей. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи. Формирование начальных форм учебной деятельности.
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОО
Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
Принципы обучения математике Сознательность и активность. Наглядность. Деятельностный подход. Систематичность и последовательность. Прочность. Постоянная повторяемость. Научность. Доступность. Связь с жизнью. Развивающее обучение. Индивидуальный и дифференцированный подход. Коррекционная направленность и др
Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Особенности практического метода выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий; широкое использование дидактического материала; возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом; выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.); использование математических представлений в быту, игре, труде и др.
Особенности наглядного метода Виды наглядного материала: демонстрационный и раздаточный; сюжетный и бессюжетный; объемный и плоскостной; специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); фабричный и самодельный. Методические требования к применению наглядного материала: новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала; по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности; одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала; новый наглядный материал лучше показать детям заранее
Требования к самодельному наглядному материалу: гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала); эстетичность; реальность; разнообразие; однородность; прочность; логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.); достаточное количество...
Особенности словесного метода
Приемы ФЭМП Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний). Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе). Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок). Вопросы к детям. Словесные отчеты детей. Предметно-практические и умственные действия. Контроль и оценка.
Формы работы по математическому развитию дошкольников Форма Задачи время Охват детей Ведущая роль Занятие Дать, повторить, закрепить и сис тематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответст вии с программой) Группа или под группа (в зависимости от воз раста и проблем в развитии) Воспитатель (или дефек- толог) Дидактическая игра Закрепить, применить, расши рить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под группа, один ре бенок Воспитатель и дети Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить про белы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель Досуг (математи ческий утренник, праздник, викто рина и т. п.) Увлечь математикой, подвести итоги 1—2 раза в году Группа или не сколько групп Воспитатель и другие специалисты Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отрабо тать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности Группа, подгруппа, один ребенок Дети и вос питатель Занятие Дать, повторить, закрепить и сис тематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответст вии с программой) Группа или под группа (в зависимости от воз раста и проблем в развитии) Воспитатель (или дефек- толог) Дидактическая игра Закрепить, применить, расши рить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под группа, один ре бенок Воспитатель и дети
Средства ФЭМП Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф , магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.). Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.). Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду. Примерная структура традиционных занятий Организация занятия. Ход занятия. Итог занятия.
Организация занятия C бор вокруг воспитателя Проверка внешнего вида Привлечение внимания Рассаживание Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты. В старших группах : целесообразно использовать проблемные ситуации. В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
Ход занятия Примерные части хода математического занятия Математическая разминка (обычно со старшей группы). Работа с демонстрационным материалом. Работа с раздаточным материалом. Физкультминутка (обычно со средней группы). Дидактическая игра.
Ход занятия В младшей группе : в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра). В средней группе : обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка). В старшей группе : до пяти частей. В подготовительной группе : до семи частей.
Ход занятия Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.
Итог занятия В мла дшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».) В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. (« Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В г подготовительной руппе : дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных. Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения) 1.Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи. 2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме. Используется разнообразный наглядный материал. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию). Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии Словесная активизация. Чередование различных видов деятельности. Смена наглядного материала. Физкультминутки и релаксация. Трудный новый материал дается через 3—5 минут от начала занятия до 15— 18-й минуты.
Навыки работы с раздаточным материалом Бережное отношение к наглядному материалу. Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию. Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету. Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.
Навыки учебной деятельности ( начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать) Соблюдать дисциплину на занятии. Сидеть, сохраняя правильную осанку. Тихо вставать и садиться, подходить к доске. Поднимать руку, только когда знаешь ответ. Отвечать, только когда тебя спросят. Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям. Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать). Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его. Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя. Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.
Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.
Классификация дидактических игр Виды игр Названия игр Задача математического развития Строительные «Построим кукле домик», «Чья башня выше?» Закрепить умение сравнивать предметы по ве личине. Повторить названия и признаки геометрических фигур Подвижные «Найди свой домик», «Гаражи», «Найди секрет» Закрепить знания о геометрических фигурах. Повторить состав чисел из двух меньших. Закрепить умение ориентироваться в движении Настольно-пе чатные «Собери машину», «Кто где живет?», «Придумай задачу» Повторить названия и свойства геометрических фигур. Закрепить умение определять положение пред метов относительно друг друга. Закрепить умение составлять и решать арифме тические задачи Словесные «Продолжи предложение», «Назови соседей» Закрепить умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Повторить последовательность дней недели (частей суток). Закрепить знание числового ряда Сюжетные «Магазин», «Ателье», «Угостим кукол чаем» Закрепить знание денежных знаков. Выработать навыки измерительной деятель ности. Закрепить умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия Театрализо ванные «Репка», «Теремок», «Веселый счет» Закрепить знание количественного и порядко вого счета. Повторить цифры
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ Цель и значение планирования. Виды планирования. Содержание планирования. Условия, помогающие правильно спланировать работу. Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию дошкольников. Примерное двухнедельное планирование работы по математическому развитию для второй младшей группы детского сада. Планирование конкретного занятия по математике (схемы плана и конспекта занятия). Виды учета работы. Вопросы для самоанализа проведенного занятия. Значение самоанализа. Схема анализа показательного занятия.
Цель планирования Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОО». Значение планирования работы по математическому развитию Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей. Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике математического развития. Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей. Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал. Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.
Виды планирования Перспективное (на месяц, квартал, год). Календарное (по датам). Тематическое (по определенной проблеме). Комплексное (сочетающее разные задачи по различным направлениям). Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).
Содержание планирования работы математическому развитию Занятия по математике. Работа вне занятий (во время других режимных процессов). Связь с занятиями по другим методикам. Индивидуальная работа.
Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников Знание программы математического развития в ДОУ. Знание дидактических принципов обучения. Владение методикой математического развития дошкольников. Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии. Знание возрастных особенностей детей данной группы. Знание индивидуальных особенностей детей своей группы. Учитывание имеющихся знаний у детей. Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе. • Повышение квалификации воспитателя путем изучения передового опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников.
Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2). На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени). В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, закрепление и применение изученного материала, индивидуальная работа.
Примерная схема конспекта занятия Номер по порядку и название. Литература (автор, название, страницы). Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа. Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение). Организация детей (количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.). Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, действия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа). Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по математическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).
Виды учета работы Анализ занятия. Итог работы за день. Учет работы за месяц, квартал, год. Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе. Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике Выполнены ли программные задачи. Степень усвоения детьми программных задач. Какие дети и в чем затруднялись, почему? Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему? Над чем еще надо работать.
Примерная схема анализа показательного занятия Фамилия, имя, отчество воспитателя. Название или тема занятия. Возраст и количество детей (вид отклонения в развитии). Анализ организации занятия (сбор детей, их расположение, активизация внимания, настрой на занятие, введение сюрпризного момента, проблемной ситуации и др.). Анализ содержания занятия: формулировка поставленных задач с указанием раздела ФЭМП; соответствие программе; соответствие возрасту и уровню развития детей; дозировка материала; сочетание задач из разных разделов; сочетание нового и старого. Анализ хода занятия : структура (названия и последовательность частей); длительность занятия и частей; оценка работы воспитателя (речь, действия, вопросы, контроль, осуществление индивидуального подхода и др.); оценка работы детей (практические и умственные действия, речевая работа). Анализ подведения итога (обобщения, оценка детей, концовка). Оценка используемого наглядного материала: виды; количество; соответствие возрасту и уровню развития детей; соответствие программной задаче; эстетичность и гигиеничность; удобство размещения; эффективность применения. 9. Анализ, примененных методов и приемов. 10. Общие выводы: положительные; отрицательные.
Домашняя контрольная работа: 1.Выполнить практические работа №1, №2, №3 на листах формата А4,в соответствии с техническими требованиями к рефератам 2.Подготовить методическую копилку 3. Подготовить реферат на тему (по выбору студента)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Этапы формирования количественных представлений («Этапы счетной деятельности» по А.М . Леушиной ) Дочисловая деятельность Счетная деятельность Вычислительная деятельность
Содержание количественных представлений дошкольников Дочисловая деятельность Работа со множествами: видеть и называть существенные признаки предметов; видеть множество целиком; выделять элементы множества; называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указывая характеристическое свойство множества и перечисляя все элементы множества); составлять множество из отдельных элементов и из подмножеств; делить множество на классы; упорядочивать элементы множества; сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соответствия); создавать равночисленные множества; объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).
Содержание количественных представлений дошкольников Счетная деятельность Владение счетом включает в себя: знание слов-числительных и называние их по порядку; умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда); выделение итогового числа.
Содержание количественных представлений дошкольников Счетная деятельность Владение понятием числа включает в себя: понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.); понимание количественного и порядкового значения числа;
Содержание количественных представлений дошкольников Счетная деятельность Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя: знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа); знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы); знание связей между соседними числами (больше, меньше).
Содержание количественных представлений дошкольников Вычислительная деятельность-это знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»); знание образования соседних чисел ( п ± 1); знание состава чисел из единиц; знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания); знание цифр и знаков +, —, =, <, >; умение составлять и решать арифметические задачи.
Содержание количественных представлений дошкольников Вычислительная деятельность- Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо: владение устной и письменной нумерацией (называние и запись); владение арифметическими действиями сложения и вычитания (называние, вычисление и запись); владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками и др.).
Содержание количественных представлений дошкольников Значение развития количественных представлений у дошкольников группировка предметов по признакам вырабатывает умение сравнивать и классифицировать; объяснение выполнения действий обогащает и развивает речь; работа с разнообразным наглядным материалом формирует умение применять усвоенные знания в новых ситуациях; работа с раздаточным материалом развивает мелкую моторику; счет предметов, звуков, движений, счет «на ощупь» развивает различные анализаторы; использование при работе сначала реальных предметов, потом их изображений, затем заменителей и слова развивает все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-об разное, словесно-логическое); изучение составов числа учит анализировать и синтезировать; изучение абстрактных математических понятий (число и др.) учит абстрагироваться; при решении и составлении арифметических задач у детей развивается логическое мышление, умственные способности, мыслительные операции, интенсивно развивается речь; счет, сравнение чисел, арифметические действия и др. становятся доступными детям и используются ими в игровой, бытовой и учебной деятельности; формирование количественных представлений готовит ребенка к успешному изучению математики в школе
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА) ПЛАН Анализ программных задач. Методика решения каждой задачи: а) предварительная работа; б) особенности наглядного материала; в) методика обучения; г) этапы усложнения; д ) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др. Учить видеть множество и выделять его элементы: а) на ограниченном пространстве; б) в подготовленной обстановке. Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одного», «немного», «несколько». 3. Учить составлять множества: а) из одинаковых элементов; б) из разных элементов; в) из подмножеств. Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу». МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)
Анализ программных задач 4. Учить сравнивать множества по количеству: а) на глаз (резко контрастные по количеству); б) путем соотнесения «один к одному» (установлением взаимно однозначного соответствия): способом наложения; способом приложения; составлением пар; соединением рисунков линиями и др. Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столько — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше». 5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один элемент. Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать поровну?». МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)
Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» Предварительная работа В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется предметно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта. На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия « много » (больше трех), « мало » (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)
Особенности наглядного материала Демонстрационный материал является раздаточным Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)
Методика обучения Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения. Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос). МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)
Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения Предварительная работа Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их существенные признаки. Им интересно сравнивать группы по количеству, причем они испытывают тягу к составлению равночисленных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравнивать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел). МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)
Особенности наглядного материала Игрушки, строительный материал; Конструкторы, объемные геометрические формы; Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.). Наборы картинок и геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные). Однополосные (для наложения) и двухполосные карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные). Последовательность использования наглядного материала Объемные игрушки и предметы -------- карточки –считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)
Методика обучения Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения , затем — приложения . Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ) ПЛАН Анализ программных задач. Методика решения каждой задачи: а) предварительная работа; б) особенности наглядного материала; в) методика обучения; г) этапы усложнения; д ) дидактические игры и упражнения.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ) Анализ программных задач Познакомить с приемами счета предметов. Познакомить с приемами счета с помощью различных анализаторов: а) счет по образцу; б) счет по названному числу; в) счет по цифровому изображению; г) счет на слух; д ) счет на ощупь; е) счет движений. 3. Показать принцип построения натурального ряда (л±1): а) образование соседних чисел; б) сравнение соседних чисел («больше», «меньше»). 4. Научить сравнивать множества на основе счета.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ) Анализ программных задач Показать абстрактность числа (независимость от качественных признаков предметов и пространственного расположения множества): а) независимость числа от размеров предметов; б) Независимость числа от расстояния между предметами; в) независимость числа от формы расположения предметов; г) независимость числа от направления количественного счета. Познакомить с порядковым счетом. Познакомить с обратным счетом. Познакомить с цифрами .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Экспериментирование на занятиях по математическому развитию дошкольников.
Тип урока: комбинированный Время: 45мин Цель: формирование у студентов представлений об использовании экспериментальной деятельности в процессе овладения дошкольниками математическими знания...
Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности
В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...
Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образо...
Комплект оценочных средств по МДК 03.04 Теория и методика математического развития
В комплекте оценочных стедств содержится материал для входного, текущего и итогового контроля по междисциплинарному курсу....
Разработка урока для СПО по специальности 44.02.01."Дошкольное образование" МДК.03.04. Теория и методика математического развития. Тема "формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"
Материал будет интересен и полезен преподавателям СПО и студентам,обучающимся по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"...
Учебно-методическое сопровождение МДК "Теория и методика математического развития"
Собраны сказки, раскрывающие отношения "длинный- короткий", "узкий-широкий", "высокий-низкий"игры на пространственное ориентирование, игры на ориентировку на себеРазвиваю...
Использования ребусов и квест-игр на уроках методики математического развития детей.
Для многих студентов изучение методики математики, да и ряда других дисциплин даётся очень тяжело, студент скучает на таких уроках и с нетерпением ждёт спасительного звонка. Что же д...