Тема: Экспериментирование на занятиях по математическому развитию дошкольников.
план-конспект урока на тему

Носова Наталья Владимировна

Тип урока: комбинированный

 

Время: 45мин

 

Цель: формирование у студентов представлений об использовании экспериментальной деятельности в процессе овладения дошкольниками математическими знаниями.

 

Задачи:

 

Образовательные:

- формирование у студентов представлений о необходимости использования экспериментирования в процессе воспитания и обучения  дошкольников;

- формирование у студентов представлений об  экспериментировании  и особенностях организации его в детском саду;

 

Развивающие:

- развивать у студентов умения использовать экспериментальную деятельность в работе с детьми;

- продолжать развивать умения анализировать информацию.

 

Воспитывающие:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-  работать в коллективе и команде.

 

Оборудование: мильтимедийное оборудование для показа презентации; наглядные пособия для демонстрации приемов работы с детьми.

 

Формируемые ОК (общие компетенции) и ПК (профессиональные компетенции) на уроке: ПК 3.2 Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. П.К. 3.4 Анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения. ПК 5.3.  Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и заказчиками образовательных услуг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx46.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экспериментирование на занятиях по математическому развитию дошкольников.

Тип урока: комбинированный

Время: 45мин

Цель: формирование у студентов представлений об использовании экспериментальной деятельности в процессе овладения дошкольниками математическими знаниями.

Задачи:

Образовательные:

- формирование у студентов представлений о необходимости использования экспериментирования в процессе воспитания и обучения  дошкольников;

- формирование у студентов представлений об  экспериментировании  и особенностях организации его в детском саду;

Развивающие:

- развивать у студентов умения использовать экспериментальную деятельность в работе с детьми;

- продолжать развивать умения анализировать информацию.

Воспитывающие:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-  работать в коллективе и команде.

Оборудование: мильтимедийное оборудование для показа презентации; наглядные пособия для демонстрации приемов работы с детьми.

Формируемые ОК (общие компетенции) и ПК (профессиональные компетенции) на уроке: ПК 3.2 Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. П.К. 3.4 Анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения. ПК 5.3.  Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и заказчиками образовательных услуг.

План:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний. Представление нового материала по теме «Экспериментирование на занятиях по математическому развитию дошкольников».
  5. Первичная проверка понимания. Выполнение задания по видео фрагментам.
  6. Первичное закрепление. Обсуждение технологии поддержания интереса к экспериментированию.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

1. Организационный этап.

Здравствуйте уважаемые студенты. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, но это не должно нам помешать работать в обычном темпе. А  хочу начать сегодняшний урок с вопроса.  Существуют различные методы познания мира. Какие из них вы знаете? (ответы) Как мы можем проверить верность теории? (ответы) показ преподавателем эксперимента с геометрическими фигурами.

 Вы как будущие педагоги должны научить детей познавать мир через эксперимент.  Чтобы сложные научные знания они могли применять на практике.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 1.

Тема нашего сегодняшнего урока как вы уже догадались «Экспериментирование на занятиях по математическому развитию дошкольников»

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Слайд 2.

Но прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению заявленной темы, я хочу вам предложить внимательно посмотреть на представленный слайд, на котором перечислены профессиональные компетенции и общие компетенции. Посмотрите на них внимательно и в конце нашего урока вы мне скажите над формированием каких общих профессиональных  компетенций мы сегодня с вами работали.

  1. Актуализация знаний.

Слайд 3.

А теперь давайте перейдем непосредственно к изучению нашей темы. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Давайте выделим основные достоинства метода экспериментирования.

Эксперимент……

  • Способствует формированию интегративных качеств:

Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

Области

Интеграция с другими областями

Содержание образовательной области

Познание Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Социализация

Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Коммуникация

Развивать  познавательно-исследовательскую  деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать  освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов)

Чтение художественной литературы

Расширять  представления о предметах и объектах средствами  художественной литературы.

Здоровье

Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни

Труд

Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; выполнение трудовых действий.

Безопасность

Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Музыка

Расширять  кругозор в части музыкального искусства

Художественное творчество

Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов.

  • Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности

  1. Первичное усвоение новых знаний. Представление нового материала по теме «Экспериментирование на занятиях по математическому развитию дошкольников».

Слайд 4.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова,   Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

Необходимо отметить связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Как вы думаете,  в чем она заключается? (ответы). Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

 

Слайд 5.

Давайте рассмотрим весь процесс организации и проведения экспериментальной работы в ДОУ, а начнем мы непосредственно с целей и задач экспериментальной деятельности.

Цели и задачи экспериментальной  деятельности детей на занятиях по математическому развитию:

  • Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Данная цель реализуется через решение следующих задач.

Задачи:

  •      Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)
  •      Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
  •      Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
  •      Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  •      Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.

Слайд 6- 7.

А сейчас давайте продолжим нашу работу и рассмотрим классификацию детского экспериментирования

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По количеству детей: ндивидуальные, групповые, коллективные.

 По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические

По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По способу применения : демонстрационные, фронтальные;

По характеру мыслительных операций:

 констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

  1. Первичная проверка понимания. Выполнение задания по видео фрагментам.

Мы с вами сейчас  рассмотрели классификацию детского экспериментирования, и я хочу предложить вам выполнить еще одно задание. Сейчас вы посмотрите несколько фрагментов проведения экспериментальной деятельности в детском саду, ваша задача с помощью предложенной классификации охарактеризовать данный эксперимент.

 Слайд 8.

Как же правильно организовать работу по проведению экспериментирования в ДОУ. Для того чтобы детская экспериментальная деятельность имела положительный результат, мы должны изучить все этапы организации и проведения эксперимента с детьми. Итак, давайте перейдем к рассмотрению каждого этапа экспериментальной деятельности.

Модель обучения детей организации экспериментирования

Этапы обучения

Приемы

Навыки исследовательской деятельности

Мотивация деятельности

-создание развивающей среды; проблемные ситуации;

-интрига и сюрпризные моменты.

Устойчивый интерес

1 этап – подготовительный

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы

- наводящие вопросы;

-уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;

-предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога        

2 этап – содержательный

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент

-проблемные вопросы;

-пополнение уголка новыми материалами и предметами;

-приемы межличностного общения и сотрудничества

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов

3 этап – деятельностный

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно.

- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

- разработка совместно с детьми условных графических обозначений.

Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Первый этап − подготовительный.

Основная цель − подготовка детей к проведению экспериментирования в рамках изучения предложенной темы. С этой целью предлагаются задания  для усвоения терминологии.

Например, детям предлагается набор карточек, геометрических фигур, предметов разного размера, формы и фактуры и предлагается ряд вопросов и задания практического характера. Ниже представим несколько из них.

1. Покажи толщину книги.

 2. Проведи пальцем по длине нарисованной дороги.

 4. Покажи высоту флага.

 5. Нарисуй елку, которая будет выше, чем домик.

 6. Раскрась бант красным цветом у самой высокой девочки.

 7. Сравни между собой матрешек.

В процессе выполнения таких заданий дети дают разные ответы. Один ребенок может  сказать, что одна матрешка большая, а другая − маленькая (по размеру). Другой  скажет, что матрешки отличаются лишь размером (одна поменьше, а другая больше). И только с помощью наводящего вопроса мы можем добиться от всех детей одинакового ответа, что одна матрешка высокая, а другая низкая. Затем можно предложить  детям обхватить матрешку пальчиками. После этого они приходят к выводу, что одна — толще, а другая — тоньше.

 Это говорит о том, что с помощью наводящих вопросов и целенаправленной работы дети начинают более активно использовать слова, которые обозначают разные параметры величины, измерения и т.д.

Слайд 9-10.

Второй этап − содержательный.

Цель − сформовать умение у детей самостоятельно находить   решение проблемы и осуществлять  эксперимент.

В процессе решения разнообразных заданий на этом этапе следует придерживаться определенной последовательности в организации детского экспериментирования.

Структура экспериментальной деятельности

Рассмотрим это на конкретном примере.

1. Проблемная ситуация.

 Воспитатель: Дети, посмотрите. Сегодня у нас на обед будет каша. Как вы считаете, сколько у нас каши?

 Дети: Килограмм. Пять килограммов. Много. Кастрюля.

 Воспитатель: Как вы считаете, чем можно измерять количество каши.

 Деть: Стаканом, ложкой, банкой.

2. Определение цели.

 Воспитатель: Как вы считаете, чем нужно измерять, чтобы получить наибольшее количество мерок: стаканом, банкой или ложкой.

3. Выдвижение гипотез.

 Дети и воспитатель делают предположение: чем меньше условная мерка, тем больше раз она будет вмешиваться в измерительный предмет (вещество).

4. Проверка предположения.

 Дети самостоятельно или под руководством воспитателя измеряют кашу и определяют количество разных условных мерок: 8 ложек, 2 стаканчика, 1 баночка.

5. Если предположение подтвердилось: формулировка выводов (как вышло).

 Воспитатель вместе с детьми подводит итог: предположение подтвердилось.

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировки вывода (как вышло), формулировки выводов (как вышло).

Слайд 11.

Третий этап − деятельностный.

Цель − формировать у детей умение отыскивать  метод для проведения эксперимента  и разрабатывать решение самостоятельно.

 На этом этапе с детьми проводиться экспериментирования по схеме описанной выше.

Но здесь добавляются определенные усложнения. Детям показывают объекты,  и спрашивают, одинаковы ли эти объекты (например, одинаковый ли уровень воды в обоих сосудах?) Дети отвечают: «Одинаковый».

 Затем на глазах детей изменяют форму одного из предметов: воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы.

 После этого детей опять спрашивают: «одинаково ли воды в двух сосудах? Как это можно проверить?». После этого дети выполняют действие наоборот, опять переливают воду в тот же сосуд и делают вывод: с изменением формы количество жидкости не меняется.

А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Подумайте и приведите примеры экспериментов с детьми по определению разных параметров  величины.

Слайд 12.

Все задания для проведения экспериментирования с детьми можно  условно  распределить по разным параметрам величины. Например:

 1. Задание на определение размера, высоты, ширины, длины предметов.

 2. Задание на определение массы.

 3. Задание на определение объема сыпучих и жидких предметов.

 4. Задание на ориентирование в пространстве.

 5. Задание на ориентирование во времени.

Примерные ответы студентов

1. Детям предлагалось взять лист два листу бумаги. Первый оставить без изменений, а со вторым выполнить ряд практических действий: сложить несколько раз пополам. Сравни два листа бумаги по размеру. Из какой бумаги можно вырезать больше квадратов? Почему ты так считаешь? Дальше дети проверяют свои варианты на практике.

 2. Детям предлагаются две одинаковых ленты. Одну из лент сложим пополам, а другую втрое. Предлагаем детям определить, изменилась ли длина самой ленты? Какая длиннее? Что нужно сделать, чтобы определить длину ленты?

 3. Детям предлагаются два одинаковых стакана с водой (вода на одном уровне). Воспитатель сначала сравнивает с детьми объем стаканов (одинаковые) и уровень воды в них (одинаковый). После этого воспитатель поднимает один из стаканов и ставит его на книгу, так, чтобы уровень воды казался детям выше. Дальше предлагает детям определить, в каком стакане воды больше. Что нужно сделать, что это определить?

 4. Два разных сосуда с крупой. Нужно узнать, в каком сосуде находится больше крупы.

 5. На столе находятся разные предметы в разной отдаленности один от другого. Нужно установить, что находится ближе к карандашу. Дальше воспитатель предлагает перенести один предмет таким образом, чтобы ручка стала ближе к карандашу, но дальше от книги? (Нужно перенести ручку).

 6. Установление длительности разных действий. Детям предлагаются карточки с изображением разных заданий (практические действий): вырезка круга, рисование солнышка, мытье рук и тому подобное. Детям предлагают установить, какое из действий требует больше всего (менее всего) времени. Дальше дети проверяют на практике.

 7. Детям предлагается определить, как будет располагаться уровень воды в стакане, если его наклонить влево, вправо, перевернуть вверх дном. Можно нарисовать уровень воды на рисунке.

6. Первичное закрепление. Обсуждение технологии поддержания интереса к экспериментированию.

Слайд 13.

А в завершении нашей темы хочется обратить внимание на особенности организации детского  экспериментирования в ДОУ

  • Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
  • Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
  • Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
  • Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).
  • В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
  • Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.

А сейчас мне бы хотелось узнать какую работу вы могли бы предложить для проведения в ДОУ с целью поддержания интереса детей к экспериментированию? (ответы) Давайте проверим ваши ответы и сравним с перечисленной работой в этом направлении представленной на данном слайде.

Слайд 14.

ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

  • Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
  • События,специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »).
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: Дома вам необходимо составить план проведения эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Величина», а так же выделить этапы проведения эксперимента с указание необходимого времени для каждого этапа. Для этого вы можете использовать литературу, представленную на этом слайде.  Слайд 15.

В помощь при подготовке д/з вы можете пользоваться небольшие памятки для педагогов, которые я раздала каждому из вас перед уроком. (Приложение 1.)

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

А в завершении  урока, посмотрите еще раз на представленный слайд, и скажите над формированием каких профессиональных и общих компетенций мы сегодня с вами работали? (ответы) Слайд 16.

А сегодня на уроке особенно хорошо и активно поработали следующие студенты…………….. Поэтому при оценивании вашего домашнего задания, я учту вашу работу на сегодняшнем уроке.

Спасибо за внимание.

Список литературы:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
  2. Мониторинг  в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
  3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  5. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  6. Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Папка по самообразованиюТема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»           (Подготовительная группа...

Средства математического развития дошкольников

Методические рекомендации по использованию средств математического развития дошкольников....

Формы организации математического развития дошкольников

Методические рекомендации по использованию разнообразных форм математического развития дошкольников...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Радуга в стакане"

Даже если на улице пасмурно и сыро, в нашей группе всегда светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Но солны...

Занятия по экологическому развитию с элементами экспериментирования в среднем дошкольном возрасте «Посадка семян гороха»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22913610","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22913614","attributes":{"alt":"","class"...

ВКР на тему Использование дидактических игр в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая отражает понимание детьми окружающего их реального мира.  В игре...

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Число и цифра 9»

Подготовила: воспитатель Манджиева Н.П. Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Число и цифра 9»Цель: учить составлять и решать задачи и примеры. Познакомить с...