Классный час-тренинг «Мы выбираем Жизнь!»
классный час на тему
Актуализация темы:
Профилактика вредных привычек у подростков – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению психоактивных веществ (ПАВ) не способствуют профилактике вредных привычек.
Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов власти, правоохранительных органов и общественности. Впервые о появлении курительных смесей в России заговорили в 2007 году. Начало их массового употребления относят к концу 2008 г. Мода на курительные смеси (которые чаще называют по виду одной из них – Спайс) молниеносно распространилась среди подростков и молодёжи.
Между тем и сегодня реклама курительных смесей, содержащих компоненты запрещенных к обороту веществ, продолжает множиться, их легко можно купить через Интернет-магазины как благовония. В больницы российских городов поступает все больше несовершеннолетних пациентов с отравлением курительными смесями, в психиатрические стационары - в состоянии психозов.
В данной ситуации возникает необходимость принятия комплексных мер по профилактике употребления запрещенных курительных смесей детьми и подростками. Одним из важных направлений профилактической работы является проведение тематических классных часов, тренингов.
Цель: формирование убеждения, что употребление ПАВ является ложным способом решения жизненных проблем; повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ПАВ; выработка навыков, предотвращающих употребление ПАВ.
Задачи:
образовательные: дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления ПАВ;
развивающие: побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию, к осознанному отказу от употребления ПАВ;
воспитательные: воспитывать культуру ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_vybirayu_zhizn.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект внеклассного мероприятия
Классный час-тренинг «Мы выбираем Жизнь!»
Актуализация темы:
Профилактика вредных привычек у подростков – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению психоактивных веществ (ПАВ) не способствуют профилактике вредных привычек.
Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов власти, правоохранительных органов и общественности. Впервые о появлении курительных смесей в России заговорили в 2007 году. Начало их массового употребления относят к концу 2008 г. Мода на курительные смеси (которые чаще называют по виду одной из них – Спайс) молниеносно распространилась среди подростков и молодёжи.
Между тем и сегодня реклама курительных смесей, содержащих компоненты запрещенных к обороту веществ, продолжает множиться, их легко можно купить через Интернет-магазины как благовония. В больницы российских городов поступает все больше несовершеннолетних пациентов с отравлением курительными смесями, в психиатрические стационары - в состоянии психозов.
В данной ситуации возникает необходимость принятия комплексных мер по профилактике употребления запрещенных курительных смесей детьми и подростками. Одним из важных направлений профилактической работы является проведение тематических классных часов, тренингов.
Дата проведения: 7 февраля 2016
Цель: формирование убеждения, что употребление ПАВ является ложным способом решения жизненных проблем; повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ПАВ; выработка навыков, предотвращающих употребление ПАВ.
Задачи:
образовательные: дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления ПАВ;
развивающие: побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию, к осознанному отказу от употребления ПАВ;
воспитательные: воспитывать культуру ЗОЖ.
Форма проведения: тренинг
Методическое обеспечение: технологическая карта классного часа, листы бумаги, фломастеры, плакат с надписью «Наркотик»
Приёмы, использованные для формирования ключевых компетенций: поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, учебный диалог; сообщения;
обсуждения, дискуссия; коллективное целеполагание, коллективное подведение итогов и оценивание.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ
Этап классного часа/занятия | Краткое описание этапа, деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Применяемые современные образовательные технологии | Формируемые компетенции |
Организационный этап | Принимает рапорт ЗКВ о готовности взвода к работе. Приветствует личный состав. | Построение личного состава перед началом мероприятия Рапорт ЗКВ Ответ л/с на приветствие Самоопределение л/с к деятельности Включение в деловой ритм мероприятия | Информационно-коммуникационная технология | Коммуникативные: диалог с воспитателем и другими воспитанниками осуществление совместной деятельности. Военно-профессиональные: построение, рапорт, ответ на приветствие Регулятивные: действия по плану; контроль за процессом и результатами деятельности. |
Актуализация темы. Целеполагание. | Вступительное слово воспитателя по теме мероприятия. Постановка вопроса о цели тренинга. Сообщение плана мероприятия. | Слушают руководителя занятия, отвечают на вопросы, воспринимают информацию. Формулируют цель КЧ. | Информационно-коммуникационная технология; технология критического мышления | Познавательные: осознание учебной задачи; выполнение учебно-познавательных действий в умственной форме Коммуникативные: диалог с воспитателем; формулирование собственной точки зрения. Личностные: восприятие сообщений в ходе занятия. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование необходимых операций, действий по плану. |
Основная часть
| Предлагает воспитанникам поразмышлять и ответить на вопросы по теме тренинга. | Суворовцы размышляют, отвечают на поставленные вопросы, дискутируют, отстаивают свою точку зрения. | Технология критического мышления; технология ведения дискуссии | Познавательные: слушание излагаемого воспитателем и другими воспитанниками материала, извлекая нужную, способствующую личностному развитию информацию; Коммуникативные: умение слушать; дискутировать, высказывать свою точку зрения Личностные: восприятие информации; эмоциональное реагирование. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование деятельности; осознание важности полученной информации для личностного развития |
Основная часть. 2. 4 этапа наркотической зависимости | Предлагает воспитанникам прослушать о 4 этапах наркотической зависимости. | Суворовцы воспринимают информацию; высказывают свое мнение, дискутируют. | Здоровьесберегающая технология; технология критического мышления | |
Основная часть 3. Плакат "Будущее в наших руках! Присоединяйтесь!" | Предлагает нарисовать плакат с изображением двух ладоней и записать 10 качеств, какими должен обладать человек, свободный от ПАВ (10 качеств на 10 пальцев руки). | Суворовцы воспринимают информацию; дискутируют, высказывают свою точку зрения, коллективно выполняют творческое задание. | Проектная технология | |
Основная часть 4. Упражнение «Умей сказать НЕТ» | Предлагает найти варианты отказа в ситуациях, когда предлагают наркотики или ПАВ. | Анализируют полученную информацию, высказываются, обсуждают, делают выбор варианта отказа в ситуациях, когда предлагают наркотики. | Информационно-коммуникационная технология; технология проблемного обучения | |
Основная часть 5. Игра «Ассоциации» | Предлагает подобрать словесные ассоциации, которые связаны в целом со словом «Наркотик», написанном вертикально на заранее заготовленном плакате. | Суворовцы обсуждают, высказывают свою точку зрения, записывают ассоциации на плакате. | Игровая технология; технология критического мышления | |
Основная часть 6. Притча о бабочке | Предлагает послушать суворовца, который расскажет притчу о бабочке | Слушают суворовца, который рассказывает притчу о бабочке. | Информационно-коммуникационная технология | |
Итог тренинга Рефлексия деятельности. | Подводит воспитанников к выводу. Формулирует вопросы, акцентируя внимание на конечных результатах деятельности воспитанников: узнали вы что-то новое, о чем задумались? С каким настроением уходите вы после тренинга? | Воспринимают и оценивают информацию. Рассуждают по поставленным вопросам. Полемизируют с другими ребятами. Делают вывод. | Технология ведения дискуссии. Технология критического мышления. | Познавательные: умение делать обобщения из получаемого материала и формулировать выводы. Коммуникативные: диалог с воспитателем; формулирование собственной точки зрения по поводу излагаемого материала. Личностные действия: восприятие информации. Регулятивные УУД: адекватная оценка суворовцами результатов собственной деятельности и деятельности товарищей; осознание трудностей, возникающих в процессе обучения и стремление самостоятельно найти их причины и пути преодоления. |
Содержание мероприятия
I. Вступление
1. Суворовцы читают эпиграф, записанный на доске:
«…Научившись контролировать свою
нечеловеческую боль и свою болезнь,
не думать о ней и не воспринимать ее,
я радуюсь уже тому, что хоть что-то
чувствую, а значит – ЖИВУ!!!»
(из дневника бессмертия Кости П.)
2. Классный руководитель: Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека. Особенно же сложно в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на жизнь только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться» от жизни, почувствовать себя в безопасности. Принятие ПАВ создают для многих подростков иллюзию такой «внутренней безопасности», на время дают возможность испытать чувство психологического комфорта, благополучия. В конце 20 века злоупотребление ПАВ приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает каждого 5 жителя страны. Распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год может вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ часть населения попробует наркотики.
Происходит и неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления ПАВ детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11, 4 раза чаще, чем взрослые.
К подростковому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с действием наркотиков, и этот процесс растет. К окончанию школы 19,5% юношей и 13% девушек пробовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% юношей и 5% девушек.
За последние 10 лет смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем 62% случаев – передозировка.
Что заставляет подростков употреблять ПАВ? Какие мотивы ими движут?
1. Удовлетворение любопытства – 75,3%.
2. Подражание – 1/3 подростков впервые сделали это подражая своим авторитетам.
3. Веяние неопределенной «моды» на наркотики в кругу молодёжи.
4. Крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров. Безыдейность и бездуховность – вот та благоприятная почва, на которой приживаются многие пороки человеческие, в том числе и наркомания.
II. Основная часть
- «Мозговой штурм».
Классный руководитель: Почему же подростки начинают употреблять ПАВ? Зачем им это надо?
Примерные ответы суворовцев:
- из любопытства;
- солидарность, чтобы не быть «белой вороной»;
- назло;
- не хватает понимания близких;
- неблагополучная семья;
- желание соответствовать определенному образу жизни;
- желание, чтобы тебя считали взрослым;
- желание ослабить самоконтроль;
- желание расслабиться;
- для кайфа, смелости;
- снять боль и т.д.
Классный руководитель: Как вы думаете, причины, по которым подростки употребляют ПАВ, являются внешними или внутренними (психологическими)?
Вывод: причины внутренние, т.е. психологические.
Классный руководитель: Что можно сделать, чтобы решить проблемы и достичь этих же состояний, не употребляя ПАВ?
Примерные ответы суворовцев: петь, встретиться с друзьями, послушать музыку, поиграть на компьютере, бассейн, дискотека, фильм, чтение и т.д.
Классный руководитель: То есть у каждого есть свои способы получения радости. Когда у вас подъём настроения, то жизнь вам кажется прекрасной, у вас нет проблем, и вы не совершаете плохих поступков. Как только настроение падает, вам начинает казаться, что вам досталась самая плохая школа, самые плохие родители, друзья и т.д. И вот в этот момент очень важно, кто находится рядом с вами. Если вы слышите слова поддержки: всё будет хорошо – вам значительно легче выйти из состояния спада настроения, в обратном случае велик риск попадания в компании, употребляющие ПАВ.
- Четыре этапа наркотической зависимости
Классный руководитель: Наркотическая зависимость – это процесс, содержащий 4 этапа, и как любой процесс имеет начало и конец.
Сейчас я нарисую на доске мячик, который катится вниз.
1 этап. Первые пробы.
На нём происходит знакомство с наркотиками.
2 этап. Употреблять наркотики нравится.
На этот этап попадают обычно те люди, которым «это состояние» понравилось. И мячик покатился вниз. Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия развития зависимости.
3 этап. Возникают проблемы.
Мячик катится вниз. На этом этапе возникает физическая зависимость. Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно практически невозможно, необходима помощь специалистов. Продолжение употребления обязательно ведет к переходу на следующий этап развития зависимости.
4 этап. Употребление наркотиков становится целью.
На этом этапе наш мячик попадает в круговорот, из которого выбраться трудно. Скатиться всегда просто, а вот вернуться назад очень сложно.
На этой стадии, если не прекратить употребление наркотиков, наступает смерть. Статистика говорит о том, что из 100 «заболевших» выздоравливает только 3%, т.е. из 100 – выживают только 3.
Наркомания – это болезнь души. Наркоман не лечится: он перестраивает свою психику, адаптируется к новой жизни без наркотиков.
3. Плакат «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!»
Классный руководитель: Давайте нарисуем две ладони и запишем 10 основных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать человек, свободный от ПАВ (10 качеств на 10 пальцев руки). Например, убежденный, уверенный в себе, независимый, интеллектуально развитый, культурный, нравственный, духовно развитый, доброжелательный, вежливый, обдумывает решения.
А какое бы качество каждый из вас хотел бы взять с собой в будущее?
Будущее в наших руках. И только объединившись, мы можем сказать НЕТ наркотикам.
4. Упражнение «Умей сказать НЕТ».
Классный руководитель: Попробуйте найти варианты отказа в ситуациях, когда предлагают наркотики или ПАВ.
- Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня.
- Спасибо, нет. Я уже пробовал, мне это не понравилось.
- Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.
- Спасибо, нет. Это не в моём стиле.
- Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой.
Твой выбор сейчас определяет, как сложится вся твоя жизнь. Умей сказать «нет»!
5. Игра «Ассоциации».
Классный руководитель: На плакате вертикально написано слово «Наркотик». К каждой букве необходимо подобрать словесные ассоциации, которые связаны в целом со словом «Наркотик».
Ассоциации записываются.
Н – ненависть, ничтожество…
А – агония, анаша…
Р – риск, расстройство…
К – кайф, конец…
О – опий, отшельник…
Т – тяжесть, труп…
И – истерика, исход…
К – койка, карантин…
6. Притча о бабочке.
Суворовец: В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил «Всё в твоих руках».
Классный руководитель: Поделитесь своими впечатлениями о притче.
III. Заключение
Классный руководитель: Каждый в жизни делает для себя свой выбор, причём постоянно и в любой ситуации.
РЕЙТИНГ-АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ
Тренинг "Мы выбираем жизнь!"
№ п/п | критерии | |
1 | Целеполагание и мотивация воспитанников на предстоящую деятельность | 4 |
2 | Дидактическая цель классного часа/ занятия реализована | 4 |
3 | Содержание обсуждаемого материала оптимально (научно, доступно) | 4 |
4 | Проблемный/исследовательский характер изложения обсуждаемого материала | 4 |
5 | Воспитанники имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов | 3 |
6 | Были созданы условия для актуализации опыта воспитанников, их личностного общения | 3 |
7
| Занятие способствовало формированию ключевых компетенций (вписать конкретно каких компетенций и за счет чего): | |
в предметной области: умение учиться и оперировать полученными знаниями в определенной области | 4 | |
в области информационных технологий: владение информационными технологиями, способность работать со всеми видами информации | 4 | |
в проектно-аналитической деятельности: способность анализировать, систематизировать, обобщать и презентовать материал | 4 | |
в исследовательской деятельности: - | - | |
в плане продолжения образования и эффективного самообразования: способность к самообразованию, самоанализ, контроль своей деятельности | 4 | |
8
| Занятие способствовало развитию качеств личности: | |
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов | 4 | |
критическое мышление | 4 | |
креативность, установка на творчество | 3 | |
самостоятельность и ответственность | 3 | |
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу | 4 | |
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям | 4 | |
9 | Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора | 2 |
10 | Занятие помогло воспитанникам в ценностно-смысловом самоопределении | 4 |
11 | Воспитанники получили помощь в решении значимых для них проблем | 4 |
12 | Педагог сумел заинтересовать воспитанников, владел аудиторией | 4 |
13 | Комфортность образовательной среды: | 4 |
14 | Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностям воспитанников | 4 |
15 | Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к воспитанникам) | 4 |
Воспитатель 2 взвода 2 роты Валиулина Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я выбираю жизнь"
Методическая разработка классного часа «Я выбираю жизнь!» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, дает информацию о вреде алкоголя, курения, наркоти...
Интерактивная игра по станциям "Я выбираю жизнь"
Мероприятие направленно на досуг детей начальной школы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мы выбираем жизнь"
Методическая разработка представлена для проведения внеклассного мероприятия по теме «Мы выбираем жизнь». Проводится в театральной, демонстрационной форме, авторского творчества в области ...
Круглый стол "Я выбираю жизнь"
Конспект социального мероприятия "Я выбираю жизнь" по профилактике наркомании, алкоголизма среди подростков....
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)...
Сценарий классного часа "Мы выбираем жизнь"
Представлен краткий сценарий проведения классного часа для обучающихся на первом курсе техникума. Цель: пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде, актуализация ведения здорового образ...
воспитательный час «Я выбираю жизнь, или жизнестойкость»
В основной части занятия разбор понятия Жизнестойкость и качества жизнестойкой личности: гражданственность, социальная активность и адаптация, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуальность. ...