Классный час-тренинг «Мы выбираем Жизнь!»
классный час на тему
Актуализация темы:
Профилактика вредных привычек у подростков – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению психоактивных веществ (ПАВ) не способствуют профилактике вредных привычек.
Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов власти, правоохранительных органов и общественности. Впервые о появлении курительных смесей в России заговорили в 2007 году. Начало их массового употребления относят к концу 2008 г. Мода на курительные смеси (которые чаще называют по виду одной из них – Спайс) молниеносно распространилась среди подростков и молодёжи.
Между тем и сегодня реклама курительных смесей, содержащих компоненты запрещенных к обороту веществ, продолжает множиться, их легко можно купить через Интернет-магазины как благовония. В больницы российских городов поступает все больше несовершеннолетних пациентов с отравлением курительными смесями, в психиатрические стационары - в состоянии психозов.
В данной ситуации возникает необходимость принятия комплексных мер по профилактике употребления запрещенных курительных смесей детьми и подростками. Одним из важных направлений профилактической работы является проведение тематических классных часов, тренингов.
Цель: формирование убеждения, что употребление ПАВ является ложным способом решения жизненных проблем; повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ПАВ; выработка навыков, предотвращающих употребление ПАВ.
Задачи:
образовательные: дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления ПАВ;
развивающие: побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию, к осознанному отказу от употребления ПАВ;
воспитательные: воспитывать культуру ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект внеклассного мероприятия
Классный час-тренинг «Мы выбираем Жизнь!»
Актуализация темы:
Профилактика вредных привычек у подростков – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению психоактивных веществ (ПАВ) не способствуют профилактике вредных привычек.
Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов власти, правоохранительных органов и общественности. Впервые о появлении курительных смесей в России заговорили в 2007 году. Начало их массового употребления относят к концу 2008 г. Мода на курительные смеси (которые чаще называют по виду одной из них – Спайс) молниеносно распространилась среди подростков и молодёжи.
Между тем и сегодня реклама курительных смесей, содержащих компоненты запрещенных к обороту веществ, продолжает множиться, их легко можно купить через Интернет-магазины как благовония. В больницы российских городов поступает все больше несовершеннолетних пациентов с отравлением курительными смесями, в психиатрические стационары - в состоянии психозов.
В данной ситуации возникает необходимость принятия комплексных мер по профилактике употребления запрещенных курительных смесей детьми и подростками. Одним из важных направлений профилактической работы является проведение тематических классных часов, тренингов.
Дата проведения: 7 февраля 2016
Цель: формирование убеждения, что употребление ПАВ является ложным способом решения жизненных проблем; повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ПАВ; выработка навыков, предотвращающих употребление ПАВ.
Задачи:
образовательные: дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления ПАВ;
развивающие: побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию, к осознанному отказу от употребления ПАВ;
воспитательные: воспитывать культуру ЗОЖ.
Форма проведения: тренинг
Методическое обеспечение: технологическая карта классного часа, листы бумаги, фломастеры, плакат с надписью «Наркотик»
Приёмы, использованные для формирования ключевых компетенций: поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, учебный диалог; сообщения;
обсуждения, дискуссия; коллективное целеполагание, коллективное подведение итогов и оценивание.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ
Этап классного часа/занятия | Краткое описание этапа, деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Применяемые современные образовательные технологии | Формируемые компетенции |
Организационный этап | Принимает рапорт ЗКВ о готовности взвода к работе. Приветствует личный состав. | Построение личного состава перед началом мероприятия Рапорт ЗКВ Ответ л/с на приветствие Самоопределение л/с к деятельности Включение в деловой ритм мероприятия | Информационно-коммуникационная технология | Коммуникативные: диалог с воспитателем и другими воспитанниками осуществление совместной деятельности. Военно-профессиональные: построение, рапорт, ответ на приветствие Регулятивные: действия по плану; контроль за процессом и результатами деятельности. |
Актуализация темы. Целеполагание. | Вступительное слово воспитателя по теме мероприятия. Постановка вопроса о цели тренинга. Сообщение плана мероприятия. | Слушают руководителя занятия, отвечают на вопросы, воспринимают информацию. Формулируют цель КЧ. | Информационно-коммуникационная технология; технология критического мышления | Познавательные: осознание учебной задачи; выполнение учебно-познавательных действий в умственной форме Коммуникативные: диалог с воспитателем; формулирование собственной точки зрения. Личностные: восприятие сообщений в ходе занятия. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование необходимых операций, действий по плану. |
Основная часть
| Предлагает воспитанникам поразмышлять и ответить на вопросы по теме тренинга. | Суворовцы размышляют, отвечают на поставленные вопросы, дискутируют, отстаивают свою точку зрения. | Технология критического мышления; технология ведения дискуссии | Познавательные: слушание излагаемого воспитателем и другими воспитанниками материала, извлекая нужную, способствующую личностному развитию информацию; Коммуникативные: умение слушать; дискутировать, высказывать свою точку зрения Личностные: восприятие информации; эмоциональное реагирование. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование деятельности; осознание важности полученной информации для личностного развития |
Основная часть. 2. 4 этапа наркотической зависимости | Предлагает воспитанникам прослушать о 4 этапах наркотической зависимости. | Суворовцы воспринимают информацию; высказывают свое мнение, дискутируют. | Здоровьесберегающая технология; технология критического мышления | |
Основная часть 3. Плакат "Будущее в наших руках! Присоединяйтесь!" | Предлагает нарисовать плакат с изображением двух ладоней и записать 10 качеств, какими должен обладать человек, свободный от ПАВ (10 качеств на 10 пальцев руки). | Суворовцы воспринимают информацию; дискутируют, высказывают свою точку зрения, коллективно выполняют творческое задание. | Проектная технология | |
Основная часть 4. Упражнение «Умей сказать НЕТ» | Предлагает найти варианты отказа в ситуациях, когда предлагают наркотики или ПАВ. | Анализируют полученную информацию, высказываются, обсуждают, делают выбор варианта отказа в ситуациях, когда предлагают наркотики. | Информационно-коммуникационная технология; технология проблемного обучения | |
Основная часть 5. Игра «Ассоциации» | Предлагает подобрать словесные ассоциации, которые связаны в целом со словом «Наркотик», написанном вертикально на заранее заготовленном плакате. | Суворовцы обсуждают, высказывают свою точку зрения, записывают ассоциации на плакате. | Игровая технология; технология критического мышления | |
Основная часть 6. Притча о бабочке | Предлагает послушать суворовца, который расскажет притчу о бабочке | Слушают суворовца, который рассказывает притчу о бабочке. | Информационно-коммуникационная технология | |
Итог тренинга Рефлексия деятельности. | Подводит воспитанников к выводу. Формулирует вопросы, акцентируя внимание на конечных результатах деятельности воспитанников: узнали вы что-то новое, о чем задумались? С каким настроением уходите вы после тренинга? | Воспринимают и оценивают информацию. Рассуждают по поставленным вопросам. Полемизируют с другими ребятами. Делают вывод. | Технология ведения дискуссии. Технология критического мышления. | Познавательные: умение делать обобщения из получаемого материала и формулировать выводы. Коммуникативные: диалог с воспитателем; формулирование собственной точки зрения по поводу излагаемого материала. Личностные действия: восприятие информации. Регулятивные УУД: адекватная оценка суворовцами результатов собственной деятельности и деятельности товарищей; осознание трудностей, возникающих в процессе обучения и стремление самостоятельно найти их причины и пути преодоления. |
Содержание мероприятия
I. Вступление
1. Суворовцы читают эпиграф, записанный на доске:
«…Научившись контролировать свою
нечеловеческую боль и свою болезнь,
не думать о ней и не воспринимать ее,
я радуюсь уже тому, что хоть что-то
чувствую, а значит – ЖИВУ!!!»
(из дневника бессмертия Кости П.)
2. Классный руководитель: Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека. Особенно же сложно в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на жизнь только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться» от жизни, почувствовать себя в безопасности. Принятие ПАВ создают для многих подростков иллюзию такой «внутренней безопасности», на время дают возможность испытать чувство психологического комфорта, благополучия. В конце 20 века злоупотребление ПАВ приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает каждого 5 жителя страны. Распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год может вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ часть населения попробует наркотики.
Происходит и неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления ПАВ детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11, 4 раза чаще, чем взрослые.
К подростковому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с действием наркотиков, и этот процесс растет. К окончанию школы 19,5% юношей и 13% девушек пробовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% юношей и 5% девушек.
За последние 10 лет смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем 62% случаев – передозировка.
Что заставляет подростков употреблять ПАВ? Какие мотивы ими движут?
1. Удовлетворение любопытства – 75,3%.
2. Подражание – 1/3 подростков впервые сделали это подражая своим авторитетам.
3. Веяние неопределенной «моды» на наркотики в кругу молодёжи.
4. Крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров. Безыдейность и бездуховность – вот та благоприятная почва, на которой приживаются многие пороки человеческие, в том числе и наркомания.
II. Основная часть
- «Мозговой штурм».
Классный руководитель: Почему же подростки начинают употреблять ПАВ? Зачем им это надо?
Примерные ответы суворовцев:
- из любопытства;
- солидарность, чтобы не быть «белой вороной»;
- назло;
- не хватает понимания близких;
- неблагополучная семья;
- желание соответствовать определенному образу жизни;
- желание, чтобы тебя считали взрослым;
- желание ослабить самоконтроль;
- желание расслабиться;
- для кайфа, смелости;
- снять боль и т.д.
Классный руководитель: Как вы думаете, причины, по которым подростки употребляют ПАВ, являются внешними или внутренними (психологическими)?
Вывод: причины внутренние, т.е. психологические.
Классный руководитель: Что можно сделать, чтобы решить проблемы и достичь этих же состояний, не употребляя ПАВ?
Примерные ответы суворовцев: петь, встретиться с друзьями, послушать музыку, поиграть на компьютере, бассейн, дискотека, фильм, чтение и т.д.
Классный руководитель: То есть у каждого есть свои способы получения радости. Когда у вас подъём настроения, то жизнь вам кажется прекрасной, у вас нет проблем, и вы не совершаете плохих поступков. Как только настроение падает, вам начинает казаться, что вам досталась самая плохая школа, самые плохие родители, друзья и т.д. И вот в этот момент очень важно, кто находится рядом с вами. Если вы слышите слова поддержки: всё будет хорошо – вам значительно легче выйти из состояния спада настроения, в обратном случае велик риск попадания в компании, употребляющие ПАВ.
- Четыре этапа наркотической зависимости
Классный руководитель: Наркотическая зависимость – это процесс, содержащий 4 этапа, и как любой процесс имеет начало и конец.
Сейчас я нарисую на доске мячик, который катится вниз.
1 этап. Первые пробы.
На нём происходит знакомство с наркотиками.
2 этап. Употреблять наркотики нравится.
На этот этап попадают обычно те люди, которым «это состояние» понравилось. И мячик покатился вниз. Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия развития зависимости.
3 этап. Возникают проблемы.
Мячик катится вниз. На этом этапе возникает физическая зависимость. Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно практически невозможно, необходима помощь специалистов. Продолжение употребления обязательно ведет к переходу на следующий этап развития зависимости.
4 этап. Употребление наркотиков становится целью.
На этом этапе наш мячик попадает в круговорот, из которого выбраться трудно. Скатиться всегда просто, а вот вернуться назад очень сложно.
На этой стадии, если не прекратить употребление наркотиков, наступает смерть. Статистика говорит о том, что из 100 «заболевших» выздоравливает только 3%, т.е. из 100 – выживают только 3.
Наркомания – это болезнь души. Наркоман не лечится: он перестраивает свою психику, адаптируется к новой жизни без наркотиков.
3. Плакат «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!»
Классный руководитель: Давайте нарисуем две ладони и запишем 10 основных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать человек, свободный от ПАВ (10 качеств на 10 пальцев руки). Например, убежденный, уверенный в себе, независимый, интеллектуально развитый, культурный, нравственный, духовно развитый, доброжелательный, вежливый, обдумывает решения.
А какое бы качество каждый из вас хотел бы взять с собой в будущее?
Будущее в наших руках. И только объединившись, мы можем сказать НЕТ наркотикам.
4. Упражнение «Умей сказать НЕТ».
Классный руководитель: Попробуйте найти варианты отказа в ситуациях, когда предлагают наркотики или ПАВ.
- Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня.
- Спасибо, нет. Я уже пробовал, мне это не понравилось.
- Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.
- Спасибо, нет. Это не в моём стиле.
- Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой.
Твой выбор сейчас определяет, как сложится вся твоя жизнь. Умей сказать «нет»!
5. Игра «Ассоциации».
Классный руководитель: На плакате вертикально написано слово «Наркотик». К каждой букве необходимо подобрать словесные ассоциации, которые связаны в целом со словом «Наркотик».
Ассоциации записываются.
Н – ненависть, ничтожество…
А – агония, анаша…
Р – риск, расстройство…
К – кайф, конец…
О – опий, отшельник…
Т – тяжесть, труп…
И – истерика, исход…
К – койка, карантин…
6. Притча о бабочке.
Суворовец: В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил «Всё в твоих руках».
Классный руководитель: Поделитесь своими впечатлениями о притче.
III. Заключение
Классный руководитель: Каждый в жизни делает для себя свой выбор, причём постоянно и в любой ситуации.
РЕЙТИНГ-АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ
Тренинг "Мы выбираем жизнь!"
№ п/п | критерии | |
1 | Целеполагание и мотивация воспитанников на предстоящую деятельность | 4 |
2 | Дидактическая цель классного часа/ занятия реализована | 4 |
3 | Содержание обсуждаемого материала оптимально (научно, доступно) | 4 |
4 | Проблемный/исследовательский характер изложения обсуждаемого материала | 4 |
5 | Воспитанники имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов | 3 |
6 | Были созданы условия для актуализации опыта воспитанников, их личностного общения | 3 |
7
| Занятие способствовало формированию ключевых компетенций (вписать конкретно каких компетенций и за счет чего): | |
в предметной области: умение учиться и оперировать полученными знаниями в определенной области | 4 | |
в области информационных технологий: владение информационными технологиями, способность работать со всеми видами информации | 4 | |
в проектно-аналитической деятельности: способность анализировать, систематизировать, обобщать и презентовать материал | 4 | |
в исследовательской деятельности: - | - | |
в плане продолжения образования и эффективного самообразования: способность к самообразованию, самоанализ, контроль своей деятельности | 4 | |
8
| Занятие способствовало развитию качеств личности: | |
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов | 4 | |
критическое мышление | 4 | |
креативность, установка на творчество | 3 | |
самостоятельность и ответственность | 3 | |
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу | 4 | |
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям | 4 | |
9 | Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора | 2 |
10 | Занятие помогло воспитанникам в ценностно-смысловом самоопределении | 4 |
11 | Воспитанники получили помощь в решении значимых для них проблем | 4 |
12 | Педагог сумел заинтересовать воспитанников, владел аудиторией | 4 |
13 | Комфортность образовательной среды: | 4 |
14 | Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностям воспитанников | 4 |
15 | Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к воспитанникам) | 4 |
Воспитатель 2 взвода 2 роты Валиулина Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173132-1357470905.jpg)
Классный час "Я выбираю жизнь"
Методическая разработка классного часа «Я выбираю жизнь!» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, дает информацию о вреде алкоголя, курения, наркоти...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-881225-1549802371.jpg)
Интерактивная игра по станциям "Я выбираю жизнь"
Мероприятие направленно на досуг детей начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/14/picture-932357-1697315253.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мы выбираем жизнь"
Методическая разработка представлена для проведения внеклассного мероприятия по теме «Мы выбираем жизнь». Проводится в театральной, демонстрационной форме, авторского творчества в области ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119559-1550657657.jpg)
Круглый стол "Я выбираю жизнь"
Конспект социального мероприятия "Я выбираю жизнь" по профилактике наркомании, алкоголизма среди подростков....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119559-1550657657.jpg)
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)...
Сценарий классного часа "Мы выбираем жизнь"
Представлен краткий сценарий проведения классного часа для обучающихся на первом курсе техникума. Цель: пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде, актуализация ведения здорового образ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/12/picture-1461460-1728738251.jpg)
воспитательный час «Я выбираю жизнь, или жизнестойкость»
В основной части занятия разбор понятия Жизнестойкость и качества жизнестойкой личности: гражданственность, социальная активность и адаптация, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуальность. ...