воспитательный час «Я выбираю жизнь, или жизнестойкость»
классный час

Арчакова Людмила Юрьевна

В основной части занятия разбор понятия Жизнестойкость и качества жизнестойкой личности: гражданственность, социальная активность и адаптация, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуальность. Упражнение: «3 слова о себе» покажет насколько хорошо ребята знают себя и умеют представить свои сильные качества. Работая с ресурсами человека «создется» своеобразный «коридор безопасности». Студенты проговаривают факторы безопасной жизни. В завершении мероприятия использовано Упражнение «Ценности» которое дает возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии жизненных ценностей. Для рефлексии использовано упражнение Лесенка успеха, которая показала включенность студентов в работу и дало обратную связь занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия

«Я выбираю жизнь, или жизнестойкость»

Подготовила и провела: классный руководитель гр. 109 «Машинист дорожных и строительных машин» Арчакова Л. Ю.

Основные средства и материалы мероприятия:

- ноутбук, телевизор, раздаточный материал с чертами личности

Цель: повышение уровня жизнестойкости подростков и молодежи, формирование  самосознания подростка.

Задачи:          

1.  Сформировать отношение к жизни как ценности.  

2.  Развивать и поддерживать позитивное самосознание и самооценку.  

3.  Помочь обучающимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни.

Считаю выбор темы «Жизнестойкость» актуальной.  В настоящее время возрастает потребность нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Жизнестойкость может выступать ресурсом для подростков, находящихся в социально опасном положении, помогая им сохранить эмоциональное благополучие, комфорт и снизить риски стресса, связанные с их возрастом.

Жизнестойкость − внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить то. Формирование жизнестойкости педагогическими средствами может снизить степень суицидального риска.

Ход занятия.

Вводная часть.

1.  Приветствие. Организационные вопросы (запись в тетрадь Посещаемость внеурочных мероприятий). Определение темы.

Для определение темы зачитывается притча «Осел и колодец» (видеосопровождение возможно и носит рекомендательный   характер).

В одной старой еврейской притче, фермерский осел провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, не нужен ферме, а колодец давно пересох, и пригласил всех своих соседей решить два дела сразу: засыпать колодец и заодно закопать ослика. Все дружно взялись за лопаты. Осел сразу же понял, к чему идет дело, и начал громко вопить. Затем, ко всеобщему удивлению, он притих.

Спустя некоторое время фермер решил посмотреть, что происходит внизу. Он был изумлен увиденным. С каждым комком земли, падавшим на его спину, ослик проделывал совершенно невероятное: он встряхивался и становился поверх сброшенной земли.

Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался как угорелый!

В жизни вам будет встречаться много грязи, и каждый раз судьба будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнитесь и поднимайтесь наверх. Каждая из возникающих проблем – это возможность стать выше. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого колодца.

Вопрос: что помогло Ослу выбраться из колодца? (ожидаемые ответы: желание жить, жизнестойкость, выбор действовать и не сдаваться и т.п.)

Если ребятам сложно можно добавить к обсуждению фото где отражено желание жить в любых условиях»

Тема определена: Я выбираю жизнь, или жизнестойкость

II. Основная часть

Жизнестойкость – это понятие, которое объединяет два известных всем слова –

«жизнь» и «стойкость». И оно имеет прямое отношение к каждому из нас!

1. Упражнение: «3 слова о себе» допускается от 1 до 3 слов.

Инструкция: Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается. В качестве направляющей помощи на партах листы Приложение 1 Положительное описание себя.

3. Презентация «Жизнестойкость»

Жизнестойкость -  это не просто умение терпеть, 

это способность всё начинать с самого начала.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

(Слайд 1) Жизнестойкость - это характеристика личности, которая является ключом к стрессоустойчивости. Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях ищут поддержку и помощи близких и готовы ответить им тем же. Они считают, что эффективнее остаться вовлеченным в ситуацию, поэтому в контакте с близкими людьми знают, когда могут повлиять на исход событий, и делают это, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они – скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Вопрос: Может ли жизнестойкость быть приобретена какой-то односторонней деятельностью?

Жизненная стойкость не может быть приобретена какой-то односторонней деятельностью, например, только развитием силы. Так, слон в тысячи раз сильнее черепахи, но она является более жизнестойкой, может жить как на суше, так и в воде.

Жизнестойкость накапливается постепенными и комплексными усилиями, как приобретается спортивный навык или профессиональное мастерство.

Нередко люди приобретают жизненную стойкость после долгих и порой мучительных испытаний. Им приходится справляться с какими-либо суровыми вызовами судьбы, приходится подтверждать свой выбор, свою силу духа снова и снова.

(Слайд 2) Качества жизнестойкой личности:

Гражданственность - качество личности, позволяющее человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живёт и трудится.

Социальная активность и адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. Активное участие в совместных мероприятиях.

Самостоятельность – это сложное качество, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам.

Коммуника́бельность (новолат. соединимый, сообщающийся) или отзы́вчивость — способность к общению, к установке связей, контактов, общительность

Индивидуа́льность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого; своеобразие психики и личности человека.

Креативность (от лат. creatio — творчество) — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности.

Если вы однажды решите перейти к освоению жизнестойкости на практике, то ваши повседневные усилия должны включать три основных направления:

– общефизическая (спортивная) подготовка;

– совершенствование эмоциональной и волевой саморегуляции;

– развитие интеллектуальной и духовной составляющих личности.

Итак, подведем краткий итог:  развитие жизнестойкости – процесс непростой, но очень важный для каждого человека. Если мы не будем стремиться к ее развитию, то окажемся неспособными контролировать свои эмоции, действовать уверенно и разумно, когда столкнемся с какими-либо проблемными ситуациями и тяжелыми испытаниями в жизни.

(Слайд 3) Многие подростки и молодые люди, попадая в затруднительное положение, не находят из него выхода. Не чувствуя поддержки и понимания взрослых, они замыкаются. Какие чувства охватывают вас в такой период?

Возможные ответы: охватывает отчаяние, мрачное настроение,  хочется заглушить это состояние сигаретой, алкоголем, наркотиками.

 

Может случиться так, что молодой человек или девушка  вдруг оказывается «у последней черты»? Уточнить, понимают ли студенты выражение «Последняя черта»?

Теперь вы знаете, почему человек может оказаться «у последней черты».

Как же прожить так, чтобы не опускались руки, чтобы жизнь приносила удовлетворение и делала тебя сильным?

Я предлагаю сейчас создать своеобразный «коридор безопасности».

(Студенты проговаривают факторы безопасной жизни, а классный руководитель фиксирует на доске).

Затем кл. руководитель просит прокомментировать желающих, почему они назвали  тот или иной фактор, и добавляет ещё: любовь, друзья, семья, оптимизм, увлечения, спорт, здоровье, хорошее настроение.

Посмотрите, как много жизненных ценностей мы назвали. А сейчас мы попробуем провести упражнение, которое так и называется

(слайд 4) Упражнение «Ценности»

Цель упражнения: возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии жизненных ценностей.

На столе у участников по 6 маленьких листочков на которых предлагается написать то, что им больше всего ценно в этой жизни, по одной ценности на листочке. (Нельзя брать конкретных людей: родителей, детей, друзей,…, только обобщённые понятия) Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке.

начинается упражнение

- Ребята представьте себе, что в вашей жизни случилось что-то плохое, и из неё исчезла ценность, та, которая написана на первом листике, отложите её в сторону. А теперь попробуйте осознать, как вам живется без этой ценности? Как протекает ваша жизнь, что в ней поменялось? Что вы чувствуете себя при этом…. (пауза 20 секунд)

- Жизнь продолжается… и из нее исчезает ещё одна ценность. Уберите следующий листик с ценностью и отложите в сторону. Постарайтесь представить себе, как живется вам без этих ценностей…? Что меняется в вашей жизни, как вы себя чувствуете…

( пауза 15 секунд)

- Черная полоса продолжается и из вашей жизни исчезает следующая (3) ценность. Отложите ее в сторону. Что вы чувствуете теперь? Что поменялось? Посмотрите, что происходит с вами и вашим окружением…. (пауза 15 секунд)

- Идет время и из вашей жизни исчезает еще одна ценность. Уберите листик с ценностью. Попробуйте осознать, что изменилось…? Какие чувства переполняют вас? Как вам живётся без ваших ценностей? (пауза 15 секунд)

- Плохие события не уходят из вашей жизни. Пропадает еще одна ценность (5). Обратите внимание на свое внутреннее состояние, как вы живете без потерянных ценностей? Что при этом меняется? Какие ощущения возникают? (пауза 15 секунд).

- Время идёт, и из вашей жизни уходит последняя ценность. Что вы чувствуете, потеряв все свои ценности? Посмотрите, чем наполнена такая жизнь, нравится ли она Вам?

( пауза 20 секунд)


Трансформация:

- А сейчас представьте себе, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть в вашу жизнь одну из потерянных ценностей. Верните ту ценность, которую захотите. Что вы чувствуете, вернув одну из ценностей? (пауза 10 -15 секунд)

- Чудо продолжается, в вашу жизнь возвращается следующая ценность. Выберите любую из потерянных ценностей и верните её в свою жизнь. Представьте себе, что изменилось в вашей жизни после возвращения ценностей. Как вам живётся сейчас? Какие у вас возникают чувства? (пауза 10 -15 секунд)

- Светлая полоса продолжается, и появилась возможность вернуть себе еще одну из потерянных ценностей. Верните ее в свою жизнь. Что теперь происходит в вашей жизни, что вы чувствуете при этом? (пауза 10 -15 секунд)

- Проходит время и у вас появляется возможность вернуть еще одну ценность в свою жизнь. Верните ее. Что меняется вокруг вас? Как меняетесь вы? Какие эмоции переполняют вас? (пауза 10 -15 секунд)

- Жизнь дарит вам подарок. У вас есть возможность вернуть еще одну ценность. Попробуйте представить себе свою жизнь с вернувшимися ценностями. Что нового в ней? Прислушайтесь к себе? Что вы чувствуете при этом? (пауза 10 -15 секунд)

- Чудо продолжается и к вам возвращается последняя ценность. Верните её в свою жизнь. Посмотрите вокруг. Как меняется ваша жизнь? Чем она наполнена? Что вы чувствуете?

( пауза 10 -15 секунд)

- Ребята, а сейчас у вас есть возможность добавить ещё 1,2,3 ценности в свою жизнь, чтобы жизнь стала более полной и насыщенной. Поднимите руку, кто нуждается в новых ценностях…

(на столах еще есть чистые листочки  бумаги, на которых они добавляют в свою жизнь необходимые ценности)

Что вы чувствуете, добавив себе новые ценности? Остался ли прежним порядок ранжирования ценностей или изменился?

Чтобы быть счастливым, есть пять простых истин:

1. Освободи свое сердце от обид – ПРОСТИ…

2. Освободи свой разум от волнений – большинство из них не сбываются.

3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.

4. Отдавай больше.

5. Ожидай меньше.

Желаю вам каждое мгновение помнить о том, что каждая «проблема» – это камень, который жизнь «кидает» в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток. И то, что вы воспринимали как «проблему» – является не чем иным, как строительным материалом вашей жизни. 

Рефлексия Лесенка успеха

5 ступеней: услышал и забыл, услышал и не понял, увидел и запомнил, сделал и понял, смогу научить другого.

Нарисуйте смайлик вашего настроения на соответствующей ступеньке лестницы (приложение 3)

Приложение 1

Положительные слова для описания себя

Настойчивый

Подлинный

Терпеливый

Восторженный

Дисциплинированный

Простой

Проницательный

Динамический

Разумный

Амбициозный

Скромный

Жесткий

Упорный

Находчивый

Сочувствующий

Щедрый

Романтичный

Умный(ая)

Внимательный

Независимый

Находчивый

Смелый

Остроумный

Организованный

Бесстрашный

Открытый

Радостный

Практичный

Энергичный

Надежный

Искренний

Мотивированный

Общительный

Адаптируемый

Правдивый

Смешной

Счастливый

Дружелюбно

Вдумчивый

Своего рода

Надежный

Интроверт

Сердечный

Верный

Яркий

С легким характером

Авантюрный

Эмоциональный

Оптимистичный

Любящий

Честный

Универсальный

Гибкий

Любящий

Энергичный

Чувствительный

Обильный

Нежный

Веселый

Организованный

Понимание

Полезный

Трудолюбивый

Определенный

Внимательный

Уверенный в себе

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

интересная работа;

благополучная обстановка в стране;

общественное признание;

карьера;

материальный достаток;

 любовь;

 дружба;

 семья;

 Родина;

 удовольствия, развлечения;

 возможность творчества;

самосовершенствование, образование;

 здоровье;

 жизнь;

 свобода;

 справедливость;

 доброта;

 честность;

 искренность;

вера;

целеустремленность

.

Приложение 3

Лесенка успеха

                                                                                                     смогу научить другого

                                                                                сделал и понял

                                                   увидел и запомнил

                               услышал и не понял

услышал и забыл


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Спасибо за отличную работу и теплые отношения в коллективе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я выбираю жизнь"

Методическая разработка классного часа  «Я выбираю  жизнь!» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, дает информацию о вреде алкоголя, курения, наркоти...

Интерактивная игра по станциям "Я выбираю жизнь"

Мероприятие  направленно на досуг детей начальной школы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мы выбираем жизнь"

Методическая разработка  представлена для проведения внеклассного мероприятия по теме «Мы выбираем жизнь». Проводится в театральной, демонстрационной форме, авторского творчества в  области ...

Классный час-тренинг «Мы выбираем Жизнь!»

Актуализация темы:Профилактика вредных привычек у подростков – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению психоактивны...

Круглый стол "Я выбираю жизнь"

Конспект социального мероприятия "Я выбираю жизнь" по профилактике наркомании, алкоголизма среди подростков....

План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)

План-конспект занятия  в форме круглого стола  «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)...

Сценарий классного часа "Мы выбираем жизнь"

Представлен краткий сценарий проведения классного часа для обучающихся  на первом курсе техникума. Цель: пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде, актуализация ведения здорового образ...