Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа
статья
В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся отрывки из сочинений студентов, которые видят пользу в чтении художественной литературы, в том числе литературы о медиках и медицине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_chteniya_v_formirovanii_obshchih_kompetentsiy_studentov_meditsinskogo_kolledzha.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа
Вопросы о кризисе чтения сегодня обсуждаются и в прессе, и в Интернете, и во многих семьях, а также на правительственном уровне. На Российском литературном собрании в 2013 году В.В. Путин говорил: «Наше общество катастрофически стало мало читать». Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса наблюдается во всём мире, но это не значит, что Россия должна следовать такому тренду. 2015 год, согласно Указу Президента России от 12.06.2014 года за номером 426, был объявлен Годом литературы. Основная цель – привлечение внимания общества к литературе и чтению, стимулирование интереса Россиян к печатному слову, к книгам. Без чтения художественной литературы студент нового поколения не ощутит себя частью мира культуры, не сформирует собственное «я» и не сможет обладать компетенциями, необходимыми в любой профессии и медицинского работника в особенности.
Иосиф Бродский считает «пренебрежение к книгам преступлением, за которое человек расплачивается всей своей жизнью». Исследуя отношение к чтению студентами колледжа, мы провели опрос среди учащихся 1 – 2 курсов. Им необходимо было ответить на вопросы:
- Для чего человеку необходимо читать книги?
- Помните ли вы первую книгу и какое впечатление вы получили при прочтении её?
- Любите ли вы читать художественную литературу?
К величайшему сожалению, более трети студентов не читают вообще. Причин такого положения множество: социальные, семейные, финансовые. Всё это требует определённой системы в работе учебного заведения совместно с социальными партнёрами и семьёй. Причём студенты вполне осознают, что с таким положением нельзя мириться. В своих ответах они подчёркивали важность читательской грамотности: чтение помогает достигать своих целей, расширяет знания и возможности, развивает образное и логическое мышление, воображение, чувство сопереживания как основу нравственных качеств личности. Навыки получения знаний востребованы в будущей профессиональной деятельности и необходимы при овладении следующими компетенциями:
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Литература играет существенную роль в освоении универсальных знаний и практических умений для изучения других наук. Наиболее точно сформулировал подход к чтению А.Генис: «Читательское мастерство шлифуется всю жизнь, никогда не достигая предела, ибо у него нет цели, кроме чистого наслаждения. Чтение есть частное, портативное, общедоступное, каждодневное счастье – для всех». Одним словом, чтение должно приносить удовольствие и должно помочь уйти от проблем. Книги для впечатлительных студентов дают направление в жизни, оставляют глубокий след в душе, а сильные эмоции необходимы для поддержки мысли. Как сказал Н. Хикмет: «Чтение – это нечто объединяющее зрение, слух, чутьё и мышление». Молодое поколение, обладая клиповым мышлением, не могут воспринимать текст без иллюстративного ряда, который воздействует сразу на разные органы чувств. Поэтому они предпочитают чтению просмотр экранизации художественного произведения. Необходимо заметить, что студенты не всегда ориентируются в подборе литературы, связанной с будущей профессией медицинского работника. Мы рекомендуем на различных уроках читать не только художественные произведения, но и научно-популярные издания, мемуарные, эпистолярные источники. О профессии врача – книги Ф.Углова, Н.Амосова, романы и повести Ю.Германа, В.Пановой, Л.Улицкой; классиков-врачей А.П.Чехова, М.Булгакова, В.Вересаева. Эти рекомендации способствуют освоению следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что значимость владения будущим специалистом профессиональными компетенциями неоспорима. А чтение художественной литературы способствует формированию этих компетенций: читательской, культурологической, речевой, коммуникативной.
Одной из главных задач образования является повысить читательскую активность, чтобы вернуть России статус самой читающей страны мира. Каждый год богат знаменательными и юбилейными датами в области культуры и литературы. Эти события не оставили наш медицинский колледж без внимания. Вся воспитательная работа коллектива направлена на создание комфортного читательского пространства. Каждый год составляется план воспитательной работы, в который включаются совместные мероприятия с городской библиотекой имени А.С. Пушкина. Встречи в литературных гостиных, посвящённые 125-летию со Дня рождения Б.Л.Пастернака, 100-летию со Дня рождения К. Симонова, 155-летию со Дня рождения А.П.Чехова, литературно-музыкальная композиция к 120-летию со Дня рождения С.А. Есенина, тургеневские чтения, посвящённые 200-летию со Дня рождения И.С. Тургенева. Все эти формы работы помогли поддержать интерес к литературе. Надо было видеть вдохновенные лица, глаза участников этого «действия». Подобные мероприятия требуют подготовки и преподавателя, и студентов: создание инсценировки, подбор иллюстративного материала, музыки для презентации. Всё основано на работе с книгой, читательском общении, открытом диалоге с писателями, поэтами.
Мы все помним и часто цитируем слова М.А.Рыбниковой: «от маленького писателя к большому читателю». Методист говорит о том, что читателем станет тот, кто попробует себя в творчестве. Именно детское творчество ведёт учащегося к большой литературе, к классике. В колледже был организован конкурс «Письмо классику», а в книгу Памяти правнуков Победы внесены лучшие сочинения, посвящённые подвигу солдат Великой Отечественной войны. Эти мероприятия направлены на овладение компетенциями:
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Хочется верить, что такие мероприятия помогут сформировать интерес к чтению, создать читательскую среду в колледже. В заключение хочется привести пример высказывания о пользе чтения студентки 1 курса Овчаренко Дарьи:
Книга открывает нам двери в новый неизвестный нам мир. Этот мир заманчив, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Книга даёт нам информацию, которую мы сами выбираем, а телевизор навязывает нам информацию, поэтому я больше люблю читать. Недавно я прочитала книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фарингейту». В книге показано будущее, в котором книги безжалостно уничтожаются отрядом пожарных, хранение книг преследуется по закону, а телевидение одурачивает, зомбирует людей. Люди деградируют, жизнь становится упрощённой, примитивной. Они забыли, что такое общение, их интересует только материальное благополучие. Тем, кто находится у власти, легче управлять такими бездумными манекенами. Писатель предостерегает нас от такого будущего, пытается оградить от пустого существования. Ведь человек живёт и дышит полной грудью лишь тогда, когда мыслит, читает, свободно общается друг с другом, с природой, не забывая о смысле пребывания на Земле.
Такое будущее не столь заманчиво и, скорее всего, так и останется в романе Рэя Брэдбери как предостережение. Б.Стругацкий сказал: «Брэдбери предсказал эру уничтожения книг, мы поступили проще: перестали читать».
Литература
- Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Akademia, 1999.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985.
- Мишлимович М.Я. Мотивация к чтению – важное звено в процессе формирования читательской компетенции // Литература в школе. – 2012. - №7.
- Романичева Е.С. Чтение в школьном литературном образовании: негативные изменения и возможности пути их преодоления // Литература в школе. – 2015. - №4.
- Романичева Е.С. Не потерять школьника как читателя // Литература в школе. 2012. - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания
Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...
Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.
Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...
Доклад на тему: "Роль дисциплины Иностранный язык в профессиональной деятельности в формировании общих компетенций студентов колледжа в условиях компетентностного подхода"
Текст доклада и презентация...
Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании общих компетенций студентов техникума.
23.01.2020 г. Роль общеобразовательных дисциплин в формировании общих компетенций студентов техникума. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственны...
2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.
2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....
Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности
Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...
Роль игровых технологий как инструмент в формировании коммуникативных компетенций студентов медицинского колледжа
Известно, что целью курса «Иностранный язык» в среднем профессиональном образовании является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста-медика, позволяющей ис...