Конспект урока "Размножение и развитие животных" 3 класс
план-конспект урока на тему

Петрусевич Мария Адамовна

Урок по предмету "Окружающий мир" в 3 классе

Тема: "Размножение и развитие животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt.docx826.69 КБ
Файл razvitie_i_razmnozhenie_zhivotnyh_3_klass.pptx586.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

УМК «Школа России»

Тема:   Размножение и развитие животных

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • знать об особенностях размножения и развития животных;

Метапредметные:

  • формулировать тему урока;
  • искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями учебника);
  • уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
  • рассуждать, доказывать;
  • самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные: 

  • уметь слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные: 

  • включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; 
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие группы

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;
  • расширить знания учащихся о многообразии животного мира.

2. Развивающие:

  • развивать у школьников самостоятельность мышления;
  • учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;
  • развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные:

  • прививать любовь к родной природе;
  • воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;
  • развивать у учащихся любознательность, любовь к предмету.

Оборудование урока: 

  • Учебник – Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. – М. Просвещение, 2013 г., в 2 ч., ч. 1.
  • Презентация «Размножение и развитие животных»
  • Карточки для индивидуальной работы,
  • Конверты с заданиями для работы в группах,
  • Проектор,
  • Компьютер.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

(1 мин.)

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, создание положительной эмоциональной направленности.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Сегодня на уроке вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе (слайд №2, представлена памятка)

- Я желаю вам успешной работы на уроке.

Читают памятку.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(4 мин.)

Повторение изученного материала и выявление затруднений в деятельности каждого обучающегося.

(слайд №3)

Домашние ласкаются, а дикие кусаются.

Они повсюду и везде:

на суше, в небе и в воде,

лесные есть, болотные.

Зовём мы их …

Животных в природе очень много, все они разные.

- Перечислите группы животных по их групповым признакам.

- А на какие группы можно разделить животных по способу питания? (слайд №4)

- Составьте цепи питания животных.

- С чего всегда начинаются цепи питания?

- А почему?

Молодцы!

- Животные.

- Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

- Всеядные, хищники, растительноядные, насекомоядные.

Пшеница-мышь-сова, осина-заяц-волк и др.

- С растений.

- Потому что только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества: сахар и крахмал из углекислого газа и воды.

  1. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

(4 мин.)

Мотивировать

желание решить поставленную проблему, заинтересовать.

- Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребёнок.

- Итак, у людей – ребенок;
у лисы – …
у кошки – …
у утки – …

У козы – …
у бабочки – 
у кузнечика –

- Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.

- Ребята, а кем в детстве была бабочка? А кузнечик? Скворец? Змея? Лягушка? Карась?

- Прочитайте тему урока на с. 100. И скажите, какие цели и задачи стоят перед нами на уроке.

- Лисёнок.

- Котёнок.

- Утёнок.

- Козлёнок.

Отвечают.

-Тема урока: «Развитие и размножение животных».

- Как размножаются животные разных групп, как животные проявляют заботу о будущем потомстве, как называются детёныши некоторых животных.

  1. Открытие детьми новых знаний.

(20 мин.)

Организация учащихся на получение знаний в процессе активной познавательной деятельности, с определением своего отношения к проблеме, научить аргументировать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа.

- Отгадайте, кто это?  (слайд №5)

Расту червяком. 
Питаюсь листком,
Потом засыпаю, 
Себя обмотаю, 
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу,
Но теплой весной
Я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.

- Как размножается бабочка?

(слайд №6)

Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву.

Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек.

     Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок.

     Пройдет немного времени, и из каждой куколки появится  бабочка.

Посмотрите на экран (слайд №7).

Гусеница растет настолько быстро, что ее кожа трескается, а под ней уже есть новенькая кожа, рассчитанная на рост.

— За всю свою жизнь самка бабочки откладывает 50 000 яиц.

Бабочка не растет, однако она время от времени любит напиться сладкого цветочного нектара. Это горючее, которое помогает ей летать.

- Кто это? (слайд №8)

На лугах и на опушке,
Средь травы зеленой,
Маскируется искусно
Длинноус веселый!
Стрекотание его,
Часто режет уши,
Никому не верит он -
Хочешь, нет? А слушай!
Ноги - длинные по плечи,
Ну! Узнали? Он... 

- Как размножается кузнечик?

(слайд №9)

Не у всех насекомых могут быть куколки. Куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое-большое и с крыльями.

- Изучать развитие и размножение животных своей группы вы будете на примере своего представителя.

1группа

Рыбы

2группа

Пресмыкающиеся и земноводные

3группа

Птицы

4 группа

Звери

Задание:

Прочитать научно-познавательный текст. Подчеркнуть основные этапы развития вашего животного. И с помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

- Бабочка.

- Яйцо-личинка (гусеница)- куколка-бабочка.

Читают.

- Кузнечик.

- Яйцо-личинка-взрослое насекомое.

Выступление.

  1. Физкультминутка.

(1 мин.)

Сохранение здоровья, устранение перегрузок, снятие утомления, повышение умственной работоспособности учащихся, обеспечение активного отдыха для поднятия настроения.

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз -  росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

 На четыре – полетела, полетела…

Дети выполняют физические упражнения.

  1. Применение знаний учениками.

(9 мин.)

Включить новое знание в систему знаний

– Какие из животных откладывают яйца?

-Какие из животных мечут икру?

-Чем отличается размножение зверей от других животных?

– Кто три раза родится?

-Вернёмся к нашим вопросам. Кто же у бабочки?

-А у змеи?

-У кузнечика?

Задание на экране (слайд №10)

Вставь пропущенные слова.

-Насекомые, пресмыкающиеся, птицы

-Рыбы, земноводные.

-Звери рождают детенышей

-Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.

-Гусеница.

-Змейка.

-Личинка.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

 (4 мин.)

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и одноклассников.

-Что нового узнали на уроке?

-Кому было интересно?

- А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно в течении урока, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

По сложившейся традиции обучающихся, которые считают, что активно работали, встают и по очереди называют отметку, комментируя её.

Отвечают.

Дети  оценивают свою работу и работу и одноклассников.

  1. Домашнее задание.

(2 мин.)

Усвоение, включение нового знания в систему знаний, создание связующего звена между данным и следующим уроком.

(слайд №11)

с. 100-104 читать, ответить на вопросы и выполнить задания на с. 105.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие и размножение животных (Окружающий мир, 3 класс) Петрусевич Мария Адамовна, учитель начальных классов, МОУ « Бегуницкая СОШ»

Слайд 2

Памятка Будь вежливым Умей слушать Доказывай свою точку зрения Работай с источником информации

Слайд 3

Домашние ласкаются, а дикие кусаются. Они повсюду и везде: на суше, в небе и в воде, лесные есть, болотные. Зовём мы их … ЖИВОТНЫЕ Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. рыбы пресмыкающиеся насекомые земноводные млекопитающие птицы

Слайд 4

Группа животных по способу питания Растительноядные (питаются в основном растениями) Плотоядные (поедают других животных) Всеядные (питаются и растениями, и животными)

Слайд 5

Отгадайте, кто это? Расту червяком. Питаюсь листком, Потом засыпаю, Себя обмотаю, Не ем, не гляжу, Неподвижно вишу, Но теплой весной Я вновь оживаю И, как птичка порхаю . БАБОЧКА

Слайд 6

Насекомые Развитие бабочки Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки . Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок . Пройдет немного времени, и из каждой куколки появится бабочка . гугу гусеница яя яйца куколка бабочка яйцо личинка куколка Взрослое насекомое

Слайд 7

Это интересно Гусеница растет настолько быстро, что ее кожа трескается, а под ней уже есть новенькая кожа, рассчитанная на рост. — За всю свою жизнь самка бабочки откладывает 50 000 яиц. — Бабочка не растет, однако она время от времени любит напиться сладкого цветочного нектара. Это горючее, которое помогает ей летать.

Слайд 8

На лугах и на опушке, Средь травы зеленой, Маскируется искусно Длинноус веселый! Стрекотание его, Часто режет уши, Никому не верит он - Хочешь, нет? А слушай! Ноги - длинные по плечи, Ну! Узнали? Он... КУЗНЕЧИК

Слайд 9

Развитие кузнечика Не у всех насекомых могут быть куколки. Куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое-большое и с крыльями. яйцо личинка взрослое насекомое

Слайд 10

Вставь пропущенные слова У насекомых из яиц появляются _________, а у птиц –________. Гусеницы питаются _________ , а потом превращаются в неподвижных _________. У рыб из икринок выводятся _________, а у лягушек и жаб – ___________ . Звери рождают ___________ и выкармливают их _________ личинки птенцы листьями куколок мальки головастики детенышей молоком

Слайд 11

Домашнее задание: с. 100-104 читать, ответить на вопросы и выполнить задания на с. 105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи, знакомство с окружающим миром тема:«Части лица.»

конспект урока        по  развитию речи, знакомство с окружающим миром тема:«Части лица.»...

конспект урока по развитию речи

урок по развитию речи для студентов педагогических колледжей, училищ....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Придумывание сказки "Приключение зайца".

Программное содержание: Учить детей придумывать сказку,  не отступать от темы, не повторять сюжетов товарищей; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать пам...

Конспект урока "Воля. Развитие и воспитание воли".

Развитие самостоятельности, стимулирование  интереса к психологии; формирование профессиональных компетенций по   развитию волевых качеств....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС" для детей 6-7 лет...

Конспект урока по развитию речевого слуха

Конспект индивидуального занятияпо развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи«Восприятия на слух текстов».Текст «Забавы зимой».1 класс...

Конспект занятия по развитию речи «Признаки весны»

Конспект занятия по развитию речи«Признаки весны»Цели: закрепление знаний о четырех временах года, их последовательности, утонить признаки весны, развитие кругозора, обогащение словарного запаса, разв...