Конспект урока "Воля. Развитие и воспитание воли".
план-конспект урока по теме

Хуцаева Надежда Инджиевна

Развитие самостоятельности, стимулирование  интереса к психологии; формирование профессиональных компетенций по   развитию волевых качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок психологии       Курс: 2 «А» отделения физвоспитания  Дата: 1.12. 12.

Человек бывает велик или мал

в зависимости от собственной воли.
/
С.Смайлс, английский писатель./


Тема: Воля. Развитие и воспитание воли.

Тип урока: Обобщение знаний по теме
Цель: 1.Определить степень ранее усвоенных знаний;

            2.Развивать самостоятельность, стимулировать  интерес к психологии;
       
   3. Формировать профессиональные компетенции по   развитию волевых качеств.

Оборудование урока: конспекты, презентация «Воля», раздаточный материал: тест, задачи по теме; видеоматериал.

Ход урока


1.Оргмомент.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели и плана урока.
2. Актуализация знаний: фронтальный опрос теоретического материала.
3. Практическая работа. Выработка практических навыков на основе изученного теоретического материала:
- самостоятельная работа: выполнение тестов, решение задач, составление плана самовоспитания;
- обсуждение полученных результатов.
4. Подведение итогов (рефлексия).
5. Домашнее задание.



 Конспект урока

I.Организационный момент.


Здравствуйте, садитесь.
Проверьте, готовы ли вы к уроку? Готовы? Тогда начнем.

II. Обоснование значения изучаемой темы и целей урока (слайд №1)

Тема урока: Воля. Развитие и воспитание воли


Волевые качества  есть у каждого человека, только  степень их развития может быть разной. Без воли человек не был бы разумным существом, способным рационально строить свою жизнь, преодолевать трудности и предотвращать неприятности. Безвольный  человек напоминает автомобиль без мотора: все вроде есть и выглядит внушительно, а пользы никакой.  Поэтому воля – одно из ключевых понятий, рассматриваемых в курсе «Общая психология». Чтобы изучать этот курс уже нельзя обойтись без волевых усилий. Будущие педагоги  должны знать, что собой представляет воля, как возникает и развивается. Все приобретенные знания вам непременно пригодятся, независимо от сферы

будущей деятельности. 

III.Фронтальный опрос домашнего задания

  • Вопрос 1. Что же такое Воля?

Прежде всего, это способность человека совершать сознательные действия. При этом человек преследует конкретные цели. Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий, например, прочитать книгу, которая, лежит на полке и у человека есть время. Но чаще всего достижение связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия могут быть внешние и внутренние.

Внешние - это не зависящие от человека, объективные препятствия. Это могут быть какие-то внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия.

К внутренним, субъективным препятствиям относятся усталость, страх, стыд,         пассивность, плохое настроение, привычка действовать необдуманно.

Таким образом, воля это психическая деятельность человека,  определяющая целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.

( Преодоление препятствий требует от человека, волевых усилий, которые мобилизуют умственные, физические, моральные силы.) 

  • Вопрос 2.  Как психологическая наука объясняет физиологическую основу воли человека?

В психологии существую разные взгляды на природу воли. Наиболее распространенной является теория воли как особой формы регуляции поведения человека. Так как воля сложное психологическое явление, то оно состоит из отдельных элементов - волевых действий. Волевые действия – это прежде всего произвольные действия. Правильное понимание физиологических механизмов волевых действий дает учение И.П.Павлова. Произвольные действия происходят на основе образования сложных нервных связей. Решающую роль при этом играет вторая сигнальная система, которая выполняет регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. указаний, исходящих от других людей или от самого человека. Волевые действия могут выражаться и в отказе от какого-либо действия. Воля выполняет две функции: активизирующую и тормозящую.

О важности тормозящей функции в свое время А.С.Макаренко говорил, что, большая воля это не только умение чего-то добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. (первоклассник удержавшийся от соблазна побежать к телевизору смотреть детский мультфильм в пользу неоконченных уроков, упражняет тем самым волю, как и студент, выбирающий занятие спортивной секции вместо развлечения).

Вопрос 3.Анализ волевого действия.  В  каждом волевом действии можно выделить два этапа. Назовите их, каково содержание каждого этапа?

Вопрос 4. Волевые качества личности. Волевые качества – это особенности волевой регуляции, котрые  проявляются в конкретных условиях. Они образуют каркас, основу характера. Выделяют около 30 волевых качеств. Какие волевые качества вы знаете?

1
.Целеустремленность – это подчинение человеком своего поведения конкретным жизненным целям Целеустремленный человек всегда знает, чего он хочет, куда идет и за что борется. Так как цели, которые человек ставит перед собой, могут быть отдаленными или близкими, различают целеустремленность стратегическую и оперативную.
2.Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям, умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей. Противоположные качества – внушаемость, внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, негативизм (немотивированная склонность поступать наперекор другим).
3.Решительность – способность своевременно принимать обоснованные решения. Не надо путать решительность с торопливостью. Недаром говорят: Семь раз отмерь - один раз отрежь. Есть люди, которые  отмеривают не семь, а значительно больше, а совершить действие не решаются.
4.Настойчивость-упорство – способность доводить начатое дело до конца. Настойчивость особенно ярко проявляется при выполнении трудной, скучной, тяжелой работы. Настойчивость одно из главных условий успешной учебной деятельности. Такой человек не падает духом при неудачах и ошибках. (упрямство – неспособность, несмотря на разумные основания, отказаться от намеченного плана и непродуманного решения).
5.Выдержка-самообладание – способность постоянно контролировать свое поведение. Выдержанный человек вынослив и терпелив. Противоположное качество – импульсивность( от лат слова импульс- толчок, побуждение), склонность действовать  поспешно, не обдумывая своих поступков.

6.Смелость – мужество- умение преодолеть страх, идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасность.

 7.Дисциплированность - умение разумно планировать и упорядочивать строение своей деятельности.

Степень развития волевых качеств зависит от трудностей, которые встречаются на пути человека и как он их преодолевает. Причем в действиях волевые качества проявляются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом.

IY. Практическая работа по выработке профессиональных навыков на основе изученного теоретического материала

  Задание 1 (слайд №2)

Укажите, какая функция воли (активизирующая или тормозящая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своего ответа.

А)  В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнурённым, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца. (т)

В) Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию. (а.)


С) Тринадцатилетний Борис у светофора моет стекла проезжающих иномарок. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную куртку, как у его кумира Вили. (а. и т.)

Задание 2.(слайд № 3,4) Записать в два столбика в одну выписывают слова, которые характеризуют людей с сильной волей, в другую – со слабой

Слова: надо, хочу, сомневаюсь, могу, необходимо, выполню, умею, должен, обязан, подумаю, страшусь, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, боюсь, мучаюсь, избегаю, справлюсь, обязательно, отложу, сдерживаюсь.

Задание 3.( слайд № 5) Какие волевые качества (длительность волевого усилия, смелость, или выдержка) проявились в каждой из ситуаций:

А) Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал замертво на городской площади.
(длительность волевого усилия)
В) Десятиклассник Боря, возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.
(смелость)
С) Шестиклассник Витя, чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня. (выдержка


Тест на  определение степени упорства. (слайд №6)

Надо расшифровать фразу, написанную с помощью цифр, которые определенным образом кодируют буквы. При этом использовать специальную кодовую таблицу (записать на доске ряд цифр и таблицу). Расшифровывать фразу предлагается, пока не кончится терпение. Ряд цифр: 6251345344163451214326352126115655. Каждая пара цифр обозначает букву:1 цифра по вертикали, 2 по горизонтали.

Кодовая таблица


 


1


2


3


4


5


1


Д


О


Ь


Е


П


2


Ю


Ъ


Б


У


Щ


3


Н


К


А


Р


Л


4


В


Г


С


З


Ш


5


У


Э


И


Я


Х


6


М


Т


Ж


 Ф


Ы






YI. Практикум:  Развитие  и воспитание воли у детей и подростков (слайд №7)

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто еще не добился выдающихся результатов, не обладая силой воли. Откуда у человека появляется воля? Получает в виде наследства, подарка?

Какие вам известны методы способы воспитания воли? Что такое режим и как он способствует развитию воли?  

В процессе воспитания воли важное  значение имеет личный пример взрослых (учителей и родителей)

 

-интервью  ( видео - материал)

В). Самовоспитание. Перед вами ряд правил. Как, по вашему, сколько лет автору? Он наш современник? Почему?

Толстой в 18 лет сформулировал для себя свой жизненный манифест. Эти «правила для развития воли, деятельности, памяти и умственных способностей», достаточно универсальны, и оттого не теряют актуальности. (слайд № )

— Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное.— Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.
— Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив. Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала.
— Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.
— Придумывай себе как можно больше занятий.
— Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь сделать один.
— Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.
— Довольствуйся настоящим.
— Ищи случаев сделать добро.
— Старайся сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой.

Беседа по вопросам

1. Какие правила жизни (мысли) Л.Толстого тебе близки и почему? 2. Нужны ли человеку правила жизни? Есть ли они у тебя? Выберите 3 правила для себя

 Заключительное слово педагога. Не откладывая в долгий ящик сегодня и начнем совершенствовать свою волю. Пусть они станут началом вашего жизненного манифеста. Основные правила самовоспитания - постепенность и постоянство Мой вам совет: извлекайте урок из прошлого, укрепляйте свое будущее настоящим, так говорили наши предки-ойраты.

Комментарий эпиграфа

YII. Итог, отметки

Что полезного для себя вы услышали на уроке? Что возьмете на вооружение?

Номинации по итогам урока:

Самый упорный----                  выдержанный-----

Целеустремленный-----            Решительный------

 Самостоятельный----                  Дисциплинированный-----

                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Воля. Развитие и воспитание воли. Человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли. / С.Смайлс, английский писатель./

Слайд 2

Задание 1 Перед вами задачи, нужно определить функцию воли: активизирующую или тормозящую. А) Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет быстрее пойти к соседу Мише посмотреть вместе любимый фильм, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра. В) Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию. С) В очень жаркий день подросток Миша работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя Миша выглядел очень усталым и изнурённым, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца.

Слайд 3

Задание 2 Записать в два столбика: в одну выписать слова, которые характеризуют людей с сильной волей, в другую – со слабой Слова : надо, сомневаюсь, могу, необходимо, выполню, умею, должен, обязан, подумаю, страшусь, желаю, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, боюсь, мучаюсь, избегаю, справлюсь, обязательно, отложу, сдерживаюсь,стану.

Слайд 4

Сильная воля Слабая воля надо могу необходимо выполню умею должен обязан стану настаиваю справлюсь обязательно сдерживаюсь сомневаюсь подумаю страшусь желаю раздумываю посоветуюсь опасаюсь колеблюсь боюсь мучаюсь избегаю отложу

Слайд 5

Задание Какие волевые качества (длительность волевого усилия, смелость, или выдержка) проявились в каждой из ситуаций: А) Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал замертво на городской площади. В) Десятиклассник Боря, возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду. С) Шестиклассник Витя, чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня.

Слайд 6

— Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное. — Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно. — Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив. — Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала. — Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче. — Придумывай себе как можно больше занятий. — Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь сделать один. — Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность. — Довольствуйся настоящим. — Ищи случаев сделать добро. — Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой

Слайд 7

Развитие и воспитание воли у детей и подростков Организация жизни и деятельности Личный пример взрослых Самовоспитание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Слайд 2

Людвиг Гутман – ввёл спорт в процесс реабилитации инвалидов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников"

В конспекте  урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации  эстетического воспитания младших школьников. Урок  разработан для ...

Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников"

В конспекте  урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации  эстетического воспитания младших школьников. Урок  разработан для ...

Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" (050715)

В конспекте  урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации  эстетического воспитания младших школьников. Урок  разработан для ...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное,  патриотическое  развитие  и  воспитание  обучающихся  является  первостепенной  задачей  современной  образовательной  сис...

Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов во внеурочное время

Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...