Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения физики
статья на тему
Развитие современного общества требует непрерывной модернизации системы образования, необходимой для обеспечения развития личности, комфортно чувствующей себя в современном мире. В связи с этим в систему школьного образования в последнее время вводятся серьезные изменения, поскольку, наряду с опытом знаний и умений, у обучащихся должен вырабатываться и присутствовать опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и самому познанию, опыт реализации ученика как субъекта познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Акиньшина Светлана Павловна
МБОУ «Хохольский лицей» р.п. Хохольский
Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения физики.
Развитие современного общества требует непрерывной модернизации системы образования, необходимой для обеспечения развития личности, комфортно чувствующей себя в современном мире. В связи с этим в систему школьного образования в последнее время вводятся серьезные изменения, поскольку, наряду с опытом знаний и умений, у обучащихся должен вырабатываться и присутствовать опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и самому познанию, опыт реализации ученика как субъекта познания. Это требование к образованию в свое время уже высказывали известные педагоги В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин [1]. В настоящее время реализация этого требования обеспечивается введением личностно-ориентированного и проблемно-деятельностного подходов к обучению.
Для практической реализации названного требования необходимо изменить сам процесс обучения, перевести с информационно-репродуктивного на творческий. Включение ученика в творческий процесс познания успешно происходит при организации его исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях достаточно активно происходит в течение последних лет. Однако в процессе практики введения исследовательской деятельности в школьный образовательный процесс выявился ряд проблем, требующих решения для достижения тех результатов образования, которые востребованы обществом, учениками, государством и отражены в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Необходимо выяснить, как более эффективно организовать исследовательскую деятельность школьников в процессе обучения на уроке, во внеурочной деятельности, одинаков ли характер исследовательской деятельности школьников в основной и старшей школе, какие образовательные цели реализуются в процессе исследовательской деятельности, каковы образовательные приращения школьников, участвующих в этой деятельности.
Большой вклад в разработку цели, функций, этапов, результатов исследовательской деятельности школьников внесли А. В. Леонтович и С. А. Обухов. Они достаточно четко определили суть учебного исследования и его значение для развития учащихся [2].
Общепринятым является следующее толкование исследовательской деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Характерными для исследования действиями являются постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, выдвижение гипотезы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Следует отметить, что в разном возрасте, можно разрабатывать разные подходы к ее организации и ориентироваться на определенные результаты для каждого возраста. При изучении физики основное внимание обращается на организацию и результативность исследовательской деятельности в основной и старшей школе, а также использование возможностей дополнительного образования.
Для учащихся основной школы, важным результатом исследовательской деятельности учащихся является появление у ее участника исследовательской позиции. Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого, человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но имеет потребность искать и находить ранее им неизведанное [3]. Имея сформированную исследовательскую позицию, член общества не уходит от решения проблем, а четко ставит их и ищет способы решения.
В профильной школе исследовательская деятельность знакомит учащихся с миром науки как части культуры и может служить базой для профессионального самоопределения учащихся. У учеников развиваются умения самостоятельного или совместного построения исследовательской деятельности, которые переносятся на умения построения любого вида деятельности, в частности – учебной.
На школьной практике в обучении широко используется работа в группах, проводятся самостоятельные и лабораторные работы, тесты, зачёты и контрольные работы. В 11 классе ведётся активная работа по подготовке к ЕГЭ, в 9-х классах – подготовка к ОГЭ.
На уроках необходимо развивать познавательный интерес у учащихся к физике: создаётся занимательная ситуация, вводятся элементы игры, проводятся нетрадиционные формы урока, используется дополнительная информация, применяются ИКТ.
Для реализации дифференцированного подхода используются карточки с разным уровнем сложности заданий. Даже самому слабому ученику можно дать посильное задание, поэтому карточки подбираются с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Дополнительный материал к уроку подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся, актуальность, связь с жизнью, привлекательность данной информации.
В конце изученной темы или главы проводится конференция, к которой учащиеся готовят доклады, пользуясь различными источниками. Учащиеся снимают видеоролики, защищают свои проекты. Их выступление сопровождаются показом красочных слайдов. Дети преодолевают свои сомнения, неуверенность, верят в свои силы. Применение ИКТ заметно оживляет проект. Организованная таким образом работа позволяет расширить кругозор и перенести полученные теоретические знания в жизнь.
Межпредметная проектная деятельность позволяет через интересы, склонности, возможности учащихся добиться понимания и применения основных физических законов, явлений, процессов, теорий в своей учебной и практической деятельности.
Для работы над проектом по физике применяется следующий алгоритм:
1. Выбор темы проекта, его типы, количество участников;
2. «Мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем);
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
4. Самостоятельна работа учащихся по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам в ходе которых, происходит сбор, систематизация и анализ полученных знаний;
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах;
6. Обсуждение способов оформления конечных результатов, защита проектов;
7. Коллективное обсуждение, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследований.
В результате участия в исследовательской деятельности на уроках физики и вне урока ученики, приобретают исследовательские умения, умения работать с информацией (поиск, анализ, систематизация), развиваются умения оценки деятельности и самооценки. Следует отметить, что участие в исследовательской деятельности может давать и дает гораздо более значительные результаты. Участие в такой деятельности способно обеспечить все перечисленные выше результаты, востребованные в ФГОС. Участие в исследовательской деятельности формирует наиболее успешно умения: определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и разработка плана их проверки, умение взаимодействия, совместной работы в группе и прочие.
При успешной организации исследовательской деятельности можно отметить, что она многое дает не только ученикам, но и учителю. Учитель углубляют свои знания по определенной тематике, у него становится больше учеников, заинтересованных в более глубоком изучении предмета, изменяется характер взаимоотношений учителя и учеников, они становятся более доверительными. Наконец, учитель испытывает удовлетворение от успехов своих учеников.
Таким образом, метод учебного проекта, способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средства повышения качества образовательного процесса.
Список литературы:
1. Анохина Г. М. Переход к новой модели обучения: эволюционный путь // Исследовательская работа школьников. 2011. № 4. С. 5–15.
2. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов С. А., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся (фрагменты) // Физика: проблемы преподавания. 2006. № 5. С. 3–5.
3. Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18–23.
Заявка на участие
Фамилия | Акиньшина |
Имя | Светлана |
Отчество | Павловна |
Ученое звание, степень | - |
Должность | Учитель физики |
Место работы (учеба) | МКОУ «Хохольский лицей» |
ДОМАШНИЙ адрес с почтовым индексом, по которому отправлять сборник | 396840, Воронежская область, Хохольский район, р.п. Хохольский, ул. Свободы, д.211а |
ЛИЧНЫЙ контактный телефон с кодом города | 8-950-772-16-65 |
Название конференции | "ФГОС: эффективные технологии и практики обучения" |
Указать направление работы (см. пункт «Основные направления работы конференции») | Проектная деятельность обучающихся |
Название доклада | Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения физики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация развивающей функции математики в процессе исследовательской деятельности учащихся на уроках алгебры и начал анализа
Структура теоретических исследований включает в себя общую схему процесса творческой деятельности, владение логикой познания и формальной логикой, владение общими способами решения задач, т.е....
Публичная презентация системы педагогической деятельности "Организация исследовательской деятельности учащихся"
На сегодняшний день актуальной задачей в сфере образования является развитие продуктивных технологий. Образованность начинает осознаваться, как владение умением работать с информацией,...
Выступление "Метод проектов на уроке физики, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся»
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Статья отражает основные направления формирования исследовательских компетенций студентов....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Одна из развивающих стратегий, которую используется мною в работе, это – организация исследовательской деятельности учащихся на основе эксперимента. Без химического экспе...
Экономическое образование в процессе изучения физики
В данной статье рассмотрены различные приемы мотивации студентов к изучению физики....
К вопросу о способах проверки знаний учащихся в процессе изучения устройства и технического обслуживания автомобилей.
Изложенный ниже материал, знакомит со способами экспресс диагностики усвоения материала учащимися при изучении ими автодела....