Торжественная линейка как один из методов патриотического воспитания.
статья на тему
Торжественная линейка является одним из эффективных методов работы со студентами по формированию патриотизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
torzhestvennaya_lineyka_kak_odin_iz_metodov_patrioticheskogo_vospitaniya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волжский политехнический техникум»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
«Торжественная линейка,
посвященная 75-ой годовщине Сталинградской битвы»
Первый курс
Специальности, профессии:
15.02.08 Технология машиностроения,
22.02.05 Обработка металлов давлением
22.02.06 Сварочное производство
22.01.03 Машинист крана металлургического производства
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки)наплавки)
Авторы:
Чукамбаева Мария Альбертовна , преподаватель первой квалификационной категории
Китаева Ольга Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории
2
Тема | Сталинградская битва как переломный этап в ходе Великой Отечественной войны |
Преподаватель | Чукамбаева М.А, Китаева О.Н |
Дата проведения | 01.02.2018 |
Учебная дисциплина /Профессиональный модуль | История |
Группа | группы 1 курса: 15.01.05, 22.01.04, 15.02.08, 22.02.06, 22.02.05. |
Цели: Воспитательные | способствовать воспитанию чувства любви и гордости за родной край, Родину, великий народ; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению; показать мужество русских солдат и жестокость войны, |
Образовательные | расширить представления обучающихся о Великой Победе под Сталинградом; |
Развивающие | развивать чувство патриотизма, воспитывать уважение к истории страны, традициям школы, выполнению гражданских обязанностей. |
Оборудование | мультимедийный компьютер; интерактивная доска; фотографии военного Сталинграда; песни о войне; презентация. |
Список литературы | Уткин А. «Вторая мировая война» М., 2003. Чуянов С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Н-Волжское издание, 1979. Классные часы. 3 класс / авт.- сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. ОвчинниковаЛ.П. – Передовая начиналась в цехе. – Волгоград: Ниж. –Волж. кн. изд-во, 1983. |
Требуемое время | 40 мин |
Пояснительная записка
Существует великое множество форм воспитательных мероприятий, посвященных названным датам. Они бывают массовыми, групповыми и индивидуальными, а так же словесными (собрания, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.), практическими (деловые игры, экскурсии, конкурсы, вечера, праздники и т.д.) и наглядными (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды, наглядная агитация и т.п.).
Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи в целях развития личности, интересов и потребностей обучающихся, способствует формированию на этой основе тех или иных качеств, умений личности. Особенности формы воспитательной работы обусловлены тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценностную деятельность ученика, и они не повторяют друг друга.
В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность, которая зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, профессиональной подготовленности, уровня воспитанности и личностного социального опыта, как учителя, так и ученика; особенностей коллектива и его традиций и их связи с традициями региона; технических и материальных возможностей образовательного учреждения.
Эффективность той или иной формы во многом зависит от максимального приобщения основной массы учащихся к подготовке и проведению предстоящего мероприятия, сочетания эмоциональных и рациональных начал в планируемом мероприятии, целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.
Одна из эффективных форм-общая линейка (торжественная церемония) — ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции субъектов взаимодействия следующие:
• ведущие (обычно двое) линейки (находится в центре внимания);
• выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);
• зрители;
• исполнители ритуальных действий.
Ритуалы, применяемые на линейках:
• подъем государственного флага;
• построение «смирно»;
• награждение.
минута молчания
Сценарий торжественной линейке, посвященной 75-ой годовщине
Сталинградской битвы.
Ход мероприятия:
Преподаватель: Внимание! Группы, равняйсь! Смирно! Торжественную
линейку, посвящённую 75-ой годовщине Победы советских
войск под Сталинградом, считать открытой!
(Звучит фрагмент Гимна о Сталинграде») на фоне музыки читает стих:
От нас далёки годы эти,
Но вспомним мы о них стократ.
Пусть славят гимном на планете
Геройский город Сталинград.
Ведущий 1: Есть в календаре такие даты, навечно вписанные в героическую
летопись страны. Одна из них - Сталинградская битва,
продолжавшаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Ведущий 2: Битва, подобной которой не знала история войн. Это день памяти и
скорби, мужества и героизма русского народа, одержавшего Великую
Победу в битве под Сталинградом.
Чтец 1: На самом шумном перекрёстке,
у входа в город Сталинград,
стоят каштаны и берёзки
и ели стройные стоят.
Как ни ищи – ты их не встретишь
в лесах заволжской стороны,
и, говорят, деревья эти
издалека принесены.
А было так: война когда-то
была на волжском берегу.
На перекрёстке три солдата
сидели рядом на снегу.
Стоял январь. И ветер хлёсткий
позёмку в кольца завивал.
Горел костер на перекрёстке –
солдатам руки согревал.
Чтец 2: Что будет бой – солдаты знали.
И перед боем с полчаса
они, наверно, вспоминали
свои далекие леса.
Потом был бой... И три солдата
навек остались на снегу.
Но перекрёсток Сталинграда
они не отдали врагу.
И вот теперь на перекрёстке,
на месте гибели солдат,
стоят каштаны и берёзки,
и ели стройные стоят.
Шумят нездешними листами,
дождём умытые с утра,
и обжигают нашу память
огнём солдатского костра.
Ведущий 1: События Сталинградской битвы отходят всё дальше в историю. Но
никогда не сотрутся из памяти события тех грозных лет.
(гул моторов и канонада)
Ведущий 2: Из воспоминаний жителей Сталинграда:
(чтецы читают по одному)
Чтец 1: Гудение моторов становилось все сильней. Все звуки города сникли,
сжались, и лишь гудел, наливался гудящий звук.
Чтец 2: Немцы шли в несколько этажей, заняв весь голубой объем летнего неба.
Бомбы достигали земли и врезались в город. Дома умирали так же, как
умирают люди.
Чтец 3: Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Теперь это - город, над
которым день и ночь пляшет огонь и вьется пепел. Это город-солдат,
опаленный в бою.
Чтец 4: В городе уже давно нет безопасных мест. Здесь трудно жить, здесь небо
горит над головами и земля содрогается под ногами.
Чтец 5: Но жить, сражаясь, жить, убивая врага, - так жить здесь можно, так жить
здесь нужно и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма
и крови».
Ведущий 1: 17 июля 1942 года фашистские войска вторглись в пределы
Сталинградской области. Началась Сталинградская битва - одна из
крупнейших битв второй мировой войны.
Ведущий 2: Ни одна из мировых битв по масштабам, ожесточённости и своему
значению не может сравниться с ней. Она развернулась на огромной
территории в 100 тысяч квадратных километров, продолжалась 200
дней и ночей (6,5 месяцев). С обеих сторон в ней участвовало свыше
2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолётов, до
26 тысяч орудий.
Ведущий 1: В городе было сожжено и разрушено девяносто восемь процентов
зданий. Сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный
героизм. «Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет». На стене
одного из разрушенных домов сохранилась надпись: «Да, мы были
простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы
выполнили свой патриотический долг до конца перед священной
Матерью-Родиной».
Ведущий 2: 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.
В этот день фашистские самолеты под командованием В. Рихтгофена
подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день
противник совершил более 2000 вылетов, город был превращен в
руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только
здания, горели земля и Волга. На улицах от пожаров стояла такая
жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.
Чтец 3: …Где был когда-то Сталинград,
Печные трубы лишь торчали.
Стоял густой зловонный смрад,
И трупы на полях лежали.
Вгрызались в землю, как могли.
Надежней места не искали.
«За Волгой нет для нас земли»,-
Как клятву часто повторяли.
Ведущий 1: 13 сентября фашисты начали штурм Сталинграда. Завязались
уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и
господствующей высотой – Мамаевым курганом.
Ведущий 2: В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой
позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих
руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь, на высоте
102 - 135 дней и ночей ( с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943
года) бушевала жесточайшая битва! В дни боёв, даже зимой, курган
чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины,
сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась
судьба будущей победы. После войны, на Мамаевом кургане возведён
мемориал.
(Звучит муз.фрагмент Р. Шуман «Грезы»).На фоне музыки читать
Чтец 4: В свой срок –
Не поздно и не рано –
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь!
Февраль, февраль, солдатский месяц –
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто зим пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль, февраль. Солдатский месяц.
Горят гвоздики на снегу.
Ведущий 1: 19 ноября 1942 года ранним утром началась разработанная
Генеральным штабом операция «Уран»: советская артиллерия
нанесла мощный удар по противнику. После чего началась танковая
атака. На 5-й день после ожесточенных боев войска Юго-Западного
и Сталинградского фронтов соединились в районе Калача-6-я и 4-я
танковые армии фашистов -330 тыс. солдат и офицеров - были
окружены в Сталинграде.
Ведущий 2: Гитлер приказал окруженным войскам не сдаваться и ждать помощи.
Без малого два месяца томились немцы в гигантском котле
окружения. Их косили и голод и холод. Советские зенитчики
сбивали фашистские самолеты, которые пытались доставить
окруженным войскам продовольствие и боеприпасы. Ожесточенные
бои велись с 10 января по 2 февраля 1943 года. В донесении № 0079,
что было адресовано И.В. Сталину говорилось, что 2 февраля 1943
года в 16-00 войска Донского фронта совершили разгром
фашистской армии в Сталинграде. Это стало окончанием тяжелой
борьбы за Сталинград.
Звучит фонограмма речи Левитана о завершении Сталинградской битвы.
Ведущий 1: Ожесточенные и кровопролитные бои шли на Сталинградском
плацдарме днем и ночью, неумолчно гремели взрывы бомб и снарядов.
В чудовищном хаосе огня и раскаленного металла на дыбы вставала
сама земля.
Ведущий 2: Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Тучи дыма и
пыли резали глаза. Бушевал огонь и на Волге горела нефть,
хлынувшая из разрушенных хранилищ.
Чтец 5: Передо мной синеет океан
Небес и Волги, слившихся в безбрежье,
Как остров славы - мужества курган,
Здесь - Сталинградское правобережье.
На этой стороне шел грозный бой,
Здесь бились насмерть и во имя жизни,
Здесь, где стою с поникшей головой,
Гордясь своим народом и Отчизной.
Здесь, где был сломлен оголтелый враг,
Несущий миллионам смерть и ужас,
Струился на руинах алый флаг
Зарей победы на февральской стуже.
И потому запомнился навек
Горящей Волги небывалый пламень,
Здесь каждый камень мстил как человек,
И каждый человек был тверд, как камень.
Ведущий 1: В период битвы город напоминал сущий ад. Но именно он стал
переломным моментом Великой Отечественной войны и без
сомнения, стал олицетворением подвига Красной Армии. Так кто же
они?.. Великие герои Великой битвы?
Ведущий 2: Вот это только малая часть тех героев, кто отстоял город на Волге,
город Сталинград:
( по очереди каждый, делая шаг вперед, держат в руках фотографию)
Чтец 1: Николай Сердюков (18 лет)- закрыл своим телом амбразуру пулемета
Чтец 2: Яков Павлов - командир группы бойцов, защищавших 58 дней дом в
центре Сталинграда
Чтец 3: Михаил Нечаев
Чтец 5: Анна Бессчастнова – медсестра , вынесла с поля боя сотни раненых. Ее
подвиг увековечен на полотне панорамы «Сталинградская битва».
Чтец 1: Михаил Паникаха – горящий человек выскочил из окопа, подбежал
вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке
моторного люка. Мгновение — и огромная вспышка огня и
поглотили героя вместе с подожженной им фашистской машиной.
Чтец 2: Матвей Путилов - связист, смертельно раненый, теряя сознание,
соединил зубами концы оборванного провода и восстановил связь
Чтец 3: Василий Зайцев - снайпер 62-й армии, уничтожил более сотни
фашистов
Чтец 5: Гуля (Марианна) Королева – санинструктор, вынесла с поля боя 50
бойцов, уничтожила в бою 15 фашистов
Ведущий 1: За боевые подвиги под Сталинградом 114 солдат и офицеров
удостоены звания Героя Советского Союза. Орденом Ленина
награждено 5 военных соединений. Орденом Красного Знамени – 55
воинских частей.
Ведущий 2: Память… Единственное, что дает возможность не забыть и быть
благодарными людям, которые отдали свои жизни за чистое небо над
головой, за возможность учиться и получать образование, радоваться
детскому смеху, не видеть печаль и слезы матерей и просто быть
счастливыми. Мы благодарны всем тем, кто подарил нам мир на
земле ценой своей жизни.
Ведущий 1: Давайте почтим память погибших за Родину минутой
молчания.
(Минута молчания под удары метронома.)
Ведущий 2: Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил,
И тех, ушедших в обелиски,
И тех, кто вовсе без могил.
Ведущий 1: Искра Сталинградского огня взошла звездой Победы! Героев
наградили орденами, медалями; в их честь назвали улицы,
площади, корабли…
Ведущий 2: Нужно ли это мертвым? - Нет. -Это нужно живым!
Ведущий 1: Это нужно нам! Чтобы не забывали! Чтобы помнили! Именно с
февраля 43 –го, с победы под Сталинградом, начался путь к
Победному Маю 45-го!
Звучит песня «Поклонимся великим тем, годам»
Ведущий 2: Торжественная линейка, посвященная 75-й годовщине Победы под
Сталинградом, считается закрытой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Торжественная линейка, посвященная Дню победы "Памяти павших посвящается"
Цель: донести до учащихся масштаб трагедии Великой Отечественной Войны и величие подвига советсткого народа....
Торжественная линейка 1 сентября
Разработка торжественной линейки на 1 сентября "День Знаний"...
Сценарий торжественной линейки, посвящённой дню знаний «Этот новый день – праздник сентября…»
Торжественная линейка, посвящённая дню знания «Этот новый день – праздник сентября…» для студентов горного техникума....
Разработка сценария «Торжественная линейка, посвященная Дню знаний»
Первое сентября в техникуме - это праздник, который должен объединить студентов и преподавателей. Это мероприятие, которое должно настроить на успешную учебу и труд, который принесет пользу, как техни...
Сценарий торжественной линейки на 1 сентября
Сценарий торжественной линейки на 1 сентября «И снова звонок нас зовёт на урок!» для 1 — 9 классов ...
Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания
Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...
Доклад на тему: «Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
Проблема патриотического воспитания является на сегодняшний момент важной и актуальной. Преподавание истории в современных условиях ставит учителя в затруднительное положение. Однако находить пути к е...