Методическая система работы учителя математики в условиях личностно-ориентированного образования
материал на тему
ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности студента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_sistema.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКИ
В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Я, Дадатченко Татьяна Анатольевна, работаю учителем математики. Необходимость разработки своей системы работы (отличной от классической, предоставляющей ученикам все необходимые знания «на тарелочке с голубой каёмочкой») связана с изменившимся мировосприятием молодого поколения. Мною давно уже стало ощущаться какое-то внутреннее несоответствие между тем, как и чему училась я, и тем, как и чему должна учить я. Сегодня нельзя не видеть кардинально, на мой взгляд, изменившейся роли и статуса учителя: учителей их подопечные уже не боятся, не «возносят до небес», не считают идеалами или пришельцами с другой планеты; мы для них становимся партнёрами, мудрыми друзьями, а подчас и их учениками. Происходит сближение между нами и учащимися. И среди всего этого витает опасное безразличие, в сети которого могут попасть обе стороны учебно-воспитательного процесса. Безразличие к учёбе, безразличие к работе, безразличие и равнодушие к ученикам и учителям. Потому что одним всё, необходимое для их жизни, легко доступно и без великих знаний, а другие, видя свою невостребованность и ненужность, опускают руки. Современному поколению скоро станет не только неинтересно учиться «по-старому», но и скучно жить. Ну, на разнообразие их жизни я не берусь влиять (хотя есть немало разных задумок
- интереса к обучению вообще, и к своему предмету в частности;
- статуса учителя, как уважаемого старшего товарища и наставника;
- культурного уровня взаимоотношений учащихся, как между собой, так и с другими возрастными категориями.
Из выше сказанного следует ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности такого студента , который будет:
- обладать активной жизненной позицией,
- способен к принятию ответственных компетентных решений,
- творчески и системно осуществлять свою деятельность,
- применять взаимосвязанные комплексы знаний,
- ориентирован на дальнейшее образование и самообразование.
Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи вся работа должна вестись с целью создания педагогически обусловленной адаптационной среды через:
- неразрывное единство обучения и воспитания, в результате которого выпускник способен к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществлять свою деятельность;
- взаимосвязь основного и дополнительного предметного (математического /физического) образования, в результате которой выпускник получает прочные знания по предметам и становится ориентированным на дальнейшее образование и самообразование;
- интеграцию содержания математического/физического образования с другими областями знаний, в результате которой учащийся способен применять взаимосвязанные комплексы знаний;
- обеспечение каждого учащегося доступным, отвечающим его запросам, качественным образованием на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий;
- развитие у учащихся необходимых ключевых компетенций для успешной деятельности.
Итак, цель работы определена. Теперь я выбираю центральный объект, вокруг и для которого должна вестись вся работа – это студент.
Для достижения же поставленной цели, необходимо спланировать свою работу так, чтобы она способствовала решению ряда задач:
- создание условий для выявления внутренних потенциальных возможностей индивидуального и личностного развития студента, осознания им этих возможностей и обеспечения педагогической помощи и поддержки при их реализации;
- создание системы использования активных форм работы на уроке с целью повышения качества знаний;
- создание условий для развития познавательных мотивов в ходе учебной деятельности учащихся, стимулирование мотивации обучающихся к саморазвитию и творческой деятельности через урочную и внеурочную работу учащихся;
- организация изучения предмета на основе принципов научного познания;
- формирование и развитие знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности человека, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
- развитие креативного мышления учащихся средствами интегративных подходов в обучении математике/физике;
- формирование информационно – коммуникативной культуры учащихся и воспитание эстетической культуры учащихся, как основы научного мировоззрения;
- развитие у школьников чувства самоуважения и понимания трудностей других людей, стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.
Как для решения любой задачи необходим план действий, так и в данном случае требуется определённая система работы. А для большей эффективности применяемая система должна быть направлена не только на взаимосвязь учителя-предметника и ученика, но она должна охватывать и взаимоотношения других участников учебно-воспитательного процесса (преподаватели дисциплин, отличных от своей; классный руководитель; родители).
Теперь надо найти подходящую или составить свою методическую систему.
Вообще, становление методической системы учителя проходит три этапа.
Этапы | Описание | |
1 | Формирование знаний о методической системе учителя и технологии ее проектирования | работа по освоению теоретических знаний. Итог первого этапа — информационные банки методов, средств и приемов обучения; умений учебной деятельности; знаний и умений по предмету и т.п. |
2 | Конструирование собственной методической системы учителя (при изучении методик преподавания предметов и в ходе педагогических практик) | учитель включается как в теоретическую, так и практико-прикладную и исследовательско-поисковую деятельность. На необходимость согласования теоретической и практической составляющих подготовки указывал в своей концепции целостного подхода В.С. Ильин. |
3 | Развитие методической системы учителя в условиях последипломного образования | Последипломное образование включает в себя повышение квалификации, переподготовку и самообразование |
Описание «работы» элементов методического стиля
Элементы методического стиля | Описание |
Когнитивный | С целью определения степени готовности учащихся и их подготовки к восприятию нового учебного материала я вовлекаю ребят в ситуацию (жизненную, близкую к реальности), требующую применения ранее изученного материала. |
Мотивационный | Включение в процесс обучения современных образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные учебные действия. Данный элемент обеспечивает формулирование цели и её диагностируемость, создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету, повышает позитивное отношение к учёбе. Часто применяю плавный ненавязчивый переход от предыдущего этапа к данному через затруднения (вызванные при анализе предложенной учащимся в начале урока ситуации), для решения которых требуются дополнительные знания. Положительный познавательный мотив - через увлекающее содержание материала, путем последовательного раскрытия разных практических применений какого-то явления или закономерности в технике, медицине, быту, использую занимательные факты из наблюдений, производственной практики, парадоксального эксперимента, дающего неожиданный эффект. Мотив саморазвития - показываю значимость материала, который предстоит изучать, создаю условия для получения практических умений, необходимых для выбора профессии. Мотив достижения успеха - указываю на высоты, которых необходимо добиться, ориентирую на победы в учебных соревнованиях, на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах. Коммуникативный мотив (связан с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием) - организую групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов, групповую разработку проектов. |
Содержательно-операционный | Ведущие принципы
Теоретическая база для реализации ведущей педагогической идеи и поставленных целей
Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся. Содержание предмета модифицируется, для той технологии, по которой выстраивается конкретный урок или тема. Осуществляется дифференцированный подход к содержанию, учитывается уровень обучения (базовый или профильный). Анализируется программа и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать технологию проблемного обучения, при этом обязательно обращается внимание на возрастные особенности учащихся. Процесс обучения и отбор содержания материала выстраивается в соответствии с четырьмя уровнями проблемности (по И.Я. Лернеру) Составление рабочих программ по предмету, программ дополнительного образования (предметный кружок). Использование компьютерных обучающих программ. Интеграция основного и дополнительного образования. Интеграции математического/физического содержания с содержанием других областей знаний, реализуемых в программе Средства обучения Электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы, учительские и ученические презентации. |
Организационный | Формы организации учебного процесса: 1. Урочная работа. Для более полной реализации принципов своей педагогической деятельности на разных этапах урока применяю современные образовательные технологии и методы, в том числе ИКТ. Использование разнообразных форм обучения не только усиливает профессиональную направленность преподавания, но и существенно обогащает сам процесс преподавания. Основными формами организации обучения школьников в моей педагогической деятельности являются:
2. Внеурочная работа. С целью привлечения к дополнительному математическому/физическому образованию наибольшего количества учащихся применяю различные формы деятельности. Учебный проект, составление учебных пособий (тетради для лабораторных работ), предметный кружок. При реализации программы использую проблемную и проектную технологии. У ребят появляется дополнительное время для проведения всевозможных математических и физических экспериментов или решения нестандартных задач, которые раскрывают знакомую ранее тему в другом аспекте. Изготовление раздаточного дидактического материала/приборов. По математике уже накоплено много занимательных заданий – «Писем счастья» (хранятся в конвертиках). Методы и приёмы При работе с обучающимися преобладает частично-поисковый метод. Часто предпочтение отдается исследовательской деятельности. Также применяются элементы интегративного обучения, креативного мышления, проблемного обучения и другие. |
Индивидуально-творческий | Выступление на семинарах, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, компьютерное моделирование, экспериментальные задания, работа над учебными проектами. Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом не является обязательной для каждого учащегося.Она организуется, когда возникает интерес к глубокому изучению вопроса, к экспериментальной деятельности. Такая работа интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку. |
Рефлексивно-оценочный | Оценка результатов деятельности учителя и ученика. На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания (рейтинги), стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (самооценка, взаимооценка, наблюдение, беседы, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование в форме ЕГЭ). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям учащихся. 1. Результаты деятельности учителя:
|
Методический опыт | Методический компонент заключается в комплексном использовании различных форм средств, методов и технологических приемов в учебно-воспитательной работе Для достижения поставленных целей используется система методов, обеспечивающих усвоение знаний, способов умственной деятельности, развитие мыслительных способностей и повышающих интерес к самостоятельному процессу познания. В основе проектной технологии лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. Деятельностный подход обуславливает набор следующих методов обучения:
При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организуется путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учеников можно использовать задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным остаётся умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их. |
Обобщение работы по становлению моей методической системы.
Напомню, что становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие.
Так вот, каждый этап этого процесса бесконечен, лично для меня:
- я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам обучения; пополняю свои информационные банки;
- корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих компонентов – во многом зависит от контингента учащихся);
- нахожусь в состоянии постоянного самообразования – курсы повышения квалификации (очные и дистанционные), дистанционные курсы.
И в заключение, как призыв к дальнейшей работе над собой, идеально подходят всем известные слова «Учиться, учиться и ещё раз учиться!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с обучающимися по организации личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение - одно из компетентностей новых стандартов ФГОСА ООО....
Система работы учителя по формированию индивидуальной траектории развития учащихся с высоким уровнем исследовательской культуры
Практика организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста по направлению социально-гуманитарные науки...
Книги для учителя математики. Проблема нехватки качественных учебно-методических материалов для учителей математики.
Описывается проблема нехватки качественных учебно-методических материалов для учителей математики и ее содержание....
Аннотация методической литературы для учителя математики серии "Книга для учителя (из опыта работы)".
Представлена аннотация к пособию для учителя "Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики" Левенберг Л. Ш. 1978 г....
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...
Работа учителя дефектолога в условиях ФГОС
Статья о работе учителя дефектолога в условиях ФГОС. Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характе...
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ОГЭ И ЕГЭ
Математика -обязательный для всех выпускников основной школы экзамен, и альтернативы ОГЭ как формы проведения его сегодня нет. Подготовка к ОГЭ требует индивидуального, личностного ориентированного по...