Доклад на тему "Технология развития критического мышления обучающихся"
материал на тему
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Технология развития критического мышления обучающихся»
Методист: Акимова А.В.
В любом своем виде деятельности человек сталкивается с критикой. Согласно стереотипу, сложившемуся за многие годы под критикой понимают отношение к предметам или объектам окружающего мира, причем чаще всего негативное. Однако это мнение не совсем верно. Существует ещё и такое понятие как критическое мышление. Однако оно не несет в себе цели найти негативные стороны в предметах и объектах. Прежде всего – это вид интеллектуальной деятельности человека, характеризуемый высоким уровнем понимания, восприятия и объективности отношения к окружающему миру.
Развитие критического мышления – это, прежде всего, соотнесение своих знаний с опытом и их сравнение с другими источниками. Каждый человек вправе не доверять услышанной информации, проверять её достоверность и логику доказательств, а также рассматривать возможности решения тех проблем, с которыми он сталкивается ежедневно. Критическое мышление обладает несколькими параметрами:
- полученная информация является начальным пунктом критического мышления, но не конечным;
- начало критического мышления характеризуется постановкой вопросов и выяснения проблем, которые необходимо решить;
- критическое мышление всегда стремится к созданию убедительных аргументов;
- критическое мышление является социальным видом мышления.
Обучающийся с идеальным критическим мышлением обладает хорошей осведомленностью, справедливостью в оценке окружающего мира, желанием пересмотреть и прояснить проблемы и сложные вопросы. Он тщательно ищет нужную информацию и разумно выбирает ее критерии. Чтобы обладать этими качествами, критическое мышление необходимо развивать.
Приемы технологии развития критического мышления обучающихся
Основанная методика развития критического мышления имеет не очень благозвучное название – РКМЧП, что означает развитие критического мышления через чтение и письмо.
Эта технология разработана рядом американских ученых-преподавателей Хобарт и Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова. Использовать методику в России начали в 1997 году, и на сегодняшний день она является относительно новой, но достаточно эффективной. Прежде всего, РКМПЧ формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых обучающийся получает и передает информацию. Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого обучающийся учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.
Технология развития критического мышления состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии, и стадии рефлексии.
- Стадия «Вызов». Активизирует у обучающегося полученные ранее знания, помогает в обнаружении недостатка в этих знаниях и определяет цели к получению новой информации.
- Стадия «Осмысление». На этой стадии происходит осмысленная работа с текстом, в ходе которой обучающийся делает маркировку, составляет таблицы и ведет дневник, которые позволяют отслеживать собственное понимание информации. Под «текстом» также подразумеваются речь преподавателя, видеоматериалы урока и презентации.
- Стадия «Рефлексия» (размышление). Позволяет вывести знания обучающегося на уровень их понимания и применения на практике. На этой стадии происходит формирование личного отношения обучающегося к тексту, которое он записывает своими словами либо обсуждает во время дискуссии. Метод обсуждения имеет более важное значение, поскольку в ходе обмена мнениями отрабатываются коммуникативные навыки.
В технологию РКМЧП входят различные методические приемы:
- методы активного письма (маркировочная таблица, кластер, «двойной дневник», таблица «З-Х-У»);
- методы активного чтения и слушания (Инсерт, чтение с остановками);
- методы организации групповой работы (чтение и суммирование в парах, зигзаг).
Рассмотрим основные методы, применяемые на практике:
1. Метод «З-Х-У» (знаем - хотим узнать - узнали). При работе с текстом в тетради рисуется таблица, в которой обучающийся вписывает свои мысли в соответствующие поля и затем анализирует написанное.
З - знаем | Х – хотим узнать | У - узнали |
2. Инсерт. Это метод чтения с маркировкой. При чтении текста обучающийся ставит на полях заметки, соответствующие его отношению к информации. В процессе работы используется 4 маркера:
- "V" – написанное соответствует тому, что обучающийся уже знал ранее или думал что знает;
- "- " – написанное противоречит тому, что обучающийся уже знает или думал, что знает;
- "+" – написанное является для обучающегося новым;
- "?" – написанная информация не понятна, либо обучающийся хотел бы получить более подробные сведения по читаемой тематике.
Этот метод позволяет классифицировать информацию в зависимости от опыта и знаний. Вся записанная информация заносится в маркировочную таблицу «Инсерт».
v | - | + | ? |
Использование технологии развития критического мышления позволяет обучающемуся решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений.
Вместе с развитием критического мышления у обучающегося формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Обучающийся с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.
Резюмируя, отмечу, что формирование критического мышления дает обучающемуся: повышение эффективности восприятия информации, интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; ответственность за собственное образование; умение работать в сотрудничестве; повышение качества образования; желание и умение учиться в течение всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления
Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...
Использование ЭОР как средства развития Критического мышления на уроках физики
Выпускная квалификационная работа слушателя курсов «Содержание и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях Н иСПО». В работе представлены теоретический материал «Развитие крити...
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Данная статья о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...
Доклад "Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»"
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и форма...
Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"...
Доклад на тему: Технология развития критического мышления на уроках инженерной графики
ДОКЛАД КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ...
Доклад на тему: Развитие критического мышления у студентов: теоретические аспекты и практические решения
Анализ стратегий и методов, направленных на формирование критического мышления у студентов, и их влияние на учебную деятельность....