Разработка методических рекомендаций на тему: Как подготовить и провести классный час
классный час на тему
КЛАССНЫЙ ЧАС - ЭТО...
Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?
С этой целью мы обратились к публикациям известных ученых и выписали в записную книжку определения этого понятия.
В результате получилась вот такая палитра представлений о классном часе:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_provedeniyu_klassnogo_chasa_1.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ «СУРАЖСКИТЙ ПРОМЫШЛЕННО –АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Разработка методических рекомендаций
на тему:
Как подготовить и провести классный час
Разработал: классный руководитель
Значкова Ольга Степановна
Сураж, 2018
КЛАССНЫЙ ЧАС - ЭТО...
Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?
С этой целью мы обратились к публикациям известных ученых и выписали в записную книжку определения этого понятия.
В результате получилась вот такая палитра представлений о классном часе:
Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Н.И. Болдырев
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью,
способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Н.Е. Щуркова, Н.С. Финдащевич
Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. Е.В. Титова
Классный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным. Л. И. Маленкова А
Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. В. П. Сазонов
Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Л В. Байбородова
Обобщенное понятие классного часа: Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса. Это гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:
1) обогащение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;
2) усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;
3) формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
4) содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его творческих и других способностей; 5) формирование и развитие классного коллектива.
Сравнительная характеристика традиционного и личностно – ориентированного классного часа
(по Е.Н.Степанову)
Компоненты классного часа | Традиционный классный час | Личностно – ориентированный классный час |
Целевой | Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения. | Целевые установки связаны, прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становлением уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка. |
Содержательный | Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления. | Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяет тему и содержание классного часа. |
Организационно - деятельностный | Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа. | Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия. |
Оценочно - аналитический | При анализе и оценке классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения учащимися. | В качестве критериев оценки результативности классного часа выступает личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников. |
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА (no E.H. Степанову)
Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.
ПЕРВЫЙ ШАГ
Составление педагогом совместно сучащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год.
В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм»* журнал-эстафета «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов). В определении тем классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.
ВТОРОЙ ШАГ
Уточнение темы личностно - ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной -двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т.п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.
ТРЕТИЙ ШАГ
Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов
Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.
ПЯТЫЙ ШАГ
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа
Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:
1.. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
3. В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
4. Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.
ШЕСТОЙ ШАГ
Проведение классного часа
Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.
СЕДЬМОЙ ШАГ
Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению
В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
Литература и интернет - ресурсы
- http://www.pandia.ru/text/77/474/49376.php
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/06/klassnyy-chas-kak-pravilno-podgotovit-i-provesti
- http://periodika.websib.ru/node/19734
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Применение визитных карточек»
Цель урока:Развитие профессиональной компетенции в вопросе оформления и применения визитных карточек при подготовке секретарей-референтов....
Классный час на тему:"Как подготовиться к экзаменам"
разработка рекомендации в помощь выпускникам при сдаче экзаменов...
Методические рекомендации по проведению педагогического совета на тему «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя»
В методических рекомендациях показана структура и содержание педсовета, в ходе которого осуществляется поиск путей совершенствования воспитательной системы техникума и мотивация классных руковод...
Методические рекомендации по проведению педагогического совета на тему «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя»
В методических рекомендациях показана структура и содержание педсовета, в ходе которого осуществляется поиск путей совершенствования воспитательной системы техникума и мотивация классных руковод...
Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...
2018 год Методическая разработка интегрированного урока Тема: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов
Методическая разработка интегрированного урока по теме: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов.Актуальность интегрированного заняти...
Методическая разработка "Психология экстремальных ситуаций. Как подготовить себя к действиям в условиях ЧС"
В разработке рассматривается психология экстремальных ситуаций и способы защиты при терроризме...