Методические рекомендации для дуального обучения студентов СПО
методическая разработка на тему
Методические рекомендации для дуального обучения студентов СПО |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для дуального обучения студентов СПО
Долгушин Александр Иванович Мастер производственного обучения
ГБПОУ «Колледж автомобильного транспорта №9»
Дуальная система обучения самая распространенная, популярная в обществе, среди молодежи траектория профессионального образования Германии.
Более 50% выпускников средних школ Германии выбирают именно эту траекторию. Система подразумевает сочетание практического обучения по профессии на предприятии с теоретическим в профессионально-техническом училище.
Особый интерес к дуальной системе обучения в современной России неслучаен. Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без практики. Французский педагог Ж-Ж Руссо когда-то выдвинул идею о том, что для качественного ознакомления детей с ремеслами им необходимы полные дни практики по несколько в неделю. Сейчас это один из основных элементов немецкой дуальной системы – два дня теоретического обучения в профессионально-
техническом училище и четыре дня практики на рабочем месте на предприятии.
Современные принципы немецкой дуальной системы - «обучение через действие», «обучение через процесс». Например, современный учебный центр компании Siemens студенты со второго семестра первого курса уже выполняют проекты в подгруппах. Им выдаются определенные средства для самостоятельной закупки материалов, эти траты нужно рассчитать, обосновать. Они самостоятельно могут усложнить задание и найти пути его решения, при этом используются компьютерные программы, программирование,
так как работа требует выполнения операций на станках с программным управлением. Студенты получают консультации по физике, математике, химии по мере необходимости. У них высокая мотивация к обучению, так как они нуждаются в эффективном освоении теории для решения общей практической задачи. Они сами оформляют всю документацию по проекту, включая чертежи, расчеты, отчет о результатах работы и его представление (презентацию). Важно то, что осмысленное действие ведет к осмысленному результату.
Программы обучения стали общим делом системы профессионального образования и сферы производства. Например, существовал курс деловой переписки, по аналогии с ней – курс деловой арифметики, в программу входили важнейшие сведения из анатомии и физиологии, гигиены и охраны труда для обеспечения здоровья рабочего. Важнейшей частью системы обучения стала довольно ранняя профессиональная ориентация, целью которой было познакомить детей с большим числом профессий, найти профессию в соответствии со своими возможностями и потребностями, при этом удовлетворяя и потребности общества и государства. Главный принцип – целесообразность во всем. Главной чертой немецкой дуальной системы является тесное сотрудничество между системой профессионального образования, работодателями, профсоюзами и правительством. Непременным условием эффективности дуальной системы является ответственная работа всех участников.
Организация дуальной системы профессионального образования характеризуется четким распределением обязанностей.
Главная роль в области профессионального образования в рамках дуальной системы принадлежит предприятиям, которые заключают договор с каждым учеником отдельно, специально выделяют средства на подготовку инструкторов, наставников, которые обеспечивают образовательный процесс на предприятии, составляют индивидуальный план обучения каждого ученика на весь срок образовательной программы, предусматривающий практическое обучение на предприятии и теоретическое обучение в профессионально-техническом училище. Общую ответственность за ученика несет предприятие, оно контролирует посещение учеником училища, успехи по программе, организует итоговую
аттестацию (сертификацию квалификации) в торгово-промышленной или ремесленной палате.
Профессионально-технические училища (профессиональные школы) выполняют вспомогательную функцию – в них осуществляется теоретическая подготовка. Существуют также профессиональные школы с очной формой обучения. В этом случае они обеспечивают учащимся стажировку на предприятии или практическое обучение в Центрах компетенций, иногда практическое обучение ведется в мастерских самих профессиональных школ. Как правило, это те учащиеся, которые по каким-либо причинам не смогли заключить договор с тем или иным предприятием, часто это так называемые «трудные» подростки, из неблагополучных семей. В то же время, профессиональную школу с очной формой обучения могут посещать ученики, которые не получили полного среднего образования (оно является обязательным в дуальной системе обучения) и (или) профессия которых требует достижения совершеннолетия. В этом случае предприятия заинтересованы, чтобы ученики получили среднее полное образование в течение года, а далее
обучались на предприятии.
Независимость оценки результатов обучения, сертификация квалификаций – еще один важный элемент дуальной системы. При этом используются принятые в большинстве современных европейских стран принципы. Говоря непосредственно об организации и ведении образовательного процесса в рамках дуальной системы, необходимо отметить три важнейшие взаимосвязанные составляющие – это система профориентации и профессионального самоопределения, система регламентов (руководств) по профессиям и институт
наставничества.
Система профориентации является логическим продолжением философии Beruf
– вся деятельность в рамках этой системы направлена на то, чтобы создать почву для пересечения интересов личности, системы образования, работодателя, государства. Каждая из сторон получает выгоду от качества квалификации. Для человека – это средство обеспечения себя и своей семьи, для системы образования – обеспечение собственной конкурентоспособности, для работодателя – качественный труд работника, который влияет на успешность предприятия, для государства – качественный труд работника, который влияет на успешность предприятия, что, в
свою очередь, влияет на экономическое развитие страны. Примерная программа для профессиональных училищ состоит из пояснительной записки и собственно программы, в которой представлены учебные области, а также год обучения, на котором данная область изучается и количество часов на нее. Методы обучения должны быть направлены на обеспечение готовности к профессиональной деятельности, трудоустройству. Содержание, касающееся математических, естественнонаучных, экономических, экологических дисциплин, иностранных языков, охраны труда, должно быть представлено в программе в интегрированном, междисциплинарном ключе. Обучение в профессиональном училище должно обеспечивать развитие общепрофессиональных компетенций у
обучающихся.
Экзамен подразумевает письменную и устную части. Всего на экзамен выделяется 8 часов, из них на письменную часть – 90 минут, устную – 10 минут.
Вторая часть экзамена проводится в конце обучения и предусматривает оценку по четырем модулям («экзаменационным областям»). Она проводится поэтапно. Так, например, в регламенте указано, что для того чтобы доказать выполнение требований по модулю «Режим (порядок) деятельности предприятия», выпускник должен пройти практику объемом 20 часов, изучить необходимую документацию предприятия и пройти 30-минутное собеседование со специалистом предприятия по данной документации, о чем должен быть представлен в экзаменационную комиссию соответствующий протокол. Или (на выбор обучающего предприятия) нужно выполнить рабочее задание в течение рабочего дня (6 часов), включающее работу с документацией, под наблюдением эксперта и пройти 20-минутное собеседование. Такие рекомендации даны в регламенте по каждому модулю с указанием конкретных профессиональных компетенций, которые должны проверяться при выполнении заданий и прохождении собеседования.
В 2014 году в России Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) провело конкурс и среди 23 субъектов РФ отобрало регионы, в которых запустился проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Некоторые регионы России уже начали реализовывать проекты,
направленные на развитие системы дуального образования, до появления федеральной инициативы.
Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область. В частности, Калужский колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе
Методические рекомендации по организации обучения английскому языку в начальной школе...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег" для студентов специальности 080108 "Банковксое дело
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег"...
Методические рекомендации по формированию портфолио студента к производственной (по профилю) практике (летней практике) для студентов по специальностям: 44.02.01Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12395317","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"float: left; width: 177px; height: 252px;","width":"339"}}]] ...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии
Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психоло...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...
Методические рекомендации мастеру производственного обучения по планированию и организации учебной практики студентов (педагогический аспект)
Методические рекомендации по планированию и организации учебной практики студентов подготовлены в помощь мастерам производственного обучения, организующим прохождение учебной практики в рамках р...
Реализация дуального обучения студентов в ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»
Реализация дуального обучения студентов в ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»...