Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психологии», который входит в программу подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» углубленной подготовки. Данные рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»
Методические рекомендации
Для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии
специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Преподаватель: Н.А. Пащенко
г. Нарьян-Мар
2014
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП 07. Основы специальной педагогики и специальной психологии по специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании Составитель: Пащенко Н.А. Согласовано: Председатель ПЦК __________ /Лудникова Н.В./ « ___» ___________ 2014 г. | Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и к минимуму содержания и к уровню подготовки выпускника по специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Зам. директора по УР ______ /Авачёва Л.М./ «____» ___________ 2014г. |
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психологии», который входит в программу подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» углубленной подготовки.
В результате освоения дисциплины Основы специальной педагогики и специальной психологии у Вас должны быть освоены умения и сформированы знания:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
оперировать основными понятиями, используемыми в специальной педагогике и специальной психологии; | Устные ответы на занятиях, ведение словаря по предмету в тетрадях; домашние задания по составлению обобщающих и аналитических таблиц, составление схем. |
разрабатывать специальные коррекционно-развивающие программы для индивидуальной и групповой работы с учетом трудностей в обучении и воспитании детей риска; | Работа на практических занятиях, самостоятельная работа по составлению специальных коррекционно-развивающих программ, с учетом специфики трудностей. |
использовать специальные коррекционно-развивающие приемы обучения и воспитания; | Работа в группах на практическом занятий. |
организовать коррекционно-развивающую деятельность, работу с родителями. | Практические занятия по составлению рекомендаций, подборке коррекционно-развивающих упражнений для организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях для родителей, воспитывающих детей с трудностями в развитии. |
Знать: | |
что изучает специальная педагогика и специальная психология; | Домашние работы по доработке лекций с использованием дополнительной литературы. |
объект, предмет, задачи, цели, проблемы, основные специальной педагогики и специальной психологии; | Домашние работы, конспект статьи, работа с учебным элементом. |
иметь представления о норме и отклонении в развитии человека. | Практические занятия, подготовка практико– ориентированных сообщений. |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 14 |
в том числе: | |
лекций | 10 |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 91 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
Раздел 1. Общие теоретические основы специальной психологии.
Тема 1.1. Общие и теоретические основы специальной психологии
Содержание учебного материала:
Предмет, задачи и методы специальной психологии. Отрасли специальной психологии: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата. Специальная психология, как важная составная часть дефектологии. Общие и специфические закономерности психического развития.
Самостоятельная работа студентов
1. Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:
а) общие для нормального и нарушенного развития;
б) свойственные только детям с нарушениями развития.
2. Дайте определение первичного и вторичного нарушений.
3. Составьте схему связи специальной психологии с другими отраслями психологии.
Тема 1.2. Адаптация и адаптивность, компенсация функций как прикладные проблемы специальной психологии.
Содержание учебного материала
Понятие адаптации в биологическом, физиологическом, медицинском, социально-педагогическом аспектах. Понятие адаптивности. Возможности адаптивности и уровни адаптации. Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации. Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе. Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации. Понятие дезадаптации. Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений.
Самостоятельная работа студентов
1. Опишите принципы, которые лежат в основе коррекции и компенсации дефектов.
2. Письменно ответьте на вопросы: Каким образом осуществляется компенсация утраченных функций? В чем состоит специфика компенсации сенсорных дефектов? Какие психологические проблемы связаны с интеграцией детей с нарушениями развития в образовательные учреждения общего назначения и в общество?
Тема 1.3. Понятие адаптации и адаптивности, компенсации и коррекции и их роль в школьной успешности.
Содержание учебного материала
Понятие адаптации и адаптивности, их общие и отличные характеристики. Факторы, влияющие на уровень адаптации и возможности к ней. Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Опишите от чего будет зависеть успешность компенсации.
3. Опишите условия преодоления функциональных нарушений.
Тема 1.4. Школьная дезадаптация, её уровни и факторы.
Содержание учебного материала
Понятие «школьная дезадаптация». Изучение данного понятия в отечественной практике (Г. Ф. Кумарина, Р. В. Овчарова, М. М. Безруких и др.). Уровни школьной дезадаптации. Причины приводящие к школьной дезадаптации по Г.Ф.Кумариной, М.М. Безруких.
Практическая работа
Диагностика школьной дезадаптации. Составление альбома методов психолого-педагогического диагностирования школьной дезадаптации.
Самостоятельная работа обучающихся.
1. Распишите факторы школьной дезадаптации (с. 38-41) из материалов Г. Ф. Кумариной.
2. Определите уровни школьной дезадаптации при решении педагогических задач.
3.Выпишите проявления школьной дезадаптации у младших школьников из Коррекционной педагогики М. А. Поваляев (с. 85).
4. Составьте рекомендации по предупреждению школьной дезадаптации учителю.
Тема 1.5. Виды нарушений развития и их причины. Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, детьми с задержкой психического развития (ЗПР).
Содержание учебного материала
Виды нарушений развития: задержки психического развития, задержки психоречевого развития, интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость (деменция, дебильность, идиотия), синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, нарушения зрения и слуха. Причины возникновения данных нарушений.
Самостоятельная работа студентов
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Раскройте особенности личности умственно отсталых детей и детей с ЗПР.
3.Опишите специфику основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной).
4. Охарактеризуйте проявления задержки психического развития в раннем возрасте и проблемы ранней диагностики.
Литература по разделу
1.Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. – 320с.
2.Специальная психология: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
3. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс»,2002—352с.
Раздел 2. Научные основы специальной педагогики
Тема 2.1 Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики (6ч.)
Содержание учебного материала:
Понятие специальная педагогика. Объект, предмет, субъект специальной педагогики. Специфические конкретные цели, система задач специальной педагогики.
Самостоятельная работа:
1.Изучите тему в соответствии с содержанием.
2.Раскройте задачи специальной педагогики.
3.Составьте схему, отражающую положение специальной педагогики в системе наук.
Вопросы для самопроверки:
1.Что является областью научных интересов и предметом исследования специальной педагогики?
2.Охарактеризуйте субъект специальной педагогики.
3.Сравните подходы к рассмотрению понятия «недостаток в развитии» в различных отраслях педагогики.
Тема 2.2 Категориальный аппарат специальной педагогики (7ч.)
Содержание учебного материала:
Специальное образование. Специальные условия получения образования. Специальное (коррекционное) образовательное учреждения. Лицо с ограниченными возможностями. Компенсация. Реабилитация (реадаптация). Абилитация. Коррекция. Профилактика. Инвалид. Предметные области: тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями функций ОДА, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Самостоятельная работа:
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Раскройте содержание основных понятий, которыми оперирует специальная педагогика.
3. Дайте характеристику предметным областям специальной педагогики.
4. Внесите рассмотренные понятия в понятийный словарь по дисциплине.
Инструкция по составлению и дополнению словаря по дисциплине:
Система науки отражается в ее понятиях и категориях, поэтому знание терминологии является основополагающим при изучении дисциплины.
При составлении понятийного словаря по дисциплине необходимо помнить следующее:
для удобства составления и пользования можно оформить словарь по типу алфавитной записной книжки или отвести специальное место в рабочей тетради с указанием значения каждого термина и источником, откуда взято определение.
При оформлении словаря нужно придерживаться определенного образца оформления, например:
Термин (от латинского terminus- предел, граница) – это составной элемент суждения, слово, точно обозначающее определенное понятие, применяемое в науке, технике или искусстве.
многие термины коррекционной и специальной педагогики являются заимствованными (из философии, педагогики, психологии), поэтому определения этих понятий можно найти в соответствующих словарях и учебниках.
В педагогической науке специальные термины зачастую трактуются по-разному, поэтому имеет смысл ознакомиться с различными авторскими позициями.
Для заучивания можно выбрать одну из определений понятия, которое кажется вам наиболее соответствующей изучаемому материалу, содержательной и доступной.
Литература по разделу
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М, 1973.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
3. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой- М., 2001
Раздел 3. Система специального образования
Тема 3.1 Система специального образования в России (10ч.)
Содержание учебного материала
Становление системы специального образования в России. Развитие дифференцированной системы специального образования. Становление интегративной системы специального образования (интегральная и экстернальная). Восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». Создание других специальных учреждений для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Изучите тему в соответствие с содержанием.
2. Перечислите типовые учреждения специального образования.
3. Подготовьте сообщение на темы «Интеграция специального образования в России: проблемы и перспективы», «История становления отечественной системы специального образования».
Тема 3.2 Дидактические основы специального образования (10ч.)
Содержание учебного материала
Специальные образовательные условия. Специальный образовательный стандарт. Принципы специфические для специальной педагогики. Технологии и методы специального образования. Методы обучения. Методы воспитания. Формы организации специального образования. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Выделите специфические особенности проектирования содержания специального образования.
2. Раскройте принципы организации коррекционно-развивающего образовательного процесса.
3. Дайте характеристику технологий и методов специального образования.
4. Подготовьте сообщение о современных технологиях специального образования.
Литература по разделу
1. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 // Вестник образования. - 1998.-№4.
2. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. / Под ред. Л.И.Романова, Н.А.Цыпина. - М., 1993.
3. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. - 1992. - № 11.
4. Проект закона Российской Федерации «О специальном образовании» //Дефектология- 1995-№ 1.-С. 3-15.
5. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой- М., 2001
6. Шипицина Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб. 1995
Раздел 4. Педагогические системы специального образования
и реабилитации лиц с ограниченными возможностями
Тема 4.1. Образование лиц с нарушениями умственного развития (10ч.)
Содержание учебного материала:
Специальное образование детей с трудностями в обучении (ЗПР). Система коррекционно-развивающего обучения. Приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992 «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях». Система комплексной помощи детям с ЗПР в России. Образование как средство реабилитации и достижения
независимой жизни. Дети с умственной отсталостью. Коррекционная помощь детям с умственной отсталостью раннего возраста. Специальные коррекционные школы VIII вида. Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России. Специализированные дома-интернаты Министерства социальной защиты. Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении общего назначения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Ознакомиться с приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Дайте сравнительную характеристику особенностей развития детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
4. Раскройте направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
5. Охарактеризуйте особенности, современные формы, содержание и методы обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.
Тема 4.2. Образование лиц с сенсорными нарушениями (10ч.)
Содержание учебного материала:
Специальное образование слабослышащих. Специальное обучение детей с частичным нарушением слуха. Специальное образование глухих. Билингвистический подход. Обучение языку словесной речи. Коммуникационная система. Специальные технические средства для не слышащих. Обучение детей с недостатками зрения в школе. Особенности обучения слепых и слабовидящих. Воспитание учащихся. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Дайте характеристику современных систем обучения детей с сенсорными нарушениями.
3. Раскройте специфические особенности организации образовательного процесса для детей с сенсорными нарушениями, обучающимися в массовой школе.
Тема 4.3. Специальное образование при нарушении функций ОДА (4ч.)
Содержание учебного материала:
Коррекционная работа при ДЦП. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Определите основные цели коррекционной работы при ДЦП.
3. Раскройте современные подходы к организации профессиональной подготовки и социальной реабилитации детей с ДЦП.
Тема 4.4. Специальное образование детей с нарушениями речи и РДА (6ч.)
Содержание учебного материала:
Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи. Заикание. Возможности развития, образования и социализации при РДА (ранний детский аутизм). Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Охарактеризуйте современную систему организации логопедической помощи детям с нарушениями речи.
2.Раскройте современные отечественные и зарубежные подходы к оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с РДА.
Тема 4.5. Специальное образование при сложных нарушениях (10ч.)
Содержание учебного материала:
Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом.
Ряд условий, которые обеспечивают усвоение слепоглухим ребенком общественно выработанных знаний и формирование у него специфически человеческого поведения. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте задачи и основные направления психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.
2.Охарактеризуйте пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.
Литература по разделу
1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников- Ростов н./Д, 2004
2. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 // Вестник образования. - 1998.-№4.
3. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. / Под ред. Л.И. Романова, Н.А.Цыпина. - М., 1993.
4. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. - 1992. - № 11.
5. Проект закона Российской Федерации «О специальном образовании» // Дефектология- 1995-№ 1.-С. 3-15.
6. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой- М., 2001
7. Шипицина Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб. 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-539270-1416993762.jpg)
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег" для студентов специальности 080108 "Банковксое дело
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-733350-1675099816.jpg)
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальности 050144 Дошкольное образование
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-839674-1477837997.jpg)
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-424296-1488703366.jpg)
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004379-1517348813.jpg)
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин
Методические материалы по ПМ 01 Диагностическая деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-1121942-1621330625.png)
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Охрана труда"
для студентов ППКРС укрупленной группы профессий 21.00.00, 13.00.00...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-324477-1382556539.jpg)
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы экономики» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отрас
Методические указания для изучения дисциплины «Основы экономики» составлены с учетом формирования у студентов целостного представления о задачах экономики регионов, отраслей и предпр...