Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психологии», который входит в программу подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» углубленной подготовки. Данные рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._rek._osnovy_spets.ped_._i_spets._psihol.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»
Методические рекомендации
Для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии
специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Преподаватель: Н.А. Пащенко
г. Нарьян-Мар
2014
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП 07. Основы специальной педагогики и специальной психологии по специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании Составитель: Пащенко Н.А. Согласовано: Председатель ПЦК __________ /Лудникова Н.В./ « ___» ___________ 2014 г. | Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и к минимуму содержания и к уровню подготовки выпускника по специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Зам. директора по УР ______ /Авачёва Л.М./ «____» ___________ 2014г. |
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психологии», который входит в программу подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» углубленной подготовки.
В результате освоения дисциплины Основы специальной педагогики и специальной психологии у Вас должны быть освоены умения и сформированы знания:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
оперировать основными понятиями, используемыми в специальной педагогике и специальной психологии; | Устные ответы на занятиях, ведение словаря по предмету в тетрадях; домашние задания по составлению обобщающих и аналитических таблиц, составление схем. |
разрабатывать специальные коррекционно-развивающие программы для индивидуальной и групповой работы с учетом трудностей в обучении и воспитании детей риска; | Работа на практических занятиях, самостоятельная работа по составлению специальных коррекционно-развивающих программ, с учетом специфики трудностей. |
использовать специальные коррекционно-развивающие приемы обучения и воспитания; | Работа в группах на практическом занятий. |
организовать коррекционно-развивающую деятельность, работу с родителями. | Практические занятия по составлению рекомендаций, подборке коррекционно-развивающих упражнений для организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях для родителей, воспитывающих детей с трудностями в развитии. |
Знать: | |
что изучает специальная педагогика и специальная психология; | Домашние работы по доработке лекций с использованием дополнительной литературы. |
объект, предмет, задачи, цели, проблемы, основные специальной педагогики и специальной психологии; | Домашние работы, конспект статьи, работа с учебным элементом. |
иметь представления о норме и отклонении в развитии человека. | Практические занятия, подготовка практико– ориентированных сообщений. |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 14 |
в том числе: | |
лекций | 10 |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 91 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
Раздел 1. Общие теоретические основы специальной психологии.
Тема 1.1. Общие и теоретические основы специальной психологии
Содержание учебного материала:
Предмет, задачи и методы специальной психологии. Отрасли специальной психологии: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата. Специальная психология, как важная составная часть дефектологии. Общие и специфические закономерности психического развития.
Самостоятельная работа студентов
1. Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:
а) общие для нормального и нарушенного развития;
б) свойственные только детям с нарушениями развития.
2. Дайте определение первичного и вторичного нарушений.
3. Составьте схему связи специальной психологии с другими отраслями психологии.
Тема 1.2. Адаптация и адаптивность, компенсация функций как прикладные проблемы специальной психологии.
Содержание учебного материала
Понятие адаптации в биологическом, физиологическом, медицинском, социально-педагогическом аспектах. Понятие адаптивности. Возможности адаптивности и уровни адаптации. Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации. Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе. Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации. Понятие дезадаптации. Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений.
Самостоятельная работа студентов
1. Опишите принципы, которые лежат в основе коррекции и компенсации дефектов.
2. Письменно ответьте на вопросы: Каким образом осуществляется компенсация утраченных функций? В чем состоит специфика компенсации сенсорных дефектов? Какие психологические проблемы связаны с интеграцией детей с нарушениями развития в образовательные учреждения общего назначения и в общество?
Тема 1.3. Понятие адаптации и адаптивности, компенсации и коррекции и их роль в школьной успешности.
Содержание учебного материала
Понятие адаптации и адаптивности, их общие и отличные характеристики. Факторы, влияющие на уровень адаптации и возможности к ней. Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Опишите от чего будет зависеть успешность компенсации.
3. Опишите условия преодоления функциональных нарушений.
Тема 1.4. Школьная дезадаптация, её уровни и факторы.
Содержание учебного материала
Понятие «школьная дезадаптация». Изучение данного понятия в отечественной практике (Г. Ф. Кумарина, Р. В. Овчарова, М. М. Безруких и др.). Уровни школьной дезадаптации. Причины приводящие к школьной дезадаптации по Г.Ф.Кумариной, М.М. Безруких.
Практическая работа
Диагностика школьной дезадаптации. Составление альбома методов психолого-педагогического диагностирования школьной дезадаптации.
Самостоятельная работа обучающихся.
1. Распишите факторы школьной дезадаптации (с. 38-41) из материалов Г. Ф. Кумариной.
2. Определите уровни школьной дезадаптации при решении педагогических задач.
3.Выпишите проявления школьной дезадаптации у младших школьников из Коррекционной педагогики М. А. Поваляев (с. 85).
4. Составьте рекомендации по предупреждению школьной дезадаптации учителю.
Тема 1.5. Виды нарушений развития и их причины. Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, детьми с задержкой психического развития (ЗПР).
Содержание учебного материала
Виды нарушений развития: задержки психического развития, задержки психоречевого развития, интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость (деменция, дебильность, идиотия), синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, нарушения зрения и слуха. Причины возникновения данных нарушений.
Самостоятельная работа студентов
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Раскройте особенности личности умственно отсталых детей и детей с ЗПР.
3.Опишите специфику основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной).
4. Охарактеризуйте проявления задержки психического развития в раннем возрасте и проблемы ранней диагностики.
Литература по разделу
1.Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. – 320с.
2.Специальная психология: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
3. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс»,2002—352с.
Раздел 2. Научные основы специальной педагогики
Тема 2.1 Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики (6ч.)
Содержание учебного материала:
Понятие специальная педагогика. Объект, предмет, субъект специальной педагогики. Специфические конкретные цели, система задач специальной педагогики.
Самостоятельная работа:
1.Изучите тему в соответствии с содержанием.
2.Раскройте задачи специальной педагогики.
3.Составьте схему, отражающую положение специальной педагогики в системе наук.
Вопросы для самопроверки:
1.Что является областью научных интересов и предметом исследования специальной педагогики?
2.Охарактеризуйте субъект специальной педагогики.
3.Сравните подходы к рассмотрению понятия «недостаток в развитии» в различных отраслях педагогики.
Тема 2.2 Категориальный аппарат специальной педагогики (7ч.)
Содержание учебного материала:
Специальное образование. Специальные условия получения образования. Специальное (коррекционное) образовательное учреждения. Лицо с ограниченными возможностями. Компенсация. Реабилитация (реадаптация). Абилитация. Коррекция. Профилактика. Инвалид. Предметные области: тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями функций ОДА, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Самостоятельная работа:
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Раскройте содержание основных понятий, которыми оперирует специальная педагогика.
3. Дайте характеристику предметным областям специальной педагогики.
4. Внесите рассмотренные понятия в понятийный словарь по дисциплине.
Инструкция по составлению и дополнению словаря по дисциплине:
Система науки отражается в ее понятиях и категориях, поэтому знание терминологии является основополагающим при изучении дисциплины.
При составлении понятийного словаря по дисциплине необходимо помнить следующее:
для удобства составления и пользования можно оформить словарь по типу алфавитной записной книжки или отвести специальное место в рабочей тетради с указанием значения каждого термина и источником, откуда взято определение.
При оформлении словаря нужно придерживаться определенного образца оформления, например:
Термин (от латинского terminus- предел, граница) – это составной элемент суждения, слово, точно обозначающее определенное понятие, применяемое в науке, технике или искусстве.
многие термины коррекционной и специальной педагогики являются заимствованными (из философии, педагогики, психологии), поэтому определения этих понятий можно найти в соответствующих словарях и учебниках.
В педагогической науке специальные термины зачастую трактуются по-разному, поэтому имеет смысл ознакомиться с различными авторскими позициями.
Для заучивания можно выбрать одну из определений понятия, которое кажется вам наиболее соответствующей изучаемому материалу, содержательной и доступной.
Литература по разделу
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М, 1973.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
3. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой- М., 2001
Раздел 3. Система специального образования
Тема 3.1 Система специального образования в России (10ч.)
Содержание учебного материала
Становление системы специального образования в России. Развитие дифференцированной системы специального образования. Становление интегративной системы специального образования (интегральная и экстернальная). Восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». Создание других специальных учреждений для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Изучите тему в соответствие с содержанием.
2. Перечислите типовые учреждения специального образования.
3. Подготовьте сообщение на темы «Интеграция специального образования в России: проблемы и перспективы», «История становления отечественной системы специального образования».
Тема 3.2 Дидактические основы специального образования (10ч.)
Содержание учебного материала
Специальные образовательные условия. Специальный образовательный стандарт. Принципы специфические для специальной педагогики. Технологии и методы специального образования. Методы обучения. Методы воспитания. Формы организации специального образования. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Выделите специфические особенности проектирования содержания специального образования.
2. Раскройте принципы организации коррекционно-развивающего образовательного процесса.
3. Дайте характеристику технологий и методов специального образования.
4. Подготовьте сообщение о современных технологиях специального образования.
Литература по разделу
1. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 // Вестник образования. - 1998.-№4.
2. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. / Под ред. Л.И.Романова, Н.А.Цыпина. - М., 1993.
3. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. - 1992. - № 11.
4. Проект закона Российской Федерации «О специальном образовании» //Дефектология- 1995-№ 1.-С. 3-15.
5. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой- М., 2001
6. Шипицина Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб. 1995
Раздел 4. Педагогические системы специального образования
и реабилитации лиц с ограниченными возможностями
Тема 4.1. Образование лиц с нарушениями умственного развития (10ч.)
Содержание учебного материала:
Специальное образование детей с трудностями в обучении (ЗПР). Система коррекционно-развивающего обучения. Приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992 «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях». Система комплексной помощи детям с ЗПР в России. Образование как средство реабилитации и достижения
независимой жизни. Дети с умственной отсталостью. Коррекционная помощь детям с умственной отсталостью раннего возраста. Специальные коррекционные школы VIII вида. Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России. Специализированные дома-интернаты Министерства социальной защиты. Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении общего назначения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Ознакомиться с приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Дайте сравнительную характеристику особенностей развития детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
4. Раскройте направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
5. Охарактеризуйте особенности, современные формы, содержание и методы обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.
Тема 4.2. Образование лиц с сенсорными нарушениями (10ч.)
Содержание учебного материала:
Специальное образование слабослышащих. Специальное обучение детей с частичным нарушением слуха. Специальное образование глухих. Билингвистический подход. Обучение языку словесной речи. Коммуникационная система. Специальные технические средства для не слышащих. Обучение детей с недостатками зрения в школе. Особенности обучения слепых и слабовидящих. Воспитание учащихся. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Дайте характеристику современных систем обучения детей с сенсорными нарушениями.
3. Раскройте специфические особенности организации образовательного процесса для детей с сенсорными нарушениями, обучающимися в массовой школе.
Тема 4.3. Специальное образование при нарушении функций ОДА (4ч.)
Содержание учебного материала:
Коррекционная работа при ДЦП. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Определите основные цели коррекционной работы при ДЦП.
3. Раскройте современные подходы к организации профессиональной подготовки и социальной реабилитации детей с ДЦП.
Тема 4.4. Специальное образование детей с нарушениями речи и РДА (6ч.)
Содержание учебного материала:
Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи. Заикание. Возможности развития, образования и социализации при РДА (ранний детский аутизм). Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1.Охарактеризуйте современную систему организации логопедической помощи детям с нарушениями речи.
2.Раскройте современные отечественные и зарубежные подходы к оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с РДА.
Тема 4.5. Специальное образование при сложных нарушениях (10ч.)
Содержание учебного материала:
Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом.
Ряд условий, которые обеспечивают усвоение слепоглухим ребенком общественно выработанных знаний и формирование у него специфически человеческого поведения. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте задачи и основные направления психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.
2.Охарактеризуйте пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.
Литература по разделу
1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников- Ростов н./Д, 2004
2. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 // Вестник образования. - 1998.-№4.
3. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. / Под ред. Л.И. Романова, Н.А.Цыпина. - М., 1993.
4. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. - 1992. - № 11.
5. Проект закона Российской Федерации «О специальном образовании» // Дефектология- 1995-№ 1.-С. 3-15.
6. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой- М., 2001
7. Шипицина Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб. 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег" для студентов специальности 080108 "Банковксое дело
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег"...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальности 050144 Дошкольное образование
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин
Методические материалы по ПМ 01 Диагностическая деятельность...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Охрана труда"
для студентов ППКРС укрупленной группы профессий 21.00.00, 13.00.00...
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы экономики» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отрас
Методические указания для изучения дисциплины «Основы экономики» составлены с учетом формирования у студентов целостного представления о задачах экономики регионов, отраслей и предпр...