Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (ОЗО) углубленной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._rek._ped.psihologiya_ozo.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»
Методические рекомендации
Для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология
специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Преподаватель: Н.А. Пащенко
г. Нарьян-Мар
2014
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП 08. Педагогическая психология по специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании (ОЗО) Составитель: Пащенко Н.А. Согласовано: Председатель ПЦК __________ /Лудникова Н.В./ « ___» ___________ 2014 г. | Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и к минимуму содержания и к уровню подготовки выпускника по специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании (ОЗО)
Зам. директора по УР ______ /Авачёва Л.М./ «____» ___________ 2014г. |
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (ОЗО) углубленной подготовки.
В результате освоения дисциплины Педагогическая психология у Вас должны быть освоены умения и сформированы знания:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
применять знания педагогической психологии при решении педагогических задач; | Устные ответы на занятиях; домашние задания по составлению обобщающих и аналитических таблиц, составление схем, оценка психолого-педагогических характеристик и т.д. |
грамотно оперировать основными понятиями педагогической психологии; | Устные ответы на занятиях, результаты выполнения практических заданий. |
применять психологические знания для организации учебно-воспитательного процесса и управления им; | Наблюдение и оценка работы на практических занятиях. |
создавать психологически комфортную развивающую среду учебно-воспитательного процесса; | Наблюдение, анализ и оценка работы на практических занятиях. |
самостоятельно работать с научной психологической литературой; | Оценка практических работ данных на самостоятельное изучение. |
осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность. | Анализ и оценка продуктов деятельности студентов, при выполнении домашних работ. |
Знать: | |
объект, предмет, задачи, проблемы, основные разделы педагогической психологии; | Экспертная оценка выполнения контрольных работ студентов. Дифференцированный зачёт в виде теста. |
методы педагогической психологии; основные понятия педагогической психологии; | |
психологические особенности, закономерности и условия процессов обучения и воспитания; | |
основные факторы, влияющие на успешность учебно-воспитательного процесса, взаимоотношения между педагогом и учащимися. |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 12 |
в том числе: | |
лекций | 6 |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 78 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. |
Раздел 1. Введение в педагогическую психологию.
Тема 1.1. Предмет, объект и задачи педагогической психологии
Содержание учебного материала:
Определение понятия педагогическая психология. Предмет, объект науки. Задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии.
Самостоятельная работа студентов
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Представьте структуру педагогической психологии в виде таблицы.
Табл. 1. Структура педагогической психологии
Психология обучения | Психология воспитания | Психология учителя | |
Предмет | |||
Основные задачи |
Тема 1.2. Проблемы педагогической психологии.
Содержание учебного материала
Проблемы педагогической психологии: проблема соотношения обучения и развития; проблема взаимосвязи обучения и воспитания; проблема генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребенка;
проблема сенситивных периодов в развитии; проблема детской одаренности; проблема готовности детей к обучению в школе; проблема индивидуализации обучения; проблема психолого-педагогической диагностики; проблема оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя.
Самостоятельная работа студентов
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
Тема 1.3. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.
Содержание учебного материала
Связь педагогической психологии с другими науками. Взаимосвязь педагогики с психологией. Взаимосвязь педагогической и возрастной психологией.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Три узла связи педагогики и психологии представьте в виде схемы.
Взаимосвязь педагогики с психологией.
Тема 1.4 Методы исследования в педагогической психологии.
Содержание учебного материала Источники информации как основания методов педагогической психологии: L-данные, Q- данные, Т – данные. Эмпирические методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование. Экспериментальные методы: эксперимент (лабораторный, естественный), (констатирующий, формирующий).
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучите тему в соответствии с содержанием.
2. Дайте характеристику основным специальным методам педагогической психологии.
Раздел 2. Психология педагогической деятельности.
Тема 2.1. Педагог как субъект педагогического процесса.
Содержание учебного материала Педагог как индивидуальный и общественный субъект. Понятие педагогические способности. Структура педагогических способностей. Ведущие свойства педагогических способностей.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Представьте в виде схемы структуру общих педагогических способностей по В.А. Крутецкому. Используйте учебник Педагогическая психология (Зимняя И.А.) с. 145-153.
Тема 2.2 Требования к личным и профессиональным качествам педагога.
Содержание учебного материала Требования к личности, к эрудиции педагога в соответствии с моральными нормами современного общества. Профессиограмма педагога. Педагогические умения: гностические, конструктивные, организаторские, прогностические и специальные. Показатели профпригодности и профнепригодности педагога.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Выпишите качества, необходимые педагогу для работы с дошкольниками и младшими школьниками.
- Дайте характеристику психограммы профессии «учитель».
Используйте учебник Педагогическая психология (Зимняя И.А.) с. 153-165.
Тема 2.3 Индивидуальные стили педагогической деятельности и их характеристики.
Содержание учебного материала Понятие стиль деятельности. Три основных стиля деятельности. Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности: содержательные, динамические, результативные.
Практическая работа. Определение и анализ собственного стиля педагогического общения. Классификация стилей общения по И. Вачкову: анализ ситуаций, выявление стиля взаимодействия учителя с учащимися.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Раскрыть все вопросы в соответствии с темой.
Тема 2.4 Структура педагогической деятельности.
Содержание учебного материала Содержание деятельности преподавателя. Компоненты педагогической деятельности: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Раскройте компоненты педагогической деятельности.
Раздел 3. Психология обучения.
Тема 3.1. Основные понятия психологии обучения.
Содержание учебного материала Предмет, цели, задачи, принципы, проблемы психологии обучения. Общая характеристика процесса обучения. Основные понятия: научение, обучение, учение, учебная деятельность. Личностно-деятельностный подход. Двусторонне единство обучения – учения в образовательном процессе. Психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения. Развивающие технологии обучения: приемы повышения интереса к уроку. Психологические основы компьютеризации обучения.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Поработайте с психологическим и педагогическим словарями.
- Выпишите приемы, активизирующие мышление.
- Перечислите факторы, влияющие на успешность обучения.
Тема 3.2. Концепции обучения и их психологические обоснования.
Содержание учебного материала Традиционное обучение. Развивающее обучение. Проблемное обучение. Программированное обучение. Контекстное обучение. Теория поэтапного формирования умственного действия (П.Я.Гальперина, Н.Ф. Талызиной). Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова).
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Законспектируйте «Психологический анализ урока»: определение элементов развивающего обучения в работе педагогов. Перенести схему психологического анализа урока в тетрадь с.303 из учебника Педагогическая психология (И.А. Зимняя с. 286-304).
Тема 3.3 Психология учения как специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности.
Содержание учебного материала Учение как одна из форм деятельности человека. Многосторонность определения учения. Учебная деятельность как особая форма учения. Понятие, основные характеристики учебной деятельности. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) по Леонтьеву А.Н.; по Эльконину Д.Б. и Давыдову В.В.; по Рубинштейну С.Л. Учащийся как субъект учебной деятельности. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося. Этапы, стадии усвоения (С.Л.Рубинштейн).
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Выполните анализ структуры учебной деятельности разных авторов; определить схожее и особенное.
Тема 3.4. Обучаемость и психологические вопросы успеваемости.
Практическая работа Обучаемость и обученность. Обучаемость – важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Показатели обучаемости, их диагностика. Школьная неуспеваемость. Отметка и оценка. Роль оценки, отметки. Альтернативные подходы к оцениванию знаний: безотметочный, рейтинговый и др.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Законспектируйте статью Локаловой Н.П. «Как помочь слабоуспевающему ученику» (с.106-111) Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия.
Раздел 4. Психология воспитания.
Тема 4.1 Введение в психологию воспитания.
Содержание учебного материала Понятие, цели, задачи воспитания. Средства воспитания, методы воспитания. Воспитание как фактор формирования личности. Личностный подход, личность как ценность –отличительные особенности современного образования. Воспитательные технологии. Влияние воспитания в общеобразовательных учреждениях на личность учащихся. Основные теории воспитания.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Составьте кроссворд по теме: «воспитание».
Тема 4.2 Психологические механизмы формирования личности.
Содержание учебного материала Индивид, индивидуальность, личность. Механизмы формирования личности. Социализация личности. Социальные установки, нормы и ценности. Институты воспитания. Самовоспитание.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Раскройте основные понятия темы.
Тема 4.3 Виды воспитания. Воспитанность. Её показатели.
Практическая работа Воспитание его сущность и специфика. Виды воспитания (трудовое, умственное, физическое, нравственное, эстетическое, экологическое, гражданское). Воспитанность. Её показатели.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Составьте карту воспитанности ребенка.
Тема 4.4 Содержание семейного воспитания.
Содержание учебного материала Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Функции и динамика семьи. Особенности и содержание семейного воспитания. Взаимодействие учителя с семьей школьника.
Самостоятельная работа обучающихся
- Изучите тему в соответствии с содержанием.
- Составить психолого-педагогическую характеристику на учащегося по схеме. Смотри приложение 1.
Приложение 1.
Схема психолого-педагогической характеристики на учащегося.
- Общие сведения: ФИО, дата рождения, класс.
- Соответствие объема знаний, умений, навыков требованиям школьной программы:
- учащийся начальной школы: прилежание и успеваемость по математике, чтению, русому языку, др. предметам, причины (опираясь на опыт производственной прктики).
- Личностные особенности:
Общее умственное развитие: кругозор, начитанность, выраженные особенности темперамента; устойчивость настроения, склонность к аффективным вспышкам, длительность и адекватность переживаний, реакция на успех и неудачу; преобладающее настроение, эмоциональная возбудимость; работоспособность, утомляемость.
Интересы: чем интересуется, устойчивость, избирательность, осознанность, глубина и активность интересов, есть ли особые способности к какому либо виду деятельности, в чем они проявляются.
Ярко выраженные положительные и отрицательные черты направленности личности: отношение к труду, учебе, себе, другим людям – трудолюбие, скромность, эгоизм и т.п.
Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, внушаемость, упрямство и т.п..
Самооценка: заниженная, завышенная, адекватная.
IV. Особенности поведения:
Дисциплинированность: общая характеристика поведения, выполнение требований взрослых, развитость навыков культуры поведения, наиболее типичные нарушения поведения, чем вызваны, наличие отклоняющего поведения, какие меры воздействия дают лучший результат.
V. Особенности общения:
Общительность, как ведет себя при общении с младшими, сверстниками, старшими: доброжелателен, агрессивен, уравновешен и т.п.; положение в коллективе: пользуется ли уважением, доверием, авторитетом, чем определяется это отношение, доволен ли своим положением.
Отношение к товарищам по группе, отношение к педагогам: есть контакт, степень доверия, уважения.
VI. Динамика изменения личностных особенностей:
Основные проблемы в учении, общении, поведении, чем они вызваны. Содержание оказываемой педагогической помощи /диагностика, профилактика, развитие, коррекция/.
Какие положительные изменения /в характере, поведение, общении появились, чем они вызваны /тоже об отрицательных изменениях /.
Над какими педагогическими задачами необходимо работать в ближайшее время.
дата
подпись
Список рекомендуемой учебной и методической литературы:
Обязательная литература
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.- 384 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
- Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005. - 220 с.
Дополнительные источники:
- Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 250 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
- Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
- Титов В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 240 с.
- Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1994.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
- Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М.; Воронеж, 1998.
- Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2010. - 208 с.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. В. Костяк. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 176 с.
- Пастернак Н.А. Психология воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Пастернак ; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 224 с.
- Сарычев С. В. Педагогическая психология. Краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - СПб. : Питер, 2006. - 224 с.
- Сластёнин, В. А. Психолого-педагогический практикум [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян]. - 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2011. - 224 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Б. Д. Эльконин. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 144 с.
Интернет- ресурсы:
- Народное образование: научно-методический журнал /Учредители: Министерство образования Российской Федерации, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование». – 2009-2010-2011-2012-2013-2014-2015. – Ежемесячный. Режим доступа Интернет-сайта: http://obrazovanieburyatia.narod.ru/index/0-3
- Начальная школа: научно-методический журнал / Учредитель Министерство образования Российской Федерации.– 2003-2004-2005-2006-2007-2008-2009-2010-2011-2012-2013-2014. – Ежемесячный. Режим доступа Интернет-сайта: http://n-shkola.ru/
- Школьный психолог: научно-методический журнал / Учредитель ООО «Чистые пруды». Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати. Издатель Издательский дом «Первое сентября». – 2011-2012-2013-2014-2015-2016. – Ежемесячный. Режим доступа Интернет-сайта: https://psy.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии
Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психоло...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП(у).03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Иностранный язык. Английский язык» разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины, одобр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ) Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальнос...
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по общеобразовательному учебному предмету ОУП. 10 История для студентов специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ( часть I)
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по общеобразовательному учебному предмету ОУП. 10 История составлена на основе рабочей программы общеобразовательного...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.04 Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский) для специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Комплект оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 44.02.05 Коррекционная педаго...
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по учебной дисциплине "Иностранный язык(английский)" для студентов 1 курса специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса.Рабочая тетрадь включает в себя 16 тематических циклов, в каждый из которых входят текст, лексические, фонетические и грамматические упражнения. Уче...
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы экономики» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отрас
Методические указания для изучения дисциплины «Основы экономики» составлены с учетом формирования у студентов целостного представления о задачах экономики регионов, отраслей и предпр...