Мастер-класс "Системный оператор как средство формирования математических представлений"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Петрова Т.В, воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»
Системный оператор как средство формирования математических представлений
Одна из самых распространённых ошибок в практике обучения дошкольников – это стремление дать как можно больше разнообразных знаний различного характера. Даже если проанализировать современные примерные образовательные программы, включённые в навигатор программ, практически в каждой образовательной области мы встречаем задачи «сформировать представления о геометрических фигурах…», «Познакомить с числами…». При этом со многими фактами дети либо уже стихийно знакомы, либо не заинтересованы в их усвоении. Поэтому мы должны не только дать детям знания, но и систематезировать их. Таким образом, системно – деятельностный подход при реализации ФГОС выходит на первый план. Однако, появляется проблема отбора технологии. В нашем детском саду с этой целью используется технология ТРИ З.
Основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ – педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе». Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С. Альтшуллер.
Материальный мир состоит….
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку:
«Что-то» ( в сокращении)
Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, г. Жуковский
Если мы рассмотрим что-то... (объект)
Это что-то для чего-то... (функция объекта)
Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)
Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)
Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)
Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Системное мышление по отношению к объектам рукотворного и природного мира имеет свои характерные особенности.
Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов рукотворного мира
Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель системного оператора – это девять экранов:
6 | 3 | 9 |
4 | 1 | 7 |
5 | 2 | 8 |
Первым шагом работы с системным оператором является обозначение объекта и определение его функции (окно №1).
Далее рассматриваются части (подсистема – окно№2) выбранного объекта, которые позволяют ему выполнить функцию.
В третьем окошке рассматривается окружение (надсистема), в котором выполняется функция выбранного объекта.
Четвертое окошко позволяет обозначить прошлое объекта по выполняемой функции (система в прошлом), его части (окно№5) и место его функционирования (окно№6).
В седьмом окне определяются перспективы развития данного объекта по его функции (система в будущем), части (окно№8) и место (окно№9).
При необходимости можно расширить и дополнить логические операции системного характера за счет заполнения верхних и нижних окошек таблицы правой и левой стороны. Полнота описания объекта как системы может быть достигнута путем сравнения с другим объектами по определенным признакам.
Рассмотрим рукотворный объект – игрушечная машина.
- Что это? (называется объект и обозначается схемой). Для чего люди его придумали? Какие ещё "дела" умеет делать этот объект.
- Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению "главного дела"?
- Где мы можем встретить этот объект? Для чего он там? Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
- Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было? Что умел его предшественник»?
- Какие у него были части? Чем он отличался от сегодняшнего?
- Где его использовали? Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать этот объект?
- Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить? Какие новые дела научить делать? Какие качества улучшить?
- Как будет выглядеть объект в будущем? Какие у него будут части? Почему он будет лучше?
- Как измениться жизнь человека, если так произойдёт? Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае "найдёт и потеряет?"
Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов живой природы
При систематизации объектов живой природы необходимо помнить, что все живые объекты обладают признаком рождения и умирания. Учитывая данный факт, при рассматривании объектов, в окно №1 рекомендуется помещать детёнышей животных или растения в на начальном этапе роста (росток), окно №2 – яйцо, икринка, семечко растения; окно №7 – взрослое животное или растение. Либо рассматривать объект с точки зрения времён года: окно №1, 2, 3 – зима; окно №4,5,6 – осень; окно №7,8,9 – весна.
6 место обитания объекта в прошлом | 3 место обитания объекта в начале жизни | 9 место обитания объекта в зрелом возрасте |
4 объект в прошлом | 1 объект в начале жизни | 7 объект в зрелом возрасте |
5 части объекта в прошлом | 2 части объекта в начале жизни | 8 части объекта в зрелом возрасте |
А теперь рассмотрим для примера природный объект – цыплёнка.
- Кто это? (называется объект и обозначается схемой). Что он умеет делать?
- Из каких частей он состоит? Для чего каждая часть?
- Где находится (живёт) наш объект? Кто его «друзья»? (представители того же класса). Что нужно, чтобы объект нормально жил и развивался? (для объектов живой природы или экосистем)
- Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
- Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
- Где и благодаря чему это объект появился на свет? Что было нужно, чтобы он стал таким, каков есть сейчас?
- Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые «дела» у него появятся?
- Как изменится каждая его часть?
- Где он тогда будет? Что нужно, чтобы так произошло?
Когда дети уже знакомы с признаками и их условными обозначениями, то клеточки
можно заполнять карточками, либо схематически изображать фломастером.
Системный оператор успешно может использоваться и при формировании элементарных математических представлений для математических объектов и понятий. При этом используется последовательность мыслительных операций по систематизации объектов рукотворного мира. В младшем возраст используется 5 окон, знакомим с геометрическими фигурами. В среднем возрасте используем 5-7 окон при знакомстве с числами и геометрическими фигурами.
Старший возраст - используем 9 окон при знакомстве с числами, ориентировкой во времени и с частями суток. Подготовительная группа - при знакомстве с числами, состав числа, ориентировка во времени, части суток, дни недели, месяцы, времена года.
Где можно встретить число 5? | Где можно встретить число 6? Кто его «друзья»? | Где можно встретить число 7? |
Число 5 | Число 6. Функция. | Число 7 |
Состав числа 5 | Состав числа 6 (из единиц, из двух меньших) | Состав числа 7 |
Таким образом, использование в полной мере системного оператора позволяет не
только систематизировать представления детей о каком –либо объекте, но и научить
ребёнка делать прогнозы развития систем на доступном для его возраста уровне.
Использованная литература: Т.А.Сидорчук, И.Я.Гуткович «Формирование системного мышления дошкольников», Ульяновск, 2015
Т.А.Сидорчук, И.Я.Гуткович «Формирование системного мышления дошкольников», Ульяновск, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для коррекционной работы по формированию элементарного счета до 3-х детей с умеренной степенью умственной отсталости...
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Эта презентация поможет вам в работе с детьми младшего дошкольного возроста в формировании элементарных матиматических представлений. В ней вы можите найти педагогические советы, которые облегча...
статья на тему: Важность использования средств ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста
статья может быть использована как актуальность к проблеме по данной теме...
Презентация "Дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей 4-5 лет"
Презентация выступления на семинаре "Дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей 4-5 лет"...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...
ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети ус...
Педагогический совет «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Педагогический совет«Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»...