Педагогическая конференция на тему: "Снятие агрессивного поведения у детей с помощью телесно - ориентированных практик (ТОП)".
презентация к уроку на тему
Современное поколение - это дети, которые практически не играют вместе - группами. Они часто увлечены своими гаджетами: планшетами либо мобильными телефонами, пропадают в интернете. Эти реалии формируют крайне чувствительную личность, с повышенной тревожностью и уязвимостью. И, как следствие, высокой агрессивностью. Агрессивное поведение может быть вызвано органическими нарушениями (травмами мозга, например), изменением гормонального фона в подростковом возрасте. Практики, ориентированные на работу с телом, относятся к особому виду психологической терапии, разработанной в начале 20 - го века одним из ведущих психологов мира, учеником Зигмунда Фрейда - Вильгельмом Райхом. Существуют и специальные методы, относящиеся к разделу соматической (телесно - ориентированной) терапии, которые широко используются для лечения неврозов, психосоматических заболеваний, психических травм, депрессивных состояний и прочих расстройствах психики. Данная статья содержит материалы из личного опыта, как снять агрессивное поведение у детей с помощью телесно - ориентированных практик (ТОП). Это относительно новое и достаточно эффективное направление современной психотерапии, исцеляющее душу человека при помощи тела. Она позволяет проработать подавленные эмоции, освободиться от негативных психологических и телесных привычек, убрать энергетические блоки и психологические блоки, мешающие нормальной жизнедеятельности. Данное направление подходит как детям, так и взрослым. Телесно - ориентированные практики - это в первую очередь групповые практики, реже - последовательная работа в паре. В практике телесно - ориентированной психотерапии используются различные методы. Это может быть массаж или различного рода упражнения. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен не только на расслабление зажимов, а в большей степени на осознание тела и эмоциональное отреагирование. Существуют разные виды телесно - ориентированных практик: двигательные, дыхательные (имеются противопоказания), медитативные. Материалы выступления содержат лишь малую практическую часть телесно - ориентированных практик. Данная форма работы позволяет нашим ученикам лучше понимать себя, ощущения своего тела, а также корректировать негативные эмоциональные реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
telesno_-_orientirovannye_praktiki.docx | 24.15 КБ |
ped._konferentsiya.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая конференция.
Тема: «Снятие агрессивного поведения у детей с помощью телесно – ориентированных практик» (презентация – упражнения).
Необходимые материалы: ноутбук, слайд – шоу, листы со схематическим изображением человеческого тела, цветные карандаши по количеству участников (синего, красного, желтого, черного цветов), стулья, зеркало, музыкальное сопровождение.
Добрый день, уважаемые коллеги и гости конференции! На протяжении 11 лет я работаю в должности «педагога – психолога». Позвольте сегодня представить свой опыт работы в области телесно – ориентированных практик.
Видеоролик «Влияние эмоций на Ваш организм» (1: 02 минуты).
Вы просмотрели небольшой видеосюжет о том, как эмоции влияют на наш организм. Однозначно, отрицательные эмоции приносят вред, положительные – пользу. Сегодня более подробно мы остановимся на том, как снять агрессивное поведение у детей с помощью телесно – ориентированных практик.
Современное поколение — это дети, которые практически не играют вместе — группами. Они часто увлечены своими гаджетами: планшетами либо мобильными телефонами, пропадают в интернете. Эти реалии формируют крайне чувствительную личность, с повышенной тревожностью и уязвимостью. И, как следствие, высокой агрессивностью. Агрессивное поведение может быть вызвано органическими нарушениями (травмами мозга, например), изменением гормонального фона в подростковом возрасте. Существуют разные методы работы с агрессией.
Одним из важных направлений в работе с агрессивными детьми является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен.
Более того, в глубине души он уверен в обратном: все вокруг агрессивны.
К сожалению, такие дети не всегда могут, адекватно, оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.
Их эмоциональный мир очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.
Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка/ученика понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.
Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотит, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.». Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.
Метод телесно – ориентированных практик (ТОП).
Тело помнит все переживания, чувства, любые важные события, негативный или позитивный опыт – абсолютно все, начиная с момента нашего рождения. Грамотное воздействие на тело помогает привести в норму самовосприятие, сферу отношений и эмоций, а значит, дает человеку шанс на исцеление. Практики, ориентированные на работу с телом, относятся к особому виду психологической терапии, разработанной в начале 20-го века одним из ведущих психологов мира, учеником Зигмунда Фрейда – Вильгельмом Райхом.
Что такое телесно-ориентированные практики?
В упрощенном виде наше взаимодействие с миром является непрерывной телесно-ориентированной практикой. Точно так же любые техники, направленные на саморазвитие, методы работы с энергией, сознанием и телом, даже обычное закаливание или система питания, являются телесно - ориентированными, поскольку центрированы на теле и тех ощущениях, которые в нем возникают. Однако существуют и специальные методы, относящиеся к разделу соматической (телесно-ориентированной) терапии, которые широко используются для лечения неврозов, психосоматических заболеваний, психических травм, депрессивных состояний и прочих расстройств психики.
Телесно - ориентированная терапия – относительно новое и достаточно эффективное направление современной психотерапии, исцеляющее душу человека при помощи тела. Она позволяет проработать подавленные эмоции, освободится от негативных психологических и телесных привычек, убрать энергетические блоки и психологические блоки, мешающие нормальной жизнедеятельности. Данное направление подходит как детям, так и взрослым. Телесно - ориентированные практики – это в первую очередь групповые практики, реже – последовательная работа в паре. В практике телесно - ориентированной психотерапии используются различные методы. Это может быть массаж или различного рода упражнения. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен не только на расслабление зажимов, а в большей степени на осознание тела и эмоциональное отреагирование.
Виды телесно-ориентированных практик:
- Двигательные – устраняют излишнюю скованность в теле, улучшают координацию.
- Дыхательные – наполняют тело энергией, проявляют и устраняют подавленные чувства.
- Медитативные – направлены на растворение внутренних проблем, расширение сознания.
В наши дни существует большое количество авторских техник, практик и методов, направленных на работу с телом и психикой человека.
Вегетативная терапия Вильгельма Райха (дыхательные и физические упражнения плюс метод визуализации).
Вводная часть:
Упражнение «Хоровод со спичками».
Цель:
- Развитие навыков самоконтроля и самодисциплины;
- Стабилизация эмоционального состояния и развитие навыка сосредоточения на собственных ощущениях в результате опосредованного тактильного взаимодействия с группой;
- Развитие навыков взаимопонимания и взаимопомощи при выполнении командной работы;
- Оптимизация процесса межличностной коммуникации.
Ход упражнения:
Рабочая группа образовывает круг. Участники располагаются по отношению к своим соседям на расстоянии согнутой в локте руки. Тренер раздает каждому члену группы по одной спичке. Задача участников – соединиться со своими соседями, зажав спички между подушечками пальцев, замыкая кольцо. Главное условие – не выронить ни одну спичку, в противном случае упражнение начинается с самого начала. После того, как круг можно будет назвать устойчивым, группа начинает выполнять несложные задания – наклониться вперед, отклониться назад, присесть, встать, сойтись в центре круга, вернуться на свои места и так далее.
Основная практическая часть:
Упражнение. «Эмоции в моем теле».
Участники сидят в кругу.
Инструкция. «Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого – нибудь или на что – нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните недавний случай, когда вы были злы на кого – то. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки на своем рисунке красным карандашом. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего – то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож?
Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке.
(Аналогичным образом предложите участникам обозначить, синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым – радость).
Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить в теле? А какое труднее? Были ли у кого – нибудь из участников группы похожие ощущения?»
После того как все участки тела будут определены, следует приступить непосредственно к упражнению по мышечному расслаблению.
Расслаблять мышцы необходимо в такой последовательности: руки (кисть, предплечье, плечо); шея; живот; ноги; голова, в основном лицевая часть (рот, нос, лоб).
Например, если ребенок чувствует напряжение в лобной части головы, руках и животе, то расслабляющие упражнения начинают с рук, потом работают с мышцами живота, а затем уже приступают к лицу (лоб).
Упражнение выполняется следующим образом.
- Ребенок уже удобно сидит;
- Делаем глубокий вдох;
- На задержке дыхания сильно напрягаем мышцы того участка тела, с которым вы работаете, и представляете того человека, на которого разозлились;
- на выдохе в виде облачка выдыхает свой гнев (отпускает его). Затем какое - то время отдыхает.
Упражнение с каждым участком тела следует повторить 1 - 2 раза.
- Затем переходят к следующему участку тела. И так до тех пор, пока все участки тела, которые отзывались на проблемную ситуацию, не будут проработаны.
Обратите внимание! Когда вы делали выдох, мышцы того участка тела, с которым мы работали, автоматически расслаблялись.
Это одно из упражнений ТОП, которое позволяет ученикам лучше понимать себя, ощущения своего тела, а также корректировать негативные эмоциональные реакции.
Благодарю Всех за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Телесно – ориентированные практики (ТОП).
Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их.
Метод телесно – ориентированных практик (ТОП). Практики, ориентированные на работу с телом, относятся к особому виду психологической терапии, разработанной в начале 20 – го века одним из ведущих психологов мира, учеником Зигмунда Фрейда – Вильгельмом Райхом . Телесно – ориентированная терапия – относительно новое и достаточно эффективное направление современной психотерапии, исцеляющее душу при помощи тела. Данное направление подходит как детям, так и взрослым.
Виды телесно – ориентированных практик: Двигательные – устраняют излишнюю скованность в теле, улучшают координацию; Дыхательные – наполняют тело энергией, проявляют и устраняют подавленные чувства (есть противопоказания); Медитативные – направлены на растворение внутренних проблем, расширение сознания.
Упражнение «Хоровод со спичками » Цели упражнения: развитие навыков самоконтроля и самодисциплины стабилизация эмоционального состояния и развитие навыка сосредоточения на собственных ощущениях в результате опосредованного тактильного взаимодействия с группой развитие навыков взаимопонимания и взаимопомощи при выполнении командной работы оптимизация процесса межличностной коммуникации
Упражнение «Хоровод со спичками» Ход упражнения: Рабочая группа образовывает круг. Участники располагаются по отношению к своим соседям на расстоянии согнутой в локте руки. Тренер раздает каждому члену группы по одной спичке. Задача участников – соединиться со своими соседями, зажав спички между подушечками пальцев, замыкая кольцо. Главное условие – не выронить ни одну спичку, в противном случае упражнение начинается с самого начала. После того, как круг можно будет назвать устойчивым, группа начинает выполнять несложные задания – наклониться вперед, отклониться назад, присесть, встать, сойтись в центре круга, вернуться на свои места и т.д.
Упражнение «Эмоции в моем теле».
Значение цветов: КРАСНЫЙ - злость; ЧЕРНЫЙ – страх; СИНИЙ – грусть; ЖЕЛТЫЙ – радость.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Коррекция агрессивного поведения младших школьников»
Данный проект предназначен для работы учителей начальных классов, психологов и социальных педагогов с агрессивными младшими школьниками....
Агрессивное поведение подростков и его коррекция
Курсовая работа...
Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"
Доклад для семинара цикловой методической комиссии кураторов...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой ж...
Коррекция агрессивного поведения ребенка
Отчет по самообразованию...
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Особенности телесно-ориентированной терапии, значение, роль в жизни человека...
Использование техник, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, в программе "Фитнес" педагога дополнительного образования
Использование техник, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, в программе "Фитнес" педагога дополнительного образования ИСЛ.Педагог дополнительного образования Крымова Алена Евге...