комбинированный урок на тему: "Вещество жизни"
план-конспект урока на тему
Интегрирование знаний о свойствах и значении кислорода в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии, географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
техкарта/вещество жизни/ открытый урок/ обучение/ биология/химия | 30.44 КБ |
техкарта/вещество жизни/ открытый урок/ обучение/ биология/химия | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 52 г. Саратова»
Комбинированный урок
Тема урока: «Вещество жизни». (9 класс)
Учитель биологии: Шлепнева Т.В.
Учитель химии: Ярошевич Л.Р.
Эпиграф урока: «Кислород-это вещество, вокруг которого вращается земная химия»
Я.Берцелиус
Цель урока: создания оптимальных условий для мотивации познавательной деятельности учащихся через использование практико-ориентированного подхода.
Задачи урока:
Образовательные:
Интегрирование знаний о свойствах и значении кислорода в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии, географии.
Систематизация и дополнение знаний о свойствах кислорода.
Раскрытие роли кислорода в природе и в жизни человека.
Применения кислорода.
Выявление причины уникальных свойств кислорода.
Определение экологических проблем, связанных с кислородом.
Создание условий для осознания потребности привлечения научных знаний для объяснения окружающей действительности.
Развивающие:
Формирование интереса к изучению естественнонаучных предметов на основе познания уникальных свойств воды.
Продолжение развития наблюдательности, памяти при просмотре демонстрационного эксперимента.
Продолжение развития умений сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы.
Продолжение развития информационной культуры учащихся.
Формирование умений выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные:
Формирование навыков экологической культуры через бережное отношение к кислороду.
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешную творческую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, чуткость и уважительность.
Воспитание интереса к учебному предмету с помощью демонстрационных опытов.
Помощь учащимся в осознание социальной, практической и личной значимости учебного материала.
Учащиеся готовят заранее сообщения по темам:
- История открытия кислорода.
- Нахождение кислорода в природе.
- Получение кислорода в лаборатории и промышленности.
- Использование кислорода.
- Роль кислорода в природе и в жизни человека
Тип урока: по дидактической цели - изучение нового материала,
по способу организации - комбинированный.
Оборудование :
1) периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, мультимедийная презентация.
2) оборудование для эксперимента: стакан химический, раствор перекиси водорода, оксид марганца (IV), ложечка, лучина, спиртовка, спички.
План урока
- История открытия
- Характеристика атома
- Получение в лаборатории и промышленности
- Физические свойства
- Химические свойства
- Кислород в природе
- Применение кислорода
- Озон
- Экологические проблемы
- Выводы
Ход урока
- Организационный этап.
- Этап актуализации знаний.
Сегодня мы с вами будем говорить о элементе и веществе, который можно охарактеризовать так: вездесущий, всемогущий, невидимый. На первый взгляд может показаться, что такого вещества не может существовать, однако это вещество есть, мало того, оно хорошо известно каждому человеку.
Прослушайте стихотворение и предположите, о каком веществе и химическом элементе пойдет речь и попробуйте определить задачи урока.
Я жилец квартиры восемь.
Я могу зажечь на спор
Спичку, печку и костер.
Кто вам всем дышать дает-
Атмосферный …!
Правильно это кислород и тема нашего урока: кислород –элемент жизни.
- записывают тему в тетрадь
Попробуйте сформулировать задачи нашего урока.
Сегодня на уроке мы постараемся обобщить и закрепить имеющиеся у нас знания о этом элементе, расширить свое представление о кислороде, его свойствах, его значении для живых существ.
К концу урока мы должны доказать, что кислород вездесущ, всемогущ.
Мы будем использовать различные источники информации: учебные таблицы, презентацию, некоторые учащиеся получили задание подготовить сообщение из дополнительной литературы и конечно же наш основной помощник учебник §21.
3 этап. Изучение новой темы, систематизация и обобщение знаний.
История открытия кислорода, как и азота, связана с продолжавшимся несколько веков изучением атмосферного воздуха. О том, что воздух по своей природе не однороден, а включает части, одна из которых поддерживает горение и дыхание, а другая — нет, знали еще в 8 веке китайский алхимик Мао Хоа, а позднее в Европе — Леонардо да Винчи. В 1665 английский естествоиспытатель Р. Гук писал, что воздух состоит из газа, содержащегося в селитре, а также из неактивного газа, составляющего большую часть воздуха. О том, что воздух содержит элемент, поддерживающий жизнь, в 18 веке было известно многим химикам. За кем же закрепили приоритет его открытия? Каким годом датируется открытие кислорода?
Кто из выдающихся химиков дал название элементу кислороду; что оно означает Прослушайте стихотворение и предположите, о каком веществе и химическом элементе пойдет речь и попробуйте определить задачи урока.
-найдите информацию в учебнике.
- доп. информация.
Впервые выделил кислород в 1770 году знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле при нагревании селитры – нитрата калия. Два года спустя Шееле выделил кислород еще несколькими способами: взаимодействием диоксида марганца с серной кислотой, прокаливанием перманганата калия, либо оксида серебра. Немного позже в 1774 году. Кислород выделил англичанин Джозеф Пристли. Он прокалил оксид ртути. Вот как об этом писал сам Джозеф Пристли: «1 августа 1774 г. Я попытался извлечь воздух из ртутной окалины (оксида ртути) и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению».. Полгода спустя Д. Пристли осуществил опыт с мышами, поместив одну в сосуд с кислородом, а другую в такой же сосуд с воздухом, и обнаружил, что в кислороде живые существа живут дольше, чем в воздухе. Затем он сам пробовал дышать полученным газом и убедился, что им «дышится чрезвычайно свободно и легко».И все-таки главная фигура в истории открытия кислорода – не Шееле и не Пристли. Они открыли новый газ – и только. Собственно открывшим кислород остается французский химик Антуан Лавуазье. В 1775 году он исследовал кислород и создал кислородную теорию горения. В 1745—1748 гг. М. В. Ломоносов экспериментально доказал, что горение — это реакция соединения веществ с частицами воздуха.
За два века, прошедшие со времени открытия, теория Лавуазье не только не была опровергнута, но еще более укрепилась. Лавуазье дал название кислороду oxygenium – рождающий кислоту.)
- запись в тетради 1770г.- К. Шееле, 1774г. –Дж. Пристли, 1775 г. – А. Лавуазье
Несколько лет понадобились ученым чтобы описать строение и свойства кислорода, а мы можем дать характеристику кислороду за несколько минут используя ПСХЭ.
-Дайте характеристику элементу кислороду по плану используя ПСХЭ
- запись в тетрадь
Мы познакомились с тем как получали кислород в 18 веке, принципы получения остались прежними кислород получают из веществ которые легко разлагаются с его образованием. Посмотрим фрагмент получения кислорода в лаборатории.
А вот как предлагал получать воздух ж.Верн в романе «опыт доктора Окса»
Запишите уравнения реакций.
-записывают уравнения реакций.
Проведем лабораторный опыт получим кислород и докажем его наличие в сосуде.
- проводят опыт получения кислорода разложением перекиси водорода.
Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
- отмечают физические свойства кислорода
«Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом. Казалось, как будто в эту подземную пещеру упал кусок голубого неба.
- Жидкий воздух, - сказал Бейли.
Я был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории». А.Беляев «Продавец воздуха».
Мы с вами не собирали кислород, но если нам это будет необходимо посмотрите как нужно располагать пробирку приемник. Почему? Вспомните физические свойства.
- объясняют способы собирания.
-зарисовывают схемы в тетрадь.
Лабораторные способы не годятся для получения в промышленности. Из чего вы бы предложили получать кислород?
- записывают промышленные способы получения
Когда вы доказывали наличие кислорода в сосуде вы уже доказали одно из главных химических свойств кислорода. Какое?
- это реакции горения
Какие вещества получаются при взаимодействии веществ с кислородом?
- оксиды
Что такое оксиды? Посмотрите на реакции некоторых веществ с кислородом.
Запишите уравнения реакций некоторых веществ с кислородом.
-кислород сильный окислитель
-записывают уравнения реакций
Чем отличается горение веществ в кислороде и на воздухе? С чем это связано?
- в воздухе 21% кислорода.
Откройте учебник с.126, рис.66
Кислород в атмосфере Земли начал накапливаться в результате деятельности первичных фотосинтезирующих организмов, появившихся, вероятно, около 2,8 млрд. лет назад. современный состав она приобрела примерно 400 млн. лет назад. Наличие в атмосфере кислорода в значительной степени определило характер биологической эволюции. именно реакции биологического окисления, более эффективные, чем древние энергетические процессы брожения и гликолиза, снабжают живые организмы большей частью необходимой им энергии. Так один из самых сильных окислителей стал основой жизни на нашей планете.
А где еще встречается кислород на нашей планете?
Используя материал параграфа, расскажите о нахождении кислорода в природе.
(В атмосфере нашей планеты находится приблизительно 21% свободного кислорода (по объему). Количество его в земной коре в виде химических соединений с другими элементами составляет 49%. Кислород - химически активный элемент. В состав половины из 4 тысяч известных в настоящее время неорганических веществ, входит кислород. В связанном виде он находится в почве, минералах и рудах. В составе воды рек, озер, морей, океанов содержится до 89% кислорода, в песке его доля достигает 53%, в глине- 56%. Организм человека содержит до 65% кислорода в связанном состоянии. Кислород является важным составляющим элементом растений и животных.
- записывают в тетрадь некоторые цифры
Рассматривая химические свойства кислорода мы отметили что большое количество кислорода расходуется при реакциях окисления и горения. Почему же его количество в атмосфере не уменьшается?
- фотосинтез
- круговорот кислорода
Проанализируйте схему применения кислорода в учебнике. Где же применяется кислород?
- записи в тетрадь
Но наши знания о кислороде будут не полными если мы не вспомним об еще одном простом веществе которое образует химический элемент кислород. Что это за вещество. Как называется свойство одного и того же химического элемента образовывать несколько простых веществ?
- озон, аллотропия
Сравним свойства этих веществ
- записи в тетради
Чем обусловлена разница в свойствах этих веществ?
В этом примере мы наблюдаем проявления общего философского закона перехода количества в качество.
Какие экологические проблемы вам известны применительно к теме нашего урока? Расскажите о них.
- рассказывают
Наш урок подошел к концу. Справились ли мы с задачами поставленными в начале урока? Сделайте выводы по уроку.
Выводы:
- Кислород самый распространенный элемент на нашей планете.(вездесущ)
- Кислород необходим всем живым организмам для дыхания
- С участием кислорода протекают процессы горения и окисления(всемогущ)
- Жизнь на нашей планете существует благодаря кислороду.
- Озоновый экран защищает биосферу Земли от губительных ультрафиолетовых лучей.
4 этап. Домашнее задание: §21, упражнение 5,6,8.
5 этап. Итог урока.
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Дыхание
Голубой, животворящий
Окисляет, горит, защищает
Источник жизни
Фотосинтез
6 этап. Рефлексия.
Продолжите фразу.
На этом уроке…
Теперь я знаю…
Мне было интересно узнать…
Информационные источники:
1. П.А.Оржековскицй, Л.М. Мещерякова, М.М.Шалашова. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: АСТ . Астрель 2017.
2. Полезная химия: задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рук. – М.: Дрофа, 2013.
3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. -М.: Аванта+, 2015
4. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. -М.: Аванта+, 2015
5. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2015
6. Энциклопедия для детей. Том 18. Биология / Глав. ред. В.А. Володин. -М.: Аванта+, 2015
6. Ресурсы Интернет
Вариант 1
1. Относительная молекулярная масса кислорода равна:
а) 16, б) 32, в) 48
2. Кислород обладает следующими свойствами:
а) легче воздуха,
б) плохо растворим в воде,
в) поддерживает дыхание,
г) не поддерживает горение.
3. Оксидами являются:
а) НgО,
б) НСl,
в) HNО3 ,
г) О2 ,
д) Аl2О3
4. При взаимодействии калия и кислорода образуется вещество состава:
а) КО2 , б) КО, в) К2О.
5. Кислород выделяется в результате процесса:
а) брожения фруктовых соков
б) гниения отмерших частей растений,
в) фотосинтеза,
г) дыхания человека и животных
Вариант 2
1. Название химическому элементу кислороду дал:
а) Дальтон, б) Лавуазье, в) Шееле .
2. Кислород обладает следующими свойствами:
а) тяжелее воздуха,
б) хорошо растворим в воде,
в) не поддерживает дыхание,
г) поддерживает горение.
3.Оксидами являются:
а) Н2О,
б) РН3 ,
в) Н2SО4 ,
г) Cl2О7 ,
д) О2
4. При взаимодействии магния и кислорода образуется вещество состава:
а) MgО2 , б) MgО, в) Mg2О.
5. Кислород в лаборатории можно собрать методом:
а) вытеснения воздуха,
б) методом вытеснения воды,
в) обоими перечисленными методами,
г) ни одним из этих методов.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Химия, Биология
Класс: 9
Автор: УМК П.А. Оржековский
Тема урока: «Вещество жизни»
Тип урока: по дидактической цели - изучение нового материала,
по способу организации - комбинированный.
Учитель Ярошевич Л.Р, Шлепнева Т.В.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1 | 2 | 3 | |
I. Этап «Актуализация знаний» | |||
Организует деятельность по актуализации понятий : 1.Прослушайте стихотворение и предположите, о каком веществе и химическом элементе пойдет речь 2. Попробуйте определить задачи урока. 3. Кто из выдающихся химиков дал название элементу кислороду и что оно означает? 4. По какому алгоритму характеризуют атом? | Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся. | Познавательные. Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные. Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания. Коммуникативные. Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания Личностные. Понимать единство естественнонаучной картины мира. | |
II. Этап «Целеполагание» | |||
Формирует стремление открыть знания. Организует деятельность по ответам на вопросы, связанные с кислородом. | Отвечают на вопросы учителя. Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные. Овладение логическими действиями: анализа, синтеза. Регулятивные. Умение осуществлять целеполагание , умение самостоятельно формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности. Коммуникативные. Умение находить общее решение, разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета. Личностные. Понимать значимость представлений о кислороде для формирования целостной естественнонаучной картины мира. | |
III. Этап «Планирование». | |||
Формирует способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
| Обобщают планы изучения прошлых тем, составляют плана предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания. | Познавательные. Умения создавать обобщения, устанавливать аналоги, строить логические рассуждения. Регулятивные. Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы и средства достижения результатов. Коммуникативные. Умение формулировать собственное мнение, позицию, аргументировать их. Личностные. Понимать значимость представлений о кислороде для формирования целостной естественнонаучной картины мира. | |
IV этап "Открытие" нового знании. | |||
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Организует объяснение увиденного в презентации и при демонстрации опыта «Получение кислорода» | Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. | Познавательные. Умение применять и преобразовывать символы , знаки и схемы для решения учебных задач. Регулятивные. Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки. Коммуникативные. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя. Вызванные учащиеся: адекватно использовать речь Личностные. Адекватно понимать границы собственного знания и «незнания». | |
Организует деятельность по овладению навыков смыслового чтения. Создает ситуацию успеха. | Используют в учебных целях информацию из текста. | Познавательные. Умение использовать в учебных целях информацию из текста. Регулятивные. Умение определять собственные возможности решения учебной задачи. Коммуникативные. Владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка. Умение слушать. Личностные. Адекватно оценивать полученную информацию. | |
Организует формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. | Сравнивают полученные данные. Обсуждают варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор своего решения или несогласия с мнением других, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие". Ищут ответы на предложенное противоречие. Устанавливают причинно-следственные связи. Обобщают умозаключения, систематизируют. Сравнивают с учебником. Оценивают правильность своих выводов, решений. | Познавательные. Умение определять причинно - следственные связи. Умение определять понятие. Регулятивные. Умение определять собственные возможности решения учебной задачи. Коммуникативные. воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь. Личностные. воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников. | |
Учитель организует деятельность в группах при выполнении опыта - получения кислорода разложением перекиси водорода. Учитель организует реализацию деятельности групп. Учитель организует закрепление знаний по данному пункту плана. | Ученики распределяются на группы и повторяют правила техники безопасности. выполняют опыта - получения кислорода разложением перекиси водорода. Ученики составляют уравнения конкретных химических реакций. | Познавательные. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные. Умение определять собственные возможности решения учебной задачи. Коммуникативные. Умение распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе. Личностные. Адекватно понимать границы собственного знания и «незнания». | |
Vэтап. Учебные действия по реализации плана. | |||
Предлагает задания на "новое" знание-выполнение заданий по вариантам | Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Выполнение заданий теста, проверка. | Регулятивные. Осуществлять само- и взаимоконтроль | |
VI этап. Рефлексия (итог урока). | |||
Формирует способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Все ли пункты плана мы рассмотрели? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что вам было не понятно? | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. | Коммуникативные. Продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Личностные. Адекватно понимать границы собственного знания и «незнания». Регулятивные. Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки. | |
VII этап. домашнее задание. | |||
Подводит итог урока: :предлагает составить синквейн; отмечает наиболее активных учащихся; выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: §21, упражнение 5,6,8. | Составляют синквейн Слушают учителя. Записывают домашнее задание | Регулятивные. Адекватно воспринимать оценку учителя Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированный урок с приглашением специалиста
Комбинированный урок с приглашением специалиста по ПМ 03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»...
Комбинированный урок
Особенности комбинированных уроков в системе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ...
технологическая карта комбинированного урока по иностранному языку
Технологическая карта облегчает работу преподавателя иностранного языка в колледже по ведению документации...
технологическая карта комбинированного урока
технологическая карта комбинированного урока по теме "Устройство КШМ различных двигателей. Блок, головки цилиндров"....
Тема: Комбинированный урок " Решение примеров в 2 действия"
Тема: Комбинированный урок " Решение примеров в 2 действия"...
Комбинированный урок " Порядок действий в примерах"
Комбинированный урок " Порядок действий в примерах" ...