Методическая разработка комбинированного урока по дисциплине "Материаловедение"
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
По учебной дисциплине ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
ТЕМА УРОКА:
«ВОЗДУШНЫЕ ВЯЖУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ»
Разработала преподаватель спец.дисциплин:
Тарасенко Анастасия Евгеньевна
2018 г.
ТЕМА УРОКА: Воздушные вяжущие материалы
Цели урока:
Обучающая: Изучить виды вяжущих, раскрыть их назначение, основные показатели качества, охарактеризовать возможность применения этих материалов.
Развивающая: Развивать умение и навыки самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся интерес к изучаемой теме, чувство ответственности, добросовестное отношение к труду.
Тип урока: комбинированный с проведением лабораторного опыта
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, мини-конспект, карточки – задания.
Материалы для лабораторного опыта: гипс; вода, емкости для смешивания; формы для отливки гипса.
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут)
-проверка по списку;
-проверить готовность к уроку;
-проверить внешний вид студентов.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока
Цель нашего урока вспомнить сведения о разных видах вяжущего, конкретизировать и углубить знания о них, сравнить их и систематизировать.
Вручаю два закрытых конверта с понятиями «раствор» и «кирпич» обучающимся
3. Актуализация:
Задание: подобрать к соответствующему определению понятие
Физические свойства материалов | |
Водостойкость | Способность материала сохранять прочность в насыщенном водой состоянии. |
Водонепроницаемость | Способность материала не пропускать через свою толщину воду под давлением. |
Морозостойкость | Способность насыщенного водой материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание. |
Огнестойкость | Способность материала в конструкции сопротивляться действию пожара и ограничивать распространение его опасных факторов. |
Звукопоглащение | Способность материала поглощать звуковую энергию. |
4. Изложение нового материала
Кто первый придумал применять вяжущее, никто сегодня с точностью не скажет. Только дополнительно известно, что таким секретом владели еще древние римляне. На склонах Везувия они брали вулканический песок. Увлажняли его – и через несколько недель масса эта превращалась в
скалообразную породу. Песок с Везувия шел обычно на сооружение гаваней - римляне знали, что морская вода не только не размывает их рукотворную скалу, но делает ее даже прочнее.
Песок с Везувия назвали битумом. Чтобы экономить это первое в истории вяжущее, в битум стали добавлять кусочки обычного камня, и назвали эти добавки цементумом. Шли годы. И практически был утрачен способ изготовления искусственного камня. Рассказывают, что кое-где люди находили остатки каких-то непонятных сооружений. Одно из них, например, обнаружили под Кельном. Хотели использовать этот старый камень для новых построек, но камня в известном тогда представлении просто не нашли. Сколько ни исследовали стены, никак не могли обнаружить швов, кладку. Решили, что это творение не человеческих рук и отступились от развалин. Но римский опыт не исчез бесследно. В античной литературе остались записи о чудесном песке с Везувия, советы, как его использовать. Нашлись и читатели древних книг. Потихоньку «бетум» и «цементус» снова стали возвращаться к людям. Надо только сказать, что сами эти названия со временем претерпевали различные смысловые изменения. Сначала «бетумом» стали называть и другие вяжущие. След этого остался, например, в названии «битум», широко используемом ныне при асфальтировании улиц. Потом «битумом», «бетоном» уже именовали смесь вяжущего с дробленым камнем. А сам дробленый камень утратил свое первоначальное название. «Цементумом», «цементом» вдруг стали называть все вяжущие. До наших времен дошли и остались в привычном, нам смысловом значении: бетон - водная смесь вяжущего с заполнителем и цемент -вяжущее. Но цемент в нашем понимании - не вяжущее вообще, а вполне определенный его вид. Мы знаем кроме него и много других.
Вяжущими называют порошкообразные материалы, которые при смешивании с водой создают пластичную массу, которая легко формуется и постепенно твердеет до скалообразного состояния. В зависимости от отношения затвердевшего вяжущего к воде различают
а) воздушные вяжущие - имеют способность твердеть и сохранять свою прочность лишь в воздушной среде. При намокании они утрачивают свою прочность. К этой группе относят глину, гипс, воздушную известь.
б) гидравлические - могут твердеть и сохранять свою прочность, как на воздухе, так и на воде. Для эффективного протекания процесса твердения необходимо, чтобы в твердеющем материале постоянно была влага, иначе процесс твердения останавливается. К ним относят гидравлическую известь, портландцемент и его разновидности. Подробнее разберем воздушные вяжущие материалы
Глина
Глина - видимо первое вяжущее, использованное человеком в быту. С глиной было просто обращаться. С глиной было просто обращаться: затворил водой, нанес раствор куда следует - при кладке печей, обмазке дома и т.п. - и жди, пока подсохнет.
С давних времен человечеству известны целебные свойства глины. В IV веке до н.э. врач Гиппократ писал о пользе белой глины. Уже тогда при лечении кожных заболеваний её использовали как наружно так и внутрь. Как оказалось на этом ценном продукте не живут бактерии, она поглощает и выводит вредные токсины, загрязнение. Уникальные лечебные свойства глины объясняются еще и богатыми минеральными свойствами. В одних видах содержится много кремния в других алюминия или марганец. Кроме того, часто в число входит золото, серебро, медь, цинк, магний, железо и другие элементы таблицы Менделеева. Все эти вещества и обуславливают противовоспалительный, антисептический стимулирующий, отбеливающий и очищающий эффекты.
Спекаемость глины – способность глины при обжиге переходить в камневидное состояние, в котором она никогда не размокает в воде.
ЗАДАНИЕ: к доске выходят обучающихся с конвертами, нужно выбрать из предложенных видов применения относящиеся к строительству. Открываем конверты проверяем.
Задание для обучающихся с конвертами - составить схему связей между глиной и её применением, т.е. какими свойствами должна обладать глина при изготовлении кирпича и в глиняном растворе
Известь
Больших усилий требует известь. Трудно сказать, кто первый разработал технологию её получения. В литературе встречалось, что её применяли ещё древние греки, но позднее, чем появились их всемирно известные дворцы и храмы, такие как Парфенон в Афинах. Блоки этого здания не скреплены никаким раствором, а держаться прочно только за счет того, что с удивительной точностью подогнаны друг к другу.
У нас в стране первая штукатурка появилась в Киевской Руси, древнем Новгороде, Грузии - эти постройки относятся к XI - XII векам. Сначала штукатурили только храмы, потом общественные здания и, наконец, стали отделывать и жилые дома.
Исходным сырьем для получения извести как вяжущего, служит природный камень - известняк. Его обжигают и получают так называемую, известь-кипелку. Строители хорошо с ней знакомы. Её в виде белых комков привозят на площадки, чтобы потом затворить водой и получить известковое тесто или молоко - исходное сырье для известковых растворов.
В процессе обжига карбонатных пород получают:
1. Недожог - из-занизкой t0 плавления.
2. Пережог - из-за высокой t° плавления.
Куски обожженной извести (комковая известь размером 5-10см.) смешивают сводой, этот процесс называется гашение.
СаО+Н2О Са(ОН)2 + 65КДж
При гашении выделяется тепло, которое резко повышает извести и воды и приводит к кипению. При гашении куски извести уменьшаются в объеме и распадаются на мелкие частицы.
Гипс
Ещё одно широко распространенное вяжущее - гипс. Получают гипс тоже из природного камня - это так называемый двуводный гипс. Его измельчают, нагревают, просеивают. Разная температура нагрева, степень помола дают возможность получить разное вяжущее. Если нагревают гипс до 150-200° С и просеивают через сито с 400 отверстиями на 1 см2, получают полуводный гипс,
или алебастр. Раствор алебастра самый быстросхватывающийся для начала его твердения достаточно 5 минут. Но полученное изделие непрочно.
Чтобы получить формовочный гипс (из которого делают в частности листы сухой штукатурки) нужен более тонкий помол. Здесь используют сито, в котором на 1см2. приходится 900 отверстий.
Именно полуводный гипс применяют широко в строительной практике. Но кроме того, существуют и другие виды гипса – все дело в температуре обжига природного камня. Обжиг при 200-300°С дает гипс с меньшим сроком твердения, чем у алебастра, но при затвердении масса обладает более низкой прочностью.
Обжиг при 500-750°С дает безводный гипс, который вообще может не схватываться.
При 750-800°С начинает образовываться гидравлический гипс (эстрих-гипс), и если поднять температуру еще на 200°С, то получим нормальный гидравлический гипс, или его еще называют архитектурный или медицинский. Он очень медленно схватывается, но дает плотную и крепкую массу
Проведение лабораторного опыта «Определение срока схватывания гипса»
Этапы опыта:
- Приготовление гипсовой смеси для отливки 2х1 (две части гипса, одна часть воды)
- Отливание готовой гипсовой смеси в форму
- Установление таймера
- Вывод
Во время проведения опыта демонстрируется видеоролик: Свойства гипса
Вопросы по фильму:
- О каком вяжущем материале шла речь?
- Какими свойствами обладает гипс?
- Какие марки гипса применяют в строительстве?
Задание «Третий лишний»
Раствор | Материалы | ||
Глиняный раствор | цемент | глина | песок |
Цементный раствор | песок | известь | цемент |
Известковый раствор | глина | известь | песок |
Гипсовый раствор | гипс | песок | мел |
Ответы на задание «Третий лишний»
Раствор | Материалы | ||
Глиняный раствор | цемент | глина | песок |
Цементный раствор | песок | известь | цемент |
Известковый раствор | глина | известь | песок |
Гипсовый раствор | гипс | песок | мел |
5. Закрепление нового материала:
Задание:
Используя карточки для ответов «да» и «нет» обучающиеся отвечают на вопросы
ВОПРОСЫ | ДА | НЕТ |
1. Используют вяжущее при изготовлении кирпича? | х | |
2. Вяжущие материалы входят в состав растворов? | х | |
3. Сохраняют ли прочность в воде воздушные вяжущие? | х | |
4. Гипс быстро твердеет? | х | |
5.После схватывания раствор пластичный? | х | |
6.Гашенная известь твердеет длительное время? | х | |
7. Можно ли транспортировать и укладывать смесь после началаих схватывания? | х | |
8. Можно ли гасить известь в закрытом помещении? | х | |
9. Входит ли глина в состав красок? | х | |
10. Воздушные вяжущие материалы используют только в строительстве? | х | |
11. Гипс в сухом виде пластичный? | х | |
12. Известь и гипс получают путем обжига? | х | |
13. Известь очень едкий материал? | х | |
14. Гипс -самое распространенное вяжущее в строительстве? | х |
6. Подведение итога урока, выставление оценки с комментариями
7. Задание на дом: Смирнов В.А. пар.5.1 стр. 64.
8. Рефлексия «Лестница успеха»
Обучающимся предлагается выбрать смайлик с грустным или веселым настроением. При помощи магнита прикрепить его на соответствующей ступеньке лестницы успеха.
Я все понял | ||
Я почти все понял | ||
Нужно повторить материал |
Приложение 1
Задание «Третий лишний»
Раствор | Материалы | ||
Глиняный раствор | цемент | глина | песок |
Цементный раствор | песок | известь | цемент |
Известковый раствор | глина | известь | песок |
Гипсовый раствор | гипс | песок | мел |
Примечание: ненужное зачеркнуть крестиком – х
Приложение 2
Ответы на задание «Третий лишний»
Раствор | Материалы | ||
Глиняный раствор | цемент | глина | опилки/песок |
Цементный раствор | песок | известь | цемент |
Известковый раствор | глина | известь | песок |
Гипсовый раствор | гипс | песок | мел |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»
Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».
Методическая разработкаоткрытого урокаТема урока: «Мосты. Ведущие и комбинированные мосты».Разработала преподаватель: Барсукова Валерия ВладимировнаЦель урока: 1. Изучить требования предъявляемые к мо...
Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»
В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на ...
Методическая разработка "Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами"
Методическая разработка теоретического занятия "Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами" предназначена для преподавателя МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности 33....
Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы»
Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы» рекомен...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
Особенности сестринского ухода за гериатрическими пациентами с заболеваниями нервной системы и органов чувств....
Методическая разработка комбинированного занятия по теме : "Монгольское завоевание и его последствия"
Для студентов 1-2 курсов СПО...