Дисциплина «Методика преподавания математики» Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»
материал на тему
Дисциплина «Методика преподавания математики»
Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_matematiki.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа
Дисциплина «Методика преподавания математики»
Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»
Изучение уровня математической готовности детей, поступающих в школу.
Задания по определению уровня готовности ребенка к изучению математики, направленные на выявление уровня сформированности:
- Временных представлений:
Задание 1: «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».
Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением мальчика. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».
(Материал: картинки с изображением мальчика спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу, делающего зарядку, умывающегося (приложение 1)).
Задание 3: « Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»
(Материал: картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток (приложение 2)).
Задание 4. «Расскажи, как все было, пронумеруй картинки.»
(Материал: серия картинок (приложение 3)).
- Пространственных представлений:
Задание 1: « Составь рассказ, используя слова «на», «над», «под», «за», «перед», «слева», «справа».
(Материал: сюжетная картинка (приложение 4)).
Задание 2: «Считайте круги слева направо. Какого цвета второй круг?
Считайте круги справа налево. Какого цвета первый круг? Третий круг?»
(Материал: круги одинаковые по размеру, но разные по цвету (приложение 5)).
Задание 3: Используются кубики разного цвета. Они выставляются один за другим, детям задаются вопросы: какого цвета кубик стоит между желтым и красным? Какого цвета кубик стоит перед синим кубиком? Какого цвета кубик стоит за красным кубиком? И т.п.
Задание 4: Детям раздаются листы бумаги. На них они выполняют задание:
-в левом верхнем углу листа нарисуйте солнышко;
-в правом верхнем углу листа нарисуйте облако;
-в нижнем левом углу листа нарисуйте домик;
-в нижнем правом углу листа нарисуйте дерево;
-между деревом и домиком нарисуйте цветы.
- Геометрических представлений:
Задание 1: «У вас на партах выложены разные геометрические фигуры. Я буду показывать вам фигуру, вы должны показать мне такую же и назвать ее.»
(Материал: геометрические фигуры (приложение 6)).
Задание 2: (Материал: мешочек, наборы геометрических фигур или предметов.)
Варианты заданий:
- узнать на ощупь фигуру или предмет;
- найти такой же, как в мешочке, предмет или фигуру;
- найти все треугольники и т.д.
Задание 3: Назови из каких геометрических фигур составлена данная картинка. (приложение 7)
Задание 4: Раздели предметы на три группы. Что между ними общего и чем они отличаются? (приложение 8)
- Умения пересчитывать элементы множеств:
Задание 1: Сосчитай, сколько кружков на рисунке? (приложение 9)
Задание 2: В коробке 10 карандашей. Я беру один карандаш. Сколько осталось карандашей? Беру еще один. Сколько теперь осталось карандашей? Беру еще один. И т.д. , пока в коробке не останется ни одного карандаша.
Задание 3: На картинке нарисовано 8 домиков, каждый имеет свой номер. Почтальону нужно отнести письмо в дом №5. Он может попасть к этому дому двумя путями: если пойдет сначала улицы и если пойдет с конца улицы. Давайте ему поможем найти дом №5, считая дома и с начала улицы, и с конца. (приложение 10).
Задание 4: Сколько на картинке мышек? Сколько котов? (приложение 10).
- Умения сравнивать множества по числу составляющих их элементов:
Задание 1: Посмотри внимательно на рисунок: чего больше? Чего меньше? (приложение 12)
Задание 2: Чего больше: кругов или квадратов? Звездочек или треугольников? И т.п. (приложение 13).
Задание 3: Учитель показывает детям: в одной руке я держу 5 треугольников, в другой 3 круга. Чего больше: треугольников или кругов?
. Задание 4: Как сделать так, чтобы квадратов стало столько, сколько
кружков? (возможно 2 способа выполнения задания). (приложение 14)
- Логических умений :
Задание 1: Сравни. Что изменилось? Что не изменилось?
Задание 2:Подумай и ответь, каким кусочком нужно продолжить узор?
1)
2)
3)
Задание 3:Разбей геометрические фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были похожие между собой фигуры. Сколько групп получилось? Сколько фигур в каждой группе?
Система обработки результата выявления уровня готовности ребёнка к изучению математики:
Количественная характеристика:
За правильный ответ – 2 балла;
За ответ, в котором допущена ошибка – 1 балл;
За неправильный ответ – 0 баллов.
Уровни готовности:
Низкий уровень готовности – 0-19 б. (0 – 50%)
Средний уровень готовности – 20-29 б. (51 – 75%)
Высокий уровень готовности – 30-38 б. (76 – 100%)
Качественная характеристика:
На низком уровне ребенок может выделять информацию из текстов разных видов, умеет осуществлять сравнение, владеет общим приемом решения учебных задач и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
На среднем уровне ребенок может использовать знаково - символические средства, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознает общие и различные свойства предмета; произвольно и осознанно владеет общим приемом решения задач; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
На высоком уровне ребенок может владеть приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство; умеет осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умеет строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его строении, свойствах; умеет осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Фрагмент урока математики 1 класс ( Моро М.И.) по формированию коммуникативных УУД.
Тема фрагмента: изучение нового материала на уроке математики «Много. Один. Цифра 1»
Цель фрагмента: учащиеся учатся сравнивать предметы «много» и «один».
Ход фрагмента:
- Знакомство с понятием «много» и «один».
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями , слушать другого ученика- партнера по коммуникации и учителя, обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
На магнитной доске расположены группы предметов: 9 кругов синих, один зеленый, шесть треугольников красных один желтый.
Учитель- Посмотрите внимательно на доску . Что вы заметили? (Ответы детей).
Учитель- Что можно сказать о числе синих кругов по сравнению с зелеными? А что можно сказать о числе красных треугольников по сравнению с желтыми? (Ответы детей).
Учитель- А если бы вы не смогли пересчитать все фигуры, что бы вы сказали о их количестве?(Ответы детей)
Учитель- О каких предметах в нашем классе можно сказать «много»? (Столы, стулья, цветы, тетради, ученики и т.п.). А о каком предмете можно сказать, что он только «один»? ( Доска, компьютер, телевизор и т.п.)
- Формирование умения различать понятия «много», «один».
Учитель – Сейчас я вам загадаю загадку: этих предметов у нас в классе много, они нужны для того, чтобы учащиеся сидели во время урока. Что это? (Стулья). Следующая загадка- этот предмет у нас в классе один, у него четыре ножки и спинка, он нужен учителю, когда тот устает стоять. Что это? (стул учителя).
Учитель- Вы меня слушали внимательно? А теперь объединитесь в группы по 4 человека и придумайте свои 2 загадки о предметах, находящихся у нас в классе, при этом используйте понятия «много» и «один».
По окончании работы в группе дети загадывают свои загадки одноклассникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания математики
Данное пособие было составлено в ходе подготовки к государственному экзамену по методике преподавания математики. Будет полезно для студентов педагогических вузов и колледжей....
Тест по ТОНКМ с методикой преподавания математики в начальных классах
Данный тест составлен по теме «Итоговое повторение» и предназначен для студентов педагогических колледжей. Он может быть использован на уроках обобщающего повторения и при подготовке к итоговой ...
Тест по теории и методике преподавания математики по теме «Принципы, методы и формы обучения математике в начальной школе»
контрольная работа по тонкм...
Развитие методики преподавания математики в России во второй половине XIX
Развитие методики преподавания...
Методика преподавания математики. Лекция – провокация как интерактивная форма проведения занятия
В работе рассмотрены преимущества применения лекции-провокации как интерактивной формы проведения занятий, приведен пример лекции по теме «Решение логарифмических уравнений»...
история возникновения и развития методики преподавания математики
реферат на тему история возникновения и развития методики преподавания математики...
Опыт внедрения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в СПО
Статья содержит описание опыт внедрения применения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в системе СПО с целью повышения качества знаний обучающихся....