Методические рекомендации к обучающему практикуму "Пешеход на дороге"
учебно-методический материал на тему
Обучающий практикум «Пешеход на дороге» представляет из себя перечень вопросов с ответами на них. Тематика вопросов непосредственно связана с действиями пешехода на дороге. Обучающий минимум «Пешеход на дороге» не может заменить собою уроки по ПДД. Он предназначен дополнить и закрепить программный материал, получаемый учащимися на уроках, так как учебных часов, отводимых на ПДД, явно не достаточно.
Обучающий практикум «Пешеход на дороге» рассчитан на проведение ежедневных блиц-занятий продолжительностью 3-5 минут. Занятия призваны выработать у детей позитивный стереотип: настраиваться по выходе из школы на необходимость разумного поведения на дороге по пути домой, задуматься о возможных опасностях на ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchiy_minimum_peshekhod_na_doroge.docx | 65.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ОБУЧАЮЩЕМУ ПРАКТИКУМУ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
«Цель учителя – настоящего профессионала (какой бы предмет он не преподавал) – готовить человека к выживанию; учить его быть здоровым, ответственным и счастливым гражданином своей планеты».
«Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.
Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие образовательные стандарты.
Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.»
Из Закона РФ «О безопасности
дорожного движения»
Детский дорожно-транспортный травматизм – основная проблема общества.
Уровень детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) на протяжении многих десятилетий остается высоким. Примерно три четверти всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием несовершеннолетних происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
- Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.
- Неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих или движущихся транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
- Игры на проезжей части или ходьба по ней при наличии тротуара.
- Нарушение требований Правил дорожного движения (ПДД) при движении на велосипедах и роликах.
Ошибки на дороге, совершаемые детьми часто повторяются потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании ребенка как допустимые или даже правильные действия. У детей формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дорогах, практически ежедневно ставят эксперимент на себе.
В общеобразовательных учреждениях обучение детей ПДД и навыкам безопасного поведения на дороге часто проводится поверхностно, а зачастую просто не проводится. В результате – знания и навыки детей зависят от случайных факторов.
ДТП, происходящие с детьми очень часто оцениваются родителями, сверстниками, да и учителями как случайные несчастные случаи.
Но, если знания и навыки детей действительно во многом зависят от случайных факторов, то попадание в ДТП по причине «случайности» знаний следует рассматривать как явление закономерное, происходящее в следствии совершения конкретных ошибок, отсутствия предвидения и опыта, неумения принимать правильные решения, опасной самонадеянности и в конечном счете – от незнания ПДД и отсутствия необходимых навыков поведения на дорогах.
Если подойти к исследованиям ДТП с научной точки зрения, то четко прослеживается во-первых, стойкая закономерность в создании обстановки ДТП (его возникновение и протекание), во-вторых, - прямая зависимость происшествия от совершенно конкретных условий и обстоятельств, создавшихся задолго до возникновения аварийных ситуаций на дорогах.
Из вышесказанного, можно сделать закономерный вывод:
Случайных ДТП не бывает!
Как уберечь детей от непродуманных действий на дороге? Главной профилактической мерой из всех возможных является обучение школьников Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дорогах. Без изучения правил и практического обучения навыкам поведения невозможно добиться основных целей в обучении и воспитании детей: снижение детского дорожно-транспортного травматизма и формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге.
Важнейшими условиями обучения детей и подростков ПДД и навыкам безопасного поведения на дорогах являются: регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность и профессионализм.
Наиболее удобным в данной системе подачи материала является обучающий минимум «Пешеход на дороге», который представляет из себя перечень вопросов с ответами на них. Тематика вопросов непосредственно связана с действиями пешехода на дороге. Обучающий минимум «Пешеход на дороге» не может заменить собою уроки по ПДД. Он предназначен дополнить и закрепить программный материал, получаемый учащимися на уроках, так как учебных часов, отводимых на ПДД, явно не достаточно.
Обучающий минимум «Пешеход на дороге» рассчитан на проведение ежедневных блиц-занятий продолжительностью 3-5 минут. Занятия призваны выработать у детей позитивный стереотип: настраиваться по выходе из школы на необходимость разумного поведения на дороге по пути домой, задуматься о возможных опасностях на ней. Отношение самого учителя к занятиям, его настрой, его умение привлечь внимание учащихся и вызвать у них заинтересованность, желание участвовать в обсуждении вопросов – залог успеха и результативности занятий. Нельзя проводить занятия формально - необходимого результата не будет!
Схема проведения занятий такова:
На каждом занятии педагог задает учащимся один-два вопроса и предлагает дать на них ответы. В зависимости от ответов (правильные, полные или нет) педагог, сверяя их с ответами, данными в «минимуме», комментирует и обсуждает их с учащимися. Самым важным является то, что обучаемые должны зафиксировать правильный ответ, не запоминая его механически, понять смысл действий, заключенных в правильном ответе.
Желательно руководствоваться при подаче вопросов определенным порядком. Вопросы сгруппированы по тематическим разделам. Всего таких разделов семь. Первоначально, преподаватель прорабатывает с обучаемыми вопросы из каждого раздела последовательно. Затем, вопросы можно задавать поочерёдно из каждого раздела. Но лучше исходить из их актуальности в данный конкретный период: в зависимости от складывающейся дорожной обстановки, от времени года и погодных условий и т.п.
В помощь педагогу в обучающем минимуме «Пешеход на дороге» даются ссылки на соответствующие пункты Правил дорожного движения. Это облегчает работу педагога по подготовке к проведению блиц-занятий. Эту информацию о пунктах Правил педагог должен в конце занятия сообщить учащимся для домашнего закрепления темы изученных вопросов и ответов. Периодически можно вернуться к ранее пройденным вопросам для проверки знаний учащихся , чтобы заострить внимание учащихся на каком-то конкретном необходимом вопросе.
Материалы, предлагаемые для обучающего минимума, помогают учащимся не заучивать механически ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил и безопасности дорожного движения.
Необходимо, чтоб с «минимумом» ознакомились и родители учащихся. Это поможет обеспечить единое и целенаправленное обучение и воспитание учащихся быть сознательными и грамотными участниками дорожного движения.
Блиц-занятия с использованием «минимума» можно проводить не только в образовательных учреждениях, но и в кружках, секциях, студиях всех учреждений дополнительного образования. Это поможет учащимся закрепить свои знания в области Правил и безопасности дорожного движения, получаемые по месту основной учебы, и увеличить количество детей, охваченных обучением Правилам и безопасности дорожного движения.
В вопросах и ответах обучающего минимума «Пешеход на дороге» подобран материал, необходимый для предостережения детей от беды на дороге, формирующий их правильное безопасное поведение на ней.
Опыт проведения блиц-занятий показывает, что если они осуществляются по предлагаемой методологии, то постепенно существенно меняется отношение детей к личной безопасности на дороге. Дети становятся более осведомлёнными об опасностях, более подготовленными к ним. Блиц-занятия способствуют выработке у детей критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих Правила, не обладающих навыками безопасного поведения на дороге. У обучающихся появляется «иммунитет» к нарушениям ПДД и к подражанию нарушителям.
Содержание Правил дорожного движения не может быть дифференцировано по возрастным категориям учащихся, так как требования ПДД в равной степени относится к пешеходам любого возраста. Следовательно и вопросы обучающего минимума «Пешеход на дороге» в равной степени относятся к учащимся всех классов с 1-го по 11-й. От степени подготовленности учащихся зависит доступность восприятия тех или иных вопросов. Педагог должен сам решать, с какими вопросами можно работать с теми или иными учащимися. В результате занятий, все вопросы «минимума» должны быть разобраны с обучающимися.
Обстоятельства, которые следует учитывать преподавателю при проведении блиц-занятий:
1. Формальное знание Правил дорожного движения, обеспечивает ребёнку лишь около 10 % необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Этим задачам и посвящена большая часть материалов обучающего минимума «Пешеход на дороге».
2. Дети ( в особенности младшего возраста) не имеют выработанного рефлекса боязни предмета, закрывающего обзор проезжей части дороги при её пересечении. Иногда такой предмет внушает им ложное чувство защищённости, безопасности. В силу этих обстоятельств, в 60-ти случаях из 100 дети становятся жертвой неумения правильно вести себя в условиях закрытого обзора, когда осмотру проезжей части мешало какое-либо препятствие — движущийся или стоящий автомобиль или иной предмет. Водитель движущегося транспортного средства не имеет возможности своевременно увидеть выбегающего из-за препятствия ребёнка
3. Многие дети, даже школьники средних и старших классов, а тем более младших, имеют слабое, а иногда и неверное представление об остановочном пути автомобиля, не знают о его возрастании на скользкой дороге и при других неблагоприятных обстоятельствах. Они не понимают, почему автомобиль и другие транспортные средства нельзя остановить мгновенно. Не знают они и других элементарных сведений: о возможном заносе на тротуар транспортного средства или прицепа, об опасности получить травму боковым зеркалом автомобиля или открываемой дверью остановившегося автомобиля, о том, что опасно находиться на краю тротуара и т.п.
4. Дети разного возраста имеют разные психофизиологические особенности, отличающие их от взрослых и определяющие их поведение на дороге. Вот некоторые из них: маленький рост; короткий шаг; сектор обзора (меньше чем у взрослых на 15—20 %); ограниченная слуховая ориентация; замедленная реакция на опасность (3—4 секунды, вместо 0,8—1 секунды у взрослого) и многое другое. Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием (или недостаточной сформированностью) одновременности восприятия изменения формы и положения объекта в пространстве (приближающийся автомобиль). Оценка движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, чем существеннее его отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.
5. Сильное эмоциональное возбуждение (возникающее сразу после окончания уроков) может временно отключить ребёнка от всего, что ему известно о правилах поведения на дороге. Оценка дорожных ситуаций во многом зависит как от самих психофизиологических и возрастных особенностей детей, так и от обучения детей, с учётом этих особенностей, конкретным навыкам и умениям (глазомер, определение расстояния, скорости и т.п.).
6. Оценка дорожных ситуаций должна исходить из постулата:
«На дороге не всегда и не всё очевидно, как это кажется».
7. В производстве опасные зоны выделяют ярким заметным цветоморанжевым или красным. В дорожном движении опасная проезжая часть от «безопасного» тротуара цветом не отличается. Необходимо внушить детям, что шаг с тротуара на проезжую часть это всегда переход некой безопасной границы (обозначенной поребриком -бордюром) и этот переход требует серьезной мобилизации — переключения на осторожное поведение, повышенное внимание.
8. Не стоит, доводя до детей опасность нахождения на дороге, впадать в крайности. Формирование у детей чувства опасности и осторожности на дороге должно быть разумным, не переходящим в чувство боязни и страха. В частности, находясь на проезжей части, нельзя от испуга допускать неконтролируемые действия, например, отступать без оглядки назад.
9. Действия пешеходов должны быть понятными для других участников дорожного движения.
10. Важнейшим требованием для успешного овладения ПДД и навыками безопасного поведения на дороге является усвоение и правильное применение учащимися основных понятий и терминов.
Б Л И Ц – З А Н Я Т И Я
№№ | Вопрос | Ответ | Пункт ПДД | ||||
1. Переход проезжей части. Сигналы светофора и регулировщика | |||||||
1.1 | Почему надо переходить проезжую часть только по пешеходному переходу? | Пешеходный переход является единственным участком на проезжей части дороги выделенным для её пересечения пешеходами. Водители обязаны быть готовыми к возможному появлению пешеходов в этом месте и заранее должны принимать меры предосторожности. | 4.3 | ||||
1.2 | Что обязательно должен сделать пешеход перед переходом проезжей части? | Перед переходом проезжей части пешеход должен остановиться на краю тротуара (не наступая на поребрик). Остановка нужна, чтобы осмотреть проезжую часть и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта (слева и справа). | 4.5 | ||||
1.3 | В чём отличие дороги с односторонним движением от дороги с двухсторонним движением? | На дороге с односторонним движением проезжая часть по всей ширине используется для движения транспортных средств в одном направлении (только налево или направо). На дороге с двухсторонним движением транспортные средства движутся навстречу друг другу по правой стороне проезжей части. | |||||
1.4 | Перед переходом через проезжую часть с односторонним движением в какую сторону необходимо посмотреть пешеходу? | Перед переходом проезжей части с односторонним движением пешеход должен остановиться на краю тротуара (не наступая на поребрик) и посмотреть в ту сторону, откуда движутся транспортные средства (ТС). | |||||
1.5 | Сколько раз нужно посмотреть налево и направо перед переходом дороги? | Столько, сколько нужно для безопасности. Лишь убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств слева и справа, можно начинать переход проезжей части. | 4.5 | ||||
1.6 | Почему нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора? | Красный сигнал светофора запрещает движение. В это время в пересекающем направлении движется транспорт. | 4.4, 6.2 | ||||
1.7 | Можно ли начинать переход проезжей части по зелёному мигающему сигналу светофора? | Нельзя, так как можно не успеть перейти проезжую часть до включения жёлтого сигнала светофора, который уже запрещает движение. В данной ситуации главенствующее значение имеет требование Правил (п. 4.6) о безопасности движения с учетом сигнала светофора. | 6.2, 4.6 | ||||
1.8 | Можно ли оглядываться при переходе через проезжую часть? | Нельзя. При переходе проезжей части пешеход должен быть внимательным и следить за движением транспортных средств. | |||||
1.9 | Как определить, что автомобиль собирается совершить поворот? | Совершая поворот, водитель заблаговременно должен включить указатель поворота, который мы видим как мигающие световые сигналы на левой или правой стороне автомобиля. Но перед началом движения пешеходу надо убедиться (если водитель приступил к выполнению маневра), что переход будет безопасным. | 8.1 | ||||
1.10 | Как поступить пешеходу, начавшему переходить проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, когда он, не успев закончить переход, заметил приближающееся ТС? | Пешеход, не успевший закончить переход проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу должен остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Но чтобы не попадать в такую ситуацию пешеход перед началом перехода проезжей части должен убедиться, что успеет перейти ее до включения запрещающего сигнала светофора. Остановка на середине проезжей части дороги крайне нежелательна, так как является опасной! | 4.5 | ||||
1.11 | Как поступить пешеходу, если он не успел закончить переход проезжей части на регулируемом пешеходном переходе по разрешающему сигналу. | Пешеход, не успевший закончить переход проезжей части по регулируемому пешеходному переходу, должен закончить переход и освободить проезжую часть. Водителям запрещено начинать движение пока пешеходы не закончат переход. Чтобы не попасть в такую ситуацию, надо перед началом перехода проезжей части убедиться, что успеете перейти до включения запрещающего сигнала светофора. | 13.8 | ||||
1.12 | Почему опасно пересекать проезжую часть бегом, даже по пешеходному переходу? | На бегу внимание человека рассеяно, поэтому можно не заметить приближающийся транспорта. | |||||
1.13 | Почему опасно пересекать проезжую часть наискосок? | При переходе проезжей части наискосок путь пешехода становится длиннее, пешеход больше времени находится на проезжей части, кроме того, пешеход поворачивается спиной к ТС и не видит их. А ПДД строго предписывают пересекать проезжую часть только под прямым углом. | 4.3 | ||||
1.14 | Почему детям опасно переходить через проезжую часть, держась за руки? | Потому, что в опасной ситуации каждый человек реагирует по-разному. Пешеходы могут потянуть друг друга за руки в разные стороны и начать метаться по проезжей части, что в свою очередь, как правило, приводит к ДТП. | |||||
1.15 | Почему при переходе проезжей части взрослые должны крепко держать маленьких детей за руку? | Маленькие дети не умеют ориентироваться на дороге и в любой момент могут вырваться и побежать. | |||||
1.16 | Как поступить если при переходе проезжей части ты уронил какую-либо вещь? | Самому поднимать вещь опасно, так как наклонившись за вещью можно отвлечься и не заметить приближающиеся транспортные средства. Поэтому надо закончить переход проезжей части и попросить взрослого пешехода помочь достать эту вещь. | |||||
1.17 | Можно ли начинать переход проезжей части сразу после проехавшего вправо автомобиля? | Нельзя! Необходимо дождаться пока автомобиль удалится, и переходить проезжую часть, убедившись в отсутствии приближающегося транспорта с обоих направлений. | 4.5 | ||||
1.18 | У пешеходного перехода остановился автомобиль. Водитель показывает жестом руки, что переходить можно. Как следует поступить? | Можно начинать переход проезжей части, только убедившись лично, что этот стоящий автомобиль не закрывает собой другие движущиеся транспортные средства. | |||||
1.19 | Может ли водитель, подъезжающий к пешеходному переходу, не заметить пешехода? | Да, может. Достаточно водителю на долю секунды на чём-то задержать внимание, и он может не заметить какого-либо пешехода. | |||||
1.20 | Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь? | Чтобы оценить обстановку на дороге, требуется время. Убедиться, что на дороге действительно нет приближающегося транспорта, на ходу невозможно. Надо обязательно остановиться. | 4.5. | ||||
1.21 | Сколько времени проводит за день каждый пешеход на проезжей части? | На каждый переход дороги уходит около 30 секунд. Поэтому, если даже 30 раз в день переходить дорогу, то на это уйдёт всего лишь 15 минут. И всё это время вполне можно быть внимательным, осторожным, не спешить, не разговаривать. | |||||
1.22 | Почему перекресток считается одним из самых опасных мест на дороге? | На перекрёстке пересекаются пути движения пешеходов и транспортных средств, которые могут двигаться прямо, поворачивать и разворачиваться в обратном направлении. | |||||
1.23 | Как перейти проезжую часть, если на перекрёстке нет обозначенного пешеходного перехода? | Перейти проезжую часть можно по линии тротуаров, соблюдая правила перехода по нерегулируемому пешеходному переходу и внимательно наблюдая за поворачивающими автомобилями. | 4.3. | ||||
1.24 | Сколько приблизительно времени горит красный сигнал светофора? | Красный сигнал светофора горит около одной минуты, а жёлтый — ещё меньше. | |||||
1.25 | Загорелся зелёный сигнал для пешеходов. Можно ли сразу начинать переходить проезжую часть? | Нет, нельзя! Сначала надо убедиться, что весь транспорт остановился и пропускает пешеходов. | |||||
1.26 | Каким сигналам следует подчиняться, если сигналы светофора противоречат сигналам регулировщика? | Сигналам регулировщика. | 6.15 | ||||
1.27 | Как должны поступать пешеходы, когда регулировщик поднял руку вверх? | Пешеходы не должны выходить на проезжую часть для перехода дороги, а застигнутые этим сигналом на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. | 6.10. | ||||
1.28 | Почему нельзя выходить на проезжую часть без остановки? | Выходить на проезжую часть без предварительной остановки нельзя, потому что при этом невозможно определить отсутствие или наличие опасности. | 4.5. | ||||
1.29 | Какое значение имеет зелёный сигнал? | Зелёный сигнал светофора разрешает движение транспортных средств и пешеходов, но не является гарантией безопасности. | 6.2. | ||||
1.30. | Как должен вести себя пешеход, когда горит зелёный сигнал? | При переходе через проезжую часть пешеход сам должен обеспечить свою безопасность. Ему надо убедиться, что транспортные средства, которые в этот момент могут поворачивать направо и налево — пропускают его, а транспортные средства, которым горит красный сигнал, — стоят. | 6.2. | ||||
1.31. | Что означает жёлтый сигнал светофора? | Жёлтый сигнал светофора запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов. | 6.2. | ||||
1.32. | Чем опасно для пешехода нарушение требований жёлтого сигнала светофора? | Водителям, которые при включении желтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение через перекрёсток. Кроме того, некоторые транспортные средства, застигнутые жёлтым сигналом на перекрёстке, заканчивают движение через него. Водители транспортных средств, которые стремятся быстрее закончить проезд перекрёстка, представляют опасность для пешеходов. | 6.14 | ||||
1.33. | Что означают термины «Разделительная полоса» и «Разделительная линия»? | «Разделительная полоса» — это конструктивно выделенный элемент дороги (газон, зелёные насаждения, ограждения и т.д.), разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный как для движения, так и для остановки транспортных средств и пешеходов. «Разделительная линия» — это линия горизонтальной дорожной разметки белого цвета, она разделяет транспортные потоки противоположных направлений. | |||||
1.34 | Какая разница между терминами «Разделительная полоса» и «Разделительная линия», какое это значение имеет для пешехода? | Разница для пешехода заключается в том, что на дороге с разделительной полосой запрещено пересечение проезжей части, а на дороге с разделительной линией переход разрешен (в тех местах, где это допускают ПДД) и доже можно останавливаться на этой линии. Но следует помнить, что остановка на разделительной линии очень опасна! | |||||
1.35 | Какое значение имеют мигающие сигналы – зеленый и желтый? | Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждая об опасности. | 6.2 | ||||
1.36 | Разрешено ли движение пешеходов на зеленый и желтый мигающие сигналы и не является ли оно опасным? | Пешеход, застигнутый зеленым мигающим сигналом светофора на проезжей части, должен поторопиться закончить переход, не упуская из виду начинающееся движение ТС. Начинать переход по этому сигналу нельзя! Переход дороги по желтому мигающему сигналу хотя и разрешен, но следует быть предельно внимательным и полностью выполнить все требования, изложенные в п. 4.5 ПДД. | 6.2 | ||||
1.37. | Что означает для пешехода одновременное включение красного и жёлтого сигналов светофора? | Это сочетание сигналов информирует о предстоящем включении зелёного сигнала. При этом сочетании сигналов может продолжаться движение транспортных средств в пересекающих направлениях. Переход дороги запрещён. | 6.2. | ||||
1.38. | Какое пересечение называется перекрёстком? | Перекрёстком называется место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. | 1.2. | ||||
1.39. | Что такое «Дорожная ловушка»? | «Дорожная ловушка» — это незамеченная опасность. | |||||
1.40. | Что означает для пешехода сигнал регулировщика, если у него руки вытянуты в стороны или опущены? | Со стороны левого и правого бока разрешено переходить проезжую часть. Со стороны груди и спины движение пешеходов запрещено. | 6.10. | ||||
1.41. | Что означает для пешехода сигнал регулировщика, когда его правая рука вытянута вперёд? | Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только за спиной регулировщика. Со стороны левого, правого бока и груди движение запрещено. | 6.10. | ||||
1.42. | Сигналам каких светофоров должны подчиняться пешеходы? | Пешеходы должны подчиняться сигналам пешеходного светофора, а при его отсутствии — сигналам транспортного (трёхсекционного) светофора. | 4.4. | ||||
2. Ограниченный обзор проезжей части и другие дорожные опасности | |||||||
2.1 | Может ли представлять опасность стоящий автомобиль? | Может. Опасность стоящего автомобиля заключается в том, что за ним может скрываться другой, движущийся автомобиль. | 4.5. | ||||
2.2 | Представляют ли опасность кусты и деревья, растущие рядом с проезжей частью? | Да, так как они мешают пешеходу вовремя увидеть приближающийся транспорт, который представляет реальную опасность. | 4.5. | ||||
2.3 | Мешает ли обзору проезжей части проехавший мимо пешехода автомобиль? | Да, мешает. Он может скрывать за собой другой автомобиль, который пешеход не видит. | 4.5. | ||||
2.4 | Представляют ли опасность приближающиеся крупногабаритные транспортные средства (автобус, грузовик)? | Да, так как крупногабаритный транспорт может скрывать за собой другие автомобили, которые совершают обгон. | 4.5. | ||||
2.5 | Представляет ли опасность большой сугроб снега вблизи проезжей части? | Часто дети превращают сугробы рядом с проезжей частью в горки для катания на санях, что само по себе уже опасно. Другая опасность состоит в том, что большой сугроб ограничивает обзор пешеходу, и он может не заметить движущиеся транспортные средства. | 4.5. | ||||
2.6 | Как должен поступить пешеход, если обзор проезжей части, которую он собирается перейти, ограничен стоящими автомобилями, деревьями и другими препятствиями? | Пешеход должен перейти проезжую часть по пешеходному переходу на таком расстоянии от препятствия, ограничивающего обзор, чтобы проезжая часть хорошо просматривалась в обоих направлениях. | 4.5. | ||||
2.7 | Какую опасность может представлять автомобиль с прицепом? | При повороте прицеп смещается в сторону поворота и тем самым может наехать на пешеходов, стоящих на краю тротуара или вышедших на проезжую часть. Возможен случай, когда пешеход, засмотревшись на автомобиль, делает шаг вперед и прямо под колеса прицепа. | |||||
2.8 | Какие опасные места находятся на твоем пути из дома в школу и обратно? | Задача учащегося перечислить все опасные места, встречающиеся на его пути (препятствия, мешающие обзору, отсутствие пешеходного перехода, не работающий светофор, ремонт дороги и т. п.). | |||||
2.9 | Какую опасность может представлять для пешехода пустынная дорога (дорога с незначительным количеством транспортных средств)? | При переходе проезжей части на пустынной дороге пешеход становится невнимательным, рассчитывая, что дорога пуста и угрозы нет, но внезапно может появиться автомобиль. Это будет полной неожиданностью для пешехода. | |||||
2.10 | Как должны вести себя пешеходы при переходе дороги в капюшоне или с зонтиком? | Зонтик и капюшон куртки закрывают обзор проезжей части и мешают следить за движением автомобилей. Это создает опасность для пешехода. Поэтому пешеход должен закрыть зонтик, а капюшон снять. | |||||
3. Пешеход – пассажир - пешеход | |||||||
3.1 | Какая опасность для пешехода может возникнуть, когда автобус, троллейбус, трамвай подъезжает к остановке? | Когда на остановке много людей, то при подходе транспорта возникает толкучка и есть опасность, что кто-нибудь нечаянно толкнёт тебя под колёса транспортного средства, подъезжающий автобус (или троллейбус) может занести на тротуар и он может задеть или сбить тебя. | |||||
3.2 | Где следует ожидать трамвай, если остановка не оборудована посадочной площадкой? | Ожидать трамвай, остановка которого не оборудована посадочной площадкой, нужно только на тротуаре. | 4.8. 5.1. | ||||
3.3 | Когда пешеход может идти на посадку в трамвай, остановка которого не оборудована посадочной площадкой? | Идти можно только после полной остановки трамвая и убедившись, что проезжающие транспортные средства уступают дорогу пешеходам. | 4.8. | ||||
3.4 | Как следует поступить, если надо перейти дорогу после выхода из маршрутного транспорта? | Необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода, убедиться в безопасности перехода проезжей части и только потом переходить дорогу. | 4.4. 4.5. 4.6. 4.8. | ||||
3.5 | Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта? | Пассажир может быть не замечен водителем, который закроет дверь. Транспортное средство поедет и потащит пассажира, зажатого дверьми. | |||||
3.6 | Почему опасно суетиться при выходе из транспорта? | Торопясь, можно споткнуться и упасть прямо под колёса транспортного средства. | |||||
3.7 | Как должен поступить взрослый пассажир с ребёнком при выходе из транспорта? | Взрослый пассажир должен выйти первым, а затем помочь детям выйти из транспорта. Если же первым из транспорта выйдет ребёнок, то он может самостоятельно начать переход. | |||||
3.8 | Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте? | Пассажир должен: Не задерживаться на входе. Не прислоняться к дверям. Не стоять на ступеньках и у дверей. Держаться за поручни. Не мешать выходящим пассажирам. Категорически запрещается просовывать руки, ноги за ограждения поворотного устройства сочленённых трамваев, троллейбусов, автобусов. Не отвлекать водителя от управления. | 5.1 5.2 | ||||
3.9 | Какие правила должен соблюдать пешеход, находясь на остановке, ожидая транспорт? | 1. Не подходить к краю тротуара и стоять спокойно. 2. Нельзя выходить на проезжую часть. 3. Подходить к дверям маршрутного транспорта можно только после его полной остановки. | 4.8 | ||||
3.10 | С какого возраста ребенок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом? | Запрещается перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом. | 22.9 | ||||
3.11 | Почему нельзя идти по поребрику (бордюру) и даже стоять на нем? | Пешеход сам по себе или нечаянно кем-то задетый может оступиться и оказаться на проезжей части. | |||||
3.12 | Ты вышел из трамвая. Посадочной площадки нет. Твои дальнейшие действия? | Надо не мешать выходящим сзади пассажирам и без задержки на проезжей части идти к тротуару. Но при этом нужно очень внимательно следить за транспортными средствами справа. Убедитесь, что все ТС остановились. | 4.8 | ||||
3.13 | Для чего водители и пассажиры должны пристегиваться ремнями безопасности? | Для снижения риска получения травмы в случае ДТП. | 2.1.2. | ||||
3.14 | Как надо останавливать маршрутное такси или легковой автомобиль? | Останавливать надо поднятием руки, стоя на тротуаре. Стоять на поребрике, а тем более выходить на проезжую часть, запрещается. | 4.8. | ||||
4. Остановочный путь транспортных средств и другие понятия о безопасности дорожного движения | |||||||
4.1 | Что означает понятие «Мертвая зона»? | Это пространство, находящееся вблизи транспортного средства и не просматривающееся с водительского места. | |||||
4.2 | Что означает понятие «Остановочный путь»? | Это расстояние, которое проедет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки автомобиля. | |||||
4.3 | Что означает понятие «Тормозной путь»? | Это расстояние (часть остановочного пути), которое проедет автомобиль с момента, когда сработал тормозной механизм до полной остановки транспортного средства. | |||||
4.4 | Может ли транспортное средство мгновенно остановиться после того, как водитель нажмет на тормоз? | Нет, так как еще только срабатывает тормозной механизм, и автомобиль под действием силы инерции проедет еще некоторое расстояние. Причем, если колеса автомобиля заблокированы, то водитель не сможет скорректировать ни направление его движения, ни его расстояние до полной остановки. | |||||
4.5 | Когда водителю труднее затормозить: в начале дождя или когда уже дождь идет некоторое время? | В начале дождя затормозить труднее, так как на проезжей части образуется смесь в виде тонкой грязной и жировой пленки, которая существенно снижает качество сцепления колес с дорогой. И соответственно тормозной путь существенно увеличивается. Когда же дождь идет уже некоторое время, он смывает эту грязежировую пленку. | |||||
4.6 | Почему в первый день гололёда ДТП больше, чем в последующие? | Водители ещё не успели приспособиться к скользкой дороге, следовательно, водителям и пешеходам необходимо принимать дополнительные меры предосторожности при движении. | |||||
4.7 | Может ли водитель автобуса, троллейбуса, трамвая и других транспортных средств не увидеть пешехода, стоящего прямо перед его транспортным средством? | Может. Во-первых, водителю приходится наблюдать сразу за множеством объектов: сигналами регулирования, дорожными знаками и разметкой, транспортными средствами и пешеходами, а возможности зрения ограничены. Во-вторых, пешеход может попасть в «мертвую зону». | |||||
4.8 | Чем можно объяснить то, что водитель может не заметить пешехода переходящего проезжую часть? | Тем, что водителю приходится наблюдать за дорожной обстановкой: за транспортными средствами, дорожными знаками, сигналами светофора и пешеходами и тем, что пешеход может оказаться в «мертвой зоне». | |||||
4.9 | Какую одежду лучше носить в тёмное время суток? | Желательно носить светлую одежду или по возможности использовать светоотражающие наклейки, ленты для одежды и значки, которые помогают водителям увидеть пешехода на большом расстоянии. Темная же одежда сливается в темноте с темными окружающими предметами и поверхностью проезжей части. | |||||
4.10 | Правильно ли, что чем больше скорость автомобиля, тем длиннее остановочный путь? | Правильно. Чем больше скорость, тем больше инерция. Тормозной путь удлиняется, а, значит, удлиняется и остановочный путь. | |||||
4.11 | Какие причины влияют на длину тормозного пути? | На длину тормозного пути, являющегося составной частью остановочного пути, влияют состояние поверхности дороги (сухая, мокрая, обледенелая), техническое состояние транспортного средства (неисправность тормозов, шин и т.д.). | |||||
4.12 | Какие причины влияют на длину остановочного пути? | На длину остановочного пути влияют состояние поверхности дороги (сухая, мокрая, обледенелая), техническое состояние транспортного средства (неисправность тормозов, шин и т.д.), возраст и реакция водителя и другие факторы. | |||||
4.13 | Что влияет на время реакции водителя? | На время реакции водителя влияют личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт. | |||||
4.14 | Может ли лицо, не принимающее участия в процессе движения, стать участником ДТП? Ответ обоснуй. | Да, может. Например, им может стать рабочий, выполняющий работу на проезжей части. | |||||
4.15 | Что такое «Дорожно-транспортное происшествие»? | Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. | 1.2 | ||||
4.16 | Что такое «дорожная ситуация»? | «Дорожная ситуация» - это совокупность конкретных обстоятельств дорожного движения. | |||||
4.17 | Назовите виды ДТП? | 1. Столкновение. 2. Опрокидывание. 3. Наезд на стоящее транспортное средство. 4. Наезд на препятствие. 5. Наезд на пешехода. 6. Наезд на велосипедиста. 7. Наезд на гужевой транспорт. 8. Наезд на животное. 9. Прочие происшествия. | |||||
4.18 | Какое расстояние (сколько метров) Вы проходите за один шаг? Как определить это расстояние? | Чтобы определить расстояние, проходимое за один шаг, надо измерить его величину. Наиболее точные данные можно получить, если подсчитать количество шагов на отрезке пути известной длины. Например, 10 или 100 метров. Разделив длину этого отрезка на количество шагов, получится расстояние, проходимое за один, два, ... десять, ... сто и т.д. шагов. | |||||
4.19 | С какой скоростью ты двигаешься медленным шагом, обычным шагом, быстрым шагом (в метрах/сек)? | Чтобы определить скорость своего перемещения требуется секундомер или часы с секундной стрелкой. Определи за сколько секунд ты проходишь участок длиной от 10 до 100 метров сначала медленным, потом обычным и, наконец, быстрым шагом. Затем раздели длину этого участка на время и ты получишь скорость своего движения в м/сек. | |||||
4.20 | Какой запас времени после перехода проезжей части нужно иметь пешеходу и для чего? | После перехода проезжей части нужно иметь запас не менее 4 секунд по отношению к приближающемуся транспортному средству. То есть, например, автомобиль должен проехать участок дороги, который ты миновал, не ранее чем через 4 секунды. Это необходимо для гарантии от всяких случайностей — возможной задержки на проезжей части. | |||||
4.21 | Определи минимальное безопасное расстояние до автомобиля, приближающегося со скоростью 60 км/ч, если ширина проезжей части 8 метров, скорость пешехода 1 м/сек. | 1. Для перехода проезжей части шириной 8 метров пешеходу потребуется: 8 м х 1 м/с = 8 сек. 2. Добавим к этому времени запасные 4 секунды: 8 сек. + 4 сек. = 12 сек. 3. Определим минимальное безопасное расстояние до автомобиля: при скорости 60 км/ч за 1 сек. автомобиль проезжает 17 метров: 17 м /с х 12 сек. = 204 м. | |||||
5. Дорожные знаки | |||||||
5.1 | Каково значение дорожных знаков? | Дорожные знаки установливают порядок в дорожном движении: предупреждают об опасности, устанавливают напрвление движения, вводят необходимые запреты и ограничения и т.д. | |||||
5.2 | Сколько существует групп дорожных знаков? Перечислите их. | Всего 7 групп: 1. Предупреждающие знаки. 2. Знаки приоритета. 3. Запрещающие знаки. 4. Предписывающие знаки. 5. Информационно-указательные знаки. 6. Знаки сервиса. 7. Знаки дополнительной информации (таблички). | |||||
5.3 | Каково назначение предупреждающих знаков? | Предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. | |||||
5.4 | Каково назначение знаков приоритета? | Они устанавливают очерёдность проезда перекрёстков, пересечения проезжих частей или узких участков дороги. | |||||
5.5 | Каково назначение запрещающих знаков? | Они вводят или отменяют определённые ограничения движения. | |||||
5.6 | Каково назначение предписывающих знаков? | Устанавливают направление движения по проезжей части. | |||||
5.7 | Каково назначение информационно-указательных знаков? | Они вводят либо отменяют определённые режимы движения, а также информируют о расположении населённых пунктов и других объектов. | |||||
5.8 | Каково назначение знаков сервиса? | Информируют о расположении соответствующих объектов (больница, АЗС, телефон и ДР.). | |||||
5.9 | Каково назначение знаков дополнительной информации? | Они уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они установлены. | |||||
5.10 | Что означает знак «Дети», к какой группе он относится? | Знак «Дети» относится к предупреждающим знакам. Устанавливается около детских учреждений (школ, детских садов и др.) и предупреждает водителей о возможном появлении детей на проезжей части. | |||||
5.11 | Какую форму и цвет имеет знак «Движение пешеходов запрещено». К какой группе знаков он относится, что означает? | Знак представляет собой белый круг с красной окантовкой и поперечной красной линией, перечёркивающей силуэт пешехода. Относится к группе запрещающих знаков и означает, что движение пешеходов на данном участке запрещено. | |||||
5.12 | Что означает знак «Пешеходная дорожка»? | Знак применяется для обозначения дорожек, предназначенных только для движения пешеходов. | |||||
5.13 | В чём разница между информационно-указательным знаком «Пешеходный переход» и предупреждающим знаком «Пешеходный переход». | Информационно-указательный знак обозначает участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов, а предупреждающий знак предупреждает водителей о приближении к пешеходному переходу, на котором могут находиться пешеходы. | |||||
5.14 | Можно ли играть на проезжей части дороги, если въезд на неё закрыт запрещающим знаком «Въезд запрещён»? | Нет, нельзя, потому что знак запрещает въезд на эту дорогу только с одной стороны, а с другой стороны проезд транспорта возможен. | |||||
5.15 | Разрешается ли движение пешеходов по дорогам, обозначенным знаком «Автомагистраль»? | Движение пешеходов по автомагистралям запрещено. | |||||
6. Движение на велосипедах и роликах | |||||||
6.1 | С какого возраста согласно ПДД разрешено управлять велосипедом при движении по дорогам? | При движении по дорогам разрешается управлять велосипедом лицам не моложе 14 лет. | 24.1. | ||||
6.2 | Какие светофоры используются для регулирования велосипедного движения? | Используются обычные транспортные светофоры, на сигналах которых нанесены контуры велосипеда или светофоры с сигналами меньшего диаметра и дополнительной табличкой белого цвета с чёрным контуром велосипеда. | 6.5. | ||||
6.3 | В каких случаях велосипедистам запрещается выполнять левый поворот или разворот? | Велосипедистам запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. | 24.3. | ||||
6.4 | Если нет велосипедного светофора, сигналами каких светофоров должны пользоваться велосипедисты? | Там, где нет велосипедных светофоров, велосипедисты должны подчиняться сигналам транспортных светофоров. | |||||
6.5 | Является ли нарушением выезд на проезжую часть велосипедистов, не достигших 14-летнего возраста? | Да, причем нарушением, которое может стать причиной ДТП. | 24.1. | ||||
6.6 | Где можно кататься на роликах? | Кататься можно на любой ровной поверхности: на асфальтовых или бетонных площадках, дорожках, аллеях, во дворе, сквере, парке, но обязательно далеко от транспортных средств и скопления пешеходов. | |||||
6.7 | Можно ли, достигнув 14 лет и уверенно владея техникой езды на роликах, ездить по тротуару? | Можно, но только при этом соблюдая требования ПДД к пешеходам. А просто кататься по тротуару нельзя. | 4.1-4.8 | ||||
6.8 | Какими мерами предосторожности должен пользоваться катающийся на роликах, чтобы уберечь себя от травм? | Надо обязательно пользоваться наколенниками, налокотниками, накладками на запястье и шлемом. Не выезжая на проезжую часть. | |||||
7. Законодательство о безопасности дорожного движения | |||||||
7.1. | Кто должен выполнять требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения»? | Все граждане на территории России. | |||||
7.2 | Какую ответственность несут нарушители закона «О безопасности дорожного движения»? | Дисциплинарную, административную, уголовную ответственность. | |||||
7.3 | С какого возраста нарушитель Федерального закона «О безопасности дорожного движения» может быть привлечён к ответственности? | С момента достижения возраста 16 лет. | |||||
7.4 | Что такое презумпция знания закона? | Это положение, по которому никто не может ссылаться на незнание закона. | |||||
7.5 | Относятся ли к тебе требования закона «О безопасности дорожного движения»? | Да, относятся. | |||||
7.6 | Каковы основные обязанности участников движения, указанные в законе «О безопасности движения»? | Основные обязанности — это выполнение требований ПДД. | |||||
7.7 | Какие права предоставляет тебе закон «О безопасности дорожного движения» как участнику дорожного движения? | Это право передвижения по дорогам в соответствии с действующими Правилами; право на информацию, связанную с дорожным движением; право на бесплатную медицинскую помощь в случае ДТП и на возмещение ущерба в случае телесных повреждений и материальных потерь. |
Обучающий минимум поможет в обучении детей Правилам безопасности на дороге, воспитании дисциплинированных и ответственных участников дорожного движения, осознающих свои права и обязанности перед другими участниками движения, осознания обучающимися опасностей, которым они себя подвергают на дороге.
Основная цель «минимума» - уменьшение числа детей, пострадавших в ДТП.
Перечень используемой литературы:
- Комитет по образованию Администрации СПб Центр Безопасности «Автоград» «О некоторых ошибках в преподавании правил дорожного движения» М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова, СПБ 2001 г.
- Комитет по образованию Администрации СПб Центр Безопасности «Автоград» «Пешеход на дороге» М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Новиков, СПБ 2001 г.
- «Закон о безопасности дорожного движения РФ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для обучающихся по теме "Преобразования графиков тригонометрических функций""
Методические рекомендации содержат теоретический материал,примеры посторения графиков функций взависимости от параметров...
Методические рекомендации для обучающихся по теме "Повторение курса основной школы""
Тема включает повторение решения линейных уранений и неравенств, квадратных уравнений и неравенств, основных свойств функций. Методические рекомендации содержат: определения понятий. алгоритм тешения,...
Методические рекомендации для обучающихся по теме "Логарифмы"
методические рекомендации...
Методические рекомендации для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 060301 Фармация, утвержденной приказом Министерства обр...
Методические рекомендации для обучающихся по учебной практике ПМ.02 «Организация деятельности коллектива исполнителей» для ОП подготовки специалистов среднего звена 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Результатом освоения программы учебной практики по профессиональному модулю является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по организации деятельности коллектива исполнителе...
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации для обучающихсяпо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ 2 курс СПО. Для специальностей:23.02.03. "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"08.02.01. Строительство...