Конспект урока по окружающему миру На тему: «Петр 1. Реформы в Российском государстве»
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
На тему: «Петр 1. Реформы в Российском государстве»
Выполнила студентка 32 группы
Андреева Ксения Александровна
Лицей № 37
Класс 4 «Б»____________
Учитель Суркова А.В.__________
Методист Маркин А.С.__________
Оценка _______________________
2018г.
Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра.
- Образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
- развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
- воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Коммуникативные: - слушать и слышать друг друга и учителя, - устанавливать рабочие отношения; - уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы; Регулятивные: - определять цель учебной деятельности, Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
|
Вид используемых на уроке средств |
| |
Оборудование | Компьютер, проектор, доска, |
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
I.Организационный момент/приветствие | Организация класса, проверка готовности обучающихся, знакомство с учениками: «Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Александровна и я проведу у вас урок окружающего мира. Занимайте свои места и проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе и пенал. Все лишнее убрали с парт» - Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только в этом случае мы употребляем другое слово – история. Итак, мы отправляемся по страницам истории, и путь наш лежит в Российское государство. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Коммуникативные: - планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: - умение организовывать свое рабочее место; |
II. Постановка учебной задачи путем создания проблемной ситуации | В одном голландском городке на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,- вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому. Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? - вы правы, тема нашего урока «Петр Первый. Реформы в Российском государстве». Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий». -Ребята, а что бы вы хотели узнать о Петре Первом? | Петр Первый и его реформы. *Почему Петр Первый получил прозвание «»Великий»? *Узнать о детстве Петра. *Каким правителем был Петр1? *Что нового внес Петр 1 в жизнь страны? В жизнь русского народа? | |
III. Изучение нового материала. Словарная работа: Физминутка: Закрепление: Рефлексия | На уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно объяснить. Давайте с вами прочитаем значение этих слов. ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить; объявит носителем каких – нибудь высоких качеств, званий; ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов; ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул (звание) полководца; ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе; РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь; Сенат – высший орган управления гос-вом. Так давайте узнаем биографию этого великого человека: Петр I Великий — русский царь и первый российский император, создатель русского флота, основатель Санкт-Петербурга, полководец и дипломат, сумевший провести самые радикальные реформы в истории России. Родителями Петра Первого были царь Алексей Михайлович Романов и царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Царю предсказали рождение сына Петра. Прорицатели утверждали, что именно Петру уготована удивительная судьба, он унаследует престол и станет героем, с которым не сравнится никто из современников. Побыв год с царицей, Пётр был отдан на воспитание нянькам. На четвёртом году жизни Петра умер царь Алексей Михайлович, отец мальчика. Новым царём стал сводный брат Петра Фёдор Алексеевич. Смерть царя Алексея Михайловича и воцарение его старшего сына Фёдора отодвинули царицу Наталью Кирилловну и её родню, Нарышкиных, на задний план. Царица Наталья вместе с сыном вынуждена была отправиться в село Преображенское под Москвой. По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Его учителем стал подьячий (мелкий чиновник) Никита Зотов. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками. Когда Петру было десять лет, умер его брат Фёдор. Маленького Петра венчали на царство. Но, поскольку Пётр был слишком мал для царствования, власть перешла к их сводной сестре Софье. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной. Ради забавы Петру построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом. Крепость назвали Потешной. Позже были созданы два потешных полка Семёновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра со всей. С точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира. Позднее, в 1687 году Пётр I создал из потешных войск в составе Преображенского и Семеновского полков Российскую императорскую гвардию. Свое боевое крещение русская гвардия получила в Северной войне 1700. Таким образом, детские забавы маленького Петра легли в основу формирования Российской императорской гвардии. Весной 1688 царь Петр I обнаружил брошенную в амбаре лодку и приказал её отремонтировать. Лодка была спущена в р. Яуза. На ней юный Пётр учился ходить под парусами. В 1701 лодку перевезли в Московский Кремль и установили под навесом у колокольни Ивана Великого, где она простояла 20 лет. Плавание в детские годы пробудило в Петре Первом страстную любовь к мореплаванию в будущем. На своей личной печати Пётр Первый вырезал слова: «Я – ученик и нуждаюсь в учителях». Ему всё было нужно знать: как корабль строить, как на станке столярном работать, как сапоги шить… Не умел он сидеть без дела. А за лень, нечестность и недобросовестность подчинённых строго наказывал. В 17 лет Пётр Первый стал полноправным правителем Российского государства, отстранив от правления свою сестру Софью. Какие же еще провел реформы император?
Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия. При Петре I в России появляться регулярная армия. Начало её построения было в 1699 году. В тот год вышел указ. Набирались: охотничьи люди – свободные подданные, служившие за 11 рублей в год; даточные люди – рекруты, набираемые из крестьян. Рекрутов набирали следующим образом: от монастырских крестьян 1 рекрут с 25 дворов; дворяне на гражданской службе поставляли в армию 1 рекрута с 30 дворов, дворяне – землевладельцы, служившие в армии 1 рекрута с 50 дворов А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте около своих мест, так чтобы вам было удобно.
Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки! Флот плывёт к родной земле Флаг на каждом корабле. Мы теперь Петра полки! Раз! Два! Три! Мы ладонь к глазам приставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже И направо, и еще Через левое плечо. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки! Молодцы! Садитесь.
Откройте свои тетрадки на печатной основе. Давайте вспомним исторические даты России. Упр 48, стр30 Упр 49, стр30 А теперь послушайте что еще сделала Петр Первый для своей страны. Петр I считал, что Россия сильно отставала в своем развитии от западно-европейских стран, царь открыто признавал это. Желая перенять европейский опыт, модернизировать страну и найти союзников в борьбе против Османской Империи, он снаряжает в Европу Великое посольство. В 1700 г. царь Пётр I начал войну со шведским королём Карлом XII. Она длилась 21 год и вошла в историю под названием Северной. русские взяли Нотебург после штурма покорилась выстроенная шведами у впадения реки Охты в Неву крепость Ниеншанц. Однако, чтобы «ногою твёрдой стать у моря», необходимо было иметь здесь город-крепость, торговую гавань и верфи для строительства флота. Царь сам обследовал топкие, низкие берега Невы и выбрал для крепости небольшой островок Заячий, по-шведски — «Люст эйленд», т.е. «Весёлый остров». Именно это послужило началу великого города Санкт-Петербурга. Город Санкт-Петербург был основан 16 (27) мая 1703 г., в день православного праздника Святой Троицы, в центре исконно русской Ижорской земли — на берегу реки Невы. В течение почти десяти веков селились русские люди на этих землях. При Петре был открыт первый в России музей — Кунсткамера и первая в стране публичная библиотека. Сбор редкостей за границей и внутри страны тоже был связан с инициативой Петра. Была выпущена первая печатная газета «ведомости». Значение Петербурга было многогранным. Это, прежде всего, столица империи и резиденция царя и его семьи. Петербург, кроме того, крупнейший в стране торгово-промышленный центр и ее главный порт, обслуживавший огромную периферию. Петербург — средоточие градостроительных новшеств, город монументальных сооружений гражданского назначения. В столице империи были открыты первые в России научно-просветительные учреждения, здесь же действовало первое в стране высшее специальное учебное заведение — Морская академия. Петербург постепенно становился культурным центром империи. Здесь были созданы новые школы, готовившие специалистов, ранее нанимавшихся за рубежом. К ним относились: Хирургическая школа, открытая при военном госпитале; Инженерная школа; Архитектурная школа; Карповская школа Феофана Прокоповича, готовившая из детей сирот и бедняков образованных священников. Ассамблеи, балы открывали новую форму общения людей, по мнению Петра, должны были служить школами светского воспитания. Но непринужденность в общении, неподдельное веселье установились далеко не сразу. Главное значение ассамблей состояло в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Постепенно и русские дамы, еще недавно грубые и необразованные, так изменились к лучшему, что стали мало уступать немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости. А теперь выполним 51 упр в тетрадке на стр 31. Ну что ж, ребята, время подводить итоги: Что нового вы сегодня узнали? Что вас больше всего удивило сегодня на уроке? Вы отлично сегодня поработали. Молодцы! Запишите д/з: стр 32-33 упр 52, 53. Читать параграф в учебнике стр 60-65 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (4 класс)
Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси " УМК "Школа России". В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя...
Конспект урока по Окружающему миру "Жизнь леса"
Интегрированный урок в четвертом классе ( Окружающий мир и Английский язык)Разработка содержит карту урока и презентацию к нему...
Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" 1 класс
Тип урока: знакомство с новым материалом.Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму и бережном отношении к ней.Формы урока: фронтальная, групповая.Оборудование:...
Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс
Конспект урока по Окружающему миру на тему "Если хочешь быть здоров" 2 класс...
План-конспект урока по окружающему миру по теме "Степь" 4 класс
Данный материал предназначается для урока в 4 классе, по программе окружающий мир....
Конспект урока по Окружающему миру "Планеты Солнечной системы"
Конспект урока по Окружающему миру "Планеты Солнечной системы" с применением вида групповой работы "Охота за сокровищами"...
Конспект занятия по окружающему миру на тему: "МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД"
Конспект занятия, как часть проекта " Мой любимый город"...