Способности и одаренность в младшем школьном возрасте (из личного опыта)
материал на тему
Я, как педагог с 34 летним стажем работы в начальных классах, хочу привести примеры из опыта своей работы по обогащению обучения одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposobnosti_i_odarennost.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Тукаевского муниципального района
Республики Татарстан
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
(из личного опыта)
Автор:
Закирова Флера Карамовна
учитель начальных классов 1 категории
село Мелекес, 2017г.
СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (из опыта работы)
Я, как педагог с 34 летним стажем работы в начальных классах, хочу привести примеры из опыта своей работы.
Мы, как и большинство опытных учителей, отдаем предпочтение обогащению обучения одаренных детей.
По мнению психологов разных поколений, занимавшихся проблемой одаренности, способный человек становится способным не потому, что он может, а потому, что он хочет что-то сделать. Способности могут развиваться только в деятельности.
Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке. С целью выявления и развития творческой одаренности обучающихся в школе я предлагаю творческие задания. Мы находим у детей творческие способности уже в раннем возрасте. Лучше всего они выражаются в играх. И моя цель, как учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.
Ребенок сочиняет…
Я думаю, что сочинительство надо поощрять, поддерживать и, конечно, развивать в школе вне зависимости, из ребенка литератор или нет?
Во время экскурсии я часто предлагаю детям задания: описать то, что мы видим.
- Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые корабли в океане.
Следующий ребенок должен продолжить эту тему. И так по кругу. В результате получается не только красочный рассказ об облаках, но и пополняется словарный запас каждого ребенка. Эта игра будит образное мышление детей и рассказы озаряются вспышками детской фантазии. Другой вариант игры: предлагаю детям продолжить или начать предложение.
Например:
- Когда я прикасаюсь к чистой прозрачной воде…
- Капли дождя на стекле словно…
- … похожий на огромный разноцветный шар.
Или прошу детей подобрать удачное сравнение:
- Я похож на ветерок, дующий…
- Мое сердце бьется как…
На уроках литературного чтения мы часто бываем на заочных экскурсиях в картинной галерее, в художественном музее. Здесь дети знакомятся не только различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, формируемом учителем, пропускают жизнь картин через себя. Потому что смотреть и видеть – вещи совершенно разные и редко совпадающие.
У нас некоторые уроки просто не могут проходить без музыки. Часто в классе звучит живая музыка: дети готовят музыкальные иллюстрации в собственном исполнении. Бывают такие моменты, когда в ходе урока, неожиданно для меня, у некоторых детей возникает желание сыграть на фортепиано, находящееся в классе: именно так и сейчас им захотелось выразить свои чувства.
И это все – источник вдохновения для меня, как учителя.
Работать с одаренными детьми – огромный труд.
Главная трудность заключается в том, что мои «умники» почему-то не умеют грамотно и полно формулировать мысли. В глазах светится ум и ответ давно в голове, а как сказать – не знают. Лишь единицы поражают богатством языка. Развитие речи – вот что надо поставить во главу угла в первый год обучения в школе. Свободное время на уроке мы используем для развития речи и совершенствования техники чтения. К концу начальной школы мои ученики читают на уровне 11-12 летних детей.
Одним из самых любимых предметов у нас является математика. Ученикам бывает интересно тогда, когда они решают задачи повышенной трудности или выполняют задания с ловушками.
Мои дети, начиная со 2 класса (100% составом) с удовольствием участвуют в международном математическом конкурс-игре «Кенгуру».
Часто вспоминаю свой выпускные классы, особенно 2002 и 2016 года. В 2002г. из 10 учеников с золотой медалью окончили 3 учащихся и что составляет 33% от общего числа учащихся и 5 на «хорошо», в 2016 медалистов было трое из пяти выпускников (60% от общего числа) и двое на «хорошо». Так, динамика качества обучения за последние 8 лет составляет 80%.
Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в вуз школьника тринадцати и четырнадцати лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10-11 лет всего 6-7лет. Да, действительно, раньше для этого требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь, согласно новому Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом.
Например, одна из моих учениц – Закирова Алия, поступив в первый класс по выше указанному Положению была в тот же год переведена во второй класс.
Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.
Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках.
Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и трудовое обучение, и, наконец, этика и психология семейной жизни…
Что же делать в таком случае?
Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку.
Второй путь – создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что ж, это не плохое решение проблемы.
Этот опыт нашел поддержку и в нашей школе. За последние несколько лет несколько учащихся нашей школы продолжают обучение в лицеях городов Набережные Челны и Казань.
Для достижения явной одаренности нужно пройти немало сложных путей. Помочь достижению всего выше сказанного может только учитель, обладающий высоким профессионализмом, хорошими знаниями, нетрадиционным мышлением, доброжелательностью и чуткостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.
О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...
Оценка – как средство развития способности к вариативности в младшем школьном возрасте
В своей статье я проанализировала насколько велико влияние оценки на творческое мышление....
Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...
Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте
Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение о...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...
Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии
Нами было проведено исследование, направленное на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии. Также предложены рекомендации и развивающая программа. Все это можно...