Основные особенности развития детей 5-6 лет
консультация на тему

Белоусова Светлана Васильевна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_psihologicheskie_osobennosti_detey_5-6_let.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Основные особенности развития детей пяти-шести лет

Дошкольник в этом возрасте начинает осознавать себя как члена общества, понимает важность общения с окружающими его людьми. Дети усваивают, что означает быть вежливым, отзывчивым, честным, достойным членом общества, и всеми силами стремятся быть именно такими.

Примечательно, что к 5-6 годам, то есть к старшему дошкольному возрасту, дети не так остро нуждаются в регулярном повторении требований взрослых. На этом этапе развития они способны самостоятельно следовать указаниям даже при отсутствии контроля. Именно эта способность позволяет им выполнять задания, которые не всегда им доставляют удовольствие, причем до конца.

Малыши в этом возрасте могут без скандалов и истерик самостоятельно убрать за собой игрушки, заправить постель, почистить без напоминания зубы или помыть руки. Все это дети делают в результате осознания ими норм поведения, развития чувства ответственности за свои поступки.

Дошкольник выстраивает линию поведения не только ради получения высокой оценки взрослых, но и в первую очередь в соответствии с собственными представлениями о нормах поведения.

Стоит отметить, что не все так идеально, как кажется. Определенные правила и нормы малыши соблюдать пока в состоянии лишь выборочно, в процессе общения с людьми, которые вызывают у них симпатию и доверие. Так, например, не каждый ребенок в 5-6 лет сможет подавить агрессию, если у него забирают любимую игрушку, или сходу найдет контакт с малознакомыми детьми, играя в совместные игры.

В 5-6 лет дети начинают по-другому себя оценивать, больше прислушиваются к мнению сверстников. Именно в этом возрасте может зародиться первая дружба, которая сохранится на протяжении многих лет. Выбор друзей продиктован положительной оценкой их поведения.

На этом этапе развития дошкольники с удовольствием и довольно связно рассказывают о том, что с ними случилось, где они были и какие эмоции пережили. Помимо того что малыши учатся рассказывать, у них развивается способность слушать других, увлеченно, с переживанием их эмоций, причем как взрослых, так и детей.

В этом же возрасте дети начинают относить себя к группе мальчиков или девочек в соответствии с половыми признаками. Симпатии друг к другу дети выражают на основе определенных качеств сверстников. Так, например, девочкам в мальчиках может понравится смелость, ловкость и серьезность, тогда как мальчики обращают внимание на девочек красивых и добрых.

В 5-6 лет родители могут снизить контроль за действиями крохи на прогулке и дома. Дошкольник становится более сознательным, четко понимает, что опасно, а что нет, и самостоятельно регулирует собственные действия.

Особенности игровой деятельности

Игровая деятельность, так же как и остальные, заметно совершенствуется. В старшем дошкольном возрасте дети способны действовать сообща, придумывая, согласовывая и соблюдая правила игры. Часто можно заметить, как дети контролируют друг друга, указывают на ошибки и отклонения от правил, — это вполне нормально.

Конфликты во время игры также закономерны. У детей в этом возрасте сильно развито чувство справедливости, поэтому, если им кажется, что кто-то из игроков не соблюдает правила, они постараются исправить ситуацию. Взрослым не стоит вмешиваться в конфликты детей, если они не заходят слишком далеко.

Особенности развития общей моторики

Общая моторика у детей в 5-6 лет переходит на новый уровень развития. Малыши умеют гораздо больше, чем еще несколько лет назад. Так, например, для них не составит труда пройтись или пробежаться на носках, попрыгать на скакалке или резинке на одной ноге, пройти по бревну, освоить катание на роликах, скейте или коньках.

Дети в этом возрасте с удовольствием преодолевают препятствия, которые раньше им казались непреодолимыми, получая удовольствие от собственной ловкости.

На этом же этапе развивается осанка малышей, выносливость и сила. Задача взрослых — предоставить детям возможность больше времени бывать на улице, совершенствуя двигательную активность, а при возможности – посещать спортивные секции.

Отдельно стоит отметить положительную динамику в отношении развития мелкой моторики. Пальчики лучше слушаются ребенка, он спокойно справляется с самообслуживанием, застегивает пуговицы и даже пробует самостоятельно завязывать шнурки.

Особенности психического развития

В 5-6 лет дети достаточно много знают о мире, в котором живут, при этом не теряют к нему интереса и продолжают стремиться узнать еще больше. Чаще всего это выливается в бесконечные вопросы ко взрослым и многочленные эксперименты, которые дети ставят самостоятельно.

Именно в этом возрасте малыши часто играют с запрещенными предметами, включая спички, желая посмотреть на эффект своих действий, поэтому взрослым нужно быть особенно бдительными.

В этом же возрасте значительного прогресса достигают познания дошкольников в отношении свойств предметов. Они четко понимают, что такое цвет, размер, форма предмета, способны отличать не только цвета, но и оттенки, называя их, выделять и группировать предметы по определенным признакам.

С детьми 5-6 лет уже можно целенаправленно заниматься, подготавливая их к школе. Так, например, с ними можно рисовать предметы разных форм, чертить палочки в тетради, линии, как ровные, так и пунктирные, обучать названиям времен года и месяцев.

Стоит обратить внимание на тот факт, что на этом этапе развития более совершенным становится внимание ребенка. Дошкольникам вполне под силу будет справиться с не самым привлекательным для них делом, довести его до конца, соблюдая инструкцию или работая с образцом.

А вот что касается объема памяти, то он остается практически неизменным, несмотря на повышающуюся устойчивость. Чтобы помочь детям запомнить нужную информацию, взрослые могут использовать разные средства, например:

  • яркие карточки;
  • схемы;
  • ассоциации;
  • рисунки или фигурки и пр.

У старших дошкольников основным является наглядно-образное мышление. Именно благодаря ему дети начинают справляться с более трудными задачами, не пользуясь практическими пробами, выстраивают сложные связи. Простые задания, не требующие выстраивания таких связей, в 5-6 лет малыши способны решать в уме.

Еще одно достижение на этом этапе — это развитие способности предвидеть результат своих действий, что позволяет вносить в них своевременные коррективы. Дети четко понимают, какие последствия может повлечь их поступок, поэтому чаще сдерживают себя, не желая получить негативную оценку взрослых.

Особенности развития речи старших дошкольников

В 5-6 лет речь детей достигает высокого уровня развития. Дошкольники правильно ставят ударения, произносят звуки, ориентируясь в первую очередь на речь окружающих их взрослых. Примечательно, что малыши могут замечать в речи не только собственные ошибки, но и в случае необходимости исправлять взрослых, со знанием дела и ответственностью за свои слова.

На шестом году жизни дети отлично управляют интонациями во время пересказа или рассказывания стихов. Малыши стараются сделать свою речь максимально эмоционально окрашенной, меняют тембр голоса и его громкость, «примеряют» на себя роли героев, разговаривая от их имени.

В речи детей появляются синонимы и антонимы, они используют сравнения, многозначные слова. Активный словарь дошкольников стремительно расширяется за счет глаголов, прилагательных и новых имен собственных. Дети не испытывают проблем, выстраивая сложные предложения, склоняя части речи, как в единственном, так и во множественном числах.

Большинство детей к этому возрасту способны придумывать монологи и диалоги (как правило, во время игры), соблюдают основные нормы речевого этикета, умеют с помощью слов передать настроение героев, свое отношение к тому или иному событию, объекту, человеку.

Как работать с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду?

Дети 5-6 лет, посещающие детские дошкольные учреждения, переходят в этом возрасте в группу подготовки к школе. Задача педагогов – помочь детям перейти на новый этап развития, способствуя совершенствованию уже наработанных навыков. Так, например, понимая, что дети в этом возрасте способны запоминать больше информации, чем раньше, на занятиях им можно больше читать, таким образом стимулируя развитие читательских симпатий.

Нормально развивающийся ребенок на 6-м году жизни способен назвать не только свои имя и фамилию, но и контакты родителей, места их работы и адрес дома.

Воспитатели должны понимать, что переход в подготовительную группу для детей сопряжен с определенными психологическими моментами. Дело в том, что в подготовительной группе дети начинают себя ощущать более взрослыми. Задача педагогов — научить их правильно использовать новое положение: не для хвастовства, а для выполнения более сложных заданий, защиты младших.

Самые проверенные мотивы для детей в этом возрасте:

  • мы старшие и научим малышей всему, что умеем сами;
  • воспитатель нуждается в нашей помощи;
  • мы узнаем много нового;
  • мы скоро пойдем в школу.

Такие мотивы заряжают старших дошкольников позитивной энергией, помогают им самоутвердиться в группе, развить новые способности в учебе, творчестве, стать более самостоятельными и инициативными.

Воспитатели должны регулярно разрабатывать ситуации, которые будут стимулировать ребенка использовать собственные навыки и опыт для получения правильного решения, учить детей двигаться к цели, воспитывая волю, преодолевая препятствия, доводить начатое до конца, мыслить креативно.

Воспитательный процесс будет куда более эффективным, если воспитатели будут следовать следующим рекомендациям:

  • позволят детям самостоятельно находить выход из сложной ситуации, мотивируя их;
  • в случае крайней необходимости окажут минимальную помощь, а еще лучше — ограничатся советом;
  • позволят детям принимать самостоятельные решения;
  • поддержат проявление инициативы;
  • будут хвалить за нестандартные идеи;
  • воспитают в детях чувство гордости за успешное завершение начатого дела.

Чтобы дети стали более самостоятельным в 5-6 лет, а значит, более подготовленными к обучению в школе, воспитатель обязательно должен обучить их навыку ставить цель, искать пути для ее достижения и осуществлять задуманное. Чтобы у малышей все получалось, воспитатель может дополнительно использовать вспомогательные средства, например, картинки, карты, схемы.

Творчество в жизни дошкольников

Наивысшая форма проявления самостоятельности дошкольников — это творчество. Очень важно, чтобы в 5-6 лет взрослые не упустили возможность развить в детях интерес и даже любовь к творчеству. Так, в процессе творческой деятельности дети научатся обозначать для себя цель (творческий замысел), искать варианты для ее воплощения и действовать для получения результата (готовой работы).

Чтобы заинтересовать дошкольников музыкой, например, стоит выбирать те произведения, которые смогут вызвать в них знакомые ранее чувства и эмоции. Можно выбрать пьесу, построенную на противостоянии добра и зла, дать послушать детям звуки рассвета или шум лесных зверей, обыгранный с помощью скрипок, виолончелей и фортепиано.

Старшие дошкольники способны слушать музыку внимательно, проникаясь ее содержимым и запоминая наиболее яркие моменты.

Примерно это же можно наблюдать и в изобразительной деятельности. Более совершенная мелкая моторика позволяет дошкольникам лучше справляться с ручкой или кисточкой, вырисовывать более тонкие и изящные линии, не выходить за рамки контура, экспериментировать с тонами и полутонами.

Старших дошкольников можно увлечь лепкой из пластилина или глины. Они намного лучше справятся с заданием, чем еще год назад. Причина та же — ловкие пальцы и терпение. Малыши смогут точно вылепить даже мелкие детали, сгладить неровности, слепить заданную фигуру по образцу.

Более ловкими и уверенными старшие дошкольники становятся и в отношении выполнения аппликаций. Если раньше детям нужно было подготовить шаблоны для наклеивания, то теперь они в состоянии вырезать их по образцу самостоятельно, аккуратно наклеивая в нужном порядке.

В 5-6 лет дети одинаково хорошо работают, как согласно инструкции взрослых, так и проявляя собственный творческий потенциал, беря за основу личные идеи.

В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается воображение. Вместе с тем они четко понимают, чем отличаются реальные события, действия, предметы от вымышленных. Вымышленных персонажей и сценарии дошкольники по большей части используют в игровой деятельности.

Заключение

В заключение отметим, что развитие старших дошкольников — интересный и многоэтапный процесс, который взрослые должны деликатно контролировать, направляя энергию малышей в нужном направлении, советуя, подбадривая, поощряя. Правильный подход в воспитании в этом возрасте поможет вырастить целеустремленных, самостоятельных, инициативных и творческих личностей, способных на сопереживание, умеющих нести ответственность за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Презентация к занятию на тему "Психологические особенности развития детей в период новорожденности и младенчества"

Презентация к занятию на тему "Психологические особенности  развития детей в период новорожденности и младенчества"...

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе. Методические рекомендации по проведению уроков...

Организация предметно-развивающей среды для развития детей раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми м...

«Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании»

В современном обществе высшей ценностью является человек. Воспитание человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование его личных качеств являются одними из важнейших пробле...

Учет особенностей индивидуального развития детей в рамках освоения основной образовательной программы в ДОУ

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы.              Цель: ознакомление педагогов с процедурой...