Организация предметно-развивающей среды для развития детей раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей.
статья на тему
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. Организация развивающей среды должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметно развивающая среда группы | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20 «Ладушки»
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Выступление
«Организация развивающей предметно-пространственной среды
для развития детей раннего возраста
с учётом индивидуальных особенностей»
в рамках кустового методического объединения
«Построение образовательного процесса в ДОУ
на основе поддержки индивидуальности и инициативы детей
в различных видах деятельности»
проведённого на базе МБДОУ № 11 «Искорка»
декабрь 2016 г.
Подготовила: Ярнатовская Татьяна Михайловна
воспитатель
Организация предметно-развивающей среды для развития детей раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей.
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. Организация развивающей среды должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В раннем возрасте таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в нашей группе раннего возраста организована следующим образом:
Красивая ширма для показа представлений, игрушки (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
- уголок сенсорного развития.
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.
- уголок конструирования.
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
- уголок изобразительной деятельности.
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран».
- спортивный уголок.
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают).
- музыкальный уголок.
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
- художественно-речевой уголок.
Яркие картинки, книжки.
- экологический уголок.
Комнатные растения. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей реализовано при помощи следующих видов игр, которые использованы воспитателями в группе раннего возраста:
дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
подвижные игры;
пальчиковые игры;
сюжетное конструирование и др.
Комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста включает в себя такие компоненты как:
планомерное обогащение жизненного опыта детей;
совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Список литературы:
Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
Смирнова Е. Ранний возраст : игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с.22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОСы ПМ.02. Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей для специальности 100116 Парикмахерское искусство
КОСы ПМ.02.Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей для специальности 100116 Парикмахерское искусство...
Доклад "Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов".
Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов....
Методическая разработка по теме "Деловой этикет" и "Индивидуальные особенности личности"
Задания контролируют знания учащихся по пройденным темам: "Деловой этикет" и "Классификация общения"...
«Особенности трудовой деятельности учащихся 7 класса с учетом индивидуальных особенностей».
Одной из важнейших задач коррекционной школы 8го вида является подготовка учащихся к общественно полезной трудовой деятельности. Как и массовая школа, коррекционная школа 8го вида призвана уделя...
"Правила подбора прически с учетом индивидуальных особенностей лица." февраль 2017
Тема: Правила подбора прически с учетом индивидуальных особенностей лица.Цели :Обучающая – обобщить, систематизировать и проверить теоретические знания по теме: «Моделирова...
Статья "ТИМ-моделирование среди детей школьного возраста"
Направление "технология информационного моделирования" активнго развивается в нашей стране, эту тему изучают уже состоявшиеся специалисты, преподают в университетах, но что для школьного воз...
Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа с учётом их индивидуальных особенностей"
Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа с учётом их индивидуальных особенностей"...