Анализ активных методов обучения с точки зрения формирования БУД
учебно-методический материал на тему
Анализ активных методов обучения с точки зрения формирования БУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_bud_v_1.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование БУД в 1-Б классе. Анализ активных методов обучения с точки зрения формирования БУД
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью предполагает получение обучающимися того уровня подготовки, который необходим для их социальной адаптации с учетом степени тяжести дефекта, нарушения познавательных возможностей.
Основная цель реализации Программы формирования БУД состоит в том, чтобы подготовить школьника к самостоятельной жизни в обществе и овладению им доступными видами труда.
Работа по их формированию ведется на всех этапах урока , с использованием активных методов обучения, которые строятся на:
- использовании знаний и опыта обучающихся;
- вовлечении в процесс всех органов чувств;
- использовании различных форм организации работы;
- деятельностном подходе;
- творческом характере обучения;
- практической направленности обучения;
- разных коммуникациях;
-интерактивности;
- игровом действии;
- рефлексии.
Личностные БУД предполагают осознание себя как ученика (одноклассника, члена семьи), включение в процесс обучения на основе интереса.
Коммуникативные БУД включают умения вступать в контакт и работать, слушать, понимать инструкцию, обращаться за помощью, принимать помощь .
Регулятивные БУД обеспечивают успешную работу на любом уроке, предполагают адекватное соблюдение ритуалов школьного поведения, работу с учебными принадлежностями, активное участие в деятельности.
Познавательные БУД – выделение существенных, общих и отличительных свойств предметов, простейшие обобщения, сравнивание . классификация на наглядном материале, чтение, письмо, выполнение арифметических действий в пределах 10.
Формирование БУД реализуется ежедневно в процессе учебной деятельности и внеклассной работы. Активные методы обучения способствуют формированию БУД и применяются на всех этапах урока: помогают эффективно начать урок; работать над новой темой; подвести итоги. Например, упражнение “Поздороваться глазами” помогает положительно настроиться на работу, установить контакт между учениками, учениками и учителем.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча, глазами. Постарайтесь показать, какое у вас настроение.
Сопряженная речь , психологический настрой также способствуют эффективному началу урока. Например, “Сегодня на нашем уроке веселое Солнышко. Оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. А теперь подарите и мне свои улыбки. Мысленно пожелайте себе успехов. А я желаю успехов каждому из вас”. (Личностные коммуникативные БУД). “Ты проверь скорей дружок , ты готов начать урок? Все ли у тебя в порядке: ручка, книжки и тетрадки?” (Регулятивные, личностные БУД).
Ведущей деятельностью обучающихся является игровая. В ходе игр формируется мотивация, развивается интерес и положительное отношение к работе на уроке. Ребята учатся помогать друг другу, взаимодействовать. Игровой материал помогает организовать смену видов деятельности, что поддерживает работоспособность учащихся (Игрушка – гость, сказочный персонаж, дидактические игры). (Личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные БУД).
Уровневая дифференциация позволяет создать для каждого обучающегося ситуацию гарантированного успеха. Это разноуровневые задания, карточки (например, при изучении чисел первого десятка можно раскрасить цифру, прописать по контуру, по образцу; показать цифру, назвать цифру, отсчитать нужное количество предметов). Это помогает получить положительные эмоции от выполненной работы (Познавательные, регулятивные БУД).
Метод проекта развивает познавательный интерес, связывает с жизнью (проект “Помоги птицам зимой”, “Я покупатель”) – познавательные БУД, личностные, коммуникативные.
Проблемная ситуация создается под руководством учителя с помощью активирующих действий, вопросов. Важно, чтобы решение проблемы было в “зоне ближайшего развития” (например , метод “Верные – неверные утверждения : предлагается несколько утверждений по еще не изученной теме” (Познавательные, коммуникативные, регулятивные БУД).
ИКТ развивают познавательную активность, повышают учебную мотивацию. Важно, чтобы наглядность была доступной для обучающихся. Кроме того, схемы, опорные таблицы, карточки успешно используются в работе по формированию БУД (Познавательные, личностные БУД).
Работа в парах , группах формирует умение взаимодействовать, сотрудничать (Тема “Части тела человека”, тема “Звук и буква М” – составление слогов в парах, их чтение) (Личностные, коммуникативные, регулятивные БУД).
Большое внимание уделяется рефлексии (Личностные , коммуникативные, регулятивные БУД), предполагает осознание всех компонентов учебной деятельности.
Вся работа по формированию БУД ведется с опорой на здоровьесберегающие технологии. Здесь важным является метод релаксации. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы активно расслабиться, восстановить энергию (Метод “4 стихии”: земля, вода, воздух огонь. Земля – присесть, вода – плавательные движения, воздух – встать на носочки, поднять руки вверх, огонь – вращать руками).
Овладение БУД происходит на всех уроках. Например:
Речевая практика , тема “Здравствуй, школа!, Наши имена. Обращение “Ты”, “Вы”, по имени, по имени и отчеству, по фамилии” 06.09.. “Обращение с просьбой. Формула “Пожалуйста”. Моделирование диалогов по образцу” 11.04 – Формирование личностных, коммуникативных БУД.
Мир природы и человека:
“Школьное здание. Классы, коридоры, столовая, зал” – 05.09.
“Учебные вещи , их назначение , бережное отношение к ним”. 12.09
“Класс, порядок в классе. Правила поведения на уроке и перемене” – регулятивные, личностные БУД
Математика, русский язык, чтение – изучение чисел от 1 до 10, звуков и букв – познавательные, регулятивные БУД.
Несмотря на систематическое использование различных активных методов обучения (или их элементов , доступных обучающимся) на всех этапах уроков БУД формируются медленно, результат нестабильный, что обусловлено составом учащихся класса, их индивидуальными особенностями.
Учащиеся знают свой класс, под руководством педагогов ориентируются в школе (актовый зал, спортивный зал, библиотека, столовая). Передвигаются по школе не всегда организованно, не осознают инструкцию Макаров И., Соломатин А. (нуждаются в сопровождении учителя ). Пузанков И. в силу психофизического состояния может убежать, спрятаться.
- знают (показывают, но часто не могут назвать) имена учителей, воспитателя, одноклассников, однако, затрудняются при обращении с просьбой, выражении своих желаний.
- не все могут включиться в работу, интерес кратковременный, истощаемы.
Формирование БУД находится в начальной стадии. Наиболее несформированы БУД у Макарова И., Соломатина А., Шевелева Р., Шевелевой К. Все обучающиеся нуждаются в дополнительном педагогическом и психологическом сопровождении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»
Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...
Презентация для студентов педагогических колледжей по методике преподавания литературы в основной школе:" Активные методы обучения-методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся"
К активным методам обучения относятся: "Диспут", "Дискуссия по переписке", "Аквариум", "Молчаливая дискуссия" и т.д....
Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения
Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ФЕЛЬДШЕРА ФАПа
Профессиональная деятельность фельдшера зависит от многих факторов, в том числе от качества мышления, однако именно эта сторона мышления выпускников медицинского колледжа требует больше внимания. А ве...
Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"
Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...