Разработка урока русского языка по теме: «Ведение дискуссии на заданную тему»
методическая разработка

Cильченко Алена Александровна

Урок , проведенный с опорой на данную работу поможет студентам развить творческие, коммуникативные, аналитические способности, а также научит обучающихся отставивать свою позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:


Разработка урока

русского языка

по теме: «Ведение дискуссии на заданную тему»

Методы: поисково-творческий метод обучения.

Тип учебного занятия: семинарское занятие по русскому языку в форме дискуссии.

Формы работы: фронтальная, групповая работа с элементами деловой игры «аквариум».

УМК: учебник (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченков. – М., Просвещение, 2013), методические указания авторов учебника (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.; Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стиль речи». – М.; Просвещение 2012), программа по русскому языку (из методических рекомендаций).

Дидактическое сопровождение: презентация по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором, набор напечатанного раздаточного материала.

«Ведение дискуссии на заданную тему».

Семинарское занятие по русскому языку.

Цели: 1) обогащать учащихся новыми знаниями, приобщать к анализу конкретных ситуаций;

           2) способствовать формированию взглядов и убеждений;

     3) развивать творческие, коммуникативные, аналитические способности, познавательную активность;

           4) учить отстаивать свою позицию, вести полемику;

           5) воспитывать гражданскую позицию;

Количество часов: 2 учебных часа

Форма проведения занятия: групповая работа с элементами игры «аквариум».

1.Введение в учебную деятельность. (10 мин.)

– подготовка обучаемых.

Задача: настроиться на устную групповую работу.

а) уточнить порядок и правила проведения дискуссии.

Правила проведения дискуссии

- нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону;

- краткость и ясность выражения мысли;

- недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;

- недопустимость повтора сказанного другими участниками;

- стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения.

Порядок проведения дискуссии

- внимательно прочитать текст, на основе которого будет проведена дискуссия;

- коллективно, в группе, провести обсуждение поднятой проблемы;

- выдвинуть от каждой группы выступающего, который постарается отстоять общую точку зрения;

- корректно задавать вопросы, делать дополнения;

- общими усилиями прийти к решению проблемы.

б) создать рабочие группы: вся учебная группа должна быть разделена на несколько подгрупп, 3 подгруппы – «черепахи», «рыбы», «водоросли» - сидят в центре класса по кругу – в «аквариуме», их ситуационная задача: активно участвовать в дискуссии на определенную предложенную тему. 4 подгруппа – «ловцы жемчуга» - сидит вокруг «аквариума», их ситуационная задача: внимательно наблюдать за ходом дискуссии (каждый «ловец жемчуга» наблюдает за 1-2 учениками), анализировать сложившуюся ситуацию.

Критерии оценивания ответов

- активность участников;

- характер и актуальность высказанных идей;

- обсуждена ли проблема всесторонне;

- возможны ли добавления, исправления, новые мысли-идеи.

5 подгруппа – учитель и гости семинара – «эксперты-аналитики» комментируют действия и мысли-идеи всех подгрупп, высказывают свое мнение об эффективности дискуссии.

2. Создание учебной ситуации.

-формулирование проблемы, разъяснение требований к ее решению (10 мин.)

Задача: сориентировать на предмет предстоящего разговора.

Всем подгруппам раздаются отпечатанные тексты, текст читается учителем вслух, внимание обращается на ключевые слова, проводится работа с трудной для восприятия лексикой, определяется тема и основная мысль текста.

Образец текста для разбора

       …Одно дело – официальная речь, а другое – разговор с глазу на глаз. «Чувство соразмерности и сообразности» играет и здесь решающую роль: им определяется стиль нашей речи.

       «О том, что принято и не принято в языке, имеет право судить стилистика, - говорит Лев Успенский. – Стилистика – сложная и тонкая отрасль знания, стоящая на грани науки и искусства. Она (я говорю о стилистике разговорного языка) требует не только знаний, но и чутья. Зачастую её рецепты, годящиеся для одного стиля речи, неприменимы для другого».

       И Лев Успенский приводит очень рельефный пример: «Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, только педант найдёт недопустимой реплику:

       - Опять ты пару хватанул? Эх ты! То пара, то кол… Срежешься на экзамене, и выставят из школы.

        Но если вы увидите, - продолжал писатель, - письмо директора родителям, где говорится: «Уважаемые товарищи! Поскольку ваш сын опять хватанул пару, а в табеле у него то пара, то кол, он непременно срежется на экзамене, и я буду вынужден выставить его из школы», вы решите, что директор по меньшей мере странный человек.

       Слова и там и тут одинаковые, все они значатся в наших словарях, содержание сказанного одно и то же. Всё правильно, но в одном случае так говорить принято, а в другом – не принято. Стилистически неуместно».

Работа по тексту

а) лексическое значение некоторых слов из текста:

Педант -  (фр. pedant – букв. педагог, учитель). Человек, отличающийся чрезмерной аккуратностью, строгостью в соблюдении формальных требований, правил и нередко не учитывающий сути дела, содержания; формалист.

Чутье – 2. перен. Способность понимать, ценить что-нибудь, разбираться в чем-нибудь.

Рельефный (пример)  перен. Отчетливый, выразительный.

Реплика – ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.

Соразмерный – 1. соответствующий какой-нибудь мере, соответственный чему-нибудь; 2. правильный в соотношении своих размеров, частей, в своем строении, пропорциональный.

Сообразный – согласующийся с чем-нибудь, соответствующий чему-нибудь.

б) ключевые слова по тексту:

официальная речь, тонкая отрасль знаний, на грани науки и искусства, чувство соразмерности и сообразности, стилистически неуместно, недопустимая реплика, зачастую.

в) определение темы текста (о чем текст?): о том, что принято и не принято в языке.

г) определение основной мысли текста (зачем текст написан, что хотел сказать автор текста?): чувство соразмерности и сообразности необходимо как в официальной речи, так и в разговоре с глазу на глаз.

д) формулирование проблемы

- Какую проблему поднимает автор данного текста? (Неумение современных людей говорить красиво и правильно, отсутствие у многих языкового чутья.)

 - выдвижение предложений по решению проблемы (10 мин.)

Задача: сформулировать вопросы для обсуждения по объявленной проблеме, выдвинуть предложения по решению проблемы (учитель фиксирует все предложения на доске).

Над какими вопросами в связи с прочитанным можно порассуждать? (Так ли актуально понятие языкового чутья? Нужна ли в современной действительности правильная и красивая речь? Нужна ли мера в разговоре с глазу на глаз? Что такое чувство соразмерности и сообразности?)

 – групповая работа над ситуацией (20 мин.)

Задача: за определенное отведенное время (10-15 минут) обсудить в подгруппе вопросы по проблеме, в ходе обмена мнениями найти оптимальные ответы, подгруппе «зрителей» внимательно наблюдать за ходом обсуждения и фиксировать самые интересные, с их точки зрения, моменты.

 – групповая дискуссия (20 мин.)

Задача: а) от каждой подгруппы выступает один представитель и обосновывает свой ответ, «зрители» фиксируют ответы;

                б) обсуждение – представители каждой подгруппы имеют возможность обсудить точки зрения предыдущих подгрупп, сопоставить их со своим вариантом решения проблемы, внести дополнения;

                 в) выступление подгруппы «зрителей» со своими замечаниями и предложениями по поводу формы и содержания проведенной дискуссии;

                 г) определение наиболее оптимального решения проблемы.

3.Обеспечение учебной рефлексии. (10)

 этапы работы на семинаре и проанализировать: что удалось и что не удалось выполнить, какие элементы урока были более запоминающимися и выигрышными, что удалось понять благодаря проведенной работе; учитель и эксперты высказывают свое мнение об эффективности дискуссии.

4. Обеспечение контроля за деятельностью учащихся.

– Оценка результата по определенной шкале. (5 мин.)

-домашнее задание (5 мин.)

Задача: закрепить полученные знания и представить письменное рассуждение по представленной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка с использованием ЭОР в 7 классе. Тема:" Традиции, праздники и обычаи Великобритании "

Урок проводим в 7 классе по теме " Традиции, праздники и обычаи Великобритании" Я работаю по УМК : » Новый курс английского языка для российских школ» 3-й год обучения ( авт. О.В. Афанасьева, И. ...

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Предложение".

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Предложение"....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Простое предложение"

Урок входит в изучение раздела "Синтаксис и пунктуация". Закрепляет тему "Словосочетание". Подготавливает к изучению темы "Простое осложненное прдложение". Может быть исп...

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Правописание –тся и –ться в глаголах(разработка урока русского языка )

Цели урока:обучающая: ознакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;развивающая: развивать умение самостоятельно находить в с...

Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...

Методическая разработка урока русского языка "Функциональные разновидности русского литературного языка"

Тема  урока: Функциональные разновидности русского литературного языка. Публицистический стильЦели урока:Пополнить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка;развитие образ...