Методическая разработка "Лексика русского языка" 10 - 11 класс
методическая разработка по теме

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
 
Методическое обоснование темы
 
Открытый урок - «Лексика русского языка» - это завершающее занятие в разделе «Лексика» по предмету русский язык на 1 курсе по специальности СПО 030912  «Право и организация социального обеспечения». В процессе повторения и систематизации материала осуществляется проверка знаний и умений употребления в речи  таких понятий, как лексическое значение слова, прямое и переносное значение, сфера употребления, лексическая сочетаемость, иноязычные слова, синонимы, антонимы,  паронимы, фразеологические обороты, а  также выявляются взаимосвязи разделов русского языка.
 
Методические рекомендации по проведению урока
 
1. Придите в класс, где будет проходить урок, за 2-3 минуты до его начала.
2. Осмотрите класс, убедитесь, что все готово к уроку: каково санитарное состояние класса, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, на месте ли наглядные пособия? Не превращайте этот элемент урока в пустую формальность.
3. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока.
4. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Это можно сделать до урока. 
5. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучит учащихся к мысли, что невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Сделайте так, чтобы каждый ученик с начала урока и  до его конца  был занят делом, не остался без работы.
6. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, следите, все ли ученики способны работать в заданном темпе, помогите  слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого неустойчивое внимание, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
7. Обращайтесь немного чаще с вопросами к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
8. Не допускайте вопросов учащимся, требующих хоровых ответов.
9. Мотивируя оценки, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер, дайте указания ученику, над чем ему надо работать на уроке или после урока. Проверьте, понял ли он ваши указания; проверьте, как они будут выполнены. Это приучит к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
10. Объективно оценивайте знания ученика. Прекращайте урок со звонком. Продолжение урока на перемене недопустимо. Это приводит к неоправданному утомлению детей и нарушению дисциплины.
11. Держите на уроке себя с достоинством, серьезно, не допускайте ненужных шуток и острот.
12. Ведите себя спокойно, не нервничайте, не возбуждайте класс резкими замечаниями или окриками. Для поддержания дисциплины отдельных учащихся достаточно пристального взгляда учителя или спокойного замечания без раздражения и без повышения голоса. Помните, лучшее замечание ученику – это замечание без слов: недоуменный или удивленный взгляд, пауза в рассказе. 
13. Во время урока стойте лицом к классу, чтобы ученики видели и осознавали, что они всегда находятся под наблюдением учителя. Это обеспечивает необходимый деловой контакт между учителем и классом.
14. Не делайте общих замечаний, на них никто, как правило, не реагирует. Замечания должны быть адресованы конкретным нарушителям дисциплины. Не делайте частых замечаний, к ним учащиеся адаптируются. Лучше смените вид  деятельности на уроке, например, дайте какое-нибудь самостоятельное задание, а в это время скорректируйте свою дальнейшую работу на уроке.
15. Не допускайте неловких и смешных поз, не расхаживайте непрерывно перед классом, не поворачивайтесь спиной к классу, когда пользуетесь  доской или наглядным пособием.
16. Излагая содержание материала, не отводите своего взгляда в сторону, а внимательно смотрите на учеников, наблюдая за их работой и поведением.
17. Ведите преподавание культурно – всегда пользуйтесь указкой, не стирайте с доски мел рукой и следите  за тем, чтобы ученики тоже не вытирали доску руками. Своим поведением и внешним видом учитель должен служить примером для учеников. Будьте всегда опрятны, скромно и строго одеты.
18. Не допускайте фамильярности во взаимоотношениях с учениками, стремитесь к установлению взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.
19. Следите за своими действиями и старайтесь не допускать ошибок, а если сделали ошибку, то не стыдитесь сознаться в этом и немедленно исправьте ее.
20. Не оставляйте без реагирования ни одного нарушения дисциплины. Продуманно подходите к выбору и принятию мер по каждому проступку ученика с учетом характера нарушения, обстоятельств, его породивших, и индивидуальных особенностей ученика. Нельзя делать замечания безразличным тоном или небрежно.
21. Умейте придавать голосу нужные интонации. 
22. Урок длится 40-45 минут и требует от учителя большого нервного напряжения в течение всего времени. В связи с этим, необходимо предусмотреть на уроке небольшие паузы, позволяющие учителю сосредоточиться на дальнейших этапах урока. Но на уроке пауза для учителя может быть только в период самостоятельной работы учащихся. Поэтому желательно такие задания предусматривать. 
23. Для укрепления дисциплины желательно продумывать задания учащимся, заставляющие их «браться за ручку» и делать записи  в тетрадях.  В эти моменты ученик сосредотачивает внимание на содержании урока.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chubarykh_t.e.doc110.1 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_1.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

преподавателя русского языка

ГБОУ СО  СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

Чубарых Татьяны Евгеньевны

заочный тур областного конкурса

«Профи XXI век»

(для молодых специалистов системы НПО/СПО)


АННОТАЦИЯ

Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка   специальности  030912   «Право и организация социального обеспечения» (гуманитарный профиль подготовки).

Открытый урок - «Лексика русского языка как система» - это завершающее занятие в разделе «Лексика». В процессе повторения и систематизации материала осуществляется проверка знаний и умений употребления в речи  таких понятий, как лексическое значение слова, прямое и переносное значение, сфера употребления, лексическая сочетаемость, иноязычные слова, синонимы, антонимы,  паронимы, фразеологические обороты, а  также выявляются взаимосвязи разделов русского языка.

В данной разработке используются дидактические демонстрационные и раздаточные  печатные материалы, мультимедийные средства, интерактивная доска, анимационные образы для организации игровой формы занятия, презентация «Лексика», словесное сопровождение.

Методическая разработка рекомендуется для использования учителями общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также преподавателями русского языка системы  СПО.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..……….4

Методическое обоснование темы…………………………………………….….7

Методические рекомендации по проведению урока…………………….…….7

Методическая разработка открытого урока……………………………..….....10

Технологическая карта урока………………………………………………….. 28

Дидактический материал к уроку………………………………………...…....30

Список литературы (источников) для учащихся………………………...……41

Список литературы  для педагогов…………………………………….......…..41

Самоанализ урока………………………………………………………………..42

Список литературы………………………………………………………….......44

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык в системе СПО является дисциплиной общеобразовательной подготовки. Содержание дисциплины  охватывает широкую область знаний об окружающем мире и  законах  языковых коммуникаций. Целью изучения является приобретение практических  умений:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

-принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме.

Информационный компонент

В настоящее время нельзя представить себе жизнь без таких сфер жизнедеятельности человека, как русский язык и культура делового общения. За многолетнюю историю языка произошло обогащение его лексического состава, что привело  к  необходимости более глубокого изучения данного раздела в курсе русского языка.
  Термин лексика (гр. lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Он  используется также и в более узких значениях: для определения совокупности слов, употребляемых в той или иной функциональной разновидности языка,  в отдельном произведении писателя и даже одного человека.

Лексикологией (гр. lexis - слово + logos - учение) называется раздел науки о языке, изучающий лексику. Лексикология может быть описательной, или синхронической (гр. syn - вместе + chronos - время), тогда она исследует словарный состав языка в его современном состоянии, и исторической, или диахронической (гр. dia - через + chronos - время), тогда ее предметом является развитие лексики данного языка.

В задачи лексикологии входит изучение значений слов, их стилистической характеристики, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации. Объектом рассмотрения в этом разделе курса современного русского языка является слово как таковое. Слово находится в поле зрения и других разделов курса.

Содержательный компонент

Лексическая система русского языка

 Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов.

Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от его общей номинативной системы. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.  

В лексической системе языка выделяют группы слов, связанных общностью (или противоположностью) значения; сходных (или противопоставленных) по стилистическим свойствам; объединенных общим типом словообразования; связанных общностью происхождения, особенностями функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики и т. д. Системные связи охватывают и целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, например, значение предметности, признака, действия и под.).

  • Простейшими из них являются пары слов, связанные противоположностью значений, т. е. антонимы.
  • Одно и то же слово, характеризуемое по различным признакам, может быть отнесено к нескольким сочетаниям, тогда речь идет о понятии омонимии.
  • Более сложные микросистемы состоят из слов, группируемых на основании сходства значений. Они образуют синонимические ряды,
  • Одним из проявлений системных отношений слов является их способность соединяться друг с другом. Сочетаемость слов определяется их предметно-смысловыми связями, грамматическими свойствами, лексическими особенностями, где в первую очередь играет роль прямое и переносное значение слов.
  • Различающиеся оттенками значений родственные слова образуют ряды паронимов, из которых складываются словосочетания.

 Разнообразные тематические группы с иерархией единиц, сопоставленных как видовые и родовые. Наконец, наиболее крупные семантические объединения слов вливаются в обширные лексико-грамматические классы - части речи.

   Таким образом, все  слова русского языка входят в его лексическую систему.
         Исконно русский характер какого-либо слова объединяет его с другими словами по происхождению. Объединение слов может быть основано на денотативных связях (лат. denotare - обозначать), поскольку все слова обозначают то или иное понятие. Обозначаемые словами понятия, предметы (или денотаты) сами подсказывают их группировку.
Таким образом, изучение лексической системы языка раскрывает многомерную и разнообразную жизнь слов. В их системных связях запечатлелась история языка и самого народа. Развитие и взаимодействие значений слова и отношения его с другими словами заслуживают самого серьезного изучения. Оно может проводиться в нескольких направлениях.

Методический компонент

Методические советы к самостоятельной работе при подготовке к уроку

Перед проведением завершающего урока необходимо:

1) ознакомить детей с основными лексическими понятиями и историческими и межъязыковыми процессами,

2) представить систему лексических единиц,

3)осуществить лингвистический  тренинг, подбор лексических единиц.

        Для проведения занятия

1)предусмотреть в уроке использование приемов работы по формированию УУД

2)смоделировать структуру занятия с учетом компетентностно-деятельностного подхода

3)подготовить и проверить все используемое на уроке оборудование,

4)организовать инструктаж по охране труда и соблюдению техники безопасности,

5)подобрать упражнения здоровьесберегающего характера,

Данный урок проводился для студентов первого курса на базе 9 классов (возраст 15-16 лет).

Условия для проведения – кабинет русского языка, интерактивная доска, компьютер, проектор, экран,  программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint), презентация «Лексика русского языка как наука».


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методическое обоснование темы

Открытый урок - «Лексика русского языка» - это завершающее занятие в разделе «Лексика» по предмету русский язык на 1 курсе по специальности СПО 030912  «Право и организация социального обеспечения». В процессе повторения и систематизации материала осуществляется проверка знаний и умений употребления в речи  таких понятий, как лексическое значение слова, прямое и переносное значение, сфера употребления, лексическая сочетаемость, иноязычные слова, синонимы, антонимы,  паронимы, фразеологические обороты, а  также выявляются взаимосвязи разделов русского языка.

Методические рекомендации по проведению урока

  1. Придите в класс, где будет проходить урок, за 2-3 минуты до его начала.
  2. Осмотрите класс, убедитесь, что все готово к уроку: каково санитарное состояние класса, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, на месте ли наглядные пособия? Не превращайте этот элемент урока в пустую формальность.
  3. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока.
  4. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Это можно сделать до урока.
  5. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучит учащихся к мысли, что невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Сделайте так, чтобы каждый ученик с начала урока и  до его конца  был занят делом, не остался без работы.
  6. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, следите, все ли ученики способны работать в заданном темпе, помогите  слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого неустойчивое внимание, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  7. Обращайтесь немного чаще с вопросами к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
  8. Не допускайте вопросов учащимся, требующих хоровых ответов.
  9. Мотивируя оценки, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер, дайте указания ученику, над чем ему надо работать на уроке или после урока. Проверьте, понял ли он ваши указания; проверьте, как они будут выполнены. Это приучит к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  10. Объективно оценивайте знания ученика. Прекращайте урок со звонком. Продолжение урока на перемене недопустимо. Это приводит к неоправданному утомлению детей и нарушению дисциплины.
  11. Держите на уроке себя с достоинством, серьезно, не допускайте ненужных шуток и острот.
  12. Ведите себя спокойно, не нервничайте, не возбуждайте класс резкими замечаниями или окриками. Для поддержания дисциплины отдельных учащихся достаточно пристального взгляда учителя или спокойного замечания без раздражения и без повышения голоса. Помните, лучшее замечание ученику – это замечание без слов: недоуменный или удивленный взгляд, пауза в рассказе.
  13. Во время урока стойте лицом к классу, чтобы ученики видели и осознавали, что они всегда находятся под наблюдением учителя. Это обеспечивает необходимый деловой контакт между учителем и классом.
  14. Не делайте общих замечаний, на них никто, как правило, не реагирует. Замечания должны быть адресованы конкретным нарушителям дисциплины. Не делайте частых замечаний, к ним учащиеся адаптируются. Лучше смените вид  деятельности на уроке, например, дайте какое-нибудь самостоятельное задание, а в это время скорректируйте свою дальнейшую работу на уроке.
  15. Не допускайте неловких и смешных поз, не расхаживайте непрерывно перед классом, не поворачивайтесь спиной к классу, когда пользуетесь  доской или наглядным пособием.
  16. Излагая содержание материала, не отводите своего взгляда в сторону, а внимательно смотрите на учеников, наблюдая за их работой и поведением.
  17. Ведите преподавание культурно – всегда пользуйтесь указкой, не стирайте с доски мел рукой и следите  за тем, чтобы ученики тоже не вытирали доску руками. Своим поведением и внешним видом учитель должен служить примером для учеников. Будьте всегда опрятны, скромно и строго одеты.
  18. Не допускайте фамильярности во взаимоотношениях с учениками, стремитесь к установлению взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.
  19. Следите за своими действиями и старайтесь не допускать ошибок, а если сделали ошибку, то не стыдитесь сознаться в этом и немедленно исправьте ее.
  20. Не оставляйте без реагирования ни одного нарушения дисциплины. Продуманно подходите к выбору и принятию мер по каждому проступку ученика с учетом характера нарушения, обстоятельств, его породивших, и индивидуальных особенностей ученика. Нельзя делать замечания безразличным тоном или небрежно.
  21. Умейте придавать голосу нужные интонации.
  22. Урок длится 40-45 минут и требует от учителя большого нервного напряжения в течение всего времени. В связи с этим, необходимо предусмотреть на уроке небольшие паузы, позволяющие учителю сосредоточиться на дальнейших этапах урока. Но на уроке пауза для учителя может быть только в период самостоятельной работы учащихся. Поэтому желательно такие задания предусматривать.
  23. Для укрепления дисциплины желательно продумывать задания учащимся, заставляющие их «браться за ручку» и делать записи  в тетрадях.  В эти моменты ученик сосредотачивает внимание на содержании урока.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА  

Конспект урока

Тема открытого урока: Лексика русского языка как система

Продолжительность: 45 мин

Тип урока: Урок общения, систематизации и закрепления знаний

Вид урока: практический

Цель методическая: создание условий для формирования умений переноса теоретических знаний и умений в новые ситуации

Цели урока:

  • Систематизировать знания студентов о лексике русского языка;
  • развивать познавательные интересы и навыки аналитико-синтетической работы студентов путем формирования умений работать в коллективе и команде, взаимодействовать с партнерами.
  • Воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.

Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, экран,  программа просмотра презентаций (MicrosoftOfficePowerPoint).

Межпредметные связи: иностранный язык, информатика и ИКТ.

Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия»,  «Грамматика», «Фонетика».

Этап учебного занятия, содержание

Время

Цель

Компетенции

Методы (по Лернеру И.Я.))

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I.Организационный момент

Приветствие преподавателя

3 мин

Организовать  учащихся для повторения знаний

 

 

 

Студенты должны знать значение слова 

 Студенты должны уметь подбирать прилагательные, характеризующие определенное слово

Эвристический

коллективная 

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

 Приветствие студентов, проверка отсутствующих на уроке

Студенты приветствуют педагога. 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

ІІ.        Мотивация учебной деятельности

3 мин

Мотивировать учащихся на работу по обобщению ранее полученных

знаний, используя решение проблемной ситуации

Студенты

должны знать      лексическое значение слов, а также определение таких языковых понятий, как омонимы, омографы, орфоэпия, лексика

Студенты должны уметь применять навыки постановки ударения в словах, опираясь на орфоэпические правила.

Репродуктивный, эвристический

Фронтальная, индивидуальная

Слайды №01 - 03

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Решение ситуационной задачи по данной теме.

- Чтобы у вас не возникало ситуаций по использованию в речи слов в неправильном значении, мы решим задачу

Работа с подготовленной презентацией:

- Посмотрите на экран. На слайде представлены слова и задание к ним.

- Определите в каком слове, верно, выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Слова: ледник, парить, рефлекторный, наголо, видение, проклятый, хоры, языковая.

(Предполагаемый ответ: Произношение данных слов зависит от контекста).

- Как называются подобные слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению?

(Предполагаемый ответ: Разновидность омонимии – омографы).

-Выполнение данного задания позволило нам убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их.

(Предполагаемый ответ: Орфоэпия и лексика).

Как вы думаете, чему же будет посвящен наш сегодняшний урок?

Студенты выполняют практическое задание.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

ІІІ. Сообщение темы, цели задач урока

3мин

Предположить тему и цели урока

Студенты должны знать требования к формулировке темы

Студенты должны уметь комментировать высказывание

Репродуктивный, эвристический

коллективная

Слайды № 04-09

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Сообщение преподавателем темы и целей урока.

- Сегодня наш урок посвящен теме «Лексика русского языка». Он поможет вам не только обобщить и систематизировать свои знания по теме, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, сформировать компетенции в области языка.

 

- Эпиграфом сегодняшнего урока взяла слова Кристиана Фридриха Геббеля: «Повторное чтение уже прочитанных книг – самый надежный пробный камень образованности.»

 - Как вы понимаете эти слова, и почему они являются эпиграфом к нашему уроку.

 - А сейчас составим акростих

Л –

Е –

К –

С –

И –

К –

А -

Студенты записывают тему урока и объясняют значение эпиграфа

Студенты составляют акростих на заданную тематику

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

.IV.Актуализация опорных знаний студентов

3 мин

Формировать компетенции в области орфоэпии

Студенты должны знать орфоэпических норм

Студенты должны уметь правильно определять ударение

Репродуктивный, эвристический

Групповая, индивидуальная

Слайд №10 - 13

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Инструктаж студентов по работе на уроке.

-Сегодня наш урок пройдет в нетрадиционной форме, и будет носить продуктивный характер. Для начала разделимся на 3 команды. Каждая команда выполняет свои задания. За правильно выполненные задания она получает буквы, из которых в конце урока соберется фамилия выдающего лингвиста.

-В процессе урока вы также можете выполнить индивидуальные задания, с целью повышения рейтингового балла.

       

- Первое задание - словарная работа, с помощью которой вы пополните свой лексический запас. На интерактивной доске написаны слова. Их нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения.

1к.Торты, граждане, гражданин, гражданство, характерный, разнохарактерный.

2к. Развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит.

3к. Банты, мускулистый, возрастной, великовозрастный, закупорить, черпать.

Работа в тетрадях.

(Проверка  ранее полученных знаний:

1к. ТОрты, грАждане, гражданИн, граждАнство, характеЕный, разнохарАктерный,

2к. РазвитОй, мАлоразвитый, бальзамИровать, грУшевый, слИвовый, позвонИт.

3к. БАнты, мУскулистый, возрастнОй, великовОзрастный, закУпорить, чЕрпать).

(Слайд - №10)

- Следующее задание. Раскройте лексическое значение слов, увиденных на экране.

1 команда: Деликатный

2 команда: Имманентный

3 команда: Лояльный

(Слайд - № 11– 14)

Проверка ранее полученных знаний

(Деликатный – 1)вежливый, мягкий в обращении, 2)затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения. (деликатный человек)

Имманентный – присущий природе самого предмета, внутренний (имманентная причина)

Лояльный – держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального, как бы безразличного отношения к кому-нибудь, чему-нибудь (соблюдать лояльность).

Студенты группами в тетрадях выполняют практические задания разного характера: постановка ударений, определение лексического значения слов.

Работа студенов с интерактивной доской по устной проверке с применением слайдов презентации.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности

4 мин

Развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности в ходе урока

Студенты

должны знать  определение таких понятий, как синимы, паронимы, антонимы

Студенты должны уметь приводить пары в соответствие,  ясно и четко излагать свою позицию

Репродуктивный, эвристический

групповая, индивидуальная

Слайд №14

Деятельность учителя

Деятельность студентов

Следующее задание «Установи соответствие»

Необходимо соединить пары слов по группам

1 группа парами подбирает синонимы

1.Надежда

2. Изумительный.

 3. Лаконичный.

4. грациозный.

5. Любезность.

 6. Неотъемлемый.

7. Лживый.

8. Факультативный.

9. Мистический.

10. Спокойный.

11. Блестеть.

12. Альманах.

а)Краткий.

б) Необязательный

в)Упование.

г) Неотделимый.

д)Комплимент.

е) Восхитительный.

ж) Сиять.

з). Невозмутимый.

и). Неискренний.

к). Сборник.

л). Сверхъестественный.

м) изящный

(Проверка: 1-в, 2 – е, 3 – а, 4 – м, 5 – д, 6 – г, 7 – и, 8 – б, 9 – л, 10 – з, 11 – ж, 12 – к)

2 группа сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный.

2. Активно.

3. Ничтожный.

4. Вечность.

5. Вперед.

 6. Всегда.

 7. Высоко.

8. Завышать.

9. Круто.

10. Твердый.

11. Нужда.

12. Подлинный.

а). Мгновение.

б). Пассивно.

в). Поддельный.

г). Великий.

д). Назад.

е). Никогда.

ж). Занижать.

з). Полого.

и). Мягкий.

к). Достаток.

л). Скрытый.

м). Низко.

(Проверка: 1-л, 2-б, 3-г, 4-а, 5-д, 6-е, 7-м, 8-ж, 9-з, 10-и, 11-к, 12-в)

3 группа сгруппируйте парами паронимы

1.Тема.

2.Лирический.  

3.Ласкательный.

 4.Желанный.

5.Гневливый.

6.Обидный.

7.Главный.

 8.Будний.

 9.Гадкий.

10.Гарантиный. 11.Абонемент.

12.Воспоминание.

а).Гарантированный. б).Желательный.

в). Тематика.

 г).Обидчивый.

д). Лиричный. е).Напоминание.

ж).Абонент.

з).Будничный.

и).Гадливый,

к). Ласковый.

л).Заглавный.

м). Гневный

(Проверка: 1-в, 2-д, 3-к, 4-б, 5-м, 6-г, 7-л, 8-з, 9-и, 10-а, 11-ж, 12-е)

Студенты на раздаточном дидактическом материале выполняют задание на соответствие.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V. Практическая часть работы

25 мин

Проконтролировать степень усвоения знаний, умений, навыков, входящих в содержание и тему урока

Студенты должны знать понятия: «синквейн», антонимы, синонимы, паронимы

Студенты должны уметь составлять «синквейн», определять верное лексическое значение слов, распознавать сферу употребления слов, уметь составлять устойчивые сочетания

Репродуктивный эвристический

Коллективная, индивидуальная

Слайды №15-24

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

(Слайды №15-19)

Следующее задание «Составление синквейна»

А сейчас вас ждет необычное задание под названием «Синквейн».

Дидактический синквейн (от фр. cinquains, Шаблон:Ang-en) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. ффективный метод развития образной речи,

 Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Каждая команда составляет описание понятия используя прием «Синквейн»

1группа «синоним»,

2 группа «пароним»,

3 группа «антоним»

Чтение синквейнов вслух.

(Примеры:

Синоним

1.Значение

2.Схожее, близкое

3.Подбирают, совпадают, служат

4.Позволяют избегать однообразие речи

5.Слова

Пароним

1.Смысл

2.Корневые, аффиксальные, этимологические

3.Обогащают, выступают, не совпадают

4.Часто используются в каламбурах

5.Однокоренные

Антоним

1.Против

2.Противоположное, противопоставительное

3.Имеют, разделяются, выражаются

4.Часто встречаются в пословицах

5.правда-ложь)

5 задание «Укажи неверное значение слова»

1 группа:

1. фат - щеголь, любящий рисоваться, пустой человек.

2. трактат - научное сочинение.

3. монополия - игра.

4. провоцировать - вызвать на какие-либо действия путём провокации.

2 группа

1. увенчаться - завершиться чем-нибудь хорошим

2. ристалище - площадь для гимнастических, конных состязаний

3. риторичный - напыщенный, внешне украшенный.

4. сангвинический - спокойный.

3 группа

1. зеница - глаз, зрачок.

2. конгресс - собрание, съезд.

3. либретто - словесный текст музыкально-вокального произведения

4. диадема – ожерелье

Следующее задание «Сфера употребления слов»

1 группа В каком ряду все слова являются разговорными?

1.кассирша, раззява, картофель

2.дикторша, охламон, весельчак

3.жадина, картошка, Интернет

4.электричка, старьёвщик, неразбериха

2 группа В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

1.гутарить, компьютер

2.поэт, лицедей

3.интернет, притаранить (принести)

4.колбаситься, предки (родители)

3 группа. Какое из перечисленных слов имеет значение "недавно появившееся в языке слово"?

1.архаизм

2.фразеологизм

3.неологизм

4.диалектизм

(Слайд - №21 - 22)

7 задание  «Кто больше»

За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: (Слайд)

1 группа – голова

2 группа – нос

3 группа – глаз

(Слайд №23 - 24)

8 задание «Монограмма с пословицей». Кто быстрее разгадает пословицу, тот и получает балл.

Не учись разрушать, а учись строить.

Студенты в группах составляют «синквейн» по заданным темам

В раздаточных материалах выполняют задание на определение верного лексического значения.

Определяют сферу употребления слов.

Составляют устойчивые сочетания с определенными словами

Разгадывают монограмму.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

 Умения

VI.Обобщение и систематизация знаний

В нетрадиционной форме мини-тестирования

7 мин

Обеспечить усвоение основных знаний по разделам лексики

Студенты должны знать основные случаи нарушений лексической сочетаемости слов, понятия: заимствования, неологизмы, многозначность слов

Студенты должны уметь применять теоретические знания на практике, использовать мыслительные операции и синтеза

Продуктивный, эвристический

Фронтальная, индивидуальная

Слайды №25

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

(Слайд №25)

А сейчас мы проведем тест в игровой форме. Вы будете собирать пазл. Если вы правильно выполните тест и положите фрагменты по ответам в порядке возрастания, то перевернув фрагменты вам удастся собрать пазл с высказыванием о русском языке

Вариант 1        

Какое из данных утверждений неверно?

       1)  Омонимы посол как одушевленной существительное (посол Франции) и посол как неодушевленное существительное (сельдь пряного посола) образовались в результате расхождения значений одного и того же многозначного слова.

      2)  В сочетаниях бросить камень и бросить спорт используются разные значения одного и того же глагола, производное значение возникло путем метафорического переноса

       3) Порох – общеупотребительное, стилистически нейтральное, исконно русское слово.

       4) Прах – общеупотребительное, стилистически отмеченное (книжное), заимствовано из старославянского языка.

Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент:

НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. НАДЕТЬ что – одеться, обуться, облечь себя во что-то; -что на кого/что – одеть, обуть, облечь во что-то кого-либо/что-либо. Он надел свитер, потом надел пальто и шапку на старика. На стулья надели чехлы.

ОДЕТЬ кого/что (во что или чем) – одеть, обуть, облечь кого-либо/что-либо во что-то. Он одел старика (в пальто). Берега одели в гранит.

  1. Словарь синонимов
  2. Словарь паронимов
  3. Словарь омонимов
  4. Фразеологический словарь

Укажите пример нарушения лексической сочетаемости

     1)сдержать слово

     2) устроить встречу

     3)  осуществить договор

     4)  сдержать натиск

В каком предложении вместо прилагательного ЕЖЕДНЕВНЫЙ нужно употребить ПОВСЕДНЕВНЫЙ?

        1) Перед премьерой проводились ежедневные репетиции.

         2) Жизнь спортсмена – это прежде всего упорные, ежедневные тренировки.

        3) На телеканале должен быть ежедневный выпуск новостей

       4)  На демонстрации моды показывали образцы ежедневной одежды.

«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения»

В.Белинский

Вариант 2

В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
  1) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;                   ;

   2)  глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек
  3) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
  4) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора.

Что изучает лексика?
       1) части речи и их формы;

        2) слова и их значения.        
       3) правила написания слов;
       4) историю слова;

В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
1) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
2) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
3) Желтые листья медленно падали на землю.

4) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

Укажите ряд многозначных слов:

1) съедобный, утомление;

2) хохот, шезлонг;

3)  компьютер, ландыш;

4)  съемка, ручка.

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»

К. Паустовский

Вариант 3

Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
      1) аббат, атака, жюри      

       2)берег, город, молоко;

      3) место, история, тетрадь;
     4) ладонь, корова, дочь,

В каком предложении нет ошибки, вызванной нарушением лексической сочетаемости

  1. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  2. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  3. Автор увеличивает впечатление о герое.
  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

Укажите слова, не являющиеся паронимами:
      1) эффектный, эффективный;

      2) командировочные, командированные;

      3)  фарш, фарс;

      4)  представить, предоставить;

Определите, в каком варианте даны неологизмы:
       1) опосля, прислухаться, не серчай;
      2) курень, полуночник, шелоник;    

       3) бартер, кастинг, конфессия;
      4) псалтырь, светлица, кафтан;

«Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков»

П.Мериме

Обобщение пройденного за урок в целом, посредством выполнения тестирования в нетрадиционной форме

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI.Итог урока

Выставление оценок

Домашнее задание.

5 мин

Оценить работу студентов, провести рефлексию,

разъяснить домашнее задание

Студенты  должны знать      особенности выполнения письменного домашнего задания согласно предлагаемой целеустановке

Студенты должны уметь анализировать собственную деятельность

Информационно-рецептивный

Коллективная

Слайды №26-27

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Итак, фамилию какого выдающегося лингвиста мы смоделировали на уроке.

Конечно же, это Виноградов В.В.

Прочитайте высказывание этого ученого о языке.

«Едва не ярче всего богатство русского языка обнаруживается в его лексике, в его словарном составе».

Прокомментируйте его.

Проведение цветовой диагностики.

- Выберите цвет, который более всего соответствует вашему душевному состоянию в настоящее время. (У каждого ученика – конвертик с карточками разных цветов; каждый прикрепляет карточку выбранного цвета на стенд)

Итак, перед нами уникальная картина – картина настроения нашего класса.

Символические значения цвета.

Синий – спокойствие, нежность, привязанность.

Зеленый – настойчивость, самоуверенность, самоуважение.

Красный – сила воли, активность, властность.

Желтый – стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость.

Фиолетовый – тревожность, стресс, страх, огорчение

Выставление оценок за урок с учетом коллективных и индивидуальных ответов.

Инструктаж по выполнению домашнего задания:

 - составьте сказку о лексике, используя слова для справок(лексикография, лексема, синоним, омоним, антоним, пароним, фразеология, фразеологизм).

Комментарии к высказыванию В.В. Виноградова.

Проведение рефлексии в форме психологического теста.

Запись в тетрадь домашнего задания со слайда презентации.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний

Репродуктивный (групповое выполнение практических заданий), эвристический (мозговой штурм)

Смешанная

Разъяснение, выполнение практических заданий в раздаточном материале и на интерактивной доске, создание проблемной ситуации

Интерактивная доска, компьютер, проектор, экран,  программа просмотра презентаций(Microsoft Office PowerPoint),

Презентация «Лексика русского языка»

Фронтальный.

Индивидуальный

Устойчивый интерес и внимание детей на данном этапе

Систематизация, обобщение и повторение знаний

репродуктивный (выполнение практических заданий), эвристический (ответы на проблемные вопросы)

Смешанная

Выполнение практических заданий разного уровня и характера на систематизацию знаний в микрогруппах

компьютер, проектор, экран,  программа просмотра презентаций(Microsoft Office PowerPoint)

Презентация «Лексика русского языка»

Групповой

Индивидуальный.

Уверенная ориентация в практической части материала, успешное выполнение практических заданий

Применение понятий и способов деятельности

Репродуктивный (практическое выполнение заданий), эвристический (ответы на проблемные вопросы)

Смешанная

Выполнение практических заданий разного уровня и характера на систематизацию и обобщение знаний, формирование практических умений

компьютер, проектор, экран,  программа просмотра презентаций(Microsoft Office PowerPoint), Презентация «Лексика русского языка»

Коллективный

Индивидуальный.

Успешное выполнение практических заданий, высокий уровень активизации класса при поиске ответа на проблемный вопрос.

Рефлексия

эвристический (ответ на проблемный вопрос)

Смешанная

Самоанализ деятельности учащихся на уроке

Учебная доска

Коллективный

Объективная оценка своей деятельности

Дидактический материал к уроку

  1. Раздаточный материал

Индивидуальные задания

1.Переставье прямоугольники с буквами таким образ, чтобы слева по вертикали моно было прочитать русскую пословицу. Если вы правильно выполните условие, то справа прочтете такую же по смыслу грузинскую пословицу.

Л

А

Е

Н

Е

Ш

Г

Н

Ш

И

В

С

К

Е

Я

Н

В

М

Е

О

Н

Е

Е

С

У

Т

К

Р

Ш

Ь

Ш

Ь

А

И

О

Е

(Ответ: Шила в мешке не утаишь. В сене огня не скроешь)

2.Назовите фамилии 14 знаменитых отечественных ученых лингвистов.

В

А

С

О

В

В

В

Р

О

Н

А

Н

Е

А

Х

И

О

С

О

Б

В

О

Н

А

М

Н

С

К

И

Й

А

Г

Р

О

Т

О

О

В

О

П

В

О

Д

А

Р

Г

Н

О

Т

Е

С

Т

Д

А

Р

А

О

Н

Н

Б

О

О

В

Л

И

Л

М

А

Я

Ф

В

К

О

Ь

Н

Л

О

П

Р

О

А

Ш

В

О

Т

А

Н

У

Т

А

Х

М

А

Т

О

В

Щ

Е

Р

Б

Ответ: Аванесов, Ахманова, Грот, Виноградов, Востоков, Даль, Ларин, Ломоносов, Обнорский, Панов, Потебня, Фортунатов, Шахматов, Щерба.

3.Отыщите неправильную ломаную линию, которая обошла бы все клетки фигуры, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной клетки никуда не заходя дважды, и притом так, чтобы, следуя за линией, вы сможете прочесть пословицу

З

А

Д

Я

Н

Д

Н

  М

У

В

С

И

О

О

Я

З

А

Ь

Н

О

Г

А

Ц

Й

Ш

Е

П

О

М

О

Г

И

А

М

Й

И

П

О

Н

Е

Ш

Ь

Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4.Составьте пословицу из слов, причем берите из них столько букв, сколько в скобках.

Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (2), коза (2), велосипед (3), веник (2), имя (1)

Ответ: У страха глаза велики.

Задания для каждой подгруппы

1 подгруппа

2 подгруппа

  1. подгруппа

1.Данные слова нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения

Торты, граждане, гражданин, гражданство, характерный, разнохарактерный.

1.Данные слова нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения

Развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит.

1.Данные слова нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения

Банты, мускулистый, возрастной, великовозрастный, закупорить, черпать.

2. Раскройте лексическое значение слов

Деликатный

2. Раскройте лексическое значение слов

Имманентный

2. Раскройте лексическое значение слов

Лояльный

3. «Установи соответствие»

синонимы

1.Надежда

2. Изумительный.

 3. Лаконичный.

4. грациозный.

5. Любезность.

 6. Неотъемлемый.

7. Лживый.

8.Факультативный.

9. Мистический.

10. Спокойный.

11. Блестеть.

12. Альманах.

а)Краткий.

б) Необязательный

в)Упование.

г) Неотделимый.

д)Комплимент.

е) Восхитительный.

ж) Сиять.

з). Невозмутимый.

и). Неискренний.

к). Сборник.

л).Сверхъестественный.

м) изящный

3. «Установи соответствие»

антонимы.

1.Явный.

2. Активно.

3. Ничтожный.

4. Вечность.

5. Вперед.

 6. Всегда.

 7. Высоко.

8. Завышать.

9. Круто.

10. Твердый.

11. Нужда.

12. Подлинный.

а). Мгновение.

б). Пассивно.

в). Поддельный.

г). Великий.

д). Назад.

е). Никогда.

ж). Занижать.

з). Полого.

и). Мягкий.

к). Достаток.

л). Скрытый.

м). Низко.

3. «Установи соответствие»

паронимы

1.Тема.

2.Лирический.  

3.Ласкательный.

 4.Желанный.

5.Гневливый.

6.Обидный.

7.Главный.

 8.Будний.

 9.Гадкий.

10.Гарантиный. 11.Абонемент.

12.Воспоминание.

а).Гарантированный. б).Желательный.

в). Тематика.

 г).Обидчивый.

д). Лиричный. е).Напоминание.

ж).Абонент.

з).Будничный.

и).Гадливый,

к). Ласковый.

л).Заглавный.

м). Гневный

4.«Составление синквейна»

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Тема: «синоним»

4.«Составление синквейна»

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Тема: «пароним»

4.«Составление синквейна»

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Тема: «антоним»

5 задание «Укажи неверное значение слова»

1 группа:

1. фат - щеголь, любящий рисоваться, пустой человек.

2. трактат - научное сочинение.

3. монополия - игра.

4. провоцировать - вызвать на какие-либо действия путём провокации.

5 задание «Укажи неверное значение слова»

2 группа

1. увенчаться - завершиться чем-нибудь хорошим

2. ристалище - площадь для гимнастических, конных состязаний

3. риторичный - напыщенный, внешне украшенный.

4. сангвинический - спокойный.

5 задание «Укажи неверное значение слова»

3 группа

1. зеница - глаз, зрачок.

2. конгресс - собрание, съезд.

3. либретто - словесный текст музыкально-вокального произведения

4. диадема – ожерелье

6 задание «Сфера употребления слов»

1 группа В каком ряду все слова являются разговорными?

1.кассирша, раззява, картофель

2.дикторша, охламон, весельчак

3.жадина, картошка, Интернет

4.электричка, старьёвщик, неразбериха

6 задание «Сфера употребления слов»

2 группа В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

1.гутарить, компьютер

2.поэт, лицедей

3.интернет, притаранить (принести)

4.колбаситься, предки (родители)

6 задание «Сфера употребления слов»

3 группа. Какое из перечисленных слов имеет значение "недавно появившееся в языке слово"?

1.архаизм

2.фразеологизм

3.неологизм

4.диалектизм

7 задание  «Кто больше»

За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами:

1 группа – голова

7 задание  «Кто больше»

За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами:

2 группа – нос

7 задание  «Кто больше»

За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами:

3 группа – глаз

8 задание «Монограмма с пословицей»

8 задание «Монограмма с пословицей»

8 задание «Монограмма с пословицей»

Тесты для обобщения и систематизации

1 вариант

1.Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент:

НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. НАДЕТЬ что – одеться, обуться, облечь себя во что-то; -что на кого/что – одеть, обуть, облечь во что-то кого-либо/что-либо. Он надел свитер, потом надел пальто и шапку на старика. На стулья надели чехлы.

ОДЕТЬ кого/что (во что или чем) – одеть, обуть, облечь кого-либо/что-либо во что-то. Он одел старика (в пальто). Берега одели в гранит.

  1. Словарь паронимов
  2. Словарь синонимов
  3. Словарь омонимов
  4. Фразеологический словарь

2. Какое из данных утверждений неверно?

       1) В сочетаниях бросить камень и бросить спорт используются разные значения одного и того же глагола, производное значение возникло путем метафорического переноса

      2) Омонимы посол как одушевленной существительное (посол Франции) и посол как неодушевленное существительное (сельдь пряного посола) образовались в результате расхождения значений одного и того же многозначного слова.

       3) Порох – общеупотребительное, стилистически нейтральное, исконно русское слово.

        4) Прах – общеупотребительное, стилистически отмеченное (книжное), заимствовано из старославянского языка.

3. В каком предложении вместо прилагательного ЕЖЕДНЕВНЫЙ нужно употребить ПОВСЕДНЕВНЫЙ?

        1) Перед премьерой проводились ежедневные репетиции.

         2) Жизнь спортсмена – это прежде всего упорные, ежедневные тренировки.

        3) На демонстрации моды показывали образцы ежедневной одежды.

         4) На телеканале должен быть ежедневный выпуск новостей

4.Укажите пример нарушения лексической сочетаемости

           1)сдержать слово

          2) устроить встречу

          3) сдержать натиск

          4) осуществить договор

«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет нисколько сомнения.»

В.Белинский

2 вариант

1. Что изучает лексика?
       1) слова и их значения.        

        2) части речи и их формы;
       3) правила написания слов;
       4) историю слова;


2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
       1) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;

        2) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;                  
       3) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
        4) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

3. Укажите ряд многозначных слов:
        1) съедобный, утомление;
        2) хохот, шезлонг;
        3) съемка, ручка;
       4) компьютер, ландыш;

4. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
1) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
2) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
3) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
4) Желтые листья медленно падали на землю.

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»

К.Паустовский

3 вариант

1.В каком предложении нет ошибки, вызванной нарушением

лексической сочетаемости

  1. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  2. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  3. Автор увеличивает впечатление о герое.
  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

2. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
      1) берег, город, молоко;
     2) аббат, атака, жюри;      

3) место, история, тетрадь;
     4) ладонь, корова, дочь,

3. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
      1) опосля, прислухаться, не серчай;
      2) курень, полуночник, шелоник;    

       3) псалтырь, светлица, кафтан;
      4) бартер, кастинг, конфессия;

4. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
     1) эффектный, эффективный;
     2) командировочные, командированные;
     3) представить, предоставить;
     4) фарш, фарс;

«Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».

П.Мериме

Презентация «Лексика русского языка»

Список литературы (источников) для учащихся

  1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007
  2. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для  общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Список литературы  для педагогов

  1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2006
  2. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
  3. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
  4. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2007
  5. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2006.-68С.
  6. Единый государственный экзамен 2010: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2010-93С.

Самоанализ урока

  1. Группа, в которой проводился данный урок, имеет средний уровень качества знаний и обученности, обладает хорошей познавательной направленностью и интересом к освоению предмета.
  2.  Степень трудности – средняя, большая плотность практического материала.
  3. Цель: создание условий для повторения и систематизации знаний студентов о лексике русского языка, умений их применять знания на практике, обогащения словарного запаса – в ходе урока студенты показали освоенные ими знания о лексике русского языка при выполнении практических заданий разного уровня и характера.
  4. Урок систематизации, обобщения и закрепления знаний – что полностью соответствует дидактической цели урока.
  5. Этапы урока

I.        Организационный момент. (3 мин) – организация и привлечение внимания учащихся

II.        Мотивация учебной деятельности. (3 мин) – мотивация студентов на дальнейшую работу, с помощью мозгового штурма.

III. Сообщение темы, цели задач урока. (3 мин) – сообщение темы, разъяснение целей и задач урока, чтение и объяснения эпиграфа

IV.        Актуализация опорных знаний студентов (3 мин) – инструктаж на дальнейшую работу, выполнение словарной работы

V.        Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности: (3 мин) – выполнение заданий на установку соответствий

IV. Самостоятельное выполнение практической деятельности (20 мин) – выполнение практических заданий разного характера индивидуально и в группах

V. Обобщение и систематизация знаний (7 мин) – выполнение мини-тестирования в игровой форме

VI. Итог урока (3 мин) – подведение итога, выставление оценок, психологический тест на рефлексию, запись и комментирование д/з.

  1. Методы обучения:
  • Словесный (беседа, объяснение, разъяснение).
  • Наглядный (демонстрационный материал, иллюстрация, показ наглядных пособий, метод цветовых выюоров).        
  • Метод поощрения.        
  • Практический (упражнения).
  • Метод создания ситуации успеха в учебе.
  • Поисковый (размышления над проблемой).                

Данные методы соответствуют изучаемого материалу, и способам организации деятельности учащихся, что значительно повысило качество знаний у студентов

  1. Демонстрации проводились на среднем уровне
  2. Наиболее удачный фрагмент урока – составление группами «синквейна» на заданную тему, выполнение нетрадиционного мини-тестирования, составление пазла.
  3. Эмоциональность высокая, выполнение игровых практических заданий с применением  информационных технологий в виде презентации повышает заинтересованность студентов.

Список литературы

  1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007
  2. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для  общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2006
  5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
  6. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
  7. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2007
  8. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2006.-68С.
  9. Единый государственный экзамен 2010: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2010-93С.
  10. Справочно-информационный портал «Русский язык» - http:// www.gramota.ru
  11. Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка, возможности изучения на сайте http://www.about-russian-language.com/index.html/

Автор разработки: Чубарых Татьяна Евгеньевна

Должность: преподаватель русского языка

Место работы: ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панфёрова»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс "Русский язык и культура речи"

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Русский язык и культура речи" предназначен для студентов, осваивающих основные  профессиональные образовательные программы ФГОС СПО...

Учебно-методический комплекс "Русский язык и литература. Литература"

Учебно-методический  комплекс по  Литературе создан в помощь для работы на занятиях,  при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему, промежуточному и итоговому контролю по ди...

Учебно-методический комплекс "Русский язык и литература. Русский язык"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»  предназначен для студентов, осваивающих основные  профессиональные образовательные программы...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»

         Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...

Пакет контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ПМ 04.МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 04 МДК04.01по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ...

Опыт разработки учебно-методического комплекса Русский рукопашный бой на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб)

Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУ...