Формирование заботливого отношения к природной среде
статья на тему
Статья, посвящена теме формирования заботливого отношения к природной среде в процессе подготовке рабочих кадров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozlova_v.n._konferentsiyastatya.odt | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Н.Козлова — старший мастер
Тимского филиала ОБПОУ
«Советский социально - аграрный
техникум имени В.М. Клыкова»
Формирование заботливого отношения к природной среде в процессе подготовки рабочих кадров
Человечество имея на своем вооружении современную технику и используя огромное количество энергии воздействует на природу Земли. Эти воздействия, очень часто, не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, в следствии чего возникают катастрофические последствия. Истории известны целый ряд природных катастроф, вызванных деятельностью человека. Это так называемые "озоновые дыры", парниковый эффект, массовое уничтожение лесов , исчезновение тысяч видов растений и животных, эрозия почвы и многое другое. Значительная часть молодежи не имеет представления о природоохранительном законодательстве. [1:41].
Сложившаяся экологическая ситуация это результат безответственного отношения отдельных индивидуумов и человечества в целом к природному окружению. Современное общество пожинает плоды своей многолетней разрушающей деятельности. Подобное потребительское отношение невозможно изменить, издав соответствующее распоряжение или указ. Единственный выход – воспитание подрастающего поколения, обладающего экологическим сознанием и соответствующим поведением [3:410]. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование должны быть неотъемлемым компонентом учебного процесса.
Всесторонне развитие личности в учебно-воспитательном процессе основано на сочетании самых разнообразных видов деятельности студентов. Учебно-воспитательная работа в нашем учебном заведении по подготовке будущего специалиста сельского хозяйства связана с формированием у студентов экологической культуры. Во время учебной практики мастерами производственного обучения разъясняется влияние на химический состав почв использование удобрений и различных химических веществ для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. С каждым годом растет производство и применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. Применение их без учета агротехнических требований приводит к нарушению круговорота веществ в биосфере. Но самое главное — стойкие органические соединения включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, а в конечном итоге попадают с пищей в организм человека.
В основе формирования экологической культуры в техникуме заложено экологическое воспитание и образование. Мастера производственного обучения пытаются достичь осознания студентами всей сложности экологических проблем и понимания необходимости соблюдения правил поведения в разнообразных формах взаимодействия с природой. В Курской области многие районы подвержены разрушению почвенного покрова из-за эрозии почвы, на землях с повышенным применением азотных удобрений характерно усиление процессов их закисления. Начиная с первого курса обучения при изучении общеобразовательных дисциплин и в дальнейшем на уроках спецдисциплин и во время учебной и производственной практики студентам рассказывают о необходимости разумного использования природных ресурсов. Разъясняют, что такое эрозия почвы и в чем ее вредоносность, в чем заключается борьба с эрозией почв. В учебном плане по профессии Автомеханик введена дисциплина «Экология и автомобиль», преподавателем изготовлен дидактический материал по основным темам курса, включающий схемы, таблицы, экологические задачи.
Экологическое воспитание обучающихся во время учебной практики и во внеклассной работе организовано с использованием разнообразных форм.Таких как оформление экологических газет, рисунков и плакатов на природоохранительную тему, изучение экологических проблем с использованием деловой игры. При формировании концепции экологического образования в нашем учебном заведении учитывается назревшая необходимость повышения уровня экологического образования. В этой связи не менее важным является вопрос качества экологической подготовки, которую должны получить все обучающиеся техникума. Внеклассные мероприятия, проводимые в рамках недели спецдисциплин, также направлены на формирование экологической культуры у студентов техникума. Студенты принимают активное участие в озеленении поселка, уборке территории.
Мы готовит специалистов, работающих в сельском хозяйстве. Поэтому улучшение качества образования, совершенствование методов, подходов к современному экологическому образованию, в том числе и на учебной и производственной практике, позволяет научить будущих специалистов гуманному отношению к природе, осознанию, что человек — часть окружающей среды. Обучение и воспитание квалифицированного рабочего имеет свою специфику: здесь студенты больше заняты работой в учебном хозяйстве, чем их сверстники в городах. Начиная с первого курса, они работают на полях и фермах учебного хозяйства, непосредственно знакомятся с особенностями сельскохозяйственного производства с мощными тракторами, высокопроизводительными комбайнами, комбинированными агрегатами, специализированными транспортом, средствами комплексной механизации и автоматизации, многообразием механизированных работ. Профессия, получаемая в сельской местности требует выработки у студентов особых профессиональных качеств и развития сенсорных способностей, воспитания у них интереса к любви и технике, к природе, к земле, уважения к труду сельских тружеников. Сенсорному соприкосновению студентов с живой природой способствуют экскурсии. Деятельное освоение окружающего мира происходит во время работы на учебном хозяйстве, студенты осваивая профессию Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, работают на учебном поле, постигая сложную связь, сопряженность социальных и биосферных процессов. Девушки, студентки нашего техникума, помогают в озеленении территории учебного заведения. Нравственное отношение к природе и окружающей среде, формируется параллельно с нравственным отношением к себе. Полученные знания формируют у студентов установку на здоровый образ жизни, на гармоничное сосуществование с окружающей природой.
Таким образом экологическое воспитание студентов в техникуме происходит, как во время учебно-производственного процесса, так и во время их общественно полезной работы. Ведущие место в этом принадлежит мастеру производственного обучения, который практически учит профессии, помогает студентам овладеть профессиональными навыками и умениями, стимулирует активность личным примером. Мастера и преподаватели на уроках производственного и теоретического обучения, на производственной практике, во внеурочное время учат передовой технологии производства механизированных работ, бережному отношению к технике, прививают интерес к профессии и любовь к земле, формируют у них активную жизненную позицию.
Список литературы
- 1.Игнатов С.Б. Формирование эколого-правовой компетентности студентов //Профессиональное образование.-2014 -№3-52с.
2.Макевнин С.Г. Охрана природы.-М.:Колос,1983.,172с.
3.Топор А. В. Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста [Текст] / А. В. Топор, Е. Ф. Оболоник // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 410-412.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Тема: Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды
Тема: Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «Исследовательская деятельность в рамках реализации дисциплины «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»
Автор: Абаева А.И.Тема: «Определение содержания пыли в воздухе населенных мест»Тип урока: лабораторная работа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «Моделирование профессиональной деятельности на дисциплине «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»
Автор: Абаева А.И.Тема урока: «Определение периодичности государственного контроля предприятий»...
презентация доклада "«Сохранение окружающей природной среды и повышение экономической эффективности работы железнодорожного транспорта за счёт внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий»
Презентация к докладу обучающиеся на открытой студенческой конференции на тему «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте (экономические и экологические аспекты)»....
АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Автономное существованиечеловека в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. •Добровольная автономия – это...
22.04.2020г. Дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе"
22.04.2020г года прошел дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе" В мероприятии приняли участие обучающиеся...