Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897), с учётом примерной Программы по учебному предмету «Литература», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на основе авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2014), рекомендованной Министерством образовании и науки РФ и учебника В.Я Коровиной и др.(М.: Просвещение, 2014) в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ №2 и учебным планом школы.
Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 9 класса.
Уровень изучения - базовый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 9 класс ФГОС | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Королев Московской области
«Средняя общеобразовательная школа № 2«имени В.Н. Михайлова»
«Рассмотрено» на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол № ____________ Руководитель школьного методического объединения_____________ Денисюк В.М. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР__________________ Е.В.Козлова от «____»________2017 | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлова _________________ О.Ф. Латыпов Приказ №_____ от «____»________2017 |
Рабочая программа
по литературе
на 2017-2018 учебный год
для 9-го класса
Учитель
Харитонова Оксана Александровна
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897), с учётом примерной Программы по учебному предмету «Литература», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на основе авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2014), рекомендованной Министерством образовании и науки РФ и учебника В.Я Коровиной и др.(М.: Просвещение, 2014) в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ №2 и учебным планом школы.
Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 9 класса.
Уровень изучения - базовый.
Изучение курса литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей изучения литературы в 9 классе необходимо решение следующих практических задач:
- сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;
- на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;
• выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;
• показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;
• определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;
• объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;
• выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества;
• воспитывать устойчивый художественный вкус у учеников;
• выработать навыки грамотной устной и письменной речи;
• совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтения наизусть;
• формировать умения читательской деятельности, общеучебные умения и универсальные учебные действия (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• развивать потенциальные творческие способности школьников, их эмоционально-ценностное отношение к миру, человеку, процессу познания;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Место предмета в учебном плане
В системе предметов общеобразовательной школы курс литературы представлен в предметной области «Филология». Назначение предмета «Литература» в основной школе состоит в том, чтобы сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры».
В учебном плане МБОУ СОШ № 2 на изучение курса литературы в 9 классе отводится 102 часов (3 часа в неделю)
Общая характеристика учебного предмета
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе(древнерусская литература – литература 18 в. – литература первой половины 19 в.), который будет продолжен в старшей школе. В этом классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекаются критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся. Содержание литературы в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе.
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло-гического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — литература и ее роль в духовной жизни человека.
В программе соблюдена системная направленность - курс 9 класса представлен разделами:
1. Древнерусская литература.
2. Русская литература XVIII века.
3. Русская литература XIX века.
4. Русская литература XX века.
5. Зарубежная литература.
6. Обзоры.
7. Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1-6 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культу- ры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающих-ся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан-ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню разви-тия науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, ду-ховное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к исто-рии, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонима-ния;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправле-нии и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз-нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст-никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных ус- ловий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соб- ственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознан-ного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктив-ное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументи- ровать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложен-ных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звуча-ния;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравствен-ный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразитель-ных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературовед-ческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопостав-ление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образ-ных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучен-ных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ученик научится:
- - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.
Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
И.-В.Гёте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных глав).
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Заключительные уроки
Тематическое планирование
(с указанием количества часов) по разделам программы
Учебно-тематический план
п/п | Раздел | Колич. часов | Из них итоговые работы | Из них развитие речи | Из них внеклассное чтение |
1. | Введение | 1 | |||
2. | Из древнерусской литературы | 3 | |||
3. | Из литературы XVIII века | 10 | 1 | 1 | |
4 | Из русской литературы XIX века первой половины | 54 | 4 | 3 | 1 |
5 | Из русской литературы ХХ века | 30 | 3 | ||
6 | Из зарубежной литературы | 4 | |||
7 | Итог | 102 | 8 | 3 | 2 |
Календарно-тематическое планирование уроков
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Темы уроков | Форма проведения | Форма контроля |
1 | Введение.Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | Беседа | План лекции | ||
2 | Древнерусская литература. Её жанры. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Лекция, беседа | Письменный ответ на вопрос | ||
3 | Центральные образы «Слова…» | Практикум | Домашнее сочинение | ||
4 | Основная идея и поэтика «Слова…» | Лекция | Конспект лекции | ||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. | ||||
6 | М.В.Ломоносов: жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | Лекция. Практикум | Сообщение по теме урока | ||
7 | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества... Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины | Рассказ учителя. Беседа | Чтение наизусть отрывка из «Оды...» | ||
8 | Г.Р.Державин : жизнь и творчество. «Властителям и судиям». | Урок внеклассного чтения | Письменный ответ на вопрос | ||
9 | Г.Р. Державин. «Памятник». | Практикум | Чтение наизусть «Памятника» | ||
10 | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…») | ||||
11 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Понятие о сентиментализме «Бедная Лиза»: сюжет и герои. | Лекция | Письменно. Особенности сентиментализма | ||
12 | «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы | Практикум | Характеристика Лизы (письм.) | ||
13 | Н.М.Карамзин. «Осень» и лругие произведения писателя (урок внеклассного чтения 1). | ||||
14 | Контрольное сочинение (урок развития речи1). Чем современна литература 18 века ? | Урок развития речи | Сочинение | ||
15 | Русские поэты первой половины XIX (урок внеклассного чтения 2). | ||||
16 | В.А.Жуковский-поэт-романтик. «Море»: романтический образ моря. | Лекция. Практикум | Анализ 1 стихотворения (на выбор) | ||
17 | В.А.Жуковский. «Невыразимое». | ||||
18 | В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады. | Беседа. Практикум | Выписать особенности баллады «Светлана» | ||
19 | В.А.Жуковский. «Светлана»: главный образ героини. | ||||
20 | А.С.Грибоедов: жизнь и творчество. «Горе от ума». | Лекция. | Конспект лекции | ||
21 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. | Беседа. | Письменно. Особенности композиции | ||
22 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. | Беседа. | Письменно. Сотавить план по образу Чацкого | ||
23 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. | Практикум | Анализ эпизода | ||
24 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума» в критике. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». | Сочинение | |||
25 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Классное сочинение (или письменный ответ на один из проблемных вопросов) (урок развития речи 2) | Урок развития речи | |||
26 | Контрольная работа за первую четверть. | Урок контроля. | |||
27 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. | Лекция. Беседа. | План лекции | ||
28 | Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | Беседа | Подбор стихотворений по теме | ||
29 | Любовь как гармония душ в интимной лирике. «На холмах Грузии...», «Я вас любил; люобвь ещё, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта | Семинар | Устные сообщения по теме урока Чтение стихов наизусть | ||
30 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк». | Практикум | Чтение стихов наизусть Анализ 1 стихотворения | ||
31 | А.С.Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. Две Болдинские осени в творчестве поэта. | ||||
32 | «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: самооценка творчества в стихотворении. | Чтение наизусть стихотворения | |||
33 | Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С.Пушкина (урок развития речи 3) | Урок контроля | Тест | ||
34 | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства | ||||
35 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как новаторское произведение. | Лекция. | Конспект лекции учителя | ||
36 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. | Беседа | Письменно. План по образам главных героев | ||
37 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. | Беседа | Письменно. Характеристика Татьяна | ||
38 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. | Практикум | Закончить анализ двух писем | ||
39 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. | Беседа. | Письменно. Образ автора | ||
40 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | Семинар. | Ответить на вопросы | ||
41 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: в зеркале критики. | Урок развития речи | Сочинение | ||
42 | А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов (урок развития речи 4. | ||||
43 | М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта ( с повторением ранее изученного). | Лекция. Беседа. | План лекции | ||
44 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. | Практикум | Чтение наизусть стихотворения | ||
45 | М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий». | Практикум | Анализ стихотворения | ||
46 | Тема родины в лирике поэта. | Семинар | Анализ стихотворения | ||
47 | Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С.Пушкина (урок развития речи 5). | ||||
48 | Контрольная работа за 2 четверть. | Урок контроля | |||
49 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нащего времени»: общая характеристика романа. | Лекция. | Конспект лекции | ||
50 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нащего времени» (главы «Бэла» и «Максим Максимыч»): загадка образа Печорина. | Беседа. | Составить план по образу Бэлы | ||
51 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | Беседа. | Составить вопросы к образу Печорина | ||
52 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»: философско-композиционное значение повести. | Беседа. | Наизусть отрывок из романа | ||
53 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. | Практикум | Ответы на вопросы | ||
54 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина | Практикум | Подготовка к сочинению | ||
55 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценка критиков. | Семинар. | Сочинение | ||
56 | Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» (урок развития речи 6). | Урок контроля | Тест | ||
57 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). | ||||
58 | Н.В.Гоголь. ЖизнЬ и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. | Лекция | Составить кроссворд по ранним произведениям Гоголя | ||
59 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. | Беседа. Практикум. | Письменно. Сообщение по 1 образу героев поэмы | ||
60 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ города. | Практикум. | План по теме урока | ||
61 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова. | Беседа. | Составить план по образу Чичикова | ||
62 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. | Семинар | План по образу автора в поэме | ||
63 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра. | ||||
64 | Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С.Пушкина (урок развития речи 7) | Урок контроля | |||
65 | Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: образ главного героя. | ||||
66 | Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: образ Настеньки. | ||||
67 | А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. | Лекция | Письменная работа | ||
68 | А.П.Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. | Беседа | Письменно. В чём смысл названия рассказа | ||
69 | Русская литература 20 века: богатство и разнообразие многообразие жанров и направлений | Лекция | План лекции | ||
70 | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. | Лекция. Беседа | Письменно. Образ одного из героев рассказа | ||
71 | Общий обзор русской литературы 20 века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. «О, весна, без конца и без краю…» , «Ветер принёс издалека...». | ||||
72 | А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить, стихотворения из цикла «Родина». | ||||
73 | С.А.Есенин. Тема Родины – главная в есенинском творчестве. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...» | ||||
74 | Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». | ||||
75 | С.А.Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине», | ||||
76 | В.В.Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?» | ||||
77 | В.В.Маяковский. «Люблю» (отрывок). «Прощанье». | ||||
78 | Контрольная работа за 3 четверть. | ||||
79 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. | Лекция. Беседа. | Письменно. Образ Шарикова в повести | ||
80 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести ». | Практикум | Ответы на вопросы | ||
81 | М.И.Цветаева. . Стихи о любви, поэзии, жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий...», «Мне нравится, что вы больны не мной...». | ||||
82 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и о России. «Стихи к Блоку», «Стихи о Москве», «Родина». | ||||
83 | А.А.Ахматова. Стихотворения о родине и о любви. Трагические интонации в любовной лирике | ||||
84 | А.А.Ахматова. Стихи о поэте и поэзии. Особенности поэтики. «Реквием». | ||||
85 | Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание». | ||||
86 | Н.А.Заболоцкий.. Тема любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. | ||||
87 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. | Беседа. | Письменно. Образ Андрея Соколова в рассказе | ||
88 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. | Практикум | Устные сообщения по темам | ||
89 | Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и о любви: «Красавица моя, вся стать…» и другие. | ||||
90 | Б.Л.Пастернак. Философская лирики поэта: «Быть знаменитым некрасиво…» и др. | ||||
91 | А.Т.Твардовский. Стихи о Родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки» и др. | ||||
92 | А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина.: «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне | ||||
93 | А.И.Солженицын. «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика. | Беседа. | Письменно. Образ рассказчика в рассказе | ||
94 | А.И.Солженицын. «Матренин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа- притчи. | ||||
95 | Контрольная работа за 4 четвверть. | ||||
96 | Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ . | Подготовить выразительное чтение стихов | |||
97 | Песни и романсы на стихи русских поэтов ХХ. | ||||
98 | У.Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных глав). | ||||
99 | У.Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии (обзор с чтением отдельных глав). | Чтение, практическая работа, самостоятельная работа. | |||
100 | И.-В.Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен). | ||||
101 | И.-В.Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). | Чтение, практическая работа, самостоятельная работа. | |||
102 | Итоги года и задания для летнего чтения. Консультация для учащихся, избравших предмет «Литература» для ГИА в 9 классе. | Беседа. Тестирование | Чтение литературы по списку | ||
Итого: 102 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
для учащихся
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. и др. - В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2015.
2. Фонохрестоматия к учебнику «Литература» 9 кл.
Дидактические материалы
- Читаем, думаем, спорим... : 9 класс / Авт.-сост. В. Я. Коровина. — М. : Просвещение, 2014.
2. Дидактические материалы по литературе. 9 класс. К учебнику В.Я. Коровиной и др.- М.А. Маркитанова - М. : Просвещение, 2015.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
для учителя
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. и др. - В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2015.
2. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы.М. «Просвещение»,2014
3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 кл. М. «ВАКО» 2014.
4. О.А. Еремина. Древнерусская литература в школе. М. «Экзамен», 2014 г.
5. И.В. Золотарева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. М.: ВАКО, 2014 г.
5. Н.А. Миронова. Литература в таблицах. 5-11 кл. М. АСТ.Астрель.
6. Н.Н. Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 кл. М. АСТ.Астрель., 2010 г.
7. А.В. Федорова, Л.В. Новикова. Экзамен в новой форме: литература: 9 кл. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме. М. Астрель, 2015 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.
Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...
Рабочая программа по литературе для СПО
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального ...
Рабочая программа по литературе для СПО
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионал...
Рабочая программа по литературе (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...
Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"
Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"...