Рабочая программа по литературе для СПО
рабочая программа по теме
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
060301 Фармация
060501 Сестринское дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literature.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Ставропольского края
ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»
Утверждаю
Директор ГБОУ СПО СК
«Пятигорский медицинский колледж»
______________Фенько А.Н.
«___»___________2012г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.02. Литература
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 060301 Фармация,
060501 Сестринское дело
2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
060301 Фармация
060501 Сестринское дело
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»
Разработчики:
М.С.Осипян - преподаватель русского языка и литературы
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 13 |
| 14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.02. Литература
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
060301 Фармация
060501 Сестринское дело
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОО.00. Общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- анализировать и оценивать изученные произведения как художественное единство; характеризовать проблематику и идейный смысл;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 134 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 134 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 104 |
в том числе: | |
практические занятия | 104 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
Итоговая аттестация в форме дифзачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОДб.02. Литература
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Характеристика эпохи. Россия 19 века. Характеристика литературы. Становление реализма как жанра. | Содержание учебного материала | 2 | |
Общая характеристика русской классической литературы, её гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных ценностей. Расцвет реализма в русской литературе, её особая роль в жизни общества. Литература как выражение духовных исканий русского общества. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада на заданную тему | 1 | 2 | |
Тема 2. Творчество А.С. Пушкина | Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь поэта (основные этапы). Основные мотивы лирики Пушкина. Стихотворения: «Пророк», «Осень», «Деревня», «Вольность» и др. Художественные открытия Пушкина. Философское отношение к смыслу жизни, творчеству, любви, природе. Роман «Евгений Онегин», жанровое своеобразие. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа: цель и смысл жизни, губительность индивидуализма и эгоизма, идея верности любви и долгу. «Евгений Онегин» как первый реалистический роман в русской литературе. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка выразительного чтения наизусть, анализ стихотворения и текста произведения, подготовка к сочинению. | 1 | ||
Тема 3. Творчество М.Ю. Лермонтова. | Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь поэта. Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу», «Кавказ», отрывки из поэмы «Мцыри».Своеобразие художественного мира Лермонтова, чувство тоски и одиночества, Жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики. Кавказ в лирике поэта. Роман «Герой нашего времени» -нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-х годов 19 века. Онегин и Печорин; проблемы несостоятельности индивидуализма, ответственность человека перед людьми. | 4 | 2 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада на тему: «Кавказ в лирике поэта», подготовка выразительного чтения наизусть и анализ стихотворения. | 1 | ||
Тема 4. Творчество Н.В. Гоголя | Содержание учебного материала Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее).Своеобразие реализма произведений Гоголя. Замысел и смысл названия поэмы «Мёртвые души». Народ и Родина в поэме. Единство сатирического и лирического начал, раздумья писателя о судьбах Родины. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка выразительного чтения и анализ отрывка из произведения, пересказ текста. | |||
Тема 5. Творчество А.Н. Островского. | Содержание учебного материала Островский -основоположник русского реалистического театра. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Внутренний конфликт Катерины. Тема греха, возмездия и покаяния. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение по ролям, подготовка выразительного чтения наизусть монолога главной героини произведения | 1 | ||
Тема 6. Творчество И.А. Гончарова. | Содержание учебного материала Краткая биография писателя. Общая характеристика трёх романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». История создания романа «Обломов». Особенности композиции, сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ текста произведения, подготовка доклада на заданную тему | 1 | ||
Тема 7. Творчество И. С. Тургенева. | Содержание учебного материала Очерк жизни и творчества. Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя. Творческая история романа «Отцы и дети». Конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества, противоречивость её позиции. Временное и вечное в образе Базарова. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение текста произведения, подготовка к сочинению. | 2 | ||
Тема 8. Творчество Н.А. Некрасова. | Содержание учебного материала Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа. Стихотворения «Поэт и гражданин», «Элегия», «Пророк» и др. Поэма «Кому на Русь жить хорошо», жанровое своеобразие, фольклорная основа поэма. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. | 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение и пересказ текста произведения, анализ отрывка. | 1 | ||
Тема 9. Творчество Ф.И. Тютчева | Содержание учебного материала Очерк жизни и творчества. Тютчев поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема Родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения, анализ текста. | 1 | ||
Тема 10. Творчество А.А. Фета | Содержание учебного материала Очерк жизни и творчества. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Подготовка выразительного чтения стихотворения | |||
Тема11. Творчество Ф.М. Достоевского. | Содержание учебного материала Очерк жизни и творчества писателя. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях, философская глубина творчества. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы в романе. Идея христианского смирения, всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольникова. Мировое значение творчества Достоевского. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение текста и анализ отдельных сцен произведения, подготовка к сочинению. | 2 | ||
Тема 12. Творчество Л.Н. Толстого. | Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Жанровое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир». Художественные особенности произведения. «Мысль народная» в эпопеи. Герои романа в поисках смысла жизни. Путь искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы романа: Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Смысл резкого противопоставления образов Кутузова и Наполеона. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение и анализ текста произведения, подготовка доклада на заданную тему, подготовка к сочинению. | |||
Тема 13. Творчество А.П. Чехова. | Содержание учебного материала Очерк жизни и творчества. Общественно-политическая жизнь России в 90-е годы 19 века и её отражение в литературе. Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч». Основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ текста, подготовка к сочинению | 1 | ||
Раздел 14. Литература 20 века. Тенденция развития литературы. | Содержание учебного материала Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Богатство и разнообразие литературных направлений. Поиски новых принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражении: символизм, акмеизм, футуризм. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по заданной теме | |||
Тема 15. Проза конца 19- н.20 века. А.И. Куприн «Гранатовый браслет». | Содержание учебного материала Развитие гуманистических традиций русской классической литературы на рубеже веков. Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение и анализ произведений | |||
Тема 16. И.А. Бунин «Лёгкое дыхание». | Содержание учебного материала Краткий очерк жизни и творчества писателя. Элегическое восприятие действительности. Соотношение национального, социального и общечеловеческого в рассказе. Поиски целостности личности. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ произведения, подготовка к сочинению-рассуждению | 1 | ||
Тема 17 Поэзия Серебряного века. Возникновение различных течений. Символизм как направление | Содержание учебного материала Серебряный век как своеобразный русский Ренессанс. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала века. Сущность модернизма и его просчёты. Эстетические взгляды символистов, интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Кризис символизма | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка выразительного чтения стихотворения. Анализ текста | |||
Тема 18. Акмеизм и его представители. | Содержание учебного материала Истоки акмеизма, связь с русской классической поэзией. Яркость восприятия мира в лирике Н.С.Гумилёва. Тайнопись, поэтические шифры в поэзии Мандельштама. Особенности ранней лирики А.А.Ахматовой | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение наизусть стихотворения | |||
Тема 19. Футуризм и футуристы. | Содержание учебного материала Возникновение футуризма. Русский футуризм ,отказ от старой культуры. Поиски новой формы выразительности. Поэтический эксперимент В.Хлебникова. Концепция эгофутуризма в поэзии И.Северянина. Бунтарство в поэзии раннего В.Маяковского | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ текста стихотворения | |||
Тема 20. Творчество А.М.Горького | Содержание учебного материала Обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Романтизм ранних рассказов, их художественных образов, своеобразие композиции. Горький-драматург. «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Трагичекое столкновение правды факта, правда утешительной лжи и правды веры в человека. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ произведений, написаний сочинения - рассуждения | 1 | ||
Тема 21. Творчество А.Блока. | Содержание учебного материала. Жизненный и творческий путь поэта. Основные мотивы и образы поэзии. Эволюция женского образа «Стихи о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать», своеобразие жанра. Взаимодействие эпического, лирического и драматического начал. Христианская символика. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выразительно чтение наизусть стихотворения | |||
Тема 22. Творчество С.А.Есенина | Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь, трагическая судьба поэта. Есенин как «крестьянский поэт». Тема Родины в лирике Есенина. Любовная лирика. Поэма «Анна Снегина» -поэма о судьбе человека и Родины. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ текста, чтение наизусть стихотворения | 1 | ||
Тема 23. Творчество В.В.Маяковского. | Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь поэта, художественные принципы Маяковского. Разнообразие тематики лирики. Поэма «Во весь голос» как подведение итогов поэтического творчества Маяковского. Основные художественные образы и средства их воплощения. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка выразительного чтения произведений | 1 | ||
Тема 24. Творчество А.А.Ахматовой | Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь поэта. Основные мотивы лирики. Тема поэта и поэзии, творчества, образ музы в стихотворениях Ахматовой. Поэма «Реквием». Трагедия личности, судьбы, народа в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ стихотворений, чтение наизусть отрывка из поэмы | 1 | ||
Тема 25. Русская литература 20-50 годов. А.Толстой «Пётр 1» | Содержание учебного материала Общая характеристика развития литературы. Новые темы в «Новой» литературе. Роман А.Толстого «Пётр 1».Становление личности в эпохе. Проблема соотношения личности и народных масс. Особенности изображения исторической эпохи. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада на заданную тему | 1 | ||
Тема 26. Творчество М.А. Булгакова. | Содержание учебного материала Жизнь, творчество, личность писателя. Своеобразие произведений. Социально- историческое и философское в повести «Собачье сердце». Роман «Мастер и Маргарита». Жанровое своеобразие. Проблемы истины, сущности человека, смысла жизни и их решения в романе. Добро и зло в романе. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся Пересказ текста, подготовка к сочинению. | |||
Тема 27. Творчество М.А.Шолохова. | Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь писателя. «Тихий Дон»- роман-эпопея о всенародной трагедии. Жанровое своеобразие и композиция романа. Судьба Г.Мелехова как путь поиска правды жизни. Судьба Аксиньи. Трагедия любви и долга. Нравственная позиция автора. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ текста произведения, подготовка к сочинению. | 2 | ||
Тема 28. А.Платонов «Котлован». Поиски смысла жизни. | Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь писателя. Своеобразие художественного мира. Темы и проблемы повести «Котлован». Осмысление судьбы частного человека в повести. Гуманистический пафос. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Пересказ текста произведения | |||
Тема 29. Литература второй половины 20 века. Тема войны и мира в современной литературе | Содержание учебного материала Активизация общественной и литературной жизни в стране в 50-е годы в связи со смертью Сталина. Период «оттепели».Постановка общечеловеческих и религиозно-нравственных проблем в литературе. Усиление аналитических начал, связанная с осмыслением героического и трагического пути России в 20 веке. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Написание реферата по заданной теме | 1 |
Тема 30. Лейтенантская проза. Ю.Бондарев «Берег». Повесть В.Кондратьева «Сашка». | Содержание учебного материала | ||
Война и духовная жизнь общества. Осмысление опыта войны в эпических произведениях. Основные сюжетные линии изучаемых произведений. Система персонажей. Своеобразное решение темы войны. Проблема чувства и долга. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Пересказ текста произведения | 1 | ||
Тема 31. Творчество А.Т.Твардовского. | Содержание учебного материала Формирование личности поэта. Поэма «По праву памяти» - завещание поэта и деятеля культуры. Тема раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия. «сыновней ответственности» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ произведения, подготовка выразительного чтения. | 1 | ||
Тема 32. А.И.Солженицын «Матрёнин двор» | Содержание учебного материала | ||
Жизненный и творческий путь писателя. Значение его творчества в литературе и общественной жизни. Особенности рассказа «Матрёнин двор». Характер героини как способ выражения авторской позиции. Незыблемость нравственных основ человеческой жизни. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Пересказ текста произведения | |||
Тема 33. «Деревенская проза». Герои В.Шукшина | Содержание учебного материала Обзор творчества писателя. Герои рассказов Шукшина. Утверждение права человека на индивидуальность и уважение. Изображение трагедии нереализованных возможностей, неприятие зла, бездуховности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к творческой работе | |||
Тема 34. Проблемы нравственности в творчестве В.Распутина. Повесть «Последний срок». | Содержание учебного материала Обзор творчества писателя. Традиции русской классики в прозе Распутина. Проза писателя как высший этап «деревенской прозы». Трагическое решение проблемы отцов и детей в повести «Последний срок». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ текста произведения | |||
Тема 35. Новейшая русская поэзия и проза. | Содержание учебного материала Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Новое осмысление истории в произведениях современных поэтов и писателей. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение и анализ текста произведений | 1 | ||
Всего: | 134 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Источники информации
Основная литература
1. Агенесов В. В., Архангельский А. Н. Русская Литература 19 — 20 веков: программа для общеобразовательных учереждений 10 — 11 класс. - М., 2010.
2. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разроботки по русской литературе. - М., 2010.
3. Литература 5 — 11 классы: програмно - методические материалы. - 4-е изд./сост. Калганова Т.А. - М., 2009.
4. Русская литература: программа для общеобразовательных учреждений / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2010.
5. Сборник нормотивных документов. Литература. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2006.
6. Сухих И.Н. Литература (1, 2 часть). - М., 2009.
Дополнительная литература
1. Грицевская И.М. Литература для медиков.-2009
2. Максимова В.И .Литература. М.,2010
3. Ю.Проскурякова ИГ. Практикум по литературе .-М.,2011
4. П.Розенталь Д.Э .Практическая стилистика .- Сп. по русскому языку, М.,2010
5. Сергеев Ф.П .О культуре русской речи .-Волгоград,2011
Интернет ресурсы
http://www.countries.ru/library/
WWW.gramota.ru
WWW..literus.net
http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm
http://www.web-resurs.ru/best_personal/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь:
| Тестирование Собеседование Зачёт Эссе Реферат |
Знать:
| Тестирование Собеседование Зачёт Эссе Реферат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.
Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...
Рабочая программа по литературе для СПО
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионал...
Рабочая программа по литературе (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...
Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"
Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"...
Рабочая программа дисциплины "Литература" для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий".
Рабочая программа дисциплины "Литература" для специалистов любого профиля....