Состав и структура методического обеспечения учебной дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО
статья на тему
Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания образования, т. е. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.obesp_ud.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области
Владимирский строительный колледж
Состав и структура методического обеспечения учебной дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО
Автор: Гладилова Татьяна Юрьевна,
мастер производственного обучения
высшей квалификационной категории
ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»
2018
Состав и структура методического обеспечения учебной дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО
Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания образования, т. е. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности.
На формирование содержания обучения отдельной дисциплины влияет большое число факторов: педагогическое мастерство преподавателя, его квалификация и энтузиазм, материальная баз учебного заведения, развитие научно-технического прогресса, требования работодателя и учебного заведения. Важнейшую роль играет наличие учебно-методической (программной) документации, отвечающей требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и комплексного обеспечения образовательного процесса по каждому учебному занятию.
Об этом свидетельствует тот факт, что за последнее время был принят ряд нормативно-распорядительных документов Минобрнауки РФ, в которых выдвинуты новые требования к структуре и содержанию учебно-методического обеспечения учебного процесса, введены новые критерии показателя государственной аккредитации высших и средних профессиональных учебных заведений – «Методическая работа».
Конкретные требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена предъявляет Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования. В нем конкретно указано, что образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ПП ССЗ на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда. Перед началом разработки ПП ССЗ образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ПП ССЗ образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; программ учебной и производственной практик; методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО. В рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей необходимо четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей; предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Все учебные дисциплины должны быть обеспечены учебно-методическими комплексами (УМК). Поэтому от построения содержания обучения зависят подготовка специалиста и его образованность: чем качественнее учебно-методическая (программная) документация, тем больше достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист.
Естественно, что для достижения цели – создания качественного учебно-программного материала требуется много усилий преподавателя-предметника, большой временной ресурс, порой растягивающийся на годы, проведение научной работы и просто самообразование.
ПП ССЗ - совокупность нормативной и учебно-методической документации, разработанной образовательным учреждением для каждой специальности подготовки на основе требований ФГОС СПО. Является обязательным внутренним нормативным документом образовательного учреждения для реализации целенаправленного образовательного процесса в достижении результатов, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом с учетом вида, типа образовательного учреждения и потребностей работодателей и обучающихся.
Включает в себя:
- ФГОС по специальности (разрабатывается Министерство образования);
- Требования образовательного учреждения к выпускнику (квалификационные требования), может быть Модель специалиста – разрабатываются ОУ;
- Учебный план;
- Примерные учебные программы дисциплин;
- Рабочие программы (разрабатываются каждым преподавателем).
Учебно-методическое обеспечение специальности должно включать в себя:
- нормативный комплект специальности;
- учебно-методические комплексы дисциплин;
- учебно-методические комплексы профессионального модуля;
- учебно-методический комплект учебной и производственной практики;
- комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»;
- комплект «Итоговая аттестация»;
- комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование»;
- комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа».
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине включает в себя следующие разделы:
- нормативно-правовая документация;
- учебно-программная, планирующая документация;
- учебно-методическая документация;
- материально-техническое, информационное и программное обеспечение.
В УМК по учебной дисциплине раздел «Нормативно-правовая документация» включает:
- выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по учебной дисциплине (для общеобразовательных дисциплин - выписка из стандарта среднего общего образования);
- ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса;
- методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса.
Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:
- примерная программа учебной дисциплины (при наличии);
- программа учебной дисциплины;
- календарно-тематический план;
- индивидуальный план преподавателя;
- комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.
Раздел «Учебно-методическая документация» включает:
- конспекты лекций (допускаются тезисы);
- учебную литературу, в том числе на электронном носителе;
- дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;
- справочники, каталоги, альбомы;
- методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;
- методические рекомендации по изучению учебной дисциплине, ее разделов, тем, отдельных элементов;
- методические разработки, авторские разработки;
- методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;
- темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;
- тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;
- тематические «копилки» - комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;
- положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по учебной дисциплине;
- комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по учебной дисциплине;
- методический комплект «входного» контроля уровня знаний у обучающихся (для общеобразовательных дисциплин);
- систему контроля знаний у обучающихся по учебной дисциплине;
- критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся;
- документация по мониторингу качества освоения обучающимися учебной дисциплины с планом корректирующих мероприятий;
Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:
- перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;
- перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по учебной дисциплине;
- учебно-наглядные материалы - схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;
- мультимедийные презентации по темам, элементам учебной дисциплины;
- видео и интерактивные материалы;
- перечень используемых технических средств обучения;
- перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по учебной дисциплине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника...
Инновационные образовательные ресурсы в методическом обеспечении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На осно...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС СПО, рефлексия является обязательным этапом урока; особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в кон...
Обобщение педагогического опыта «Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического профиля»
Обобщение педагогического опыта преподавателя Атаевой Дианы Руслановны Тема: Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического про...
Состав и структура методического обеспечения учебной дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО
Составляющие части профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение практического опыта и форм...
Методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже: реализация требований ФГОС к современному уроку.
В статье перечислены дидактические подходы к уроку, педагогические техники. Дан ответ на вопрос, как формируется методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже....
Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО по специальностям
Проектирование процесса обучения на основе ФГОС СПО, ОПОП по специальностям; реализация системно-деятельностного подхода; организация проектной, исследовательской, ролевой деятельности; внедрение совр...