Состав и структура методического обеспечения учебной дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО
статья на тему
Составляющие части профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение практического опыта и формирование конкретных профессиональных и общих компетенций, которые в совокупности необходимы для выполнения трудовых функций (вида профессиональной деятельности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.obespechenie_pm.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области
Владимирский строительный колледж
Состав и структура методического обеспечения профессионального модуля в ходе реализации ФГОС СПО
Автор: Гладилова Татьяна Юрьевна,
мастер производственного обучения
высшей квалификационной категории
ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»
2018
Состав и структура методического обеспечения профессионального модуля в ходе реализации ФГОС СПО
Профессиональный модуль (ПМ) - часть образовательной программы среднего профессионального образования, предусматривающая подготовку обучающихся к конкретному виду профессиональной деятельности. Составляющие части профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение практического опыта и формирование конкретных профессиональных и общих компетенций, которые в совокупности необходимы для выполнения трудовых функций (вида профессиональной деятельности). Профессиональный модуль имеет самостоятельное значение для трудового процесса. Профессиональный модуль может быть частью образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.
Программа профессионального модуля (ППМ) - учебно-методический документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание и требования к условиям реализации профессионального модуля и освоения заданного стандартом вида профессиональной деятельности.
Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля состоит:
- из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрировано);
- из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).
Междисциплинарный курс (МДК) - система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенции при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.
Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения с учетом квалификационных требований по производственной практике.
Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю включает в себя следующие разделы:
- нормативно-правовая документация;
- учебно-программная, планирующая документация;
- учебно-методическая документация;
- материально-техническое, информационное и программное обеспечение.
В УМК по профессиональному модулю раздел «Нормативно-правовая документация» включает:
- выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по профессиональному модулю;
- ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса и производственного обучения;
- методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса и производственного обучения.
Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:
- примерная программа профессионального модуля (при наличии);
- программа профессионального модуля;
- программа учебной, производственной практики;
- календарно-тематический план (КТП) по междисциплинарным курсам либо по всему профессиональному модулю с учебной практикой, производственным обучением (допускается отдельно КТП по теории и КТП по практике);
- индивидуальный план преподавателя;
- комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.
Раздел «Учебно-методическая документация» включает:
- конспекты лекций (допускаются тезисы);
- учебную литературу, в том числе на электронном носителе;
- дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;
- справочники, каталоги, альбомы;
- методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;
- перечень учебно-производственных работ по учебным практикам, производственному обучению;
- методические рекомендации по изучению профессионального модуля, его разделов, тем, отдельных элементов;
- методические разработки, авторские разработки;
- методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;
- темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;
- тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;
- тематические «копилки» - комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;
- положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по междисциплинарному курсу (МДК), профессиональному модулю;
- комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по МДК, профессиональному модулю;
- систему контроля знаний у обучающихся по МДК, профессиональному модулю;
- критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся;
- документация по мониторингу качества освоения обучающимися МДК, профессионального модуля с планом корректирующих мероприятий;
Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:
- перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;
- перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по МДК, профессиональному модулю;
- мультимедийные презентации по темам, элементам МДК, профессионального модуля;
- видео и интерактивные материалы;
- учебно-наглядные материалы - схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;
- перечень используемых технических средств обучения;
- перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по МДК, профессиональному модулю.
При формировании преподавателем УМК по теме, разделу МДК, профессионального модуля используются все вышеперечисленные пункты данного раздела.
Организация работы по созданию учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей.
Непосредственной разработкой учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели, ведущие данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).
Преподаватели-разработчики несут ответственность за содержание учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).
Материалы, входящие в состав учебно-методического комплекса, обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии. Рабочие программы, контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации утверждаются заместителем директора по учебной работе, программы промежуточной аттестации (в форме экзамена или комплексного экзамена) и комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.
Рабочие программы учебной и производственной практик, комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю согласовываются с представителями работодателя.
Контроль качества материалов, входящих в состав учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), возлагается на председателя предметной (цикловой) комиссии и методиста.
Контрольный экземпляр учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) на бумажном и электронном носителях хранится в библиотеке и в методическом кабинете.
Учебно-методический комплект учебной и производственной практики
Это сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности. Этот сборник включает:
- Программы учебной, производственной и преддипломной практики по специальности;
- Календарные планы всех видов практик;
- Критерии оценки результатов практик;
- Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению.
Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»
Это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых проектов или курсовых работ; в большей степени имеет справочно-поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В том случае, когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т. е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию не является обязательной частью учебно-методического комплекса дисциплины.
Это:
- Тематика курсовых работ (проектов) – разрабатывается преподавателями-предметниками и утверждается на заседаниях ПЦК;
- Методические материалы по выполнению, оформлению и защите КР;
- Критерии оценки КР;
- Образцы оформления КР, рецензий на КР.
Комплект «Итоговая аттестация» включает Программы ИГА выпускников по специальности.
Комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование» является частью комплекта «Итоговая государственная аттестация», включает:
- Программу итоговой Государственной аттестации;
- Критерии оценки ВКР и дипломного проекта и защиты ВКР и дипломного проекта;
- Перечень сформированных ОК и ПК;
- Квалификационные требования к выпускнику по специальности;
- Тематика дипломных проектов (работ) и методические рекомендации по их выполнению и оформлению.
Самостоятельная работа студентов (СРС) - часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.
Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» по сути является сборником учебно-методических разработок для организации процесса самостоятельного освоения части учебного материала дисциплин специальности, а также приобретения профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов комплекта разрабатывается в составе УМК дисциплин, которые используются преподавателями повседневно. Кроме того, в комплект включаются междисциплинарные (метапредметные) разработки, способствующие развитию творческого мышления и самостоятельности студента. Например,
- Сборники задач, упражнений, тестов для самостоятельной работы студента;
- Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера);
- Сборники тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические рекомендации по их выполнению;
- Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению;
- Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т. п. и методические указания по их проведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника...
Инновационные образовательные ресурсы в методическом обеспечении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На осно...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС СПО, рефлексия является обязательным этапом урока; особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в кон...
Обобщение педагогического опыта «Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического профиля»
Обобщение педагогического опыта преподавателя Атаевой Дианы Руслановны Тема: Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического про...
Состав и структура методического обеспечения учебной дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО
Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение завис...
Методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже: реализация требований ФГОС к современному уроку.
В статье перечислены дидактические подходы к уроку, педагогические техники. Дан ответ на вопрос, как формируется методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже....
Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО по специальностям
Проектирование процесса обучения на основе ФГОС СПО, ОПОП по специальностям; реализация системно-деятельностного подхода; организация проектной, исследовательской, ролевой деятельности; внедрение совр...