Состав и структура методического обеспечения учебной дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО
статья на тему

Составляющие части профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение практического опыта и формирование конкретных профессиональных и общих компетенций, которые в совокупности необходимы для выполнения трудовых функций (вида профессиональной деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.obespechenie_pm.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области

                           Владимирский строительный колледж                                                                              

Состав и структура методического обеспечения профессионального модуля в ходе реализации ФГОС СПО

                                                                           Автор: Гладилова Татьяна Юрьевна,                                                            

                                                                        мастер производственного обучения

                                                                           высшей квалификационной категории

                                                    ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»

2018

Состав и структура методического обеспечения профессионального модуля в ходе реализации ФГОС СПО

Профессиональный модуль (ПМ) - часть образовательной программы среднего профессионального образования, предусматривающая подготовку обучающихся к конкретному виду профессиональной деятельности. Составляющие части профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение практического опыта и формирование конкретных профессиональных и общих компетенций, которые в совокупности необходимы для выполнения трудовых функций (вида профессиональной деятельности). Профессиональный модуль имеет самостоятельное значение для трудового процесса. Профессиональный модуль может быть частью образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

Программа профессионального модуля (ППМ) - учебно-методический документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание и требования к условиям реализации профессионального модуля и освоения заданного стандартом вида профессиональной деятельности.

Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля состоит:

  • из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрировано);
  • из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

Междисциплинарный курс (МДК) - система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенции при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения с учетом квалификационных требований по производственной практике.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю включает в себя следующие разделы:

  • нормативно-правовая документация;
  • учебно-программная, планирующая документация;
  • учебно-методическая документация;
  • материально-техническое, информационное и программное обеспечение.

В УМК по профессиональному модулю раздел «Нормативно-правовая документация» включает:

  • выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по профессиональному модулю;
  • ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса и производственного обучения;
  • методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса и производственного обучения.

Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:

  • примерная программа профессионального модуля (при наличии);
  • программа профессионального модуля;
  • программа учебной, производственной практики;
  • календарно-тематический план (КТП) по междисциплинарным курсам либо по всему профессиональному модулю с учебной практикой, производственным обучением (допускается отдельно КТП по теории и КТП по практике);
  • индивидуальный план преподавателя;
  • комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.

Раздел «Учебно-методическая документация» включает:

  • конспекты лекций (допускаются тезисы);
  • учебную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • справочники, каталоги, альбомы;
  • методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;
  • перечень учебно-производственных работ по учебным практикам, производственному обучению;
  • методические рекомендации по изучению профессионального модуля, его разделов, тем, отдельных элементов;
  • методические разработки, авторские разработки;
  • методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;
  • темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;
  • тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;
  • тематические «копилки» - комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;
  • положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по междисциплинарному курсу (МДК), профессиональному модулю;
  • комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по МДК, профессиональному модулю;
  • систему контроля знаний у обучающихся по МДК, профессиональному модулю;
  • критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся;
  • документация по мониторингу качества освоения обучающимися МДК, профессионального модуля с планом корректирующих мероприятий;

Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:

  • перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;
  • перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по МДК, профессиональному модулю;
  • мультимедийные презентации по темам, элементам МДК, профессионального модуля;
  • видео и интерактивные материалы;
  • учебно-наглядные материалы - схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;
  • перечень используемых технических средств обучения;
  • перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по МДК, профессиональному модулю.

При формировании преподавателем УМК по теме, разделу МДК, профессионального модуля используются все вышеперечисленные пункты данного раздела.

Организация работы по созданию учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей.

Непосредственной разработкой учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели, ведущие данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).

Преподаватели-разработчики несут ответственность за содержание учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).

Материалы, входящие в состав учебно-методического комплекса, обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии. Рабочие программы, контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации утверждаются заместителем директора по учебной работе, программы промежуточной аттестации (в форме экзамена или комплексного экзамена) и комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

Рабочие программы учебной и производственной практик, комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества материалов, входящих в состав учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), возлагается на председателя предметной (цикловой) комиссии и методиста.

Контрольный экземпляр учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) на бумажном и электронном носителях хранится в библиотеке и в методическом кабинете.

Учебно-методический комплект учебной и производственной практики

Это сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности. Этот сборник включает:

  • Программы учебной, производственной и преддипломной практики по специальности;
  • Календарные планы всех видов практик;
  • Критерии оценки результатов практик;
  • Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению.

Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»

Это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых проектов или курсовых работ; в большей степени имеет справочно-поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В том случае, когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т. е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию не является обязательной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

Это:

  • Тематика курсовых работ (проектов) – разрабатывается преподавателями-предметниками и утверждается на заседаниях ПЦК;
  • Методические материалы по выполнению, оформлению и защите КР;
  • Критерии оценки КР;
  • Образцы оформления КР, рецензий на КР.

Комплект «Итоговая аттестация» включает Программы ИГА выпускников по специальности.

Комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование» является частью комплекта «Итоговая государственная аттестация», включает:

  • Программу итоговой Государственной аттестации;
  • Критерии оценки ВКР и дипломного проекта и защиты ВКР и дипломного проекта;
  • Перечень сформированных ОК и ПК;
  • Квалификационные требования к выпускнику по специальности;
  • Тематика дипломных проектов (работ) и методические рекомендации по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа студентов (СРС) - часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.

Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» по сути является сборником учебно-методических разработок для организации процесса самостоятельного освоения части учебного материала дисциплин специальности, а также приобретения профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов комплекта разрабатывается в составе УМК дисциплин, которые используются преподавателями повседневно. Кроме того, в комплект включаются междисциплинарные (метапредметные) разработки, способствующие развитию творческого мышления и самостоятельности студента. Например,

  • Сборники задач, упражнений, тестов для самостоятельной работы студента;
  • Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера);
  • Сборники тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические рекомендации по их выполнению;
  • Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению;
  • Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т. п. и методические указания по их проведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника...

Инновационные образовательные ресурсы в методическом обеспечении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На осно...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС СПО, рефлексия является обязательным этапом урока; особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в кон...

Обобщение педагогического опыта «Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического профиля»

Обобщение педагогического опыта преподавателя Атаевой Дианы Руслановны Тема: Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического про...

Состав и структура методического обеспечения учебной дисциплины в ходе реализации ФГОС СПО

Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение завис...

Методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже: реализация требований ФГОС к современному уроку.

В статье перечислены дидактические подходы к уроку, педагогические техники. Дан ответ на вопрос, как формируется методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже....

Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО по специальностям

Проектирование процесса обучения на основе ФГОС СПО, ОПОП по специальностям; реализация системно-деятельностного подхода; организация проектной, исследовательской, ролевой деятельности; внедрение совр...