ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
В данной статье рассматривается влияние активных методов обучения на результаты подготовки специалистов среднего звена. Определены некоторые возможности в решении этой задачи, ведь выбирая метод обучения, преподаватель учитывает время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности обучающегося.
Ключевые слова: активные методы обучения, учебно-организационные задачи, этапы учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya_v_smi.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человек, обученный основательно, есть
дерево, имеющее свой собственный корень,
питающее себя собственным соком и поэтому
постоянно растущее, приносящее плоды»
Я.А. Коменский
В ФГОС нового поколения отмечается, что «… образовательное учебное заведение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разработка конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». В связи с этим в профессиональной подготовке особую актуальность приобретает проблема организации форм обучения[3].
Как показывает практика, не все обучающиеся стремятся к освоению выдаваемой преподавателем информации традиционным способом. Возникает необходимость внедрения таких технологий и методов обучения, которые бы не только обеспечивали необходимый уровень знаний, а также способствовали развитию профессиональных навыков, познавательных интересов и мотивации будущей профессиональной деятельности.
В свое время ещё К.Д. Ушинский ставил перед учителем задачу научить учеников учиться: «….следует передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания» [6, т.2,с.500].
Данная задача актуальна по сей день, современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебном учреждении, применения прогрессивных методов обучения.
По мнению И.Я. Лернера, « всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящий к достижению результата, соответствующего намеченной цели» [4, с.186].
Выбор метода зависит от возможности самого преподавателя как специалиста. Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения[1, с.65].
Успешность обучения зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал обучающегося, с помощью репродуктивных или активных методов обучения[2].
Любые методы имеют практический смысл в той мере, в какой помогают преподавателю осуществлять решения конкретных дидактических задач, которые он ставит перед занятием.
Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения обучающихся в учебно-познавательную деятельность, они позволяют подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя, обеспечить активное участие обучающихся в учебной работе и вместе с этим вести непрерывный контроль усвоения учебного материала.
На различных этапах учебного процесса можно использовать методы активного обучения:
1 этап - первичное овладение знаниями. В зависимости от темы занятия это может быть: проблемная лекция, лекция – визуализация, лекция- беседа, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование практических занятий, игровые и неигровые методы.
Основной задачей учебных заведений является освоение профессиональных и общих компетенций. При выполнении этой задачи, обучающиеся с одной стороны, овладевают знаниями, необходимыми в труде, с другой – приобретают профессиональные умения и навыки. Без продуманной и тщательной организации практических занятий, как одной из форы активного обучения, невозможно воспитать грамотного, востребованного на рынке труда специалиста. Рациональная организация проведения практических занятий, разнообразие форм их проведения, наличие конечного результата, делает их более привлекательными для обучающихся, не превращает в пассивных слушателей, а активизирует и побуждает к деятельности, к получению результата. Поэтому 3 этап позволяет обучающимся анализировать производственные ситуации, делать соответствующие расчеты, выводы, принимать решения, контролировать результаты своего труда т.е. овладевать профессиональными умениями и навыками, практическим опытом. Именно на практических занятиях обеспечивается связь теории и практики, а так же активное сотрудничество преподавателя и обучающегося.
В результате использования активных методов обучения на занятиях по спецдисцилинам было выявлено повышение успеваемости и качества знаний обучающихся, у них появился интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Наиболее эффективными из них являются:
а)неимитационные методы: проблемная лекция; эвристическая беседа; лекция- провокация; лекция- консультация; поисковое практическое занятие; исследовательская работа; самостоятельная работа с обучающей программой; самостоятельная работа с книгой, интернет ресурсами.
б) имитационные методы: игровые роли; анализ конкретных производственных ситуаций; решение ситуационных производственных задач; практические занятия -действия по инструкции.
Таким образом, правильно выбранные педагогом методы обучения позволяют конструировать интересное учебное занятие, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей, воспитательных и развивающих задач, формирование у обучающихся необходимых знаний и умений. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь обучающихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление[5].
Список информационных источников
1 . Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: «Феникс», 2000.-416с.
2. Методы обучения в ВУЗе Кафедра гуманитарных наук [Электронный ресурс]. – Электрон. Текст.дан.-Режим доступа: ttps://domashke.net /referati/referaty-po-pedagogike/kursovaya-rabota-metody-obucheniya-v-vuze, свободный.
3. Методика применения активных методов обучения в профессиональном обучении [Электронный ресурс]. – Электрон. Текст.дан.-Режим доступа:
4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высш.шк., 1990.
5. Турчинова Г.А. Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования[Электронный ресурс]. – Электрон. Текст.дан.-Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/04/09/aktivnye-metody-obucheniya-kak-sovremennyy, свободный
6. Ушинский К.Д. Сборник сочинений т.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по с
Обеспечение дополнительной подготовки в области информатики на специальности Преподавание в начальных классах...
КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ МДК 05.01 ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОДЕЖДЫ для специальности среднего профессионального образования: 54.02.01(072501) Дизайн (п
КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТМДК 05.01 ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМРАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОДЕЖДЫдля специальности среднего професс...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по профессиональному модулю 05 12397 Изготовитель полуфабрикатов из мяса птицы. для специальности среднего профессионального образования 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по профессиональному модулю 0512397 Изготовитель полуфабрикатов из мяса птицы. для специальности среднего профессиональн...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы междисциплинарного курса 02.01 Технология обработки продуктов убоя для специальности среднего профессионального образования 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы междисциплинарного курса 02.01 Технология обработки продуктов убоя для специальности среднего профессиона...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК по профессиональному модулю ПМ.01 Моделирование швейных изделий для специальности среднего профессионального образования 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной и производственной практикпо профессиональному модулю ПМ.01 Моделирование швейных изделий для специальности среднего профессионального образования29.02.04 Конс...
Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации Технологии подготовки кадров по компетенции «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями, общих характеристик приобретаемой квалификации в соответствиис направлением ...
Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации Технологии подготовки кадров по компетенции «Сварочные технологии»
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями, общих характеристик приобретаемой квалификации в соответствиис направлением ...