Методическая разработка открытого практического занятия «ПМП при механических повреждениях, травматическом шоке, синдроме длительного сдавления». «Лабораторная диагностика заболеваний ССС,пищеварительной и выделительной систем"
методическая разработка по теме
Методическая разработка одобрена и рекомендована для преподавателей IV курса по специальности «Лабораторная диагностика» дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», МДК 03.01 «Теория и практика лабораторных биохимических исследований» в рамках основной профессиональной образовательной программы.
Проведение интегрированных занятий с синтезом знаний, умений различных дисциплин, способствует подготовке адаптированных к современным условиям специалистов, поэтому преподавателями был выбран этот вид занятий.
Весь ход занятия сопровождается демонстрацией слайдов, консультацией преподавателей по каждому этапу занятия. Методическая разработка включает в себя технологическую карту занятия и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razrab.otkr_._binarnogo_zan.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Калужской области «Калужский базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности.
ПМ 03 Проведение лабораторных биохимических исследований.
Разделы: Раздел 3.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Раздел ПМ.9 Проведение лабораторных биохимических исследований при патологии.
Тема: 2.6. «Первая медицинская помощь при механических повреждениях,
травматическом шоке, синдроме длительного сдавления».
9.1.»Лабораторная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной и выделительной систем».
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Курс : 4
Составители: Семенова Н.И.
Казарцева Е.В.,
преподаватели высшей категории
Калуга, 2016 год.
Методическая разработка одобрена и рекомендована для преподавателей IV курса по специальности «Лабораторная диагностика» дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», МДК 03.01 «Теория и практика лабораторных биохимических исследований» в рамках основной профессиональной образовательной программы.
Проведение интегрированных занятий с синтезом знаний, умений различных дисциплин, способствует подготовке адаптированных к современным условиям специалистов, поэтому преподавателями был выбран этот вид занятий.
Это технология взаимодействия двух преподавателей, которая строится на приоретете МДК 03.01 « Теория и практика лабораторных биохимических исследований».
При этом целями для преподавателей являлись:
-развитие профессиональных компетенций у студентов;
-развитие сотрудничества преподавателей;
-формирование у студентов убеждения в связанности дисциплин и целого мира;
-повышение мотивации изучения дисциплин, активизация познавательной деятельности;
-развитие у студентов навыков самообразования;
-активное влияние на эмоциональную сферу студентов.
Весь ход занятия сопровождается демонстрацией слайдов, консультацией преподавателей по каждому этапу занятия. Методическая разработка включает в себя технологическую карту занятия и приложения.
Рецензенты: Методист ГАПОУ КО КБМК ЛАВРОВА Е.В.
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: « Первая медицинская помощь при механических повреждениях, травматическом шоке, синдроме длительного сдавления. Лабораторная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной и выделительной систем»
Вид занятия – лабораторно-практическое
Форма проведения занятия – индивидуальная
Продолжительность занятия – 160 мин.
Место проведения: учебная лаборатория (кабинет № 305)
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, опережающего домашнего задания
Применяемые технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного обучения.
Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций на занятиях и вовлечение студентов в активную самостоятельную работу, развивая их творческие способности и профессиональные компетенции.
Исследовательская работа дает возможность поиска самостоятельных решений.
Метод опережающего домашнего задания предназначен для самостоятельного изучения темы по указанным ранее преподавателями источникам информации.
Алгоритмы действий, схемы, методики лабораторных исследований способствуют закреплению умений работать по определенным правилам и предписаниям, инструкциям, а также самостоятельному составлению новых алгоритмов деятельности.
Интегрированное занятие снимает утомляемость и перенапряжение студентов за счет переключения с одного вида деятельности на другой, т.е. является здоровьесберегающей технологией.
ЦЕЛИ:
1.УЧЕБНЫЕ :
- сформировать знания, умения по темам, используя межпредметную интеграцию;
- систематизировать, углубить знания студентов по темам занятия;
-сформировать у студентов умение выполнять алгоритм медицинской помощи пострадавшим с синдромом длительного сдавления, оформлять медицинскую документацию (ОК 12);
- сформировать умения по проведению необходимых лабораторных биохимических исследований проб крови на содержание креатинина, делать расчеты и оценку полученных данных (ПК 3.1-3.4).
Формирование знаний и умений предполагает базовый теоретический и практический материал по теме занятия. Студенты должны знать:
- клинические признаки и патогенез синдрома длительного сдавления (СДС);
-алгоритм медицинской помощи пострадавшим;
-методику отбора проб крови и мочи для лабораторных исследований;
-методику лабораторных биохимических исследований крови на креатинин;
- оценку тяжести состояния пораженного с СДС.
2.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
-воспитать интерес к своей будущей профессии, понятие ее социальной значимости (ОК 1);
- принимать решения в нестандартных ситуациях(ОК 3);
- воспитать умение работать в коллективе (ОК 6);
-брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий (ОК 7);
- научить принимать самостоятельно решения в чрезвычайной ситуации, особенно при отборе биопроб и проведении клинико-лабораторных исследований биологических сред организма человека на догоспитальном и госпитальном этапах медицинского обеспечения при травмах ( ОК 3,12);
3.РАЗВИВАЮЩИЕ
- сформировать навыки профессионального мышления и поведения (ОК 2,4,6) -развивать умение применять знания на практике, используя данные лабораторных биохимических исследований крови, мочи при данном заболевании (ОПН), оценивать результаты своих действий (ПК 3.1-3.2);
-развивать умения и навыки учебного труда (ОК 4,5), используя информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Междисциплинарные связи:
1. Первая медицинская помощь «Первая медицинская помощь при закрытых и открытых повреждениях», « Синдром длительного сдавления».
2. МДК 01.01 Техника и практика лабораторных общеклинических исследований
Раздел 2 «Проведение лабораторного исследования мочи»
Внутридисциплинарные связи:
БЖД: Р. 3. Тема 3.1 «ПМП при ранениях, кровотечениях, несчастных случаях и заболеваниях».
ПМ.03 Р. 4. Тема 4.1 «Исследование в клинике показателей обмена белков».
Техническое оснащение: лаборатория с оборудованными местами студентов, мультимедийная аппаратура; фантом для сердечно-лёгочной реанимации, перевязочный материал, жгут кровоостанавливающий, шины Крамера, Дитерихса, спирт 700С, вата, фантом для инъекций, обезболивающие средства; наборы реактивов для определения креатинина, мочевины, пробирки, дозаторные пипетки, сыворотка, фотоэлектроколориметр (ФЭК), биопробы крови, мочи; методический и контролирующий раздаточный материал; презентационный материал.
Информационное обеспечение(дидактический материал) занятия:
- Логические схемы нарушений в организме при синдроме длительного сдавления (Приложение 1,2,3.)
- Ситуационная задача с заданием (Приложение 4), эталон ответа.
- Медицинская карта на пораженного (Приложение 5).
- Алгоритм оказания первой и доврачебной медицинской помощи при СДС (Приложение 6).
- Методика отбора проб крови, мочи, справочные данные (Приложение 7).
- Методика определения креатинина в сыворотке крови (Приложение 8).
- Тест-контроль компетенций (Приложение 9).
- Видеофильм.
Опережающие задания студентам (домашнее задание):
-определить объем лабораторных исследований при СДС;
- работа с конспектами лекций по темам дисциплин;
- работа с информационным электронным материалом;
- выполнение алгоритма оказания ПМП при СДС;
- подготовка по вопросам и заданиям методических рекомендаций для
самоподготовки занятий.
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
Общие компетенции:
Самоорганизация, самообучение:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13.Организовывать рабочее место с соблюдение требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Информационный блок:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
Коммуникационный блок:
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Профессиональные компетенции :
ПК 3.1 Готовить рабочее место для проведения лабораторных биохимических исследований.
ПК 3.2 Проводить лабораторные биохимические исследования биологическмх материалов, участвовать в контроле качества.
ПК 3.3. Регистрировать полученные результаты.
ПК 3.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
Критерий и диагностика уровня готовности студентов к занятию (входной контроль) – оценивается в 2 балла:
- опросно-ответный метод (вопросы устного фронтального опроса знаний);
- балльная оценка подготовленности студентов к занятию по схеме:
полный ответ – 2 балла
допущена ошибка в ответе – 1 балл
допущено более двух ошибок – 0,5 балла
неверный ответ - 0 баллов
В качестве критерия практической работы используется балльная оценка компетенций в целом за практическую работу- 5 баллов (2 балла по решению ситуационной задачи и 3 балла – по лабораторным исследованиям), снятие баллов проводится следующим образом:
- ошибка в решении ситуационной задачи – 1 балл;
- отсутствие самостоятельности выполнения заданий – 2 балла;
- несоблюдение временного режима этапов занятия – 0,5 балла
- ошибка в лабораторных исследованиях – 0,1 балла;
- неправильное оформление работы – 0,1 балла;
- неумение работать с документацией (медицинской картой, алгоритмами действий,
схемами, методиками) – 0,1 балла.
Выходной контроль знаний, умений проводится в виде письменного тестированного опроса – оценивается в целом в 5 баллов (Приложение 8).
Критерий оценки за лабораторно- практическое занятие:
- Организация рабочего места 0,5 б
- Входной контроль знаний (умений) 2,0 б
- Самостоятельная работа (выполнение лабораторных заданий,
обоснование и решение ситуационных задач, оценка,
расчёты) 5 б
- Выходной контроль знаний, умений 5 б
- Оформление дневника 0,5 б
ИТОГО: 13,0 баллов
100 – 90 % 13,0 – 12,0 б «5»
89 – 80 % 11,0 – 10,0 б «4»
79 – 70 % 10,0 – 9,0 б «3»
69 % и менее 9,0 б «2»
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.Мобилизация аудитории 2 мин.
2.Постановка цели. Мотивация занятия 3 мин.
3.Входной контроль 15 мин.
4.Методические указания к практической работе 10 мин.
5.Выполнение практической работы 110 мин.
6.Выходной контроль 10 мин.
7.Просмотр видеофильма, обсуждение 5 мин.
7.Проверка дневников. Подведение итогов, задание на дом.5 мин.
3. ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент занятия . Мобилизация аудитории.
Преподаватели приветствуют студентов, принимают рапорт у дежурного о готовности кабинета и студентов к занятию; выясняют, кто из студентов отсутствует и по какой причине; проверяют (и оценивают) подготовку рабочих мест и внешний вид, оснащение рабочих мест студентов к проведению занятия. Студенты работают индивидуально, каждый получает задание и дидактический материал по практической части занятия, необходимое лабораторное оснащение.
2.Постановка цели занятия.Мотивация темы.
Преподаватель ПМ 03 «Проведение лабораторных биохимических исследований» озвучивает тему практического занятия, цели и каждый преподаватель – мотивацию своей части занятия.
Преподаватель БЖД и МК:
Среди всех закрытых повреждений особое место занимает синдром длительного сдавления, который возникает в результате длительного сдавления конечностей при обвалах, землетрясениях, разрушениях зданий, наезда транспорта, взрыва и т.д. Причины– действие механического поражающего фактора, который практический всегда бывает при катастрофах.
Он развивается у пострадавших, находящихся под завалами в результате длительного (4-8 часов) раздавливания мягких тканей обломками зданий, землей или другими предметами.
Известно, что основные симптомы СДС проявляются сразу после устранения компрессии и восстановления кровообращения в поврежденной части тела. На организм человека воздействуют несколько патологических моментов:
- болевое раздражение и психоэмоциональный фактор, являющиеся пусковыми
механизмами шока;
- травматическая токсемия, вызванная поступлением в кровяное русло продуктов распада поврежденных тканей (миоглобина, креатинина, гистамола, калия, кальция, фосфора)
- плазмо- и кровопотеря, усугубляющие острую почечную недостаточность.
Как правило, плазмопотеря нарастает за счет пропотевания плазмы в ткани поврежденной области и их отека. Она приводит к сгущению крови и ухудшению микроциркуляции, а разрушенный миоглобин мышечной ткани оседает в почечных канальцах, вызывая олигурию а затем анурию у пострадавших.
Поэтому, главное – вовремя и в полном объеме оказать медицинскую помощь с целью спасения жизни пораженного, своевременной диагностики острой почечной недостаточности и своевременного лечения.
Это занятие должно помочь вам в оказании профессиональной помощи и проведении самостоятельной работы с диагностическим лабораторным материалом.
Преподаватель ПМ 03 «Проведение лабораторных биохимических исследований»:
Патологический процесс в органах, тканях сопровождается изменением показателей крови, мочи; моча становится лаково-красного или бурого цвета из-за высокого содержания миоглобина, повышается уровень мочевины, мочевой кислоты, креатинина, индикана вплоть до развития уремии; нарушается свёртывающая система крови.
Важное место в своевременном лечении больного с острой почечной недостаточностью занимает профессиональная подготовка медицинского лабораторного техника в области отбора и исследования биосред организма – крови, мочи.
По уровню альдолазы можно судить о тяжести и масштабах повреждения мышц (повышается в 20-30 раз по сравнению с нормой), этот показатель определяется дополнительно в крови и моче для подтверждения диагноза заболевания.
Известно, что при острых и хронических заболеваниях почек любого происхождения, массивных разрушениях мышечной ткани повышается количество креатинина, миоглобина в крови и моче, увеличивается количество белка в моче и понижается его содержание в крови, увеличивается концентрация мочевины в крови и развивается гиперазотемия.
Кроме того, в крови отмечается анемия, лейкоцитоз, а в моче – гемоглобинурия (лаковый цвет мочи в первом периоде СДС).
Поэтому своевременная лабораторная диагностика острой почечной недостаточности позволяет вовремя назначить стационарное лечение пораженным после оказания медицинской помощи, спасти жизнь и возможно, восстановить здоровье поражённых.
3.Входной контроль:
Рекомендуется провести устный опрос по предложенным вопросам .
Вопросы :
- Причины возникновения синдрома длительного сдавления, синонимы названия.
- Пусковые механизмы развития заболевания (патогенез).
- Периоды в клинике СДС, их длительность.
- Характерные изменения гемодинамических показателей.
- Патоморфологические изменения в тканях мышечной, мочевыделительной систем организма.
- Назовите нефротические вещества, образующиеся при сдавлении (раздавлении) мышц сдавленных конечностей.
- В чём заключается особенность алгоритма оказания медицинской помощи при обнаружении поражённого с СДС?
- Почему развивается олигурия, а затем и анурия?
- Причины развития уремии (комы).
- Какие показатели крови изменяются при синдроме длительного сдавления?
- Какие показатели мочи изменяются при синдроме длительного сдавления?
- Как образуется креатинин?
- Как изменится количество креатинина при синдроме длительного сдавления?
- Что означает клиринс-креатинина?
4.Методические указания к проведению практического занятия по этапам работы (краткая характеристика содержания, порядка проведения и оценка результатов работы).
Ведущий преподаватель объясняет план практической работы для студентов.
Для выполнения предложенных целей занятия предлагается следующий план работы:
- выполнение самостоятельной работы (решение ситуационной задачи, заполнение медицинской карточки, исследование проб сыворотки крови);
- оценка результатов, выводы;
- оценка работы студентов по этапам занятия (входной контроль знаний, выполнение самостоятельной работы, выходной контроль компетенций);
- выяснение затруднений, ошибок, вместе со студентами обсудить;
- объявление отметок, итогов достижения целей занятия, домашнее задание.
Подведение итогов опроса, оценка готовности студентов к самостоятельной практической работе. Комментарии. Выяснение затруднений по теоретическому материалу.
5.Выполнение практической работы (самостоятельная работа студентов под контролем преподавателей).
1.Организация рабочего места.
2.Решение ситуационной задачи, составление алгоритма медицинской помощи (предлагаются ситуационная задача, приложения 1,4,6).
3.Заполнение медицинской карточки на поражённого в очаге катастрофы (приложение 5) согласно инструкции, используя данные ситуационной задачи.
Отработка оказания медицинской помощи на тренажере.
4. Определение количества креатинина в сыворотке крови пораженного согласно методике (приложения 2,3,8).
2 часть занятия- 2 часа
1.Просмотр видеофильма о СДС (задание – проверка правильности оказания ПМП).
2.Работа на ФЭКе с пробами сыворотки крови (индивидуально каждого студента под контролем преподавателя), калибровка, расчет.
3.Оценка полученных результатов исследований (оформление журнала регистрации, бланка анализа). Выводы.
6.Выходной контроль.
Проводится методом объективного тестирования с указанием в тестовых заданиях одного правильного ответа (Приложение 9).
Просмотр видеофильма №2. Краткое обсуждение.
7. Проверка дневников. Подведение итогов.
Преподаватель каждой дисциплины даёт краткое заключение по этапам практического занятия, отмечает достижение целей занятия, спрашивает у студентов наличие вопросов (затруднений) по теме занятия, отмечает активность студентов, их профессиональную грамотность согласно критериям оценки занятия.
Затем проводится обобщение с комментариями по отметке каждого студента.
Домашнее задание.
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» - подготовка к практическому занятию №6 «ПМП при радиационных, химических и биологических поражениях».
По предмету МДК 03.01 «Проведение лабораторных биохимических исследований » – подготовка к квалификационному экзамену.
7.Литература:
- Буянов, В.М. Первая медицинская помощь: учебник – 5-е изд., переработанное и дополненное – М.: Медицина, 2000 – 192 с., илл.
- Вандышев, А.Р. Медицина катастроф: учебное пособие – Ростов н/Д, Феникс, 2002 – 384с.
- Варющенко, С.Б. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие ОИЦ «Академия», 2008 – 221с.
- Горячев, С.Ф. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебник, Ростов н/Д, Феникс, 2006 – 576с.
- Ингерлейб, М.Б. Анализы. Полный справочник: пособие М.: «Астрель», 2011 – 416с.
- Ермолаев, М.В. Биологическая химия: учебник - Москва, «Медицина» 1989 - 385с.
- Никитин, Н.П. Справочник первой и неотложной медицинской помощи: Ростов н/Д, Феникс, 2009 – 205с.
- Общие вопросы безопасности жизнедеятельности
http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/temal_l.dbk
- Пустовалова, Л.М. Практикум по биохимии, Ростов н/Д, «Феникс», 2001 – 189с.
Приложение 1
СХЕМА НАРУШЕНИЙ В ОРГАНИЗМЕ
ПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ
АКТИВАЦИЯ АДРЕНАЛОВОЙ СИСТЕМЫ возбуждение ЦНС
С ВЫБРОСОМ АДРЕНАЛИНА
СНИЖЕНИЕ СЕРДЕЧНОГО ВЫБРОСА
НАРУШЕНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ торможение ЦНС
В ОРГАНАХ И ТКАНЯХ
НАРУШЕНИЕ МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ
ГИПОКСИЯ. АЦИДОЗ.
ПОЛИОРГАННАЯ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
ОСТРАЯ ОСТРАЯ ШОКОВОЕ НАРУШЕНИЕ
ПОЧЕЧНАЯ ПЕЧЕНОЧНАЯ ЛЁГКОЕ ЦНС
НЕДОСТА - НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
ТОЧНОСТЬ
НЕОБРАТИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Приложение 2
При лабораторном исследовании биоматериала пострадавшего
от С Д С
ОЛИГУРИЯ
(АНУРИЯ)
ОБНАРУЖЕНИЕ БЕЛКА
(ПРОТЕИНУРИЯ)
В МОЧЕ
ОБНАРУЖЕНИЕ ГЕМОГЛОБИНА
(ГЕМОГЛОБИНУРИЯ)
ОБНАРУЖЕНИЕ КРЕАТИНИНА
(КРЕАТИНИНУРИЯ)
Приложение 3
При лабораторном исследовании биоматериала (крови) пострадавшего
от С Д С
АНЕМИЯ
(СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА
ЭРИТРОЦИТОВ И ГЕМОГЛОБИНА)
ЛЕЙКОЦИТОЗ
(ПОВЫШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА
ЛЕЙКОЦИТОВ)
В КРОВИ
ГИПОПРОТЕИНЕМИЯ
(СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БЕЛКА)
ГИПЕРАЗОТЕМИЯ
(ПОВЫШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА
МОЧЕВИНЫ И КРЕАТИНИНА)
Приложение 4
Ситуационная задача.
Поражённый Петров Владимир Алексеевич извлечён спасателями из-под обломков здания, беспокоен, выражена одышка. Одутловатость лица, шеи и пояса верхних конечностей. Множественные точечные кровоизлияния на конъюнктиве глаз, слизистой оболочке рта, на коже верхней половины туловища. Левая нижняя конечность пострадавшего была сдавлена обломками в течение 6 часов.
Задания:
- Определить тяжесть синдрома длительного сдавления.
Обосновать свое решение.
- Составить алгоритм оказания первой медицинской помощи на месте.
- Продемонстрировать на тренажере «Подросток».
- Определить комплекс лабораторных исследований.
Приложение 6
АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОРАЖЕННОМУ
с синдромом длительного сдавления.
- Контроль состояния больного (наличие сознания, состояние систем дыхания и кровообращения).
- Обезболить (введение внутримышечно 1% раствора промедола, 1 мл или 5 мл 50% раствора анальгина).
- Осмотреть конечность и наложить жгут выше места сдавления конечности.
- Освободить от сдавливающего предмета.
5. На раны наложить асептические повязки и выполнить тугое бинтование конечности от периферии к центру: от кончиков пальцев до жгута. Снять жгут (при разможжении конечности – оставить).
6.Провести транспортную иммобилизацию.
7.Охладить конечность.
8. Укутать, предложить обильное соле- щелочное питье при отсутствии травм брюшной полости, при необходимости провести повторное обезболивание.
9.Срочно эвакуировать в положении лежа на носилках специальным транспортом, при отсутствии сознания – в устойчивом боковом положении с введенным воздуховодом.
Приложение 8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕАТИНИНА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ
(КТ «ДДС»)
ХОД РАБОТЫ
Реактивы | Опытная проба | Калибровочная проба | Холостая проба |
Сыворотка | 0,5 | - | - |
Дистил. вода | 1,0 | 0,5 | 0,75 |
Калибратор | - | 0,25 | - |
Реагент № 3 | 0,5 | 0,25 | 0,25 |
Пробы перемешать. Опытную пробу через 3-5 минут центрифугировать при 900 g в течение 5 – 7минут. | |||
Супернатант | 1,0 | ||
Реагент № 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Реагент № 2 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Пробы перемешать и инкубировать при комнатной t (+ 18-250С) точно в течение 20 минут.
Измерить оптическую плотность опытной и калибровочной проб в кювете 3,0; 5,0 или 10 мм при длине волны 500 нм против холостой пробы.
Содержание креатинина в сыворотке крови в мкмоль/л определить по формуле:
где:
С – концентрация креатинина в анализируемой пробе,
мкмоль/л;
Еоп. – оптическая плотность опытной пробы, ед.опт.пл.;
Екал. – оптическая плотность калибровочной пробы,
ед.опт.пл.;
177 – содержание креатинина в калибраторе, мкмоль/л.
Приложение 9
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Калужской области
«Калужский базовый медицинский колледж»
Специальность: «Лабораторная диагностика»
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
ПМ.03: Проведение лабораторных биохимических исследований
ТЕСТ – КОНТРОЛЬ
ТЕМА:
«Организация и объём первой медицинской
медицинской помощи при СДС (синдроме длительного
сдавления) в чрезвычайной ситуации»
«Проведение лабораторных биохимических исследований при патологии»
Выберите один правильный ответ
Составители: Семенова Н.И.
Казарцева Е.В.
преподаватели высшей категории
Калуга, 2016 год.
1. Промежуточный период СДС длится:
А – весь период компрессии;
Б – от 24 до 48 часов;
В – с 1-го до 3-го дня;
Г – с 3-го до 12-го дня;
Д –с 8 до 12-го дня;
Е – до 1—2 месяцев.
2. Синоним СДС:
А – краш – синдром
Б – травматический токсикоз
В – миоренальный синдром
Г – всё верно
3. Токсический продукт некроза, поступающий в кровь:
А – магний
Б – креатинин
В – адреналин
Г – ацетилхолин
4. Для III степени СДС характерно:
А – сдавление одной или двух конечностей
Б – сдавление двух или более конечностей
В – сдавление всего тела, в течение 4х часов
Г – сдавление более 4х часов
5. Остаточные явления СДС:
А – периферический полиневрит
Б – повреждение почек
В – артриты
Г – непроходимость кишечника
Д – хронический полиомиелит
6. Важнейшую роль в развитии интоксикации при СДС играет:
А – гемоглобин
Б – миоглобин
В – иммуноглобулин
Г – уробилин
7. При сдавливании обеих нижних конечностей более 4
часов развивается:
А – синдром длительного с давления
Б – синдром длительного раздавливания
В – краш-синдром
Г – все ответы верны
8. При легкой степени СДС происходит повреждение:
А – сегмента конечности
Б – одной конечности
В – двух конечностей
Г – нескольких сегментов конечности
9. Количество периодов в клинической картине СДС:
А – 2
Б – 3
В – 4
Г – 5
10. В первый период СДС превалируют:
А – гемодинамические нарушения
Б – проявление ОПН
В – проявление раневой инфекции
Г – местные симптомы
11. Ранний период СДС длится:
А – 1 день
Б – до 3 дней
В – до 1 месяца
Г – до 1—2 месяцев
12. Лаково-красная моча — признак:
А –синдрома длительного сдавления
Б – асфиксии
В – перегревания
Г – переохлаждения
13. При СДС жгут накладывают:
А – при обнаружении пораженного
Б – для предупреждения поступления из разрушенных тканей в кровь
токсинов
В – после восстановления кровообращения в конечности;
Г – после устранения миоглобинурии;
14. Содержание креатинина в крови увеличивается при:
А – хронической почечной недостаточности
Б – гепатите
В – гастрите
Г – язвенном колите
Д – всех перечисленных состояниях
15. Определение клиренса эндогенного креатинина применимо для:
А – оценки секреторной функции канальцев почек
Б – определение концентрирующей функции почек
В – оценки количества функционирующих недугов
Г – определение величины почечной фильтрации
Д – ни для одной из перечисленных задач
16.При проведении пробы Реберга в моче и крови определяют концентрацию:
А- креатинина
Б- мочевины
В- остаточного азота
Г - общего белка
17.Значительное снижение уровня мочевины в крови наблюдается при поражении:
А - почек
Б - печени
В - поджелудочной железы
Г - кишечника
18.Креатинин в крови и моче определяют для :
А - контроля за суточным диурезом
Б - оценки азотистого баланса
В - характеристики почечной фильтрации
Г - расчета осмотической концентрации
19.Состояние белкового обмена в организме изучают по содержанию в сыворотке крови:
А - кальция
Б - общего белка
В - глюкозы
Г - холестерина
20.Повышение концентрации креатинина в крови наблюдается при :
А - голодании
Б - приеме кортикостероидов
В - массивных поражениях мышц
Г - заболеваниях печени
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
К ТЕСТИРОВАННОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ
1 Вариант | 2 Вариант |
1 – Г | 1 – В |
2 – Г | 2 – Б |
3 – Б | 3 – В |
4 – Б | 4 – Б |
5 – Б | 5 – А |
6 – Б | 6 – Б |
7 – Г | 7 – Г |
8 – А | 8 – Г |
9 – В | 9 – Б |
10 – А | 10 – Г |
11 – Б | 11 – А |
12 – А | 12 – Б |
13 – Б | 13 – Б |
14 – А | 14 – Б |
15 – Г | 15 – Б |
16 – А | 16 – А |
17 – Б | 17 – Г |
18 – В | 18 – А |
19 – Б | 19 – В |
20 – В | 20 – А |
Критерий оценки:
100-90% - до 2 ош. – 5 баллов («отлично»)
89-80% - до 4 ош. – 4 балла («хорошо»)
79-70% - до 6 ош. – 3 балла («удовлетворительно»)
менее 70% - больше 6 ош. – менее 3 баллов
(«неудовлетворительно»)
Приложение 7
МЕТОДИКА ОТБОРА ПРОБ КРОВИ, МОЧИ
Биохимический анализ крови, мочи – метод лабораторной диагностики, позволяющий оценить работу многих внутренних органов.
Стандартный биохимический анализ крови включает определение ряда показателей, отражающих состояние белкового, углеводного, липидного и минерального обмена, а также активность некоторых ферментов сыворотки крови.
Важнейшее значение имеет процесс отбора проб крови и мочи. Соблюдение правил асептики позволяет отобрать в соответствии с нормативами пробу крови, а соблюдение правил гигиены при сборе мочи с предварительном туалетом наружных половых органов дает возможность производить точное лабораторное исследование. Если пациент без сознания – то проводится катетеризация мочевого пузыря.
Взятие крови из вены на биохимическое исследование
ЦЕЛЬ: определить биохимические показатели крови.
Оснащение: - шприц для однократного применения, лоток стерильный с тампонами и пинцетом, жгут резиновый, салфетка под жгут, 700 этиловый спирт, спецодежда (стерильный халат, маска, перчатки), чистые пробирки в штативе.
Подготовка к процедуре:
- При наличие сознания объяснить пациенту цель исследования, получить его согласие.
- Подготовить оснащение, пронумеровать пробирку и направление.
- Занять пациенту удобное положение (лежа или сидя).
- Вымыть и высушить руки, надеть перчатки.
- Наложить резиновый жгут в области нижней трети плеча, попросить пациента несколько раз сжать и разжать кулак.
- Обработать вену в области локтевого сгиба раствором этилового спирта не менее 2-х раз.
Выполнение процедуры:
- Выполнить в вене пункцию, убедиться, что игла в вене: потянуть поршень на себя.
- Набрать нужное количество крови, не снимая жгута.
- Развязать жгут, прежде чем извлечь иглу из вены.
- Извлечь иглу, обработать место пункции 700 спиртом, фиксировать шарик в течение 1-2 мин.
- Выпустить медленно кровь по стенке пробирки, находящейся в штативе (не допускать вспенивания при быстром наполнении).
- Положить шприц в лоток для дезинфекции.
Взятие мочи на биохимическое исследование
ЦЕЛЬ: получить информацию о количестве эритроцитов, лейкоцитов в моче.
Оснащение: - чистая, сухая, стеклянная банка, емкостью 100-200 мл с крышкой, направление по форме.
Подготовка к процедуре:
- При наличие сознания объяснить пациенту цель исследования, получить его согласие.
- Обучить пациента правилам отбора мочи, технике подмывания перед ее сбором.
- Оформить направление.
Выполнение процедуры:
- После подмывания выделить первую струю мочи (или судно) на счет 1, 2.
- Задержать мочеиспускание.
- Выделить мочу в баночку в количестве не менее 50 мл.
- Закрыть баночку крышкой, пронумеровать, провести исследование.
Если пациент без сознания – в перевязочной произвести катетеризацию мочевого пузыря и отобрать пробу.
ЭТАЛОН ОТВЕТА К СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧЕ
- СДС, тяжелая форма III ст. тяжести.
Обоснование: время нахождения под завалом, внешние клинические признаки сдавления нижней части туловища.
Нарушенные потребности: быть здоровым, поддерживать состояние, двигаться.
- Проблемы: физические – боль, нарушение функции конечности, органов дыхания из-за венозного застоя крови, нарушение функции почек и других жизненно важных органов; психоэмоциональные – стресс; социальные – риск остаться инвалидом.
Потенциальные проблемы: развитие необратимых изменений в печени, почках,
угроза присоединения инфекции, угроза потери конечности, ее необратимые
нарушения функций.
Приоритетная проблема: нарушение функций жизненно важных органов –
мозга, сердца, легких, почек.
ЦЕЛЬ – предотвращение действия токсинов на организм, поддержания функций жизненно важных органов и экстренная безопасная эвакуация (необходимость гемодиализа).
Медицинские вмешательства
№ п/п | Объем мед. помощи | Цель |
1. | Успокоить, объяснить свои действия. | Снять стресс и страх. |
2. | Ввести внутримышечно обезболивающие средства (1мл 2% р-ра промедола или 5 мл 50% анальгина, 2мл седуксена). | Снять пусковой механизм шока, возбуждение, стресс. |
3. | Наложить кровоостанавливающий жгут ниже паховой складки левой ноги на 2см, асептическую повязку на рану, туго забинтовать конечность до жгута. | Предотвратить вторичную инфекцию и уменьшить всасывание продуктов распада тканей. |
4. | Наложить шину Дитерихса на левую конечность, захватив три сустава. | Уменьшить боль, отек и действие токсических веществ. |
5. | Снять жгут (если не разможжена конечность). | Уменьшить ишемию ткани. |
6. | Охладить конечность. | То же, что и в п.4. |
7. | Дать соле-щелочное питье или внутривенно полиглюкин. | Снять шок и восполнить плазмопотерю. |
8. | Дать увлажненный кислород. | Улучшить альвеолярную вентиляцию легких. |
9. | Срочно эвакуировать на первый этап медицинской эвакуации – лечебное учреждение. | Оказать первую врачебную помощь. |
10. | Оказать первую врачебную помощь и отобрать пробы крови и мочи. | Для диагностики и лечения острой почечной недостаточности. |
- Отбор проб крови и мочи согласно методике.
- Комплекс лабораторных исследований: биохимический анализ сыворотки крови на содержание креатинина.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Миоглобин – гемоглобин мышц, принимает участие в тканевом дыхании. Исследуются свежее полученная сыворотка крови или плазма, реже моча.
Норма в крови: у мужчин – 19-92 мкг/л, у женщин – 12-76 мкг/л.
Норма в моче: менее 20 мкг/л.
При СДС отмечается повышение содержания в крови и моче, а концентрация его в моче зависит от функции почек.
Креатинин – азотистое соединение, отмечается его повышение при острой и хронической почечной недостаточности.
Норма в крови: мужчины: 18-60лет - 80-115 мкмоль/л
60-90лет - 71-115 мкмоль/л
женщины: 18-60лет - 53-97 мкмоль/л
60-90лет - 53-106 мкмоль/л
подростки: 44-88 мкмоль/л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка лекционного занятия № 24: «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез"
ГОУ СПО «Армавирский медицинский колледж» ДЗ КК «Утверждено»на заседании ЦКОбщих междисциплинарных дисциплинпротокол №____«__» от _________2014председатель ЦМК___________________Парфенова. Е.Г.Ме...
методическая разработка практического занятия "Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом"
Методическая разработка практического занятия ПМ 02 Лечебная деятельность МДК 02.01 Оказание медицинских услуг при инфекционных заболеваниях Тема: "Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом...
Первая медицинская помощь при механических повреждениях, травматическом шоке, синдроме длительного сдавления; Лабораторная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной и выделительной систем.
Данная разработка предназначена для преподавателей с целью разьяснения поэтапного проведения занятия по двум дисциплинам: "Безопасность жизнедеятельности" и "Проведение лабораторных био...
Методическая разработка практического занятия для студента Тема: Неотложная помощь при повреждении живота
ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапеРаздел 3 Диагностика неотложных состояний и оказание неотложной помощи в хирургии и травматологииМДК 1.03.01 Дифференциальная диагностика и о...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело. Сестринский уход: при механических травмах, травматическом шоке, синдроме длительного сдавливания
Травматизм делит 2-3 место в общей структуре летальности с онкологическими заболеваниями (на первом месте – смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы) и занимает 3 место среди причин...
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ на тему: Лечение заболеваний пищеварительной системы.
Цели разработки занятия: Образовательная. Создать условия для самостоятельного раскрытия студентами: Лечение заболеваний пищеварительной системыклинической картины различных забо...