МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ на тему: Лечение заболеваний пищеварительной системы.
учебно-методический материал
Цели разработки занятия:
Образовательная. Создать условия для самостоятельного раскрытия студентами:
- Лечение заболеваний пищеварительной системы
- клинической картины различных заболеваний органов пищеварения;
- принципов диагностики, лечения;
- профилактические мероприятия и поддерживающая терапия.
Развивающая. Развитие элементов творческого мышления:
- умение предвидеть возможные осложнения, заболеваний органов дыхания, диагностировать их по первым симптомам и оказать неотложную помощь при ургентных состояниях
Воспитательная. Создать условия для формирования качеств творческой личности:
- организованности;
- инициативности,
- ответственности за свои действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лечение заболеваний пищеварительной системы | 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Тверской медицинский колледж»
«Утверждаю»
Заместитель директора
по учебной работе
Н.К. Тарасова_________
«___»________________г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
на тему: Лечение заболеваний пищеварительной системы.
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
ПМ. 01. Диагностическая деятельность
МДК. 01. 02. Дисциплина 1 Диагностика болезней терапевтического профиля
ПМ. 02. Лечебная деятельность
МДК. 02. 01. Лечение и оказание медицинских услуг в терапии
Автор: преподаватель терапии Кулакова Ольга Викторовна
Рассмотрена на заседании ЦМК
клинических дисциплин № 1
Протокол № от г
Председатель О.В. Кулакова
2023
При изучении темы « Лечение Болезней органов пищеварения» студенты должны овладеть общими и профессиональными компетенциями в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Общие компетенции
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 12 | Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
Профессиональные компетенции
Диагностическая деятельность | |
ПК 1. 1 | Планировать обследование пациентов различных возрастных групп с заболеваниями органов пищеварения. |
ПК 1. 2 | Проводить диагностические исследования при заболеваниях органов пищеварения. |
ПК 1. 6 | Проводить диагностику смерти при заболеваниях органов пищеварительной системы. |
ПК 1. 7 | Оформлять медицинскую документацию при заболеваниях органов пищеварения. |
Лечебная деятельность | |
ПК 2. 1 | Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп с болезнями органов пищеварения. |
ПК 2. 2 | Определять тактику ведения пациентов с заболеваниями органов пищеварения. |
ПК 2. 3 | Выполнять лечебные вмешательства при патологии органов пищеварения. |
ПК 2. 4 | Проводить контроль эффективности лечения заболеваний пищеварительной системы. |
ПК 2. 5 | Осуществлять контроль состояния пациентов с патологией органов пищеарения. |
ПК 2. 7 | Организовать оказание психологической помощи пациенту и его окружению. |
ПК 2. 8 | Оформлять медицинскую документацию. |
Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе | |
ПК 3. 1 | Проводить диагностику неотложных состояний в гастроэнтерологии. |
ПК 3. 2 | Определять тактику ведения пациента в экстренных случаях. |
ПК 3. 3 | Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе при патологии органов пищеварения. |
ПК 3. 4 | Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий при патологии пищеварительной системы. |
ПК 3. 5 | Осуществлять контроль состояния пациента с патологией органов пищеварения. |
ПК 3. 6 | Определять показания к госпитализации при патологии пищеварительной системы и проводить транспортировку пациента в стационар. |
ПК 3. 7 | Оформлять медицинскую документацию. |
Профилактическая деятельность | |
ПК 4. 1 | Организовывать диспансеризацию населения с патологией органов пищеварения и участвовать в её проведении. |
ПК 4. 7 | Организовывать здоровье сберегающую среду и проводить профилактические мероприятия по предупреждению патологии органов пищеварения. |
ПК 4. 8 | Организовывать и проводить работу Школы здоровья для пациентов с патологией пищеварительной системы и его окружения. |
ПК 4. 9 | Оформлять медицинскую документацию. |
Медико-социальная деятельность | |
ПК 5.1 | Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с патологией органов пищеварения |
ПК 5. 2 | Проводить психосоциальную реабилитацию больных с патологией пищеварительной системы. |
ПК 5. 3 | Осуществлять паллиативную помощь. |
ПК 5. 4 | Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска с заболеваниями ПС. |
ПК 5. 5 | Проводить экспертизу временной нетрудоспособности при патологии органов пищеварения |
ПК 5. 6 | Оформлять медицинскую документацию |
Цели занятия.
Образовательная. Создать условия для самостоятельного раскрытия студентами:
- Лечение заболеваний пищеварительной системы
- клинической картины различных заболеваний органов пищеварения;
- принципов диагностики, лечения;
- профилактические мероприятия и поддерживающая терапия.
Развивающая. Развитие элементов творческого мышления:
- умение предвидеть возможные осложнения, заболеваний органов дыхания, диагностировать их по первым симптомам и оказать неотложную помощь при ургентных состояниях
Воспитательная. Создать условия для формирования качеств творческой личности:
- организованности;
- инициативности,
- ответственности за свои действия.
В соответствии с программой воспитания у обучающихся формируются следующие личностный результаты и общие компетенции:
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. | ЛР 3 |
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 12 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности | |
Непрерывно совершенствующий профессиональные навыки через дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки), наставничество, а | ЛР 13 |
также стажировки, использование дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), тренинги в симуляционных центрах, участие в конгрессных мероприятиях | |
Соблюдающий врачебную тайну, принципы медицинской этики в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами | ЛР 14 |
Соблюдающий программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья граждан, регулирующие медицинскую деятельность | ЛР 15 |
Направления воспитательной работы | Общие компетенции |
Профессионально- ориентирующее (развитие карьеры, трудоустройство)
| ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
| |
Гражданско- патриотическое отношению к природе, обществу, человеку
| ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
|
Воспитание ЗОЖ и экологической культуры | ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Духовнонравственное и культурно- творческое | ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
Волонтерское направление | ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
|
Время занятия – 6 часов.
Место проведения – терапевтическое отделение стационара,
Оснащение – истории болезни, листы врачебных назначений, интерактивный учебный материал , результаты лабораторных исследований: клинический анализ крови, анализ мокроты, рецептурные бланки.
Ситуационные задачи
Литература: лекционный материал,
В.И. Маколкин
А.В. Гордиенко « Госпитальная терапия»
Лекционный материал
ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Лечение Гастритов.
Схема лечения включает в себя назначение антибактериальных препаратов, средств, регулирующих секреторную функцию желудка и средств, защищающих слизистую желудка и ускоряющих её регенерацию (гастропротекторы и репаранты).
Гастрит с повышенной секрецией.
- Диета № 1- механически, термически, химически щадящая пища., бульоны противопоказаны, так как усиливают секрецию, рекомендуются слизистые протёртые супы, яйца всмятку, нежирный йогурт.
- Антибактериальная терапия: пенициллинового ряда- амоксициллин (флемоксин салютаб), макролиды- кларитромицин, метронидазол (трихопол).
- Антацидные препараты, обволакивают слизистую желудка и нейтрилизуют соляную кислоту желудочного сока: алмагель А, НЕО, фосфалюгель, флатогель. Таблетированные формы: ренин, гастал. Назначаются 4 раза в сутки и 1 таб на ночь.
- Антисекреторные препараты: ингибиторы протонной помпы: омепрозол (омез), гастозол, рабепрозол(париет), нольпаза, нексиум. Блокаторы Н2-рецепторов гистамина : ранисан, фамотидин, ранитидин. М-холиноблокаторы: атропин, платифиллин.
- Гастропротекторы и репаранты: препараты висмута-де-нол, викалин, викаир.
- обильное щелочное питьё (Ессентуки).
- Для нормализации микрофлоры – бифиформ.
Гастрит с пониженной секреторной функцией.
- Диета № 2, рекомендуют бульоны, паштеты (селёдочный).
- Если титр хеликобактерии высокий, то проводят эрадикацию (полное уничтожение) в течение 7-14 дней.
- Для профилактики кандидоза назначают противогрибковые препараты:микосист 150 мг вечером.
- Ферменты: мезим форте, креон, панкормент, ораза, если диарея – фестал, если запоры-дигестал.
- Прокинетики (улучшают моторную функцию: мотилиум, тримадад.
- В период ремиссии – санаторно-курортное лечение Кисловодск, Кашин.
Лечение Язвенной болезни .
При неосложненных язвах лечение амбулаторное. Диета №1 –слизистые супы, яйца всмятку, нежирный йогурт, суфле, картофель. Свежие фрукты, овощи нельзя в период обострения.
Схема хеликобактерной эрадикационной терапии:
- 3-хкомпанентная= 2 антибиотика + 1 ингибитор протонной помпы, Пример: 1)амоксициллин 100мг 2 раза утро/вечер после еды 10-14 дней+ 2)кларитромицин 500 мг 2р между приёмами пищи, 10-14 дней + 3)нексиум или ультоп и др 2 раза, у/в, перед едой, 28 дней. После приёма антибиотиков – микосист 3-4 дня.
- 4-хкомпонентная =3 а/б +1 ингибитор протонной помпы + препарат висмута (де-нол 240 мг по 2 таб. утром и вечером).
желудочно-кишечное кровотечение
зависит от калибра повреждения сосуда: слабость, одышка при физической работе, рвота «кофейной гущей», через несколько часов - чёрный дёгтеобразный стул, бледность кожных покровов, низкий гемоглобин, эритропения.
Неотложная помощь.
- Уложить.
- Дать лоток.
- Положить пузырь со льдом на эпигастральную область.
- Ввести этамзилат натрия (дицинон) 12,5% 2-4 мл в/м или в/в на 10 мл физраствора.
- Подключить аминокапроновую кислоту 5%-1000 мл в/в капельно + охлажденную кислоту пить.
- Если низкое АД, то инфузионная терапия декстранами: рефортан, полиглюкин, реополиглюкин, физраствор.
- Доставить в хирургию.
Лечение Холецистита.
В период обострения показана госпитализация, но возможно амбулаторное лечение. Диета по Певзнеру.
Медикаментозная терапия.
- Антибиотикотерапия: пенициллины -амоксициллин, флемоксин, макролды – кларитромицин. фторхинолонф – таривид – офлоксацин. под прикрытием бифиформа. Курс 10 дней.
- Желчегонные средства (холеретики): аллохол, холосас, холензим.
- При выраженном болевом синдроме спазмолитики но-шпа, галидор, спазган.
- При выраженном диспепсическом синдроме – фестал, дигистал, энзистал – при запоре, при поносе – креон, мезим-форте, панкреатин.
При некалькулёзном холецистите показан тюбаж – слепое зондирование утром после ночного сна. Выпить стакан газировки без газа, лечь на правый бок, согнув ноги в коленях и тазобедренных суставах с грелкой в правом подреберье на 1-1,5 часа. Повторять 1 раз в 14 дней. Можно выписть сернокислаый магний, но он обладает выраженным слабительным эффектом.
Фитотерапия: отвар кукурузных рыльцев, цветы василька, корень одуванчика.
Лечение ЖКБ.
- Химическое растворение конкрементов. Препараты желчных кислот (урсофальк, урсосан). Лечение может быть назначено, если: а) конкременты имеют диаметр не более 1,5 см, б) заполняют пузырь не более чем на 1/3 объёма, в) пузырь свободно функционирует, г) камни не обызвествлённые, т.е. при обзорной рентгенографии области желчного пузыря они не видны. Курс лечения от 6 до 12 месяцев. Если растворения не произошло за этот срок, то лечение прекращают.
- Растворение конкрементов с введением в желчный пузырь во время ФГС через инструментальный канал аппарата тонкого многоканального зонда. Камень размывается изопропиловым или изобутиловым эфирами. Для методики необходима особая техника пока не доступная нам, но довольно распространённая в развитых странах.
- Лапароскопическая холецистэктомия.
- Холецистэктомия с обычным оперативным доступом.
- Возможна в некоторых ситуациях (случайно выявленное камненосительство) и выжидательная тактика.
Лечение Цирроза печени
Лечение.
- Рекомендации по образу жизни.
- Полный отказ от вредных привычек, в том числе - от пива.
- Диета стол №5 по Певзнеру, исключить жареное, копченое. маринованное, жирное, консервированное.
- Творог нежирный, обязательно употреблять мёд.
- Запретить носить тяжести.
- Нельзя посещать сауны, парилки, делать УФО, загорать.
- Лекарственная терапия.
- Гепатотропные препараты: гептрал, фосфаглив, эссенциале-форте, эсливер-форте, карсил, легалон, липоевая кислота.
- Ферменты: без желчи – креон, мезим-форте, араза, панкормент.
- дезинтоксикационная терапия: 5% глюкоза, физраствор, рибоксин в/в капельно.
- Гипохолестеринемическое средство + гепатопротектор, снижение сахара в крови - берлитион (октолипен) 10 дней в/в капельно с переходом на оральный прием до 2-х месяцев, актовегин болюсом 10 дней.
- В тяжелых случаях назначают глюкокортикостероиды.
- Симптоматическая терапия.
- При геморрагическом синдроме назначают этамзилат натрия (дицинон), аминокапроновую кислоту 100 мл в/в капельно.
- При асците назначение диуретиков неэффективно , делают пункцию брюшной полости –лапароцентез.
План занятия.
№ п/п | Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Время | Деятельность студента |
1 | Оргмомент. | Обозначает тему и цели занятия, способы добывание знаний. | 5 мин | Разбиваются на творческие подгруппы. |
2 | Диагностика готовности студентов к занятию. | Проверяет наличие фонендоскопов, тонометров, дневников. Разбивает на творческие группы. | ||
3 | Актуализация:
| Проводит фронтальный опрос. Подводит итог этому этапу занятия. | 20мин | Студенты отвечают на поставленные вопросы. Участвуют в разборе ошибочных ответов. |
4 | Самостоятельная работа студентов:
-сбор анамнеза, -перкуссия печени -пальпация живота, печени, -интерпретация КАК, ан. мокроты. | Распределяет студентов по рабочим местам. дает конкретные задания каждой творческой группе. Распределяет пациентов. | 150 мин | Самостоятельно работают в процедурных кабинетах, на м/с посту, Осуществляют курацию больных. Работают с историями болезней и листами врачебных назначений. |
5 | Учебные вопросы:
| Обращает внимание студентов на наиболее важные моменты в обсуждении конкретного заболевания. | 45 мин. | Студенты обсуждают учебные вопросы. |
6 | Контроль полученных знаний:
| Предлагает ситуационные задачи. Осуществляет клинический разбор больных. Оценивает результаты дополнительных методов исследования. Оценка и разбор плана лечения пациентов с патологией пищеварительной системы | 30 мин. | Решают ситуационные задачи. Творческие подгруппы докладывают результаты обследования больных. Выписывают рецепты на лекарственные препараты. |
7 | Домашнее задание. | Преподаватель даёт задание на дом:
| 5мин | Студенты записывают домашнее задание, перечень рецептов на основные лекарственные препараты. |
8 | Заключительное слово преподавателя. Преподаватель подводит итоги занятия. | Предлагает студентам сделать выводы, оценить работу каждой творческой подгруппы. | 15 мин | Делают выводы, оценивают работу каждой творческой подгруппы. |
Контрольные вопросы
- Дайте определение гастрита.
- Какие факторы приводят к развитию острого гастрита? Хронического гастрита?
- Назовите основные симптомы острого и хронического гастритов.
- Перечислите основные методы диагностики и лечения острого и хронического гастритов.
- В чем заключается профилактика гастрита (острого, хронического)?
- Каковы основные причины развития ЯБ?
- симптомы при ЯБ желудка.
- Основные симптомы при ЯБ 12п. кишки.
- Назовите основные принципы лечения ЯБ желудка и ЯБ 12п. кишки.
- В чем заключается профилактика язвенной болезни?
- Назовите Факторы риска развития ЯБ.
- Основные осложнения ЯБ.
- Ваши основные действия при желудочном кровотечении.
- Каковы основные причины развития ЖКБ?
- симптомы при ЖКБ ,
- Назовите основные принципы лечения ЖКБ
- В чем заключается профилактика ЖКБ ?
- Назовите Факторы риска развития ЖКБ.
- Основные осложнения ЖКБ.
- Ваши основные действия при печеночной колике.
Ситуационные задачи
Составьте план лечения пациента с язвенной болезнью дна желудка
Составьте план диспансерного наблюдения для пациента с ЖКБ.
Вы фельдшер бригады СМП, обслуживаете вызов по поводу кровотечения из варикозно расширенных вен пищевода, составьте план Ваших действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия на тему: "Лечение первичного туберкулеза"
В последние годы отмечается значительный рост заболеваемости туберкулезом населения всех возрастных групп, причем не только у нас в стране. Причины такого всплеска...
Методическая разработка практического занятия на тему: "Лечение первичного туберкулеза"
В последние годы отмечается значительный рост заболеваемости туберкулезом населения всех возрастных групп, причем не только у нас в стране. Причины такого всплеска...
Презентация на тему " лечение болезней крови у детей"
Презентация на тему " лечение болезней крови у детей"для проведения теоретических занятий по МДК 02.04. Лечение пациентовм детского возраста...
Презентация нам тему " Лечение заболеваний ССС у детей"
Презентация нам тему " Лечение заболеваний ССС у детей"по МДК 02.04 Лечение пациентов детского возраста...
Задания в тестовой форме по теме: Лечение пациентов с заболеваниями ЛОР-органов и органа зрения по профессиональному модулю ПМ.02, МДК 02.02 Лечение пациентов хирургического профиля
Задания в тестовой форме по теме: "Лечение пациентов с заболеваниями ЛОР-органов и органа зрения" по профессиональному модулю ПМ.02. МДК 02.02 "Лечение пациентов хирургического профиля...
Презентация на тему "Лечение зубной боли"
Презентация на тему "Лечение зубной боли",приводится сравнительная характеристика лечения зубной боли лекарственными средствами,лекарственными растениями и гомеопатическими препаратами....
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...